Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
–Владыка, обращается Сергий: «Задача православного христианина – это борьба со злом, т.е.
с грехом. Каким образом можно точнее, правильнее и надёжнее противостоятьагрессии зла? А зло многолико: бывает хитрым и подкрадывается, а бывает, что явно атакует. Я понимаю, что молитвой и постом, но бывает, что невозможно избежатьжизненной ситуации, когда видишь, что человек агрессивно к тебе настроен или наоборот, хитро подбирается с какими-то вопросами, даже на библейские темы,и можно попасть в сети. И ещё одно пожелание – не хотелось бы видеть в храмахженщин в брюках».
– Главнаязадача православного христианина – это борьба со злом, как вы правильно сказали.Зло бывает и явным, и тайным. Очень важна добродетель в борьбе с тайным злом,это внимание, которому святые отцы придают серьёзное значение. Если мы будемвсегда внимательны к себе, своим мыслям, чувствам, желаниям, то будем сохранятьв себе духовно-молитвенный настрой и Господь откроет нам лукавство, и мы сможемпредупредить движение зла против нас, против ближнего нашего. Но если мы столкнулисьсо злом, есть другая добродетель – это смирение и терпение. Этими добродетелямитоже можно противостоять злу.
Что касается второго вопроса, мы давно говорим, что давно пора православнымженщинам оставить эту моду и одеваться в женские одежды, которые очень красивыи богоугодны, и полезны для здоровья. Современная медицина говорит, что хождениеженщин в брюках негативно сказывается на их здоровье. С точки зрения здоровья,нравственности, духовности нужно победить в себе гордыню, самолюбие и одеватьсяв ту одежду, в которую женщина одевалась всегда – в платье. Что не способствуетвозбуждению страстям, соблазнам. А соблазн есть великий грех, который не прощается.Он приносит зло человеку, который является предметом соблазна, и который соблазняется.Желательно, чтобы мы все поняли и стремились к тому, чтобы нравственность и духовность были на первом плане.
– Вопрос от Анатолияиз Липецка: «Существуют ли нормы поведения прихожан во время богослужения? Что важнее и нужнее – благоговейно участвовать в общей молитве или в любое времяслужбы передавать по цепочке свечи? Будет ли отказ от передачи свечей являтьсяотсутствием любви к ближнему?»
– В храмемы должны благоговейно, со страхом Божиим внимать тому, что поётся и читается,участвовать в богослужении – молиться теми словами и песнопениями, которые поютсяи читаются в храме. Необходимо стоять благоговейно, не озираясь по сторонам,а когда бывают моменты, что не слышно или слова непонятны, нужно молитву продолжитьв своём уме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Бывает, что люди приходят на службу немного позднее, и они хотят передать свечи. Я думаю,что в этом мы не должны отказывать, а должны с любовью принимать эту про-сьбу,проявляя тем самым любовь и уважение к ближнему, участвуя в добром деле – жертве,которую он хочет совершить, ставя свечку за здравие или упокоение. Если мы с любовью, соучастием и пониманием подойдём к этому доброму делу и не будем раздражаться,то и свой молитвенный настрой мы не потеряем. А если будем гневаться, осуждать(«зачем, почему они мешают»), то сами себе сделаем плохо и отвлечёмся от молитвыэтими мыслями – осуждающими, недовольством против ближнего своего, и совершимгрех.
Поэтому,нужно как послушание, безропотно, без рассуждений взять и передать свечу. Этозаймёт несколько секунд, и если сделали мы это от души, это будет хорошо.
Бывает и такое, что человека просят передать, а он даже не обращает внимания и продолжаеткак будто молиться. Будет ли такая молитва настоящей, сосредоточенной, внимательной?Ведь в душе у человека в это время кипит недовольство…
Лучше всего приходить в храм вовремя, совершить всё, что положено христианину– поставить свечи и приложиться к иконам, затем встать на удобное место для богослужения. Но мы не должны осуждать человека, опоздавшего на службу, а нужноотноситься к нему с любовью и уважением.
– Звонок из Чувашии:«Я нахожусь в несчастливом браке с мужем 36 лет. Могу ли я его оставить и принятьмонашество?»
– Вы находитесьв браке, поэтому должны нести свой крест до конца жизни, переносить все трудности.Ваш брак должен сохраниться. В браке нужно рожать детей, воспитывать их – в этом и есть радость и счастье брачного союза.
– Звонок из Подмосковья:«Я учитель английского языка, а настоятель монастыря не позволяет иеромонахузаниматься языком. Я, конечно, женщина, но обучаю его, у него родственники в Америке. Как быть в этом случае?»
– Надо слушатьсянаместника, ему лучше знать, нужно ли иеромонаху изучать английский язык. Еслив этом есть необходимость, наместник вас сам благословит с ним заниматься.
– Вопрос из Кировградаот Галины Яковлевны: «Как вести себя, когда смотришь чтение утренних и вечернихмолитв по телевизору?»
– Мы должныстоять у нашего святого уголка перед иконами, слушать слова молитв и молитьсявнимательно, не отвлекаться на суетные дела по дому. Очень важно, чтобы словамолитвы прошли через сердце.
– Вопрос из НижнегоТагила от рабы Божией Фотинии: «Я знаю человека, который больше года навязчивораспространяет клевету на иеромонаха из Вашей епархии в письменной и устнойформе, в том числе на открытых судебных заседаниях. Никакой реакции от РусскойПравославной Церкви на это не следует. Смиренность по отношению к клеветникамнепонятна людям светским и невоцерковлённым, они воспринимают молчание как согласие.Считаете ли Вы возможным и необходимым отстаивать доброе имя своих чад, прихожанепархии, священнослужителей и давать отпор клеветникам?»
– Много писемя не раз получал, клевещущих на отца Сергия Романова. Были некоторые проблемы,но мы их с Божией помощью решили, так что всё нормально, больше особых проблемне было.
Каждый христианин, тем более монах, терпит разные искушения, испытания, принимаетклевету и молится, чтобы Господь вразумил клеветника. Отец Сергий это всё воспринимаетспокойно, как настоящий христианин, и не обращает внимания на клевету. Конечно,он переживает, встречается со мной, мы обсуждаем эти вопросы и он, слава Богу,успокаивается и готов переносить дальнейшие трудности в этой жизни.
– «Владыка, а как простой человек, не монах, мирянин, должен относиться к клевете?»
– Мирянинтоже должен являться исполнителем воли Божией, Евангельского учения, где Господьучит, что нужно молиться за обидящих, оскорбляющих, и не проклинать их, а благословлятьэтих людей. Находясь на Литургии, мы слышим, как поётся на третьем антифонезаповедей блаженств: «Блажени изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное,блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжущеМене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мы должнырадоваться, когда гонят нас не за какие-то злые проступки, и тогда мы укоризныпринимаем по достоинству. А когда мы терпим за безвинность нашу, тогда мы должнырадоваться, что получаем награду на Небе, если мы житейские трудности будемсоизмерять с точки зрения вечности. Для чего мы и живём на земле – чтобы сонаследоватьЦарство Божие. «Блажени изгнанные правды ради», ради правды они гонимы, укоряемы,унижены, и мы должны радоваться, что ради терпения этой правды они будут блаженнына Небесах.
Когда мытак думаем и настраиваем себя, то меньше всего терпим трудностей, потому что они возникают не только оттого, что человека унижают, а оттого, как он принимаетэти унижения. Если мы тяжело принимаем оскорбления и унижения, то ещё большенагнетаем в своей душе атмосферу недовольства и мучаемся вдвойне. Когда же мыполучаем оскорбление даже не по достоинству, но принимаем как возможность черезтерпение этой укоризны и неправды получить через это Божие благословение в ЦарствоНебесное, то это нас радует. Мы готовы понести скорби и унижения ещё большиеи укрепляемся в этом терпении, а благодать Божия нас так укрепляет, что мы можемтерпеть спокойно это и даже не иметь никакого раздражения, недовольства или осуждения, потому что мы знаем, для чего – ради правды Божией и Царства Его,ради вечной блаженной жизни.
– «Владыка, когдая приступаю к чтению Ветхого Завета, начинаются неприятности. Евангелие прочитала4 раза, а Ветхий Завет не могу дочитать. По радио слышала, что прежде чем егочитать, нужно прочитать Евангелие 7 раз. Объясните, почему происходят искушенияот чтения Ветхого Завета? Когда можно приступать к его чтению?»
– В нашейдуховной жизни руководителем является Евангелие, в котором мы можем черпатьдля себя то направление в жизни, которое нам необходимо, чтобы совершенствоватьсяв духовной жизни от силы в силу. Если вы не можете читать Ветхого Завета, то и не нужно укорять себя в этом. Придёт время, и вы более подготовленной сможетечитать Ветхий Завет без искушений. В нём есть повествования о жизненных ситуациях,которые могут быть соблазном для некоторых читающих. Если хорошо подготовитьсяжизнью своей по заповедям Евангельским, то и Ветхий Завет легче будет читаться,он будет для нас поучительным примерами жизни святых пророков и людей, жившихв те времена.
– Раб Божий Александриз Нижнего Тагила спрашивает: «Часто приходится слышать, что Бог благословилнам вино. В Евангелии от Иоанна Богослова сказано о первом чуде, о претворенииводы в вино, но о благословении там ничего не говорится. В Псалтири написано,что «вино веселит сердце человека», но речь идёт о вине для Таинства. Многиебатюшки благословляют пить вино, но может быть в наше время пить вино это ужегрех?»
– Да, мызнаем о чуде в Канне Галилейской, где Господь по просьбе Своей Матери воду претворилв вино для того, чтобы провести брачное торжество. Господь благословляет намвсё, что дано в этой жизни, в меру. А если нет меры в употреблении спиртныхнапитков, то мы должны отказаться от этого навсегда. Есть люди, предрасположенныек чрезмерному винопитию. Они думают: «Немножко выпью», но это «немножко» превращаетсяв упиение и переходит в запой. Для таких людей вино – это яд, вред для жизни.В уставе Церкви прописано, в какие дни и какая пища должна употребляться на трапезе – или молочная, или рыбная. И там же говорится, что можно небольшуюмеру вина употребить во время трапезы. Я подчёркиваю, что это благословляетсядля тех людей, которые могут удержаться от винопития, у которых нет пристрастияк спиртным напиткам.
Люди, знающие свою немощь и слабость, берут благословение у священника (а еслив монастыре, то у настоятеля) и не употребляют вина. В нашей Епархии есть общество«Трезвение», которое активно действует, и люди, подверженные страсти винопития,вступают в общество, радуются жизни без спиртных напитков, исправляются, живутхорошо и не сокрушаются, что они не употребляют спиртного.
Надо знать и видеть себя, знать свою немощь, и правильно решать вопрос по употреблениюспиртных напитков.
– «Моя дочь потерялакрест, который надела при Крещении. Является ли это плохой приметой? И что делатьв таких случаях?»
– Мы не должныдумать о разных приметах. Нехорошо, что так случилось, нужно на Исповеди покаятьсяв этом, приобрести в храме другой освящённый нательный крестик и быть внимательнеек себе, чтобы больше так не случилось. За детьми надо присматривать, чтобы крестбыл всегда на груди.
Господь милостив и простит за утерянный крестик, сохранит под сенью ЖивотворящегоКреста от всякого зла.
– Галина из Южно-Уральскаинтересуется: «Мы хотели бы узнать от Вас об антихристе, о его страшной печати,и как нам, христианам, от неё сберечься?»
– В книге«Апокалипсис» об этом говорится, что будет такое время, когда придёт антихристна землю, и некоторое время будет властвовать над миром. Как апостол говорит,мы живём сейчас во времена, когда беззаконие в действии. Ещё апостолы говорили,что они находятся в преддверии пришествия антихриста. Мы не знаем, когда этобудет, но знаем одно, если будем сохранять в себе крепкую веру в Бога, сохранимсебя в чистоте, то нам не страшны будут никакие вражьи нападения, никакой антихрист.Если мы будем с Богом, Он нас сохранит и убережёт от всякого зла, а если мыбудем служить и Богу, и дьяволу, то, конечно, нам грозит опасность. Надо житьпо воле Божией, быть полностью преданными воле Божией, а не своей воле, т.к.наша воля греховная и уводит нас в грех. Нужно постоянно проверять себя – живём ли мы по воле Божией. Жизнь по Его воле – это борьба, это подвиг. Нужно постаратьсяотвергнуть себя от своих пристрастий, увлечений, стараться всеми силами отречьсяот своей воли и жить по воле Божией. Иисус Христос говорил: «Если ты хочешьследовать за Мной, то отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».Если мы будем выполнять эту заповедь постоянно, то нам антихрист будет не страшен.Отречься от себя – значит бороться со своей гордыней, самостью, мирскими пристрастиями,стараться жить по заповедям, которые Господь оставил нам в Евангелии.
– «Можно ли читатьтруды старца Паисия, и как относиться к штрих-кодам, ИНН?» – интересуется Светлана.
– Богословскаякомиссия Московского Патриархата заявила, что штрих-коды не являются ещё печатьюантихриста, и нам не их нужно бояться, а греха. Мы, к сожалению, обращаем вниманиена внешнюю сторону, а грех считаем нормальным явлением и не испытываем к немунеприязни. На нас навалился тяжёлый страх, что если примем коды, то совершимчто-то страшное, а своих согрешений боимся меньше. Надо обратить внимание на свою душу, на свои слабости, немощи, на свою греховную испорченность и исправлятьеё с помощью благодати Христовой. И если все мы, православные христиане, живущиев нашей стране, возьмёмся за духовное исправление нашей жизни, то, я думаю,Господь так устроит, что не нужны нам будут никакие коды, ИНН. Он, видя нашеполное исправление, отвратит от нас страшное время. Это время придёт тогда,когда умножится беззаконие, а за умножение беззакония иссякнет любовь в нашемобществе.
Чем больше людей будут жить по заповедям, детей рожать и правильно их воспитывать,тем дальше Господь удалит от нас страшные времена. Он хочет, чтобы все спаслисьи в разум истины пришли. Всё зависит от нас.
– «Брак был не венчан, мы разошлись, но продолжаем жить как муж и жена. Будем ли мы нести наказаниеза такую жизнь, и дети, рождённые до развода?»
– Вы сейчаснаходитесь в незаконном брачном союзе, его нужно узаконить. Нужно зарегистрироватьбрак и повенчаться, получить благословение Божие на совместную жизнь через таинствоВенчания. И тогда всё будет в порядке.
Прежде нужно прийти в храм и исповедаться, раскаяться в этом грехе – блуде,потому что вы живёте не по Божиему закону.
Нужно быстрее это совершить. Сейчас как раз большой период между постами, и до начала Рождественского поста вы смогли бы повенчаться, и таким образом узаконитьсвой брачный союз. И дети, которые будут рождаться – будут законнорожденные.А дети, рожденные в браке, в котором вы сейчас находитесь, являются незаконнорожденными.Чтобы узаконить и брак, и детей, нужно узаконить брачный союз в ЗАГСе и повенчатьсяв Церкви.
– Елена из Екатеринбургаспрашивает: «Моя родная сестра регулярно пользуется услугами «целителей» Мариныи Бориса. Она доверяет им, так как они говорят, что у них есть благословениеот Владыки. При этом они показывают документ с печатью и подписью Владыки Викентия.Хотелось бы узнать, так ли это?»
– Никакихподписей я никому не давал! Я не знаю этих «целителей» и никаким «целителям»я не даю благословения на их деятельность! Я всегда говорю о том, что если у нас есть какие-то недуги, болезни, в основном, конечно, духовные – это даётсянам за наши грехи, Господь через эти болезни призывает нас, чтобы мы раскаялись,исправились и жили по законам Божиим.
Мы имеемтесные контакты с врачами и больницами, имеем при больницах храмы, в которыхсовершаются богослужения, куда приходят больные за благословением перед началомлечебного курса или операции. И молитва, и врачебное искусство помогают человекув исцелении недугов душевных и телесных. А «целителей» мы не приветствуем, онипредвосхищают благословение или берут его на что-то другое и считают, что этоблагословение именно на «целительство». Ко мне приходит много людей, и говорят:«Владыка, благословите», а я отвечаю: «Бог тебя благословит». Но они в уме своёмдумают, что я благословил их на «целительство», и везде говорят, что они благословленына это дело.
Если человекможет помогать людям природными средствами, травами, то мы им говорим, чтобы,во-первых, они обращали внимание на душу человека, направляли его в храм на Исповедь, чтобы начать своё исправление от грехов, а потом уже помогали емуисцеляться от телесных болезней. Бывает и так: человек начинает лечить своюдушу через таинства церковные – и ему уже не надо лекарств природных, так как корень зла извлечен из души, и человек освободился от своей болезни. А еслиболезнь не прошла, то через это Господь призывает человека к более глубокойрелигиозной жизни, и болезнь его не оставляет, пока он полностью не воцерковится,не укоренится в вере. Тогда уже Господь даст исцеление от недугов.
Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии был создан по Указу Преосвященного Никона (Миронова) 1 апреля 1994 года. Этим же Указом возглавлявший тогда Екатеринбургскую кафедру Владыка Никон (ныне настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках) назначил руководителем новосозданного отдела священника Димитрия Байбакова.
Екатеринбург, 9 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В течение нескольких дней находился в Екатеринбургской епархии иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Ловечский Гавриил.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.