Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (407) → Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Началось вымирание нашего народа»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Началось вымирание нашего народа»

№38 (407) / 8 октября ‘06

Первосвятитель

 Тема,на которую Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился побеседоватьс корреспондентами «Московских новостей», настолько же интимна, насколько и актуальна: демографический кризис. Речь идет о позиции Церкви по отношению к внебрачным связям, абортам и разводам, правам родителей и детей.

По убеждениюПатриарха, каждый нерожденный ребенок имеет право на жизнь, а рожденный — на полноценную семью, любящих родителей и достойное образование.
 Обычно Патриархне дает печатным СМИ интервью, как говорится, напрямую. Это происходит черезего референтов. Исключение — радио и ТВ, где личное участие необходимо.
 Это все понимаюти принимают. График главы Русской Православной Церкви расписан на полгода впередпо минутам: ежедневные богослужения, многочисленные поездки по стране, встречис послами, министрами, президентами.
 Но нам удалосьпобеседовать с Его Святейшеством лично. Встреча состоялась в патриаршей резиденциив Чистом переулке. Алексий II вышел к нам без всяких церемоний, тепло поприветствовали с мягкой улыбкой пригласил присесть за стол, в зале, в котором он обычно и принимает послов, министров и президентов.

 - Ваше Святейшество,Президент Путин видит выход из демографического кризиса в эффективной миграционнойполитике, снижении смертности и повышении рождаемости. Какие пути решения проблемывидит Церковь?
 - Разрешениепроблем демографии в последнее время объявлено задачей государственной важности,и с этим трудно не согласиться. Издревле дети считались благословением Божиим,а бездетность – проклятием. В 2004 году Архиерейский Собор Русской ПравославнойЦеркви принял особое обращение по вопросам демографии. В нем говорится, что сегодняшняя демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами. Поэтому выход нужно искать в сохранении и возрождении святости семейной жизни. Добрачные и внебрачные половые связи, аборты,усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней, и «планированиесемьи», которое заключается в отказе от рождения детей, – все это ведет не толькок уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации,стимулирует демографический кризис, подрывает семейное счастье многих поколений.
 Количествосовершенных в последнее десятилетие абортов ужасает. Столь легкое отношениек жизни, которое еще и культивируется некоторыми организациями, ставит под угрозубудущее нашего Отечества. Мы дожили до страшного времени, когда началось вымираниенашего народа.
 Государствои общество должны поддерживать семью не экономически, что тоже очень важно,но и морально. Иметь много детей должно быть престижно. Отец и мать, достойновоспитавшие множество чад, должны пользоваться особым уважением и участливымвниманием.
 - Общество, пустьне так яростно, как раньше, но осуждает женщин, родивших детей вне брака. Как относится Церковь к подобному положению вещей?
 - Нужно приветствоватьженщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать,оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенноесли учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожатьдетей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщинк аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество. За поступки, которые мы совершаем, мы рано или поздно обязательно ответим. Господьдолго терпит, но больно бьет.
 - Возможно лиотмолить аборт, снять с души этот грех?
 - Искусственныйаборт рассматривается всеми религиями мира как убийство. Святитель Василий Великийговорил: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства».Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт.
 В равнойстепени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие эту операциюи назначающие абортивные средства, доброхоты, подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу абортов, производит и продает абортивныесредства. Также ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже(мужчине), который не препятствует совершению аборта женой. Тяжесть этого грехане различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлениемпротив Бога и человеческой жизни.
 Но Господьмилостив и дает нам возможность очиститься. Каждый грех, в том числе и этот,можно отмолить своей жизнью, искренним раскаянием и покаянием. Но нельзя, чтобыпосле этого женщина шла и, как говорится, с чистой душой совершала подобноеснова и снова.
 - Часто жизньбывает несправедлива: те, кто страстно желает иметь детей, физически этого не могут. Отчаявшись, многие родители решаются на «суррогатное» материнство, обращаютсяв Центры репродукции человека. Может ли Церковь благословить бездетную паруна искусственное оплодотворение?
 - Конечно,Церковь не приветствует подобные вещи, но сегодня она относится к этому терпимо.Сейчас очень много больной молодежи, это я вижу в монастырях, куда приходяти где остаются молодые люди. Молодежь нездорова в силу разных причин, и мы не можем не поддержать их желания создать полноценную семью.
 Если плодвынашивается матерью естественным путем и весь процесс не противоречит законамприроды — с этим нужно мириться. Хотя такие операции не только весьма дороги,но и далеко не безопасны как для здоровья матери, так и для здоровья будущегомалыша. Но есть и другой путь, менее радикальный, но более надежный и правильный.Можно усыновить ребенка, и он принесет не только счастье в дом, но и уверенностьв завтрашнем дне, заполнит существующую пустоту и даст осознание, что вы не одни, а главное, не останетесь одни в будущем.
 Сейчас в России нарушен институт семьи. Детские дома переполнены сиротами и беспризорниками,причем у многих живы родители. Когда я посещаю приюты, с содроганием слушаюрассказы детей, как они бежали из дома, скитались, голодали, через что многимпришлось пройти. Это совершенно здоровые, красивые ребята, которые мечтают толькооб одном – иметь родителей.
 - Какой же должнабыть настоящая семья?
 - «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог»,– говорит апостол Павел, и православная духовная традиция дает развернутое толкованиеэтих слов. Семья в православном понимании — это не «взаимовыгодное партнерство»,а прежде всего единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака подчеркиваетсяприсутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Брак естьслужение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супругаи чад. Только в браке по-настоящему возможно воспитание детей.
 - Молодежь сегоднядовольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь?
 - Христианскийбрак исключает добрачные и внебрачные половые связи – его основанием, средипрочего, является безусловная верность друг другу.
 - А как Церковьотносится к бракам, заключенным в ЗАГСах? Действительно ли они считаются греховными?
 - ПравославнаяЦерковь признает гражданские браки. Но с точки зрения Церкви, их не коснулосьблагословение Божие, что происходит во время таинства Венчания. Там есть проникновеннаямолитва о деторождении, трогательная молитва о наших родителях, благословениекоторых считается залогом прочного и счастливого брака: «Помяни, Боже, и воспитавшиеих родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».
 - Бытует мнение,что в православной традиции роли мужа и жены четко распределены. Мужчина – главасемьи, добытчик и, как говорится, «имеет право», а участь женщины – быть кроткой,послушной домохозяйкой, и у нее есть только обязанности. Так ли это?
 - Конечно,это не так. Как мужчине, так и женщине принадлежит особая роль в браке. Этоне значит, что один из супругов может неуважительно относиться к другому, принуждатьего к чему-либо. Должно быть согласие, которое скрепляет брачный союз. Еслисупруги, как призывал людей апостол Павел, «добровольно носят бремена друг друга»,– это создает почву для искреннего мира в семье.
 Наверное,не стоит вмешиваться в семейную жизнь, утверждая список обязанностей мужа и жены, ведь если люди живут «в любви, в союзе мира», освященном церковным таинством,то Бог даст им силы преодолеть трудности семейной жизни. Под сенью же храмавсегда можно найти поддержку в этом нелегком подвиге.
 - Среди молодежисейчас стало модно венчаться, при этом они не задумываются об истинном смыслетаинства. Многие после обряда довольно быстро расходятся. Как на это смотритЦерковь?
 - Я понимаюмолодых людей, которые стремятся пройти обряд, ведь помимо духовного смыслаэто еще очень красивая церемония. Молодожены хотят, чтобы осталась память. Но когда пара приходит в храм, им рассказывают о том, что брак должен быть единственныйи на всю жизнь. Они должны подготовить себя, поститься, исповедоваться, причаститьсяи пройти таинство, все хорошо обдумав.
 - Если пара все же распалась, как можно «развенчаться»?
 - В Патриархиюпишется письмо с просьбой о снятии венца. Если это по обоюдному желанию, то пара получает благословение на расторжение церковного брака. Также венец снимаетсяс вдов или вдовцов. В ситуациях если один супруг был неверен другому и кто-то из них просит развода, на совершение повторного обряда венчания нужно отдельноеблагословение: его, если посчитает возможным, может дать священник церкви, в которой пара решила обвенчаться.
 - Сейчас многоговорится о необходимости духовно-нравственного возрождения общества. Что предлагаетЦерковь для сохранения национальных традиций?
 - Основойвозрождения является заложенное Богом в душу человека нравственное чувство,которое предполагает прежде всего любовь к Богу и ближнему. Важным свидетельствомдуховного обновления общества является готовность некоторых его членов на подвигради веры, и таких примеров известно нашей Церкви множество. Зримым проявлениемдуховного возрождения является восстановление и строительство храмов и монастырей,развитие церковно-приходской жизни. В храмах все больше молодежи и людей среднеговозраста: пожилые женщины, на которых выстояла наша Церковь в советские годы,сейчас становятся меньшинством на церковных праздниках и богослужениях. Всебольше молодых семей с детьми. Небывалого расцвета достигла издательская и информационнаядеятельность Церкви. Сегодня издается столько книг и периодических изданий,сколько не издавалось до революции, не говоря о радио, телевидении и интернете.
 Впрочем,возрождение народа не сможет продолжаться, если молодое поколение будет лишенознаний о своих духовных корнях, которые находятся в Православии. Поэтому мывыступаем за введение на добровольной основе, но в сетке часов культурологическогокурса «Основы православной культуры» в школе.
 - Противникиэтого предмета упирают на то, что навязывать религию через государственную школунедопустимо.
 - Надуманностьаргументов «против» становится все более очевидной. Духовные традиции, бережнохранимые Церковью, – это существенная часть наших традиций вообще. Общество,отказавшееся от духовных традиций или лишенное их насильственно, лишено будущего.К сожалению, далеко не все считают духовный мир чем-то необходимым, находясьв плену у своих страстей и придерживаясь культа вседозволенности. Таковых постигнетсильное разочарование и в этой жизни, и в будущей. Но наша Церковь готова протянутьим спасающую руку.
 На самомделе «Основы православной культуры» и другие подобные предметы уже преподаютсяво многих регионах страны. Это делается по желанию педагогов, родителей, самихучащихся. Нигде это не привело к межрелигиозным и межнациональным конфликтам,которыми нас пугают противники преподавания в школе положительных знаний об одной из религий. Никаких негативных последствий не породило и преподаваниев ряде регионов ислама, а в национальных школах – того же ислама и иудаизма.
 Мое глубокоеубеждение – каждый человек должен знать историю культуры своей страны, а всянаша история основана на Православии. Надеюсь, государство даст этой практикегарантированное право на жизнь во всех регионах России. Конечно, современникуследует знать что-то обо всех религиях, традиционно представленных в стране.Такие знания могут преподаваться и в виде отдельного предмета, но прежде всего– в рамках курсов истории, литературы, обществознания. В любом случае подобноеобучение не должно исключать углубленного постижения культуры именно своей религии.Ведь родители имеют право на то, чтобы их дети получали образование в согласиис теми убеждениями, которых придерживаются в семье.
 Главное же– школа не должна уклоняться от нравственного воспитания, в том числе основанногона религиозной этике. Мало знать сухие исторические факты или иметь представлениео памятниках культуры. Детям нужно напомнить, как традиционные религии относятсяк разводам и супружеской неверности, к национальной вражде и терроризму, к пьянствуи наркотикам.
 - Ваше Святейшество,как бы Вы могли напутствовать читателей «Московских новостей»?
 - Один из праведников, Серафим Саровский, сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутсявокруг тебя». Я думаю, каждый на своем опыте знает, если у нас спокойно на душе,это распространяется на окружающих, и наоборот. Начиная создавать мир в своейдуше и делиться этим, мы сохраняем сохраняющее нас. Да пребудет с вами Господь!

 СПРАВКА
 Ужасающуюстатистику привел руководитель Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологииРАМН, главный акушер-гинеколог России Владимир Кулаков. В России ежегодно делается1, 7 миллиона абортов – это официальная цифра. По неофициальным данным – до 6миллионов. По количеству абортов в мире Россия лидер – 70 процентов! Позадиостались перенаселенные Индия и Китай. В 2004 году число абортов превысило числородов: было зарегистрировано 1, 6 миллиона абортов и 1, 5 миллиона рождений. От 10 до 15% абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7–8%женщин становятся бесплодными. Сейчас в России 78 миллионов женского населения.Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) – 39, 1 миллиона. Из них 30% страдаютгормональными нарушениями и гинекологическими проблемами – различные осложненияпосле венерических заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенкадо срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4 миллионамужчин репродуктивного возраста. Печальный итог – 15% семейных пар не могутиметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200–250 тысяччеловек.

Екатерина Рожаева,
«Московские новости»

29 сентября 2006 г.

Патриархия. Ру

 
 
Первосвятитель

Патриарх Алексий направил свое приветствие организаторам, участникам и гостям II Общероссийского съезда социальных работников

Дорогие братья и сестры!  Сердечноприветствую всех вас, собравшихся ныне в первопрестольном граде Москве для участияво Втором Общероссийском съезде социальных работников. Также поздравляю васс 15-летием со дня введения квалификации «Специалист по социальной работе»и специальности «Социальная работа» в высших и средних специальныхучебных заведениях.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс