Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
БлаженныйПатапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI в. и началеVII.
Он происходил от родителей-христиан и был воспитан в благочестии. Пришедшив совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустынеподвизался в непрестанных трудах и молитвах. Но скоро его имя прославилось;многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда Патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирскойславы, переселился в Константинополь. Там стал он жить в тесной келии близ Влахерны,молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. Бог сподобил угодникаСвоего чудотворной силы, и все больные, с верой просившие его помощи, получалиисцеление его молитвами.
Преподобныйскончался в глубокой старости.
ПреподобныйПатапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставившийдаже родину, учит и нас, братия, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась.
Почему женужно избегать славы человеческой?
Потому, во-первых,что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым.Хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнятавозможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторымипри недостатке бодрствования над собою, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию. Преподобный Макарий Великий повествует, что некоторыйподвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелялбольных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордилсяи ниспал в самую глубину греховную.
В четвертомвеке жил в Египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и по причинеего громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладеватьим, и что он не в состоянии победить ее собственными усилиями. Старец прибегк Богу с теплейшими молитвами, чтобы попущено ему было для смирения беснование.Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего, и попустил сатане войти в него. Старец подвергался всем припадкам беснующегося в течение пяти месяцев;принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве,прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился рассудка,а старец, избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нем гордостипо поводу этой славы, возблагодарил Бога, спасшего его от погибели. Спасениесовершилось посредством незначительного томления и бесчестия пред плотскимилюдьми, которые не понимали, что по причине знамений диавол устраивал старцубедствие, а посредством открытого беснования старец возвращен на безопасныйпуть дивным милосердием Божиим.
Потому, во-вторых,внешнюю и земную славу нужно презирать, что внешняя слава сама по себе не имеетникакой цены и не заслуживает быть предметом искания для христианина, которыйдолжен стремиться к славе вечной, небесной, духовной. Об этом так говорит святительТихон Задонский.
«Честь и благородие коль за велико почитаются от сынов века сего, и сказать невозможно…Но и сей плод извне красен, но внутрь – гнил, и при нашедшей напасти и бедах,или при неизбежной для всех кончине, спадает и исчезает, как бы его не было.Тогда высокородный от простого, и господин от раба ничем не различается. Тогдавсяк познает пустое имя и титул, подобный меху надутому, но – праздному. А что с душой делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала,но сама страстям работала, людей обличала и судила, но сама совестью и закономобличается?… Что с нею?… Знаем, что Бог лица человеча не приемлет, что всякприимет, яже с телом содела, или блага или зла. Паче же в слове Его читаем,что суд жесточайший преимущим бывает (Прем. 6, 5–8). Честь убо и благородиемира сего без христианского истинного благородия большему суду и осуждению подлежат»…«Я здесь не лица благородные осуждаю, не буди то, – говорит тот же святитель,– но честолюбие и славолюбие, которое с истинным христианским благородием и верой поместиться не может, по слову Христову (Ин. 5, 44). И признаю, что языческоедело – за суетною славою гоняться, – языческое, которые того только и ищут,что чувствам их подлежит. Христианам стыдно в сем подражать язычникам, – христианам,которых сердца к иному, несравненно лучшему, благородию вера возводить должна»…
Поэтому,братия мои возлюбленные, отвергнув наружную и суетную славу, будем заботитьсяо приобретении внутренней, духовной. Один великий проповедник нашей Церкви,Филарет, митрополит Московский, так говорит об этой внутренней славе.
«Скажи украшенной храмине: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его – непорочноесердце. Он вселяется верою в сердца (Еф. 3, 17).
Скажи изящнымодеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным (Мф. 22, 12), в которомвходят на царский брак и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеянияне выткут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частью подается свыше,частью вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: облецытесяГосподом нашим Иисусом Христом (Рим. 13, 14); облецытеся во утробы щедрот благость,смиренномудрие, кротость и долготерпение (Кол. 3, 12).
Скажи роскошномупиру: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал внити и вечеряти со всяким,кто Ему отверзет двери (Откр. 3, 20). У Него иная пища: не о хлебе едином живбудет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4, 4). Емунадлежит отверзти двери сердца; отверзают же их молитва, любовь и соблюдениеслова Его: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
Скажите помысламтщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: «Удалитесь,лисы, губящия винограды (Фес. 2, 15); мы хотим сохранить Господу винограда никемне тронутый плод».
С помощьюуказанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам,братия, Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Егово внутреннем человеце (Еф. 3, 16), да, имея славу внутри, достойны явимся славывечной. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Ныне ублажаемыйсвятитель Амвросий Медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Получившиотличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г.
21 декабря Прп. Патапия(VII).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.