Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Павел Абрамович, в тридцатых годах XX века город Екатеринбург потерял фактически все православные святыни XVIII века, которые украшали наш город на протяжении 200 лет. Сейчас среди некоторых слоев общества возрождается мысль о том, что эти храмы нужно восстанавливать, и в первую очередь Богоявленский кафедральный собор на площади 1905 года.
Как Вы считаете, сдвигается ли с «мертвой точки» вопрос о восстановлении Богоявленского кафедрального собора?
– К нам в Фонд поступила масса обращений от объединений, граждан, организаций с просьбой этот вопрос довести до логического завершения. В 1774 году был построен этот собор. Это был главный собор нашей Епархии. Под его стенами были захоронены три правящих архиерея того времени. В 1930 году власть приняла решение сначала о закрытии собора, а затем об уничтожении.
Таким образом, собственника, т.е. Епархию, лишили собственности. (Отклоняясь от темы, я скажу, что это имеет свои логические итоги и привело к тому, что человек мусорит, идя по улице, в подъезде пачкает стены надписями, он выгуливает собак на детских площадках, – т.е. молодое поколение растет в грязи). По юридическим законам собственность должна быть возвращена собственнику.
Под поверхностью площади 1905 года находится фундамент, и в ноябре прошлого года по нашему заказу «Уралтесис» проводил сейсмографическое исследование площади. Исследование подтвердило, что там находится фундамент этого собора, и он не имеет никакого отношения к памятнику Ленина, они друг другу не мешают, находятся в стороне друг от друга. Молодежь нового поколения не понимает, – они гуляют, празднуют, танцуют на месте храма, захоронений. Это грешно.
Мартирологи не смогли найти документы о захоронениях людей. Люди помнят, что там были могильные холмики, кресты. Возле храмов всегда хоронили лучших людей города, меценатов. Возможно, там чьи-то предки захоронены. Если мы не будем чтить память наших предков – не понятно, какое нас ждет будущее. Граждане, объединения, партии обращаются с просьбой: «Просим помочь в восстановлении этого храма».
– Недавно была создана община Богоявленского кафедрального собора, и Вы были избраны старостой прихода. Почему это произошло? Фактически этого собора нет, под землей есть фундамент, но община уже создалась и, как я понимаю, Вы хотите ее зарегистрировать?
– Храма нет – как строения, остался фундамент, но исторически – как он был, так и есть. Богоявленский кафедральный собор уничтожили незаконно. Община – это объединение людей, составляющих основу собора, которые то, что было исторически, будут пытаться юридически претворить в жизнь. Собравшиеся люди – это несколько профессоров из наших учебных заведений, несколько священников. Меня выбрали старостой. И сейчас это будет юридически регистрироваться, мы будем иметь право предъявлять и заявлять какие-то требования для того, чтобы по ним принимать решение. Было проведено собрание учредителей, был принят устав, принят руководящий состав объединения этих людей, было принято решение по дальнейшему направлению деятельности. Можно присоединиться к нашей общине, для того, чтобы сделать то, что является хорошей составляющей нашего общества.
– Богоявленский собор был красивейшим зданием города Екатеринбурга, в стиле барокко, его сравнивали с Петропавловским собором в Санкт-Петербурге. Уничтожив этот собор, Екатеринбург потерял свое историческое лицо. Сейчас существует несколько проектов восстановления. Какой проект восстановления поддерживаете Вы? Как Вы считаете – это может вписаться в исторический облик нашего города? Этот вопрос – один из главных камней преткновения, т.к. на нашей центральной площади проходят парады, митинги, и все еще стоит памятник Ленину…
– Это действительно было очень красивое строение, и если собор восстановят таким, каким он был, – это будет правильное решение.
Во многих других государствах не забывают то, что было в прошлом, там во многих центральных местах настоящий сплав времен. И если так будет у нас – это хорошо, а уничтожать – это неправильно.
– То, что это было неправильно уничтожено, сейчас с этим, наверное, все согласны. Если говорить о современном облике Екатеринбурга, то это индустриальный центр, храмы у нас есть, а площадь – место молодежных сходок. Вы сказали, что встречается желание со стороны людей о восстановлении собора. Но другую точку зрения со стороны общественности Вы тоже встречаете, когда люди говорят: «не надо нам здесь восстанавливать собор»?
– Да. Там место молодежных собраний, и на этом месте, наверное, надо, чтобы по-другому все было. Давно уже муссировался вопрос о том, чтобы, как в других городах нашей страны, в других странах, это место сделать пешеходным, определить движение, и никто бы от этого не пострадал. Это историческое, памятное, священное место, и поэтому было бы замечательно, если бы там было тихо, спокойно, не было бы рева автомобильного, не было «тусовок», стоянок автомобилей.
А где проводить праздники, новогодние елки, таких мест у нас много, некоторые находятся совсем недалеко. Новогодние елки – это очень хорошо, от них радуются и получают удовольствие наши дети. Даже если не сделают пешеходную зону, то храм и трамвайная зона мешать друг другу не будут: фундамент храма не выходит на проезжую часть, он находится на месте автостоянки и движению автомобилей мешать не будет. Его даже можно сместить на пять-десять метров, чтобы не мешать ни движению, ни коммуникациям, которые там находятся. Все-таки собор там был, а его взяли и уничтожили, – об этом говорят меньше, а больше говорят о том, что он будет кому-то мешать. Храм никому не будет мешать! Даже говорят: «Зачем строить эти храмы, лучше бы строили что-то другое!». Но строительство – это составляющая нашего городского муниципального образования, тогда как на храм никто не собирается привлекать деньги, заложенные в бюджет города, – на строительство храма найдутся люди, которые готовы помочь, это совершенно другие деньги. Допустим, идет человек мимо церкви, его же не берут за воротник: «Ну-ка, зайди сюда». Он сам заходит. Никто не говорит: «Купи свечу или книжку», – он сам это делает. А вот оплатить количество горячей или холодной воды, которым мы не пользуемся, нас заставляют, заставляют платить «за капитальный ремонт», – и эти срердства неизвестно куда уходят. А в церкви никто никого не заставляет, там говорят хорошие вещи: не укради, не обмани, не убей. А что мы видим каждый день сегодня? – Изобилие насилия, разврата и прочего негатива – это формируется в сознании наших детей, внуков, в будущее наше. Вот о чем надо подумать!
– На Ваш взгляд, восстановление исторических памятников – святынь православных может ли стать напоминанием о подвиге тех тысяч новомучеников, которые пострадали за веру, особенно в годы советской власти?
– Мы долгое время находились без этого, и сейчас очень трудно формировать сознание по-новому. Я понимаю, какая трудность у нашего Владыки. Он с искренностью, самопожертвованием занимается этим вопросом, практически без сна и отдыха, все доводит до людей. Нужно, чтобы все это правильно понимали. Все должны понимать, что было страшное время, о котором много говорят, пишут, показывают. Очень важно, чтобы это понимала молодежь. В годы Великой Отечественной войны люди отдавали свои жизни за Родину. Было сознание у людей! Я офицер с двадцатипятилетним стажем, а сейчас затрудняюсь сказать, какая у нас национальная идея. Об этом уже начались разговоры, и это очень радует. Если нет национальной идеи, то нет страны. Сейчас молодежь впитывает в себя хаос . Это страшно. Один человек сказал, что самое непредсказуемое – это наше прошлое, мы не знаем его, а если и знаем, то в том виде, в котором кому-то было выгодно преподнести. Мы действительно не совсем знаем, какая была наша история. О людях, которые погибли за веру, за истину, о них нужно знать и помнить. Это то, что должно привести к выздоровлению общества.
– Важно то, что в Вашей вновь созданной общине Богоявленского кафедрального собора присутствует профессорско-преподавательский состав, т.е. те люди, которые преподают сегодня в вузах, которые работают с будущим нашей страны. Эти люди понимают важность и необходимость именно духовного возрождения России, а оно, наверное, немыслимо без возрождения храмов.
– Как относится к этому наше образование – мы прекрасно знаем. Желания и действия людей улучшить некоторые составляющие нашего образования сталкиваются с препятствиями. Никто же не говорит о том, что в каждой школе должен быть священник, хотя может быть и правильно бы было, – у нас многоконфессиональная страна, – но Православие было и есть доминирующее. Никто не запрещает, чтобы в школах проводились занятия от других конфессий. Моя жена преподает математику в школе, я там часто бываю, вижу, что происходит в школе, рядом со школой. Профессорский состав, который входит в состав учредителей собрания, это те люди, которые преподают, занимаются с молодежью. Этим нужно заниматься, и лучше начинать с детского садика. Как сказал один мудрец женщине, которая просила помощи в воспитании семилетнего ребенка, поведение которого было ужасным, что она опоздала с воспитанием ровно на восемь лет.
– Павел Абрамович, а как мы можем поучаствовать в деле восстановления Богоявленского собора? Я надеюсь, многим людям не хочется сидеть и ждать сложа руки, когда же наши власти решат вопрос положительно.
– Приходите к нам. Мы находимся на улице Ленина, 11-а, на территории Миссионерского отдела Епархии. Телефон: 377–00–14.
– Почему Вы решили заняться этим вопросом: почему Богоявленский собор играет большую роль в Вашей жизни и Вы стали одним из вдохновителей этой идеи?
– Вопрос очень сложный. Я нашел ответ, когда увидел чертеж этого собора, который был взорван в 1930 году. На втором этаже размещался храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Ну и еще так случилось, что я попал в очень жесткие условия, в которых находился очень длительное время, – эта грустная составляющая моей жизни, тоже меня привела к этому.
Беседовала
Полина Митрофанова
Екатеринбург, 9 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Обучающий семинар провел центр защиты материнства «Колыбель» Екатеринбургской епархии.
Эту истину как нельзя лучше подтверждает то, что в музеи больших и маленьких городов вновь и вновь приходят люди, чтобы соприкоснуться с историей. Особенно много экскурсантов побывало в музеях Екатеринбурга и области 18 мая, когда отмечался праздник – Международный день музеев.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.