Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (409) → 31 октября — память апостола и евангелиста Луки

31 октября — память апостола и евангелиста Луки

№40 (409) / 22 октября ‘06

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти Святых
Церковный календарь
1 ноября — память пророка Иоиля

 Святая Церковьныне в своих песнопениях прославляет святого Луку, память коего совершаетсяныне, как евангелиста и писателя «Деяний апостольских», и как врача. СвятойЛука родился в Антиохии и принадлежал к числу 70 апостолов, избранных СамимГосподом.

Во время страданий Господа, после поражения Пастыря, рассыпались овцыстада, и святой Лука оставил Господа. Когда весть о воскресении Спасителя дошладо Луки, то он не веровал от радости и удивлялся. Из такого смутного состояниявывел его Сам Господь, явившись ему на пути в Эммаус. Спаситель шел с Лукоюи Клеопой до Эммауса не узнанный и убеждал их в истине Своего воскресения словамиСвященного Писания. Затем Он объявил им Себя во время преломления хлеба и сталневидимым. По сошествии Святого Духа на апостолов святитель Лука в сане епископабыл сотрудником апостолов Петра и Павла в распространении веры Христовой.
 СвятительЛука был сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаныизображения Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и апостоловПетра и Павла.
 СвятительЛука скончался мученической смертью, быв повешен в Ахаии на оливковом дереве,около 95 года по Рождестве Христовом.
 Святой апостоли евангелист Лука, бывший врачом и, следовательно, считавший вполне возможнымсоединение обязанностей врача с высоким званием апостола и евангелиста, обличаеттех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди зараженывесьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать.
 Есть люди,которые в оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: «врачине спасут, когда не спасет Бог». Правда, без Божией помощи не действительнопособие самых опытных врачей. Но из этого следует не то, что не нужно и грешноприбегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам, а вместе и первее всего ко Господу Богу. Поэтому и Сирах, даваясоветы болящему, говорит ему: в болезни твоей не презирай, но молися Господеви,и Той тя исцелит, отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого грехаочисти сердце твое. Потом Сирах продолжает: даждь место врачу: Господь бо егосозда, и да не отступит от тебе: благотребен бо ти есть (Сир. 38, 9, 12).
 Иные потомупочитают грехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуютсяв своих суждениях об этом слепой верой в судьбу. «Кому суждено от Бога в известноевремя умереть, – говорят они, – тот умрет при всех пособиях врачеб-ного искусстваи при соблюдении всех правил ос-торожности, а кому выздороветь, тому нечегобояться смерти, хотя бы он совсем не лечился». Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обра-щалиськ Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности требует, чтобы мы в болезняхискали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак. 5, 14), и в лице апостола Павла, заботившегося о здоровье ученика своего Тимофея (1 Тим.5, 25), указывает нам образец для подражания. К чему же все подобные внушенияслова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу,совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нассобственных наших усилий в деле устроения нашей участи?
 Те, которыепочитают грехом лечиться как по слепой вере в судьбу, или безусловное предопределениеБожие о своей судьбе, так и по другим каким-либо причинам, находятся в опасностивпасть, вместо этого мнимого греха, в грех действительный, самый тяжкий: своейбеспечностью о восстановлении здоровья они могут ускорить свою смерть, а черезто сделаться виновниками в грехе самоубийства (о чем страшно подумать).
 Пусть такиелюди припомнят следующие слова святителя Григория Богослова: «Если я решусьистомить свое тело, – говорит святитель Григорий Богослов, – то некого мне будетупотребить в сотрудники в добрых делах; а я знаю, для чего я приведен в бытие,– знаю, что мне должно восходить к Богу посредством дел… Итак мы обязаны заботитьсяо теле – сем сроднике и сослужителе души; ибо хотя и виню его, как врага, за то, что терплю от него; но я же люблю его, как друга, ради Того, Кто соединилменя с ним».
 Некоторыеотказываются от врачебной помощи на том основании, что будто святые не одобрялилечить болезни и не лечились сами. Неосновательность этого предрассудка не труднообнаружить. Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегалико врачам или домашним врачебным средствам. Так святой Сампсон Странноприимецбыл вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своегоподававше исцеление».
 ПреподобныеКир и Иоанн, святые Косма и Дамиан – были также врачами, святой Феофилакт устрояли больницы.
 Святые такжеприбегали и к врачам. Так, в житии преподобного Зосимы Финикийского пишется,что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена раниласебе спицею око, то святой епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом тогопатриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу,тут бывшему, лечить больную врачеваниями.
Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии святогоАфанасия Афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращалсяв гору Афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболелиноги, что на них появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжатьпути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растерее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места святогоАнтония платком – и облегчилась болезнь Антония.
 В житии преподобнойЕвпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева,собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила святая Евпраксия,приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когдаЕвпраксия, зацепившись за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту.
 Итак, отвергнуввредные предрассудки, будем, братия, в необходимых случаях обращаться к врачебнойпомощи, помня, что главный источник исцелений есть Господь, к Которому преждевсего и нужно обратиться за помощью. Она и будет подана, если мы благодатнымисредствами уврачуем свою душу от грехов, в большинстве случаев главных причинвсех наших болезней; а за сим не возбранно будем искать помощи у врачей, которыхГосподь может после нашего покаяния умудрить нам во спасение.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Медленно,да успешно Природапроизводит впечатление легкости, непринужденности, как будто она ничего не делает,хотя в действительности она так непрестанно занята деланием, как будто назавтраготовится к смерти.

 
Церковный календарь

1 ноября — память пророка Иоиля

 Прославляемыйныне святой Церковью, пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизниего известно весьма мало.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс