Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (397) → Царская дорога и тайна Русской Голгофы

Царская дорога и тайна Русской Голгофы

№28 (397) / 22 июля ‘06

Царские дни 2006

Понятие «Царская дорога» впервые введено в оборот с публикацией в печати статьи о Царской дороге, которая появилась в июльском номере «Православной газеты» четыре года назад («Православная газета», № 27, Екатеринбург, 2002). С того времени пришло более точное осмысление этого понятия, пришло осознание органичности единства Царской дороги и Русской Голгофы.

Царская дорога и ее место
Как уже говорилось, статья о Царской дороге появилась в «Православной газете» в 2002 году, в ней было введено в оборот само понятие «Царская дорога». Там же она была названа святыней и определена как часть Крестного пути Святого Царя и Его Святой Семьи. С написания первой статьи о Царской дороге много воды утекло, с тех пор пришло более ясное понимание сущности этой святыни. Что такое Царская дорога? С определения, собственно, и нужно начинать рассказ о ней. Но сначала – о месте этого явления, о месте в самом широком смысле.
Чисто физически или, как говорят, по плотскому разумению, Царская дорога – это путь следования автомобиля, на котором перевозили честные тела Святого Царя Николая и иже с ним убиенных – членов его Семьи и их до смертного конца верных слуг. Конечно, перемещение святых мощей происходит не случайно и не произвольно, это происходит всегда по Божьему благословению или Божьему попущению и, стало быть, о святых мощах всегда есть особенный Божий Промысл.
Не зря же у многих святых отмечаются Церковью не только дата смерти (на самом деле – рождения в жизнь вечную), и дата переноса мощей. Возьмем, к примеру, перенесение святых мощей «Николы Угодника», как ласково называют на Руси Святого Николая Мир Ликийских Чудотворца, именем которого назван Святой Царь Николай. Этот перенос 1089 году из города Миры в Ликии в город Бари в Апулии сопровождался особенным Божиим попечением.
Он происходил при многих драматичных обстоятельствах, которые просматриваются даже сквозь скупые строчки житийной литературы, но становится понятными, если обратиться к историкам. Даже сама процедура переноса мощей проведена, говоря современным языком, как операция подразделения спецназа. Прямо-таки готовый сюжет для блокбастера, учитывая напряженную политическую и военную обстановку той поры. И, слава Богу, добавим кстати, что Голливуд не добрался до этого сюжета, чтобы не испоганить все это по своему обыкновению. Но это к слову.
Царская дорога – это путь, по которому везли останки святых, т.е. святые мощи и этот путь отмечен Господом. Прежде всего бросается в глаза, что по линии этого пути располагаются объекты, которые являются символами явлений и событий нашей истории в период лишения народа и страны Бога и Царя. Таких совпадений случайно не бывает, вся дорога, благодаря этому обстоятельству приобретает символическое значение. Собственно, традиционно нами принимается именно такой символ исторического развития, есть даже такой устойчивый словесный оборот «исторический путь развития».
Но не только символом является Царская дорога. Символ приобретает значение образа не только в виде литературного оборота речи (т.е. не только имеет смысл притчи), позволяющего возвыситься до осмысления отвлеченных и возвышенных понятий. Этот образ является святым, благодатным образом. Что это значит? – это значит, что его содержательный смысл есть тайна. Тайна не в том смысле, что кто-то наложил гриф «секретно», положил в сейф спецхрана и никому не показывает. Тайна в том смысле, что понимание его совершенно недоступно человеческому разумению. И это не является недостатком, а напротив, является смыслом святого благодатного образа, ибо он свидетельствует о присутствии Божием в нашем мiре. Потому что Бог Сын явился в мiр не в Силе и Славе, т.е. Его явление в мiр не было различимо человеческому разумению, а было тайной: «Церковь [есть дом] Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мiре, вознесся во славе» (1Тим. 3, 15,16)
Образом чего является Царская дорога? – образом не самого Царя Николая, ибо таким образом является Его икона, а образом Его действия. Можно сказать, что Своим Голгофским подвигом Святой Царь Николай дорогу проложил Свою Царскую на Небеси. Говорим ведь мы, что история России, управляется Господом по молитве Святого Царя, стало быть, Господь учитывает эту молитву и с учетом Его молитвы прочерчен путь России на Небеси. Символом этого пути является Царская дорога, но, поскольку она же является и святым благодатным образом, то через него мы можем воспринять благодать Божию, как мы воспринимаем ее и от икон. Получается так, что, совершая почитание этого образа, мы, по благодати, воспринимаем духовный опыт от Голгофского подвига Святого Царя Николая. Мы можем получить его только таким путем – по благодати, а не по плотскому человеческому умствованию.

* * *

Царская дорога начинается на Вознесенской горке и заканчивается на Ганиной яме. Она воедино связывает два святых места: место погребения1 и место убиения Святого Царя Николая, его Семьи и их, до смертного конца верных слуг. В этом, в плотском, физическом смысле, Царская дорога имеет географическую локализацию на местности, т.е. по ней можно пройти, проехать, ее можно изобразить на картах и схемах. Но это, физическое (или географическое), значение Царской дороги не единственное и не главное, Царская дорога – святыня, и главное ее назначение, – зримое свидетельство о незримой духовной реальности. Ведь именно через видимое и телесно ощутимое Господь сообщает нам Свои Тайны. «Если бы ты был бестелесен, – говорит св. Иоанн Златоуст, – то Христос сообщал бы тебе дары бестелесно; но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное» (Цит. по интернет-изданию книги Сарычева В.Д., проф. МДА «Учение о Боге-Освятителе»). Мы невидимо принимаем страшные и животворящие Тайны через видимые вино и хлеб, которые невидимо претворяются в подлинные Тело и Кровь Самого Христа.
Царская дорога не может быть Крестным путем Царственных узников, Крестный путь для них закончился в Ипатьевском подвале. (На территории Екатеринбурга можно считать последним, конечным отрезком их Крестного пути дорогу, по которой их привезли от железнодорожной станции Шарташ до Ипатьевского дома. Но это не Царская дорога). Ибо Крестный путь, это путь добровольного – восшествия на Голгофу, путь, который является сознательным выбором последнего нашего Царя Николая II и тех, кто последовал за ним. Царская дорога от Ипатьевского подвала начинается, и эта дорога не для них, ибо она не их выбор, эта дорога для нас: нам предложено выбирать – взойти ли на нее, следуя за убиенным Святым Царем Николаем, молитвенно соединившись с ним.
Любой Крестный ход – это соборная молитва большой духовной силы, о чем свидетельствует выражение: «Крестный ход идет – ад трепещет». Для этой-то соборной молитвы сотворена Царская дорога. Это святыня, в которой плотский смысл соединяется с духовным. Царская дорога обретает всю полноту и величие своего подлинного духовного смысла, когда по ней в Царские дни шествует Крестный ход. Тот, кто хотя бы раз видел этот Крестный ход в Царские дни – эту бесконечную человеческую реку, на протяжении километров затопляющую всю дорогу на Ганину яму, тот чувствует благоговейный трепет от ощущения таинственной и могучей силы (даже на фотографиях это можно разглядеть).
Соборная молитва во время Крестного хода по Царской дороге придает всю полноту молитвам на тех святынях, которые она объединяет. Перед Крестным ходом по Царской дороге была молитва в Храме-на-Крови, затем ее сменяет молитва во время шествия по Царской дороге, затем, молитва на Ганиной яме, на святой, как антиминс, земле. Молитву на месте убиения и молитву на месте погребения Святого Царя соединяет соборная молитва Крестного хода по Царской дороге, объединяет, тем самым, каждую из этих святынь во единый святой благодатный образ, который мы именуем Русской Голгофой.
Русская Голгофа, если представить ее в виде только двух святынь – Храма-на-Крови и Ганиной ямы, без Царской дороги утрачивает не только свою полноту, но и свой смысл. Ибо начало молитвы совершается на Вознесенской горке, в Храме-на-Крови, конец молитвы – на святой земле Ганиной ямы, а единение этой молитвы – начала с концом – протекает во время Крестного хода по Царской дороге.
Понятие «Русская Голгофа2 » тоже не определено, и пока не была явлена еще одна святыня – Царская дорога, это было и невозможно. Теперь можно это сделать.
Можно задаться вопросом: а что все идущие Крестным ходом по Царской дороге могут рассказать – зачем они идут, или пересказать то, что написано выше? Можно задать встречный вопрос, а зачем вы ходите в храм? Тем более, есть модное высказывание тех, кто, считая себя православным, в храм не ходит (при этом он не ходит и в мечеть, а вот мусульманином он себя не считает), утверждая, что Бог в его душе, – ведь Бог всемогущ и вездесущ.
Наиболее точно на этот вопрос ответил маленький мальчик лет пяти. На паперти его спросили: зачем ты ходишь в храм? – И он очень серьезно и даже строго ответил, не принимая сюсюкающего тона: я хожу, чтобы встретиться с Богом и мамой. Это был честный ответ, ибо только в храме он с нею и встречался – мальчик-сирота, потерявший свою мать, когда ему и двух лет не было. Надо полагать, что он вымолил свою мать у Бога, приложив все свои маленькие силы. Но как раз о детях и силе их молитвы говорил Сам Спаситель.
Дело в том, что: «храм есть дом Бога Живаго», но не в том смысле, что Богу нужно жилье, а в том, что храм это место, в котором Бог присутствует Своею благодатью непреложно, т.е. гарантированно. Бог всемогущ и всеведущ, Он присутствует везде, но мы по слабости своей человечьей не в состоянии различить Бога или у нас нет гарантий, что увиденное нами есть Бог, поэтому нам нужно идти в храм. Точно так же таинства Церкви, – это видимое действие с видимыми предметами, через которые человек, опять же непреложно получает Божию благодать. Непреложно – т.е. гарантированно получает, потому что не люди изобрели таинства, а основал их Сам Христос. Кроме этих таинств есть ничем не ограниченное количество способов, какими мы получаем благодать, ибо получаем ее в Духе Святом, и не нам Его ограничивать.
Поэтому Крестный ход по Царской дороге есть способ получения благодати от Бога, в которой открывается нам духовный опыт Голгофского подвига нашего Святого Царя. Мы можем получить его и иначе, как получили его старцы – о. Николай Гурьянов, о.Кирилл Павлов и многие другие, но на то они старцы, а нам лучше пройти его ногами. Ведь в спасении участвует не только наша душа и дух, но и наше тело, ибо у святых угодников не только душа получает благодать и пребывает в вечности, но и тело их, их святые мощи тоже есть островок нетления и вечности в нашем мiре.

Путь и истина
О назначении Царской дороги и всей вообще Русской Голгофы можно судить из слов: «Радуйся народ твой истине наставивый», которые поются в 12 икосе Акафиста Святому Царю Николаю3 . Здесь в очень немногих словах говорится: во-первых – об истине, во-вторых – о том, что наставляется ею народ (не отдельные человеческие личности, а народ в целом).
Что значит – наставление истиной? В современное сознание незаметно внедрено представление об истине как о совокупности неких сведений, – словом, истина отождествляется с информацией. Говорят ведь, что критерием истины, дескать, является опыт. Причем под опытом понимается исключительно опыт эмпирический, например, научный эксперимент, где этот принцип познания доведен до предельного совершенства.
Если подходить к понятию «истина» с эмпирических позиций, то вышеприведенные слова есть чистейшая бессмыслица, – никаких трактатов с изложением каких-то идей, Святой Царь не оставил. Но это значит, что истина не есть информация, она усвояется не эмпирически и, соответственно, ни критерием истины, ни ее источником не может быть опыт эмпирический, а только опыт духовный.
В Ветхом Завете говорится: «Господь Бог есть истина» (Иер.10, 10), следовательно, наставление истине возможно только в молитвенном общении, в Духе Святом, ибо Бог не познаваем. В Новом Завете, когда Бог, вочеловечившись, принял видимую телесную форму, и получил личное Имя, и, обращаясь к Богу, мы обращаемся к конкретной личности (а не абстрактной безличной Сущности), определение истины уточняется: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14, 6). Истина, следовательно, есть Сам Христос, обращение к истине и усвоение истины есть обращение к Личности Самого Христа и не может быть заменено набором каких-то сведений (информацией), какими-то абстрактными «правилами добра», или какой-то формализованной доктриной или теорией, понятными человеческому разумению. Усвоение истины есть принятие благодати Божией (Премудрости Божией).
Из учения Святителя Григория Паламы следует, что принятие Христа и есть принятие Его в полном и буквальном смысле: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15, 4). Ибо, согласно этому учению, благодать есть Сам Бог, но не по Своему Существу, а по Своим несотворенным Божественным энергиям (которые есть Сила и Премудрость Божии). Принятие истины, усвоение истины или приобщение к истине есть духовный опыт богопознания, а не плод человеческого умствования: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут» (Ин.15, 7). Вот этой истине наставляет святой Царь Николай народ свой, или, если вновь обратиться к цитируемому Акафистнику: «Воссиял еси паче Солнца земле российстей, Царю Николае, православному народу заступление даже до смерти явивый, да вси ко Христу обращаются и к тебе прибегают» (Там же, Икос 6).
В одной этой фразе содержится, по крайней мере, три идеи, которые, если их подробно исследовать, потребуют целый трактат. Мы ограничимся лишь кратким комментарием к двум последним. Во-первых – «…православному народу заступление даже до смерти явивый», есть свидетельство о Русской Голгофе или, иначе, есть обозначение сути Русской Голгофы. Во-вторых – «…вси ко Христу обращаются и к тебе прибегают», есть объяснение этой сути. Ведь Христос «есть истина, путь и жизнь», истина – это путь следования за Христом (возьми крест свой и гряди за Мною), это и жизнь во Христе. Это и путь к жизни и сама жизнь, вечная жизнь.
История России в страшном и кровавом ХХ веке при богоборческом режиме антихристовой власти – это погружение России во тьму государственного атеизма и в ад неслыханных страданий народа. Благодаря заступничеству Святого Царя Николая – это не путь в безвозвратную погибель народа, а путь через его погибель к воскресению, именно воскресению, а не возрождению (ибо возрождаться уже нечему). Поэтому Царская дорога пролегает через Голгофу. Царская дорога проложена в Небеси Святым Царем, здесь, в Екатеринбурге, мы можем повторить ее в ее святом благодатном образе. Пройти Крестным ходом, в соборном единении, следуя за Святым Царем, проложившим Царскую дорогу. Святой Царь призвал, и люди идут, чтобы принять Христа, это то же самое, о чем мы говорили выше – принять истину, принять благодать, подобно тому, как мы принимаем ее в Таинствах церковных и молитве. (На одной из фотографий к этой статье мы видим участника Крестного хода, который сложил на груди руки, словно идет к Причастию. Может это случайная поза, а может быть и не случайно, человек так сложил свои руки, может он услышал глас – «придите и ядите…»).
Мы сделали здесь очень краткое, упрощенное обсуждение понятия «Царская дорога». Даст Бог, на этом дело не остановится, ибо большое число вопросов осталось без рассмотрения, и данные заметки следует рассматривать как вводную статью, в которой вопросы не разрешаются, а ставятся.

Пояснения к карте Царской дороги
Лучшее описание дороги – это ее карта, но и она требует пояснений. Здесь представлена Обзорная карта Царской дороги, которая имеет масштаб 1:100000 (1 км в 1см) . На ней Царская дорога проведена линией, совпадающей с путем, по которому изуверы-цареубийцы везли честные тела Святого Царя Николая, его Августейшей Семьи и их до смертного конца верных слуг. В значительной части пути линия Царской дороги совпадает с существующей дорожной сетью или существующими улицами. Там, где такого совпадения нет, – линия Царской дороги проходит по объектам промышленной или жилой застройки, – там Царская дорога превращается в абстракцию, природа которой понятна из приведенного выше объяснения.
На карте Царской дороги мы видим образное представление всего, что пережила Россия в период своего лишения Бога и Царя, с 1917 года по наши дни.
Мы видим на Царской дороге кладбище, как символ тех чудовищных человеческих жертв, которыми Россия оплатила эксперимент «построения светлого (безбожного) будущего». Число жертв (десятки миллионов) и число святых мучеников за веру (многие тысячи), свидетельствуют о той цене, которую заплатил народ за свое лишение Бога и Царя.
На дороге взорванный кафедральный (Богоявленский) собор г. Екатеринбурга, а на его месте – памятник «вождю мирового пролетариата». Всего на улице Ленина (Главный проспект до революции) на всем отрезке Царской дороги было ликвидировано 4 храма: Екатерининский собор, кроме упомянутого Богоявленского, еще две домовые церкви. Царская дорога проходит по улицам, названным именами международных и отечественных богоборцев (революционеров-интернацио-налистов). Дорога проходит в непосредственной близости от здания, в котором располагалось НКВД (Ленина 17), филиал всероссийской Лубянки, с пыточными камерами и всем, что полагалось. И на площади, в непосредственной близости к памятнику Ленину находится здание (Ленина 23/24), в котором располагалась ЧК.
Дорога проходит и мимо капища, возведенного безбожной властью своему повелителю, мимо «вечного огня», который представлен пентаклем (звездой магов, пятиконечной звездой), из которого вырывается пламя (огонь бывает небесный – лампада, свеча, а бывает преисподний – огонь, вырывающийся из-под земли). Дорога проходит и через два рынка. Один старый, закрывшийся – «Шувакишский вещевой рынок», олицетворяющий рынок социалистический.
Другой – «Таганский ряд» – рынок действующий, заваленный китайской дешевкой – олицетворяющий рынок демократический, открытый всем ветрам, на котором торгуем не мы, а торгуют нами.
Вплоть до конца города Екатеринбурга, в его границах 1918 года (от Храма-на-Крови до ул. Московской) дорога полностью сохранилась (длина участка 2, 5 км). В пределах ВИЗа (в 1918 году это был отдельный населенный пункт) дорога претерпела незначительные и непринципиальные изменения. Длина этого участка – от ул. Московской до линии железной дороги на дорожной развязке по ул. Бебеля (в 1918 году это был железнодорожный переезд и окраина поселка ВИЗ) составляет около 4 км, в сумме с первым чуть более 6 км. Здесь в 1918 году заканчивался поселок ВИЗ, далее был лес и луга, по которым была проложена Коптяковская дорога. Наиболее значительные изменения, хотя и на незначительном протяжении, она претерпела на участке городской застройки «эпохи индустриализации» (в пределах Сортировки). Общая длина этого участка от железнодорожной линии на развязке по ул. Бебеля и до окраины Западного кладбища составляет чуть менее 6 км (в сумме с предыдущими участками 12 км). Из них большая часть пути проходит по улицам, которые унаследовали свое положение от существовавшей до них Коптяковской дороги – улицы Минометчиков и Технической, до пересечения с ул. Расточной. Далее линия Коптяковской дороги сечет по диагонали прямоугольную сетку городской застройки на протяжении 1 км, до пересечения с улицами Дружининской — Билимбаевской. После путаницы переулков, через направление которых «просвечивает» направление дороги, Коптяковская дорога прослеживается по ул. Шувакишской (знамена-тельное название) и далее по кладбищу.
Наконец, самый крайний, северный участок дороги, от границы Западного кладбища до Ганиной ямы, в значительной степени сохранился как обычная лесная дорога.
Северный участок Царской дороги почти полностью совпадает со старой Коптяковской дорогой. Общая протяженность северного участка от окраины кладбища до монастыря на Ганиной яме составляет около 5 км. Из них, от кладбища, до переезда на Горно-заводской железной дороге около 1, 5 км, дорога полностью сохранилась. Далее примерно 1 км дороги является недоступным, так как приходится на промплощадки Мостоотряда № 72 и Стальной компании. После них еще 2 километра сохранившейся дороги, до пересечения с просекой, прорубленной в меридиональ-ном направлении. По этой просеке от окраины пос. Шувакиш и далее по Коптяковской дороге проложена улучшенная асфальтированная дорога, идущая поблизости от монастыря на Ганиной яме в сторону Коптяков. От этого места соединения Коптяковской дороги с дорогой по просеке до шахты остается 0, 5 км. Только Царская дорога на этом участке совпадает с асфальтовой дорогой всего около 100 метров, пройдя этот стометровый участок, Царская дорога сворачивает с Коптяковской дороги. Ибо к шахте на руднике Ганина яма, честные тела Царственных Страстотерпцев везли по так называемой «1-й своротке», которая отходила от Коптяковской дороги и подходила к шахте с юга. Дорога же в монастырь продолжается по Коптяковской дороге дальше, вплоть до широтной просеки. Сворачивая на нее, на запад и к шахте можно попасть, следуя этой дороге, с севера.

Великая благочестия тайна
В приведенном описании Царской дороги нет Поросенкова лога. Точка Поросенкова лога не лежит на линии Царской дороги, но заслуживает отдельного исследования – настолько многообразно значение этой точки.
В Поросенковом логу была ловушка, ловко расставленная последователями цареубийц. Суть дела, если предельно кратко, заключается в том, что в этой точке были обнаружены человеческие останки – 9 скелетов. Были предприняты чрезвычайные усилия, чтобы доказать, что это подлинные «царские останки».
Поросенков лог, лежащий на Коптяковской дороге, есть, в то же время, единственное место на ней, которое одновременно не лежит на Царской дороге. Честные тела Царственных Страстотерпцев повезли в объезд, минуя Поросенков лог, следовательно, они не освятили его своим пребыванием. Вряд ли случайно то, что наследники цареубийц, организовавших захоронение лжемощей, выбрали это единственное место на Коптяковской дороге, – другое место Господь не попустил. И в то же время, это и единственное место, вблизи от которого, на железнодорожном переезде, были собраны свидетели, которых задержали сами же цареубийцы (их задержал красноармейский пикет линии оцепления). А фальсификаторы не удосужились узнать о том, что поблизости от этого места находились свидетели и, не зная об этом, организовали захоронение фальшивых «царских останков». Так уж получилось, но в этом мiре ничего случайного не бывает. Так уж Господь устроил, что фальсификаторы «подставили» себя сами, ибо свидетели были допрошены следствием Соколова-Дитерихса и дали свидетельские показания. Из этих показаний следует, что не было самого события захоронения кого бы то ни было в Поросенковом логу в ночь на 19 июля 1918 года. Есть и иные факты, которые свидетельствуют о том же.
Фальсификаторы эти факты игнорируют. Начинаются «исследования» останков и одновременно происходит массированная информационная кампания, в ходе которой не только в нашей стране, но и во всем мире удалось убедить большинство людей, что невесть чьи скелеты, найденные в Поросенковом логу – подлинные «царские останки». Эти «исследования» служили для того, чтобы фальсификация выглядела как результат научных исследований, но на самом деле никакой научной критики они не выдерживают. Эта кампания проводилась по технологиям «промывки мозгов», прежде всего, все информационные каналы, все СМИ трубили только в пользу версии подлинности, а противникам и критикам «исследований» места не находилось4 . Так что не должна нас удивлять, «всенародная» убежденность в том, что «наука доказала подлинность царских останков».
Подробностям этой беспрецедентной акции в истории Церкви, когда ей настойчиво навязывались «святые мощи», как уже говорилось выше, должно быть посвящено отдельное специальное исследование. Церковь, слава Богу, выстояла, наши архипастыри проявили исключительную стойкость (вопреки обвинениям в сергианстве) и отвергли навязываемые Церкви ложные «святые мощи». А, выстояв, Церковь удостоилась награды, как это неоднократно бывало в ее истории. Если бы Церковь приняла участие в процедуре «Торжественного Захоронения» невесть чьих останков (что означало бы признание их за подлинные царские останки), то Церковь впала бы в ложь. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), стало быть, Церковь (поместная, разумеется, ибо Вселенскую не одолеют и врата адовы), которая свидетельствует ложь, не может оставаться Церковью. Она превратиться в некое светское, мiрское сообщество, в «общественно-политическую организацию», вроде протестантских «церквей».
Одна из наград – обретение святыни Ганиной ямы, которая и до этого была святыней, но невидимой, как будто укрытой непроницаемой завесой. Ведь и Голгофа в Палестине вместе с Древом Креста Господня и Гробом Господним триста лет находились как бы незримыми. Они были завалены горами мусора, на которых был построен языческий храм, и христиане с этим вполне мирились, пока не пришло время. Если бы ложные «мощи» были признаны за подлинные, то мы не смогли бы пройти Царскую дорогу до конца – до Ганиной ямы, мы не смогли бы миновать точку Поросенкова лога. Взамен святыни Ганиной ямы мы получили бы ложную «святыню» Поросенкова лога. И монастырь, надо полагать, был бы построен не на Ганиной яме, а в Поросенковом логу. Не только Ганиной ямы мы были бы лишены, но и Царской дороги.
Отказ Церкви от участия в торжествах «перезахоронения царских останков» был зафиксирован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 1998 года. (До этого, 26 февраля 1998 года было решение Священного Синода о непризнании подлинности этих останков, но решение о неучастии в их захоронении, поставило точку в этом деле). И это решение ознаменовалось чудом на Ганиной яме, чудо совершилось от Креста, установленного на Шахте №7 по материалам следствия Дитерихса-Соколова (иное название: «Открытая шахта»). Крест был установлен по благословению епископа Никона, правящего архиерея Екатеринбургской епархии, 26 января 1998 года, 5 взамен креста, сломанного в сентябре 1997 года. И было ясное понимание того, насколько важно было установить крест до начала заседания «Государственной комиссии по перезахоронению царских останков», назначенного на 30 января. На этом заседании было намечено вынести окончательное решение о подлинности «царских останков». Было очевидно, какое решение вынесет Комиссия, было очевидно также, что все упование наше может быть только на Божие заступничество, – но как мы можем надеяться на него, если сами не можем защитить святыню крестом. Крест был установлен не дожидаясь весны, а упомянутая выше плита с надписью установлена 1 июня, и освящена 2 июня 1998 года. И вот 9 июня совершилось чудо. А если бы дождались весны, то, может быть, и не пришлось бы ставить этот крест – некуда было бы.
Чудо состояло в том, что сильный лесной пожар, случившийся в районе Ганиной ямы, был чудесно остановлен. Пожар, начавшийся от железной дороги, к западу от Ганиной ямы, быстро распространялся сильным ветром на восток. Было сухо, ветрено, пожар разгорелся нешуточный и поведавшие эту историю свидетели, приехавшие на тушение пожара лесники, говорили, что они беспомощно наблюдали, как неукротимо надвигается на них стена огня. Сами они расположились на старой Коптяковской дороге, по линии которой надеялись задержать пожар. Такой пожар смог бы потушить только сильный ливень, но погода была сухой и жаркой, поэтому надеяться им было не на что. Как вдруг пожар потух. Лесники этот случай сами назвали чудом, ибо никаких причин к остановке огня они не видели, но они увидели, что стихия огня была остановлена неведомой силой, когда фронт пожара дошел до креста.
Лично я смог увидеть только следы пожара спустя неделю-полторы после случившегося. Я ничего не знал о чуде, но меня тогда немало подивило, что граница пожара на земле выглядела ровной линией, словно ее прочертила твердая рука карандашом по бумаге. Обычно так не бывает, если бы пожар был потушен естественным, а не сверхъестественным образом. Обычно, граница потухшего лесного пожара не бывает ни четкой, ни прямолинейной. Стена огня наткнулась на непроходимую преграду – по одну сторону выгорело все, а за преграду огонь проникнуть не мог – и линия проекции этой преграды проходила через крест, который остановил стену огня.
Здесь чудо совершилось Господом, во-первых, по твердому слову наших архипастырей против признания фальшивых царских останков. И, во-вторых, совершилось оно через крест, установленный точно в том месте, на котором производилось сжигание, (ритуал предания земле, погребения) подлинных царских останков. Чудо – это непосредственно наблюдаемое сверхъестественное действие Силы Божией, ради свидетельства пребывания Божия в нашем мiре.
В этом чуде есть общее с чудом Схождения благодатного огня на Гробе Господнем. Как и там, воздействие Силы Господней на стихию огня, тоже на месте погребения Царя (Небесного) и тоже по слову православного архиерея. Только здесь погребен (по неведомому нам ритуалу) не Царь Небесный, а православный Царь. Но ведь православный Царь есть образ одушевлен Царя Небесного, а поскольку Царь удостоился святости (т.е. обожения, уподобления Царю Небесному6), следовательно, в Нем по благодати соединилось его человеческое естество со Христом, с Царем Небесным. Поэтому, место этого «погребения» следует расценивать как образ Гроба Господня. Как и в Гробе Господнем не пребывает Его Тело, так и здесь, на Ганиной яме, честное тело Святого Царя и иже с ним убиенных, видимым образом не пребывает. Под воздействием огня и серной кислоты оно находится в состоянии рассеяния на атомы и пребывает здесь невидимо, претворяя землю, траву, деревья в святые мощи.
Гроб Господень – это место не только погребения Христа, но и место Его Воскресения. Ганина яма, следовательно, образ Гроба Господня – это место, в котором Христос воскресает, но не во плоти, а в душах народа. Христос, воскресший во плоти, был видим только для тех, кто в Него уверовал еще до Креста и Голгофы. Воскресение Христово, следовательно, есть факт не эмпирической реальности, а факт реальности духовной: «Иисус говорит ему [Фоме]: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). На Ганиной яме совершается названное в акафисте «Радуйся народ свой истине наставивый», как мы говорили выше. Об этом же сообщается в известном, часто цитируемом сонном видении митрополита Макария: «Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен».
Манна – это прообраз благодати Божией. Государь раздает благодать, «хлеб, сошедший с небес». Спаситель сказал: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 49–51). Это и значит, что здесь говорится о том, что это Сам Христос является на поле, усыпанном цветами, поэтому в поле, на котором Святой Царь Николай раздает народу манну, узнается Ганина яма. Это соответствует и месту, на котором воскресает Христос, и соответствует словам о наделении народа истиною. Все это иносказания, подобные притчам, и все они свидетельствуют об одном и том же, ибо иным способом, не прибегая к иносказаниям, поведать о назначении, о смысле святости Ганиной ямы невозможно. Господь и поведал об этом через чудо.
Все эти рассуждения можно суммировать кратко: для меня Крестный ход по Царской дороге равносилен принятию Причастия. Ко всякому Причастию нужно готовиться заранее, чтобы «причастие» не было во осуждение, следовательно, перед Царскими днями следует придерживаться поста. И такой обычай возникает на наших глазах, люди не заканчивают Петров пост 12 июля, а продолжают его до 17.

* * *

Ганина яма есть назначение и цель Царской дороги, а Царская дорога есть средство достижения этой цели, при этом цель не только оправдывает средство, но фактически является средством, ибо и целью и средством является истина, т.е. Сам Христос, который сказал о Себе и Своей истине: «Я есмь путь и истина и жизнь». Этим путем, то есть со Христом и ко Христу, ведет Святой Царь Николай свой народ. Вновь обратимся к уже цитированному Акафистнику: «Боготочная звезда россияном в разсеянии сущим явился еси, Царю Николае, о имени своем во едино их собирая и путь Христов к возрождению земли российстей показуя, да поют ангелы песнь о кающихся грешницех: Аллилуиа» (Там же. Кондак 5).
Путь Христов показывает Святой Царь Николай, собирая во едино «россиян, в рассеянии сущих». Здесь имеются в виду отнюдь не только эмигранты, (мне довелось слышать «авторитетное мнение» о том, что данный акафист имеет смысл только в Зарубежной Церкви, и предназначен только для наших эмигрантов), – увы «в рассеянии сущими» могут быть люди даже одной семьи, даже находящиеся в одной комнате. Здесь имеется виду, что истина дается не каждой отдельной личности, а соборной духовной личности – народу в целом и для того, чтобы собрать в Христовой истине свой народ.
Собственно, соборное единение народа в единой Христовой истине со своим Царем и помазанником Божиим и есть смысл этого пути, и в то же время есть сам путь. Соборная личность – значит личность единая в единой Христовой истине – это тело Христово. Это и есть воскресение Святой Руси – цель всего шествия народа и Церкви через Голгофу, через которую ведет Святой Царь Николай. Одновременно это есть великая благочестия тайна, ибо постигается не человеческим разумением, а верою и любовью, в которой совершается послушание Христу. Ибо только верою можно постигнуть истину и в истине принять любовь Царя к народу во Христе, которую Он явил на Голгофе, подобно Христу. «Церковь [дом] Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мiре, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 15–16).
Вот что значит Русская Голгофа – это место, на котором явлена народу через Святого Царя Николая великая благочестия тайна, ибо и Сам Христос явился в мiр не в силе и славе, не в виде доступном для человеческого разумения, а может быть принят верою. Святой Царь Николай достиг уподобления Христу для этой же цели. Как и Христос, он достиг предельного умаления (кенозиса), чтобы народ пошел за ним в вере и любви во Христа, а не по административному или полицейскому принуждению. Ибо подлинная власть православного Царя и Помазанника Божия есть власть нравственного авторитета, власть Христа, а не власть насилия.

* * *

Все это довольно абстрактно, попробуем пояснить один из основных тезисов сказанного – единство цели и средства, Царской дороги и Ганиной ямы. Чудо от креста на Ганиной яме позволило определить святость и Ганиной ямы, и Царской дороги. Ведь чудо Господь явил при совершении трех факторов, которые вызваны активными человеческими действиями: во-первых, твердое слово наших архиереев, не признавших ложные «царские останки», которое явилось следствием их твердого стояния в истине. Во-вторых, воздвижением креста в месте, которое точно соответствует месту «погребения» (сжигания) подлинных царских останков. В-третьих, усилиям по определению этого точного места, а эта задача была не из тривиальных технических задач. Хотя все это в совокупности определило святость Ганиной ямы, но одновременно, эти действия являются следованием народа по Царской дороге. Более того, пока эти действия не были произведены, то и Ганина яма была, как бы неразличима, и, тем более, неразличима Царская дорога, о которой в ту пору никто и не помышлял. И еще, в этих действиях было задействовано очень немного людей, но о них можно сказать, что они находились в соборном единстве со Святым Царем и между собою.
То же самое – активные действия очень небольшого числа людей на Вознесенской горке вызвали определение смысла ее святости, хотя, в отличие от Ганиной ямы, святость Вознесенской горки была различима с самого начала. Однако ее подлинный смысл, ее подлинное величие определилось только с возведением на ней Храма-на-Крови. Поэтому, как и на Ганиной яме, активные действия людей, направленные на получение Церковью Вознесенской горки для строительства Храма, действия по удержанию Вознесенской горки в этом качестве, строительство Храма-на-Крови – тоже есть Царская дорога. Причем на Вознесенской горке действие силы Божией проявлялось сразу же, и не в единичных случаях, там это действие было как непрерывное чудо. Без помощи Божией, слабыми человеческими силами на Вознесенской горке ничего бы не удалось построить.
Царская дорога нераздельно соединяется и с Ганиной ямой, и с Вознесенской горкой во единую Русскую Голгофу. Это путь, по которому Святой Царь Николай ведет свой народ, Господь помогает в этом пути, что и соответствует понятию Промысла Божия. Но хотя Господь помогает, однако народ должен идти сам, пусть в малом числе.

* * *

Царская дорога стала различима в качестве образа только по исполнению ряда условий, только к 2002 году она стала зримой настолько, что по ней в Царские дни следуют тысячи из народа. Царская дорога – это путь, прочерченный Святым Царем Голгофским подвигом на Небеси. Царская дорога – это исторический путь через Голгофу, который прошел русский народ после катастрофы 1917 года и до наших дней7, ибо задуманное в вечности и на Небеси повторяется народом во времени и на земли. Наконец, Царская дорога – это образ пути, созданный людьми, но Божиим устроением на Русской Голгофе. Повторение его ежегодным Крестным ходом по Царской дороге есть молитвенный путь соборного покаяния русского народа.
Господом уготована «чаша горькая для народа8 » и, чтобы превратилась она в чашу искупления, Государь совершил свой Голгофский подвиг, повторимся: «о имени своем во едино их собирая и путь Христов к возрождению земли российстей показуя, да поют ангелы песнь о кающихся грешницех: Аллилуиа» (Там же. Кондак 5). Образ Божий в человеке становится видимым, когда освободится душа человека от греха и станет наполняться благодатью, когда исполнится некоторая полнота воплощения или раскрытия образа Божия. Очевидно так же произошло и с Царской дорогой. Образ Царской дороги стал видимым, потому что стали наполняться благодатью души людей – соборная душа русского народа.
Покаяние нужно не Богу, а человеку, и поэтому покаяние не есть произнесение каких-то слов ради того, чтобы «умилостивить» Бога. Тем более, если в этих словах заключается «покаяние» в каких-то несодеянных грехах, ведь покаяние – это таинство, а не волшебство. Покаяние должно быть деятельным, ибо смысл его заключается в том, чтобы на деле, а не на словах отвергнуться от греха, от зависимости мiру, в котором царствует грех и смерть. Наконец, народ, как соборная духовная личность, может совершать только соборное покаяние, а не «всенародное». Образец «всенародных выборов Первого президента России» у всех перед глазами, ибо соборное покаяние не имеет ничего общего с «демократическим выбором» и с демократическим счетом (50% + 1 голос).
Царская дорога стала различима по исполнению целого ряда событий, в которых не только словом, но делом совершилось соборное покаяние русского народа, т.е. исполнение определенных действий, направленных на искоренение зависимости от греха. Главнейшими из них являются прославление Святого Царя Николая и всех Святых Царственных Мучеников в сонме Новомучеников и Исповедников Российских Зарубежною Церковью в 1981 году (Зарубежной Церкви понадобилось на это свыше 60 лет). Неучастие нашей Церкви во лжи «царских останков». Производное от них – воистину всенародное почитание Святого Царя вместе с его Святою Семьею и их канонизация нашей Церковью в 2000 году.
Это историческая канва событий, и трудно не увязать события духовного плана – прославление святого Царя Николая в ноябре 1981 года с началом демонтажа советской власти с апреля 1985 года. Точно так же, как объявление в 1938 году начала «пятилетки безбожия», по завершению которой планировалось полностью искоренить в СССР Церковь, и начало войны с Гитлером в 1941 году, и, соответственно, восстановление Сталиным Патриаршества в 1943 году (в год, окончания пятилетки безбожия), а также полное прекращение гонений на Церковь. (Фигурально выражаясь – Гитлер спас Церковь). Можно еще глубже – 1922 год, когда был остановлен процесс уничтожения России и русского народа, тогда в 1921 году в Сремских Карловцах (Югославия) и в 1922 году во Владивостоке прошли Соборы. История России – это тоже Царская дорога.
Одновременно (или параллельно) происходили работы и на Русской Голгофе, исполнение этих работ, как мы уже говорили, тоже есть Царская дорога.
Нужно сразу же подчеркнуть, что духовная реальность Царской дороги стала видимой духовному зрению множества людей не потому, что кто-то написал об этом статью. Это явление того же порядка и того же духовного смысла, как народно-церковное почитание Святого Царя Николая. Оно возникло и расширялось в 90-е годы прошлого века не благодаря, а вопреки всем умным статьям на эту тему, ибо за прославление Царя Николая выступали малотиражные труднодоступные издания, а статьи против прославления печатались массовым тиражом. Не плотским человеческим умствованием, а Духом Святым люди приняли и почитание Святого Царя Николая, и следование за Ним по Царской дороге.

 
Архипастырь

Преобразился и похорошел храм в Нижней Салде, в приделе которого архиепископ Викентий совершил праздничное богослужение

Екатеринбург, 23 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Святитель Николая Чудотворец — один из любимых русским народом святых угодников Божиих.

 
Царские дни 2006

В 20-километровом Крестном ходе в память Святых Царственных Страстотерпцев приняли участие около 15 тысяч человек

Екатеринбург, 17 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В ночь с 16 на 17 июля православная Россия вновь воспоминала трагическое событие убиения в Екатеринбурге Святых Царственных Страстотерпцев.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс