Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (403) → Кандидат педагогических наук священник Владислав Нечаев, клирик храма в честь Рождества Христова г. Екатеринбурга: «Духовные дарования детства как предмет деятельности педагога»

Кандидат педагогических наук священник Владислав Нечаев, клирик храма в честь Рождества Христова г. Екатеринбурга: «Духовные дарования детства как предмет деятельности педагога»

№34 (403) / 8 сентября ‘06

Съезд законоучителей

В свое время «предметом воспитания» назвал человека К.Д. Ушинский в своем основополагающем и судьбоносном для отечественной научной педагогики труде «Человек как предмет воспитания: очерки педагогической антропологии». Несмотря на привычность формулировки, она поднимает ряд вопросов для думающего педагога, а именно: как педагог (человек) может распоряжаться судьбой воспитанника, делая его предметом собственной деятельности? Не исключает ли такой подход саму возможность Божественной педагогики, которая никогда не отнимает у человека личную свободу религиозного самоопределения? В статье духовные дарования попадают в поле зрения педагога и требуют приложения значительных усилий, что становится еще более ответственным, так как деятельность направляется на божественный дар. Имеет ли смертный человек право прикасаться к дарам, поданным не от людей?

Все эти вопросы появились не сейчас и раскрывают суть спора между натуралистами – этими романтиками в педагогике, считающими, что в ребенке уже все есть, что необходимо для личностного становления, стало быть, педагогическое дело сводится лишь к созданию необходимых условий для самовоспитания, и трансценденталистами, всегда стремящимися глубоко преобразить человека с позиций инородного ему (религиозный трансцендентализм – с позиций нетварного, духовного, божественного) бытия. Вот как раз понятие «духовные дарования детства» примиряет обе эти позиции, так как речь идет о том, что «естественно», ибо характеризует самое существо детства (детству – здесь соответствует дело приятия и проживания дара в противоположность несению подвига взрослости). С другой стороны, внутренняя безмятежность, жажда справедливости, восприимчивость к прекрасному, внутренняя целостность жизни, обращенность к творчеству, простота веры, обширность надежд, сопричастность страданию и радости всего мира, несомненно, не просто биологические особенности возраста, а дары свыше, подобные дару первой (призывающей) благодати всякому верующему перед обращением к христианскому пути. Господь словно показует человеку то совершенство по дару Своему, достижение чего впоследствии потребует великих трудов. Здесь проясняется наша глубокая соприродность детству, ибо разница между взрослым и ребенком не в содержании жизни, которое должно быть обращено к вечному, а лишь в способе обретения. Именно поэтому ребенок может выступать в известном смысле образцом для взрослого («…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Одаривание, принесение человеку «жизни с избытком» представляет собой непременный момент Божественной педагогики, так как наделяет человека духовной свободой избрать уже прожитое, опытно ему известное. Подобный образ воспитания способен напитать ребенка поистине бесценными сокровищами для души. Обретаемый внутренний свет души, постоянно взыскующий «того опыта», «того посещения», благодарное и умилительное чувство к Творцу всяческих, побуждение пребывать в богообщении и сохранять его тайну, очевидное знание о своем предназначении, – все это в конечном итоге восходит как к своему истоку к воспитанию посредством божественного дара.

Само представление о духовных дарованиях детства допускает различные толкования, однако, чаще всего понимается как добродетели, присущие в исключительной степени детству. Их состав и описание внутренней природы значительно прояснили бы само детство в глазах многих взрослых. Тем не менее, сейчас хотелось бы коснуться больше того порядка жизни ребенка, который соотносится с праведностью детства и позволяет сохранить и умножить эти первые добродетели. Данный порядок можно выразить через те коренные реальности, которые пронизывают всю детскую жизнь.

1. Дар. Никто так, как дети, не ощущает такую необходимость жить по бескорыстному закону дара. Это подразумевает готовность ждать, настроиться в жизни диалогически, когда весь мир исполнен обращениями лично к тебе, и, вместе с тем, готовность быть ответным (ответственным). Обязанность почитать Бога как Бога, как Любящего Отца включает в себя такое детское состояние упования и ожидания помощи. В современной педагогике, которую справедливо назвать излишне рассудочной, своекорыстной, логика педагогических интересов часто не нуждается в подарках друг другу.

2. Лицо. Редко встречается такой искренний проблематизирующий себя интерес к другому человеку, как у ребенка. «Избрав другом ближнего – я и сам стану другим» — эту истину ребенок знает всей своей жизнью. В конечном счете ребенку в земном бытии предстоит подготовиться к жизни Царствия Божия – радоваться сопребыванию с Богом, Пресвятой Богородицей, Ангельскими Ликами, Святыми. Остается порадоваться тому, что у ребенка такая способность открыта с детства, поэтому-то он и способен глубоко воспринять авторитет воспитателя и быть истинным учеником. Если с этой точки зрения сформулировать главную задачу воспитания как приобретение способности глубоко воспринимать жизнь другого лица, то можно только поразиться тому, как много в современности ребенок занят общением с миром всего мертвого и обезличенного.

3. Путь. Настоящая педагогика немыслима беспутной, не заботящейся о проблеме смысла жизни. Утрата пути взрослыми именуется суетой, а ребенок, как известно, всегда занят лишь самым важным. Способность обозреть свою жизнь целиком и в самом главном — это признак трезвенной и покаянной души, и ребенок не мыслит свою жизнь иначе как путешествие. Он с любовью сохраняет воспоминания, постоянно готов изменить мнение о себе, если взрослые говорят о достижении им уже большей степени взрослости, буквально живет мечтой о том, что ожидает он в своей жизни. О том же движении к Богу повествует и жизнь Церкви в великих делах Божиих: Рождество, Введение во Храм, Сретение, Пасха, Вознесение.

4. Дом. Должное состояние души – состояние «дома», когда найдено счастливое исполнение своего предназначения. Дом обретается не материально, а духовно, вместе познанием Божией Воли о тех людях, обстоятельствах, служении, которые будут сопутствовать тебе всю жизнь. Сейчас жизнь так ускорилась, что вещи даже, казалось бы, неразменные стали очень легко меняться. Смена брака, работы, образования, любимой книги, гражданства и т.д. – обычное явление. Все это рассеивает атмосферу дома, которая впервые в душе ребенка раскрывает конкретное содержание вечности – ибо дом не перестанет им быть никогда.

 
Церковь и общество

Предмет «Основы православной культуры» вводится как обязательный курс в четырех российских регионах

С нового учебного года предмет «Основы православной культуры» станет компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях. Еще в 11 регионах православный предмет будут преподавать на факультативной основе.

 
Съезд законоучителей

Профессор, кандидат психологических наук монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»: «Анализ образовательных концепций. воссоздание или разрушение образа божия?»

Существуют два основных типа образования: так называемое «светское», реализуемое через все многообразие государственных образовательных учреждений, и духовное, осуществляемое через систему церковно-приходских школ, православных гимназий, духовных семинарий и академий. Деление это обусловлено не только тем, что в современной России Церковь отделена от государства, но и тем, что преподавание в них имеет разные цели и строится на разных принципах, образующих две основные образовательные концепции.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс