Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (414) → 13 декабря — память апостола Андрея Первозванного

13 декабря — память апостола Андрея Первозванного

№45 (414) / 1 декабря ‘06

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти Святых
Церковный календарь
14 декабря — память праведного Филарета Милостивого

 Святой апостолАндрей Первозванный, память коего совершается ныне, один из двенадцати апостолов,был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за Иисусом Христом, почемуназывается первозванным, и привел к Нему брата своего Симона Петра.

По сошествииСвятаго Духа на апостолов, святой Андрей проповедовал веру Христову по берегамЧер-ного моря, прошел Понт, Вифинию, Иверию и перенес проповедь свою в Скифию(нынешнюю Россию). По преданию, он доходил до Киева и предсказал, что на горахКиевских и во всей стране той воссияет благодать Божия. Он основал церковь в Византии, для которой поставил епископом Стахия. Около 62 года, в городе Патрасе,в Ахаии, скончался крестною смертью.
 Пред смертноюказнью при виде креста, сделанного, по приказанию проконсула Ахаии Егеата, в виде буквы X (который впоследствии между христианами стал известен под именемандреевского креста), апостол Андрей с радостью воскликнул: «О, благий кресте,давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь-то приготовленныйдля желающей души! – Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжествомприми меня!» Так взывает святой Андрей Первозванный, и в ужасах крестной смертипоставляет свое блаженство!
 Апостол АндрейПервозванный есть образец духовной радости христианина: при виде страшного орудиясвоей мучительной смерти – креста, он не только не пришел в уныние и страх,но, напротив, весьма обрадовался, что чрез крест может придти к Господу своемув Его блаженное Царствие.
 И всякийхристианин может всегда радоваться о Господе (Сол. 5, 17), в скорби и в счастье,в страданиях и благополучии, во время жизни и перед смертью.
 Какие жесредства к поддержанию в себе духовной радости?
 Радость,о которой говорим, может быть поддержана в нас, во-первых, благовременным чтениемслова Божия. Радует человека приобретение золота, серебра и других драгоценностей;но слово Божие радует благочестивого несравненно более, сильнее, живее. Испытална себе это пророк Давид. Он говорит, что закон Господень для него вожделеннее,дороже, приятнее, радостнее паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Действительно,закон Божий – отрада для души. Он возвышает человека от земли к небу, дает ощущатьне только праведнику, но и грешнику великое духовное утешение. Веселится праведник,зря в Священном Писании любовь Божию к людям праведным; утешается грешник, видяв глаголах Господних обещание милосердия Божия грешникам кающимся. Коль сладкагортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим, – восклицает святой царь и пророк Давид (Пс. 118, 103).
 Второе средствок поддержанию радости духовной есть посещение храмов Божиих. Это дело так ра-достнодля людей, сколько-нибудь чистых по сердцу, что одна мысль о приближающемсяслучае быть во храме Господнем, посетить церковное богослужение веселит их душу.Это видно из примера царственного пророка Давида. Возвеселихся, – говорит он,– о рекших мне, в дом Господень пойдем (Пс. 11, 12). По замечанию святителяИоанна Златоуста, и видимый храм Господень есть то же, что небо. От этого-то в храмах Божиих особенно действует благодать Божия и, касаясь сердец наших,рассеивает томительный, душевный наш мрак, непрерывно откуда-то наносимый, низводитво глубину душ наших новый, светлый луч веры и надежды на милость Божию и такимобразом сердца тех благоговейных посетителей церковного молитвословия, которыене имели веселия, входя во храм, обвеселяет, а радость тех боголюбивых участниковобщественного богослужения, которые и до входа во храм Божий имели в сердцесвоем благодатное веселие, подкрепляет и возвышает.
 Третье средствок поддержанию духовной радости есть воздержание от излишнего употребления пищии пития. Объедение и пьянство омрачают душу, отягощают сердце, возмущают совесть,а потому и отнимают у человека радость; напротив, воздержание, содействуя просветлениюума, освящению воли, укрощению страстей, предохранению нас от грехов, благоприятствуетвместе и поддержанию душевного веселия в человеке. Сверх того, человек воздержныйи трезвый удобнее может сохранить и свое здоровье, и свой достаток, и свою честьи мир с ближними; а эти блага жизни, как известно, много споспешествуют к охранениюи продолжению радости нашего духа.
 Дальнейшеесредство к поддержанию духовной радости есть молитва. Источник духовной радостиесть Бог. Молитва приближает нас к Богу и, приближая к Богу, поставляет насв состояние удобно почерпать в Боге радость духовную. При молитвенной близостик Богу, счастливы мы? – счастье наше еще более возвышается от мысли о благоволениик нам Божием; несчастны мы? – несчастье наше уменьшается от мысли о возможностиполучить помощь от Всемогущего Создателя, рекшего: просите, и дастся вам (Мф.7, 7). И еще: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы(Мф. 11, 28). Сверх этого домашняя молитва, сближая с Богом и давая ощущатьЕго благость, возбуждает к Нему любовь; а где любовь к Богу, там радость всегдаобильная и непрестанно возрастающая.
 Более удобноедля многих средство к поддержанию духовной радости есть милосердие к бедными несчастным, обнаруживаемое подаянием или приветливостью. Эта добродетель самаявысокая. Ее преимущественно требовал Иисус Христос от Своих последователей.Будите милосерди, – говорит Спаситель ученикам Своим, – якоже и Отец ваш небесныймилосерд есть (Лк. 6, 36). Поэтому милосердие, как особенно любезная Богу добродетель,производит в душе милосердого христианина сладкие ощущения, тихую небесную радость.
 Сильнейшеезатем средство к поддержанию духовной радости есть достойное приобщение СвятыхТаин Тела и Крови Христовых. Эта святыня есть свет, есть жизнь, есть сладчайшаярадость души христианской. Как в огне сгорает перо, так в таинственном, радостотворномпламени этой тайны все наши горести истребляются, сердце наше как бы растопляется,смягчается, обновляется, делается равнодушным ко всему греховному, воскрыляетсяко всему небесному, встречает везде веселье, торжествует, блаженствует. Славамилосердому Богу, низведшему в этой тайне рай на землю и даровавшему нам, в таинственном Своем Теле и Крови, верное средство к истреблению наших горестейи неисчерпаемый источник духовной радости.
 Наконец,последнее и самое могущественное средство к поддержанию в себе духовной радостиесть живое представление благ жизни вечной в Царствии Христа и Бога нашего,то средство, которое воодушевляло святых мучеников и давало силу дивному их терпению в муках за Христа.
 По уверениюПалладия Еленопольского в Лавсаике, в обители аввы Аполлоса было братии до пятисот,и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовалисьтакой радостью, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселья телесного.Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говорил:«Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать ЦарствоНебесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники,а идущие правым путем должны радоваться».
 Воспользуемся,возлюбленные братия, этими средствами, достаточными к поддержанию в нас радостидуха, и возблагодарим Господа, подающего нам и радость и средства к продолжениюи возвышению этой радости, необходимой для временного и вечного счастья душнаших. Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

12 декабря — память мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников

 Воспоминаемыйныне мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в IIIвеке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин,гонитель христиан.

 
Церковный календарь

14 декабря — память праведного Филарета Милостивого

 Святой праведныйФиларет, память коего совер-шается ныне, прозванный «милостивым» за свое особенноемилосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амни, прицаре Константине и матери его Ирине, в VIII веке. Он был женат и имел детей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс