Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (412) → Фестиваль «Димитриев день» в событиях и лицах

Фестиваль «Димитриев день» в событиях и лицах

№43 (412) / 15 ноября ‘06

Искусство и культура

Программа XII Всероссийского фестиваля мужской традиционной культуры «Димитриев день», состоявшегося в Екатеринбурге, вместила в себя много интересных мероприятий. Это – и открытие выставки древних музыкальных инструментов, и проведение фольклорно-этнографических вечорок, и концерт воинской песни, и показательные выступления мастеров русского рукопашного боя, и массовые бои «Стенка на стенку»…
Наш корреспондент рассказывает сегодня о состязаниях в силе, ловкости и выносливости, которые проходили в парке Дворца молодежи.

Зрители тесным кругом обступили несколько боевых площадок, громким криком и аплодисментами встречая и поддерживая каждого нового участника. На одной площадке сошлись в единоборстве мастера рукопашного боя, на другой – традиционного русского кулачного боя, на третьей ребята показывали свое мастерство во владении боевыми ножами, на четвертой шли показательные бои мастеров меча и клинка. Кто-то выступал в костюмах, созданных в полном соответствии со старинным воинским облачением, кто-то – в русских косоворотках, кто-то – в камуфляжной форме… Но не было сомнений в том, что все современные бойцы и мечники – настоящие русские богатыри, пронесшие через века высокий духовный настрой русского воинства, сохранившие традиции его боевого искусства.
В коротких перерывах между поединками я пообщалась и с участниками боев, и со зрителями – с гостями Екатеринбурга и местными жителями. Все они в один голос говорили, что чувствуют высокий душевный настрой, испытывают чувство гордости за наш город, который так весело и гостеприимно встречает гостей.
Именно гостям города и фестиваля мы предоставляем сегодня слово.
Моим первым собеседником стал Григорий Николаевич Базлов, кандидат исторических наук, член правления Российского фольклорного союза, президент Федерации традиционных русских боевых искусств. В рамках XII Всероссийского фестиваля мужской традиционной культуры «Димитриев день» гость из Твери провел семинар по русскому рукопашному бою «Буза». Григорий Николаевич в Екатеринбурге – не первый раз, поэтому может сделать некоторые выводы о проведении фестиваля, о возрождении в городах Урала православных традиций и фольклорного творчества.

- Я помню самый первый фестиваль, который проходил 12 лет назад. Тогда просто собралось несколько друзей и решили сделать «Димитриев день» – праздником, праздником и для фольклористов, и для людей, занимающихся рукопашным боем. Тогда Областной Дом фольклора очень тесно сотрудничал с людьми, занимающимися русским рукопашным боем. Первый фестиваль состоялся, он понравился всем – и его организаторам, и участникам.
В то время в разных городах России проводили, скажем так, престольные праздники своих храмов, и на них приезжали гости со всей страны. Началось с празднования «Масленицы» в Питере, где и состоялся первый поединок рукопашного боя «стенка на стенку». Сражаться против питерцев традиционно ездила Тверь. Но так как гостей всегда меньше, чем хозяев, то всегда по два-три человека из других городов страны вставали за нас. Так и происходило первое знакомство, перерастающее затем в добрую дружбу.
А потом в разных городах, в больших областных центрах сложились традиции проведения православных праздников, на которые приезжали все, кто мог, со всех городов и весей России.
Екатеринбург стал основоположником фестиваля «Димитриев день». Очень активная поддержка бойцов-рукопашников шла от местных фольклористов. Произошло очень интересное явление, когда русские рукопашные поединки и кулачные бои были объединены с народными песнями и плясками, кадрилью и хороводами, с балалаечными наигрышами и переборами гармошки. Но самое главное – все действо с первого года его проведение проходило под духовным окормлением Русской Православной Церкви.
Таким образом, соединились три очень важных момента, поэтому неудивительно, что фестиваль «Димитриев день» очень быстро вырос, обрел свой собственный статус, стал знаменит в России.
- Григорий Николаевич, к сожалению, в нынешнем году Областной Дом фольклора почему-то отошел от проведения фестиваля. Я считаю, что это как-то необдуманно: потому что вырастить дерево тяжело, а срубить его легко.
- В этой связи хочется привести опыт Новосибирска. Там, под духовным окормлением архиепископа, при поддержке администрации, для людей, занимающихся фольклором, было выделено большое здание, создан Центр духовной православной культуры, где занимаются и рукопашным русским боем. И там сейчас собираются до семидесяти общественных организаций для проведения семинаров, фестивалей, детских фольклорных и военно-патриотических лагерей. Дети, подростки и молодежь занимаются русским рукопашным боем, изучают фольклор, основы православной культуры… И таким образом воцерковляются, принимают в сердце Бога и веру.
- На обучающем семинаре, который Вы проводили, много было заинтересованных людей, старых знакомых и новичков?
- Много. Но сама по себе «Буза» – это только фрагмент русского рукопашного боя. Конечно, это важно, это очень нужно, потому что это не только борьба или спорт, это – воспитание души, возрождение русских народных православных традиций. Поэтому нужно идти дальше, чтобы и фольклористы, и Церковь более плотнее сотрудничали с нами.
Может быть, не все это знают, но очень многое в организации и проведении фестиваля «Димитриев день» прежде держалось на отце Евгении Пестереве. Сейчас он ушел из жизни, и кто-то должен подставить ему на смену свое плечо, понести эту нелегкую ношу дальше.
Вот говорят, что в кулачном бою руку надо сжимать в кулак – чтобы пальцы не изломать и определенную нагрузку выдержать. А вспомните старую притчу, когда отец по прутику переламывает веник, а целый веник сломать не может. Мне кажется, когда-то воедино собранный в Екатеринбурге «веник» сейчас рассыпан по прутикам, и если удастся его собрать вновь, то, я думаю, это будет и победа, и завоевание жителей Екатеринбурга. И для России это будет очень важно.

Не в силе правда, а в вере
Впечатлениями о фестивальных мероприятиях делится настоятель храма в честь Святой Троицы поселка Красногвардейский Артемовского района иерей Николай Трушников.
- На «Димитриев день» мы приехали с ребятами воскресной приходской школы. Это – будущие защитники Родины, и мы должны воспитывать их в духе патриотизма. На фестивале мы нынче первый раз. Главная цель — пусть ребята посмотрят, заинтересуются, чему-то научатся. А в дальнейшем мы попробуем в нашей школе создать секцию рукопашного боя.
- Отец Николай, а Вы сами когда-нибудь принимали участие в рукопашных боях?
- Как, наверное, все мальчишки, в детстве я, конечно, дрался. Но потом занимался и самбо, и боксом…
- Что для Вас лично значит фестиваль мужской традиционной культуры?
- С традиционной русской культурой я знаком достаточно давно. Пока не был священником, вплотную занимался фольклором: пел и танцевал в народном ансамбле. Я тогда жил в Первоуральске, где очень богатые фольклорные традиции. В свое время вместе с сотрудниками Областного дома фольклора ходил в экспедиции, записывал старинные народные песни, обряды, традиции. Поэтому мне хочется, чтобы мои нынешние воспитанники тоже прикоснулись к народной культуре, к духовным родникам нашей страны.
В нашем народе, в нашей культуре очень богатые воинские традиции. Просто со временем некоторые из них мы, к сожалению, утратили, их вытеснили новомодные восточные единоборства… Конечно, последние тренируют и совершенствуют тело, но ведь они не воспитывают в наших ребятах дух патриотизма. Есть у нас хорошие ребята, которые занимаются каратэ, дзю-до, но чего-то в этих видах борьбы не хватает… Наверное, живинки какой-то… настоящего русского духа в них нет.
И когда тот же Григорий Николаевич Базлов и его сподвижники-единомышленники занялись возрождением традиций русского рукопашного боя, это меня очень обрадовало.
А «Димитриев день» для меня – праздник особенный. Хочу, чтобы и для всех молодых парней он был таким. Чтобы они знали о покровителе Русского воинства Димитрии Солоунском, о православных традициях проведения этого праздника. И то, что на фестиваль традиционной мужской культуры собралось так много молодежи, тоже радует. Сюда пришли ребята, которые не будут в будущем «косить» от армии, не отстраняться от ответственности по защите Отечества, станут нашей опорой и надеждой.
- Если в вашей приходской школе появится кружок рукопашного боя, кто будет тренировать ребят?
- Я. Кое-какими навыками и приемами я владею, есть у меня знакомые люди, у которых есть чему поучиться. Да и сын мой старший тоже увлекается русским рукопашным боем – всегда поможет и поддержит.
- Отец Николай, Вы отметили, что многие молодые люди нынче стараются уклониться от воинской службы, и это Вас беспокоит. А сами Вы служили в армии?
- Да, я служил в Кургане, в войсках противовоздушной обороны. И до сих пор с удовольствием вспоминаю это время. И всех своих учеников-воспитанников настраиваю на то, что они должны служить в армии. Это – обязанность и долг настоящих мужчин. По-моему, парень, который не прошел службу в армии, очень много потерял в своей жизни.

«Уральская артель» – сборная России
Всех участников рукопашных боев и зрителей веселили и «зажигали» певцы в русских народных костюмах, с гармошками и балалайками в руках. Казалось, нет конца-края их репертуару. Задорные частушки пришлись по нраву многим, и уже через несколько минут слушатели вовсю подпевали артистам:
«Восемь месяцев не дрался,
кулаки заржавели,
только вышел за ворота –
фонарей наставили»;
«Мы с моим соседом Генкой
встали биться «стенка в стенку»,
он ударил по плечу,
а я кричу: «Еще хочу!»

Сами артисты называли себя «Уральская артель», но при этом добавляли – сборная России. Моим собеседником стал один из основателей этого коллектива, доцент Ижевского государственного университета, член Общества русской культуры Игорь Викторович Килин.
- Впервые мы встретились друг с другом в конце прошлого века, на занятиях по русскому рукопашному бою, которые проводил Александр Кормильцев из Первоуральска. Объединило нас то, что все мы представляем общества трезвения разных городов России. А потом стали ежегодно собираться дней на десять то в одном городе России, то в другом… Самым любимым местом наших сборов вскоре стали озера Челябинской области. Во время таких встреч происходит не только общение людей-единомышленников между собой и обмен опытом, но и проводятся обучающие семинары, лекции по отучению от вредных привычек: винопития, табакокурения, азартных игр. По сложившейся традиции обязательно проводятся вечорки, причем – настоящие, у костра, до самого утра.
- Откуда у вашего коллектива такое интересное и необычное название?
- Оно появилось в ноябре 2000 года, когда мы собрались на семинар в Первоуральске. Среди нас были представители обществ трезвения и фольклорных коллективов из Омска, Ижевска, Первоуральска, Новоуральска, Екатеринбурга, многих городов Челябинской и Курганской областей. С тех пор стало доброй традицией, что на многих православных праздниках, проходящих в их родных городах, мы и работаем «своей артелью». В Екатеринбурге мы собираемся обычно на «Димитриев день». Мне очень нравится этот праздник, и то, что его организовали и продвигают в вашем городе, это — великое дело.
Остановлюсь на самом главном для себя мероприятии, которое проходит в рамках фестиваля. Это – проведение тематических фольклорных вечорок. Вечорки ведь не только развлекательная концертная программа с песнями, танцами, играми в традиционном народном стиле. Они учат культуре, имеют большое познавательное и воспитательное значение.
Специально для участия в такого вида вечорках мы сшили себе традиционные народные костюмы: для женщин – сарафаны, для мужчин – рубашки-косоворотки. И поняли, что испытываем совершенно другое ощущение, когда выступаем не в футболках, скажем, или спортивных костюмах, а именно в расшитых, подпоясанных рубашках. Подпоясанных, а не распоясанных. Вот смотришь иногда выступление того же ансамбля Надежды Бабкиной, который уверенно называет себя народным коллективом, и волосы дыбом встают: и сами артисты какие-то распоясанные, и репертуар их оставляет желать лучшего.
Есть у меня существенное замечание и по проведению нынешнего фестиваля. Мне не понравилось такое разделение его участников: одни собирались в Екатеринбурге в Центре культуры «Молодежный», где проходила фестивальная вечорка, другие – в Первоуральске, на базе фольклорно-этнографического клуба «Воля», где проходила работа творческо-этнографической лаборатории коллективов-участников фестиваля. Эти вечорки должны быть объединяющими, и для их проведения все должны собираться вместе. Ведь на таких мероприятиях очень многому учишься. Просто приезжаешь потом к себе домой, и все, что увидел и услышал, передаешь уже своим местным фольклористам.
У себя в Ижевске мы, например, проводим такие вечорки регулярно, раз в неделю, но и то нам не хватает 2–3 часов. Бывает, засиживаемся по 4–5 часов. А тут на фестиваль собрались люди почти со всей России, и «на все про все» отвели только четыре часа в Центре «Молодежный» и четыре часа на базе ДК имени Гагарина… Этого явно не достаточно.
Ведь что из себя представляют такие тематические православные народные вечорки-посиделки? – Через них народ познает свою культуру, они становятся духовно целительными и для участников фольклорных коллективов, и для зрителей. И те, кто хотя бы раз принимал в них участие, в дальнейшем совершенно по-другому будет слушать народные песни, и смотреть на традиционные народные танцы будет совершенно по-другому.
А что касается «Уральской артели», то она в разных городах трансформировалась в небольшие фольклорные коллективы со своими названиями. Правда, у нас в Ижевске мы частично сохранили свое первоначальное название и называемся «Ижевской артелью». К ее деятельности стараемся и студентов своих подключить, и по школам ходим. Но это – не ансамбль, который занимается только концертной деятельностью, потому что на наших вечорках не бывает простых зрителей, все они в той или иной степени становятся участниками действа, которое происходит в зале.
Я надеюсь, что Екатеринбург, как и прежде, будет объединяющим звеном с одной стороны, и с другой стороны – духовно-просветительским центром. Возьмем, к примеру, вечорки, прошедшие в Центре культуры «Молодежный». Ну, нет зрителей в зале… Почему? Это тоже типичная наша ситуация, когда недостаточно сработала реклама, когда не было проведено «зазывание» жителей города для участия в посиделках. Помню, когда мы в своем городе первый раз проводили вечорку «Уральская артель», мы просто пошли по ближайшим дворам и приглашали всех, кто попадался нам навстречу, зайти к нам в клуб. И когда в Первоуральске мы решили первую, учебную, вечорку провести для жителей во дворе одного многоквартирного дома, мы не только развесили на самых видных местах объявления-анонсы, но и пошли по дворам, буквально со скамеечек поднимали бабушек и дедушек и приглашали на праздник.
Идем, песни поем, частушки, смотрим, к нам уже местные жители присоединяются, – интересно им стало, любопытно: кто такие и зачем пожаловали? Обошли несколько улиц, подошли к обозначенной площадке, а двор уже полон.
Конечно, если идейным основателем в Первоуральске у нас был Александр Кормильцев, который вплотную занимался изучением и пропагандой русского народного единоборства, то рукопашный стиль, танцы, песни и игры, которые неразрывны с ним, стали частью нашей деятельности. Мы научились «под драку» петь и играть песни и частушки, которые «заводят» бойцов и поднимают настроение болельщикам. Некоторые частушки берем из книги Грунтовского «Русский рукопашный бой», некоторые сочиняем сами, да и народ наш любит сочинять частушки. Есть у нас в репертуаре творчество жителей Тюмени, Удмурдской республики, многочисленных уральских сел…

«Раззудись, рука, размахнись, плечо…»
Этот молодой человек становился главным героем во многих схватках и в рукопашной борьбе, и в кулачных боях. Его имя уже через несколько минут знали все зрители и участники соревнований. Артем Яковлев. Не удивительно, что мне захотелось поближе познакомиться с этим красивым, крепким парнем – настоящим русским богатырем.
- Я из города Красноуфимска, представляю городское казачье общество «Русь» Оренбургского казачьего войска. На фестиваль из нашего города приехало более пятидесяти человек – из патриотических православных клубов областного объединения «Дружина» Красноуфимска, Новоуральска, Первоуральска, Богдановича, Салды, Екатеринбурга и Краснотурьинска. Четыре дня мы жили прямо в храме в честь Вознесения Господня, участвовали в храмовых богослужениях и других мероприятиях в жизни прихода. Приходил к нам отец Александр Сандырев, беседовал с нами, благословил на предстоящие бои.
Накануне фестиваля у нас состоялись собственные соревнования по рукопашному бою.
- Откуда у Вас такое мастерство, сноровка, стремление к победе?
- В принципе, спортом я занимаюсь давно, хотя собственно борьбой начал увлекаться сравнительно недавно. Однажды пришел к такому выводу: если ты хочешь по-серьезному наниматься с ребятами, хочешь их чему-то научить, что-то им рассказать о жизни вообще, нужно быть им во всем примером, нужно самому что-то уметь. По складу своего характера и мировоззрения само по себе насилие я не принимаю, стараюсь его всегда избегать. Но казаки – это, прежде всего, защитники, и их сыновья должны воспитываться именно в этом направлении служения Отечеству.
Вот для того, чтобы пересилить себя, для того, чтобы уметь показать что-нибудь ребятам, я и сам стал заниматься рукопашным боем. Приходишь в спортзал, отрабатываешь какие-то приемы, а потом учишь этому пацанов.
- Артем, когда Вы вели схватки и во всех выходили победителем, многие зрители даже кричали: «Ну, уступи ему, поддайся хотя бы немножко, дай возможность другим почувствовать вкус победы!» А Вы это не сделали. Почему? Не любите проигрывать?
- Во-первых, увлеченный боем, я даже и не слышал этих слов. Но если бы и слышал, я, наверное бы, не поддался. Потому что в этой борьбе я еще в принципе не достиг высокого мастерства, потому мне и хочется не просто выйти и побороться, но и победить.
- Какой вид боя Вам более по душе: кулачный или рукопашный?
Мне нравятся оба вида, хотя они такие разные между собой. Рукопашный бой – это бой наиболее приближенный к жизни, к защите. Это – не спорт, а именно прикладное искусство, направленное на самозащиту, это традиционный русский вид борьбы.
- Вы, конечно, немного поскромничали в оценке своих достижений – мы все были свидетелями Ваших побед и выступлений, в которых Вы продемонстрировали и силу, и владение приемами… А в обычной, повседневной жизни Вы даете себе какой-нибудь моральных обет: допустим, не обижать слабого, не стукнуть его лишний раз в подворотне, хоть он и напрашивается на это всем своим поведением…
- Есть несколько таких слов, которые я всегда говорю себе и ребятам. «Умелый воин побеждает нехотя» (китайская поговорка), а русский воин не любит войну, он просто умеет это делать. И, самое главное – человека, любящего насилие, Бог не любит. Когда ты совершаешь какое-то насилие, ты теряешь Бога. Те теряешь близость с Богом, мир в своей душе, у тебя остается пустота.
Некоторые всерьез считают, что насилие – это приятно, что оно дает человеку возможность влиять на судьбы других людей. Это многим доставляет удовольствие, и они поддаются этой страсти, не задумываясь о том, что своими поступками и помыслами они теряют Христа. В своей жизни нужно всячески и всегда избегать насилия. И только тогда, когда кто-то обижает близкого тебе человека или возникла потребность защиты собственной жизни, можно применить свои знания и умения. Но – только в самом крайнем случае.
Не зря же православные христиане в самые трудные минуты своей жизни обращаются к Богу с простыми словами: «Спаси и сохрани!». И Господь почти всегда спасает – это 99 процентов.

«Есть женщины в русских селеньях…»
Увидеть женщину в возрасте с мечом или клинком в руках во время битвы и в прежние времена можно было крайне редко. Неудивительно поэтому, что взгляды многих зрителей были прикованы именно к одной женщине, которая управлялась с мечом не хуже своих воспитанников – молодых парней. Знакомимся.
- Меня зовут Марина Геннадьевна Казанцева, я – специалист по этнографии Муниципального учреждения «Центр русской народной культуры «Лат» славного старинного уральского города Шадринска. Мы занимаемся восстановлением традиций русской народной культуры, занимаемся большой исследовательской, экспозиционной работой. У нас очень хороший музей. Но работаем мы и по многим другим направлениям. К примеру, сейчас пробуем восстановить годовой круг православных праздников, которые приемлемы для современной городской среды.
С нами вместе сосуществует юношеская этнографическая студия «Веселуха» и клуб ролевого фехтования «Родник». Вот они сегодня здесь и представлены. Они проведут показательные бои, примут участие в единоборстве, встанут «в стенку»… Они к этому привычны. Кроме того, они поют народные песни, танцуют кадриль, водят хороводы. У нас вообще дети, подростки, девушки, юноши очень спокойно существуют в русле традиционной русской культуры.
Это – очень нестандартные дети, с гибким мышлением, понимающие какие-то иные духовные ценности, моральные ориентиры, чем те, которые навязывает им современная массовая культура. И они воспринимают то, чему мы их пытаемся научить, очень даже легко и просто. Вот посмотрите на их костюмы, на их танцы, послушайте как они поют… Разве здесь нужны какие- либо комментарии?
- Кроме Ваших воспитанников я видела и лично Вас в бою. Восхищения заслуживает Ваше умение владеть мечом…
- Конечно, мастерство у меня не на уровне взрослого мужчины, но владею мечом вполне прилично. Хотя это не показательно и не традиционно для славян. В самой изначальной, традиционной славянской культуре считалось, что кровь рода священна, поэтому славянские женщины никогда не брали в руки оружия, они выступали на защиту своего жилища и детей только в самых крайних случаях, когда поблизости не оказывалось воинов-защитников. Но все же история сохранила и такие сведения, что в дружине Александра Невского была женщина-воительница. Ну и, конечно, все помнят кавалерист-девицу Надежду Дурову времен Отечественной войны 1812 года…
Я понимаю, что основное предназначение женщины в христианской культуре — рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, но бывают какие-то исключения и из этого правила.

Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Социальное служение

В новоуральском социально-реабилитационном центре «Радуга» состоялся концерт учащихся воскресной школы Серафимо-Саровского храма

 Екатеринбург,8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В социально-реабилитационном детском центре «Радуга» города Новоуральскав данный момент пребывает 25 воспитанников.

 
Искусство и культура

Уральский государственный народный хор открывает 63-й концертный сезон

Екатеринбург, 2 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Уральский государственный народный хор открывает 63-й сезон.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс