Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (414) → Игумен Никита (Зеленюк): «Сейчас многие ждут от Православной Церкви большей активности и более серьезной работы»

Игумен Никита (Зеленюк): «Сейчас многие ждут от Православной Церкви большей активности и более серьезной работы»

№45 (414) / 1 декабря ‘06

Епархия

— Сегодня в гостях православной телекомпании «Союз» гость из Приморья – настоятель Свято-Покровского прихода города Лесозаводск Владивостокской епархии игумен Никита (Зеленюк).
Отец Никита, расскажите нам, пожалуйста, какова цель Вашего приезда в Екатеринбургскую епархию?

— Я приехал из Владивостокско-Приморской епархии.

Это – или начало России, или конец территории России, форпост на её окраине. Приход, в котором я служу, находится в городе Лесозаводске, в пяти часах езды на север от Владивостока.
На форум «Всероссийское родительское собрание» меня привела главнейшая проблема, которая существует в нашей жизни, как церковной, так и общественной, – это проблема нравственности, взаимодействия приходов, священников, родителей со школами, с педагогами. Проблема умения противостоять размытым безнравственным тенденциям в обществе и в системе образования. Опыт Екатеринбургской епархии и опыт других гостей намного больше, чем наш, лесозаводский. И мы приехали сюда ознакомиться с этим опытом, установить контакты и научиться чему-то полезному от вас, в целом по Екатеринбургской епархии, в том числе по работе телевидения, радио, газет.
— Говоря о нравственном возрождении, как у вас в Приморском крае ведётся эта работа?
— Прежде всего, Приморская епархия, как и большинство епархий России – возрождающаяся из пепла. В начале 90-х годов у нас существовало всего 5 приходов, сейчас около 100, и большинство храмов у нас возрождающиеся. В Лесозаводске одной из проблем является отдалённость приходов друг от друга. До ближайшего прихода 40 минут езды. Я один священник на 50-тысячный город, у нас только начинается серьёзная информационная работа, ощущается недостаток в литературе, недостаток в людях, способных вести работу – и воспитательную, и информационную, и просветительскую. По благословению Высокопреосвященнейшего владыки Вениамина в епархии создан теологический факультет при Приморском государственном университете, работает епархиальное училище. Появилась возможность воспитывать свои кадры. Во всяком случае, в Лесозаводске проблема в том, что сложно информацию донести до всех людей, и сделать это силами одних приходов невозможно. Необходимо воспитать поколение прихожан – как родителей, так и учеников воскресной школы.
И у нас появилась идея сделать это, объединить все заинтересованные силы в районе в вопросах нравственности, образования, культуры, духовности и совместными усилиями более эффективно решать эти вопросы.
В нашем крае уже семь раз проходила Всероссийская Общеобразовательная конференция, посвящённая памяти святых Кирилла и Мефодия. Конференция проходила не только во Владивостоке, но и в других городах края. Важно, чтобы конференции проводились не только силами Владивостока, но и самостоятельно в городах областного подчинения.
Взаимодействие со школами, с высшими образовательными учреждениями, с прихожанами, с родителями, с педагогами и воспитателями. В этом году мы организовали общественное движение «За духовно-нравственное возрождение России» и начинаем формировать инфраструктуру этого движения. Уже полгода выходит приходская газета, создан интернет-сайт.
Нам необходимо найти заинтересованных людей в каждом городе, в каждой деревне, в каждой школе, т.е. везде найти отклик, найти своих. Нужно определиться с тем, что у нас есть, и тогда своими силами уже начинать работу.
— Батюшка, а на Ваш взгляд, какие проблемы детей, родителей, семьи есть в Лесозаводском районе?
— Одна из острейших проблем – это нехватка православной литературы, литературы о вопросах нравственности, это я чувствую как настоятель прихода. Она есть, но её не хватает, чтобы раздать, например, в школьные библиотеки.
— А книги будут читать, если их раздать?
— Это вторая проблема – недопонимание многих родителей, педагогов сути проблемы. Когда приходишь к директору школы или педагогу, начинаешь объяснять, вопрос, тогда они начинают понимать, агрессивность встречается редко. Сейчас наоборот, многие ждут от Православной Церкви большей активности и более серьёзной работы, многие приветствуют информационно- просветительскую работу. Единственное, что может объединить общество и граждан России в ценностях нашей культуры – это Православие. Больше никто не в силах возродить культуру России, в основе которой и лежит Православие, и другой культуры у нас не было. В этом ответственность Церкви самая основная. «Суд Божий начнётся с дома Божия», – это неспроста в Евангелии сказано.
Проблема есть и в том, что мне, одному священнику, даже физически невозможно успевать везде – в школах, на встречах с родителями и т.д. Главное – создать взаимодействие, чтобы педагоги знали, что есть Церковь, есть общественное движение против безнравственности, есть родители, которые переживают за воспитание детей, и если педагоги совершают безнравственные поступки или школа пытается ввести в программу образования предметы безнравственные, это так просто и безнаказанно не пройдёт. Многие люди недопонимали это, не жаловались и не препятствовали. Безнаказанность поощряет многих людей проповедовать свои антикультурные, безнравст-венные идеи. Такие факты в Лесозаводске бывают.
— С какими проблемами приходят к священнику родители? Что их больше беспокоит: вопросы образования или внутрисемейные отношения?
— Этот вопрос взаимосвязан. Бездуховность влечёт за собой неправильное отношение к педагогике, образованию. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Зачастую, родители обращаются к священнику тогда, когда иного выхода уже нет. «Батюшка, ребёнок занаркоманил, что делать? По бабкам водили, все способы испробовали, и ничего не помогает». Или ребёнка в тюрьму посадили: «Давайте молиться, чтобы его оттуда вывести». А можно было, и предотвратить всё это, сразу воспитывая нормально. Т.е. у людей пока ещё имеется недопонимание проблемы, искалеченное мировоззрение. Часто бывают проблемы такого рода – родители просят нас помочь им выстроить позицию в противовес школе как метотенденцию, чтобы противостоять оккультной программе валеологии или защититься от сектантства в школе. Недавно в Лесозаводске одна женщина – детский психолог, пыталась ходить по школам на классные часы, рассказывать об учении Рерихов, рассказывать об ауре. Родители вовремя пресекли эти незаконные действия.
— Многие родители скептически относятся к тому, чтобы ввести в школе предмет «Основы православной культуры» в ранг обязательных предметов общего образования. И тем не менее, на классные часы приходят люди с противоположной точкой зрения на мир и вкладывают в головы детей эту информацию, их допускают. Это недоработка преподавателей или общегосударственная проблема?
– Полтора года назад в Лесозаводске невозможно было помыслить о преподавании в школах основ православной культуры. В прошлом году мы добились от Районо, что 6 педагогов были посланы на курсы по повышению квалификации, в том числе по изучению этого предмета. Руководители образования на основании мнения этих педагогов ознакомились с сущностью православной культуры, и в этом году в 4-х школах в 4-х классах этот предмет был введён. А недавно закончились курсы, на которых обучались уже 37 педагогов. Система образования в нашем районе повернулась лицом к Православию, это видно нам всем. Если говорить о педагогах, я с ними встречаюсь и беседую о православной культуре, – противников нет. Среди родителей большинство тоже за введение этого предмета, исключение составляют представители сект и тех, кто явно агрессивно относится. В своём районе проблему я вижу в одном – я не успеваю посетить все школы, поговорить со многими родителями, потому что, когда происходят такие встречи, многие вопросы разрешаются. Я недавно был в одной школе на собрании родителей 7-х классов, показал книги, объяснил, все подняли руки «за!».
Говорить о каком-либо серьёзном опыте ведения ОПК ещё рано, ведь только всего в 4-х классах изучается этот предмет с сентября этого года, но отзыв из системы образования идёт положительный, руководители образования довольны, и радует, что курсы для педагогов у нас в городе состоялись. Ведь педагоги тоже заинтересованы в нравственном воспитании детей, зачастую они сами недопонимают проблемы, их вводят в заблуждение какими-либо программами и недоговаривают, что такое «здоровый образ жизни», например, в сознании валеологов. Когда такие «просветители» приходят в класс, то просят учителей не присутствовать при этой беседе, «чтобы дети не смущались», и очень часто преподаватели сами не знали, чему учат детей эти люди.
— Сейчас главный путь к духовно-нравственному возрождению России – это просвещение, образование в духовном плане?»
– Мне кажется, что это всегда был первый путь – нести просвещение, свет Христов. Вопрос в том, какими средствами. Средство Церкви одно – проповедь Евангелия. Но в наше время добавились ещё такие довольно серьёзные возможности как телевидение, радио, газеты, интернет. И мне видится очень важным шагом освоение этих информационных ресурсов, т.к. степень влияния этих ресурсов на людей очень велика, и не пользоваться этим непаханным полем просто нельзя.
Тем более возникает вопрос, что у нас мало священников, педагогов, а территория огромная, забот много, и важный момент, если я не могу посетить все деревни, то нужно создать свою газету, чтобы в деревнях она была каждый месяц, находить в людях отклик, создать свою радиостудию. Нужен противовес тем бомбардирующим СМИ, которые несут в себе антикультуру, разлагающую в человеке всё человеческое. В городе есть ряд книжных магазинов, в которых о Православии практически нет ничего. Но зато во всей красе представлены книги о магии, оккультизме, сатанизме, развращении.
Проблема возникает и в финансировании. Чтобы приходу построить свой магазин или арендовать помещение, средств нет. Мы пытались организовать свою лавку в центре города, но не смогли её содержать из-за слишком большой арендной платы. Поэтому получается, что церковные лавки находятся только на территории храма, но не все же люди заходят в храм. Многие, заходя к нам, удивляются, что в храме есть книги по истории России, о нравственности, о православной культуре.
«Каждая душа по природе христианка», и в этом смысле всё-таки большинство людей не являются откровенными сатанистами, большинство людей стремится жить нормально, вкладывая в понятие «нормально» какие-то православные ценности. Проблема в том, что за какой-то период времени происходит трансформация, извращение этих ценностей и проблема так остро стоит, что в ближайшем будущем, наверное, в обществе трудно будет найти людей, которые пойдут на союз с Церковью в вопросах нравственности. Сейчас, когда приходится говорить, что детей нужно воспитывать в целомудрии, то некоторые соглашаются, а некоторые говорят, что это глупость, давайте обучать детей контрацепции и безопасному сексу.
– Стоит ли в школе преподавать этот предмет? Ведь по большому счёту его создали и введут из благих намерений, чтобы дети знали, как предохраняться, чтобы они брали эти знания не во дворе, – т.е. из хороших побуждений».
– Я думаю, что это лукавая логика, и источник этой логики известен. Существует программа Аллана Далласа по разрушению России – это всем известно. Это аморальные, отвратительные программы, в школах им не место. Одно дело, если мы будем находить в школах православных родителей, педагогов, которые будут противостоять этому злу и нести нашу культуру в систему образования, в школы. Другое дело, что мы должны правильно и грамотно противостоять негативным тенденциям, а не скандалить. Агрессивная позиция со стороны православных людей добрых плодов не принесёт, но может быть, иногда и это необходимо, например, иногда родителям необходимо подавать в суд, и это надо понимать. Здесь нам как раз необходим опыт других епархий, где подобные проблемы уже выявлены и есть опыт грамотного противодействия, преодоления этих проблем.
Зачастую бывает так, что вопрос возник, а мы не знаем, как правильно его решить. Зачастую мы не хотим идти на конфликт с системой образования. Мы ведь не можем указывать, мы не вышестоящая организация. Я только могу сказать как священник, что в школах тоже учатся православные дети, и для них это неприемлемо, давайте искать выход из создавшейся ситуации. Давайте соберёмся «круглым столом» и обсудим проблему, – и это у нас получалось совместно.
Но что мы можем предложить дальше? Необходимо возрождать институт семьи, необходимо укреплять православные семьи, чтобы был пример здоровой, нормальной, нравственной жизни в семье, необходимо поднимать престиж многодетных семей, целомудрие, воздержание, все христианские добродетели. Необходимо разрушать похвальбы аморальному образу жизни. Необходимо создавать воскресные школы, и родителям необходимо принимать в этом активное участие. Не секрет, что проблема здесь очень большая, многие родители «спихнут детей», – пусть там батюшка сам воспитывает нравственность в моём ребёнке.
У нас был такой опыт, на приходе несколько лет работало молодёжное движение «Братство православных следопытов». Мы пытались организовывать летом турпоходы, лагеря. И здесь встала очень серьёзная проблема – был ряд родителей, которые решились поехать в лагерь помочь, а часть отказывались от этого категорически. Это беда, когда родители не хотят воспитывать нравственность в детях. Что может сделать священник со стороны, когда внутри семьи идёт безнравственная жизнь? Такой пример: в воскресной школе ребёнка научили перед вкушением пищи прочитать молитву «Отче наш…», перекреститься и благословить пищу. Пришёл он домой, перекрестился, а там папа атеист или просто непонимающий нагрубил или посмеялся, а для ребёнка это уже травма, он уже видит некоторый грех родителей и у него начинается раздвоение, ребёнок уже видит, что плохо, что хорошо. Он знает Божии заповеди и видит родителей, нарушающих эти заповеди. Это уже проблема, с которой потом возникает проблема отцов и детей – недопонимание, недоверие, противление. Пример родителей – это основание, фундамент. Семья – малая Церковь, а от малой Церкви зависит Церковь как приходская структура.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН

Расшифровка аудиозаписи – Илья ЦЫГАНЦОВ

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

 11 декабря Седмица 27-я по Пятидесятнице. Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семижен (303). Сщмч. митр. Серафима (1937). Сщмчч. Петра, Алексия, Алексия пресвитеров(1937); сщмч. Николая пресвитера (1941).

 
Епархия

В прямом эфире телекомпании «Союз» и радиоканала «Воскресение» выступила дочь легендарного полководца Жукова

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В прямом эфире телекомпании «Союз» и радиоканала «Воскресение» состоялась встреча и беседа с Марией Георгиевной Жуковой, дочерью легендарного полководца, маршала Георгия Константиновича Жукова. Мария Георгиевна, приехавшая на общественный форум «Всероссийское собрание родителей», рассказывала о своем участии в его работе. Телезрители и радиослушатели задавали много вопросов о ее знаменитом отце. По словам Марии Георгиевны, он был настоящим православным человеком. Всегда, даже в самое тяжелое время — в переломные дни Великой Отечественной, в годы сталинских гонений после войны — он уповал на помощь Господа и Матери Божией.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс