Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (395) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

№26 (395) / 8 июля ‘06

Архипастырь

 Владыка,первый вопрос из Оренбурга: «Мой работодатель – член организации «СвидетелиИеговы», я и раньше знал это, т.к.

он не отмечает дни рождения, игнорирует всепраздники, и как-то в офисе он стал вербовать меня в «свидетели», дал почитатьброшюру, чему на самом деле учит Библия. Брошюру я прочитал, написана она оченьхорошо, – там написано, что все религии мира, включая Православие – это вавилонскаяблудница, а свидетели Иеговы истинные христиане, несущие слово Иеговы перед концом света, который будет очень скоро. Но вот, что меня смутило: в брошюрея увидел применение психологических приемов, кроме того, многие иеговистскиезаповеди имеют мало общего с заповедями Моисея и Иисуса Христа, местами естьнекоторая натянутость утверждений, что вызвало у меня раздумье: «свидетели Иеговы»истинные христиане или кто?»
 – В этомвопросе есть и ответ, что когда человек не нашел истинные цитаты из Библии в этой брошюре, значит они к Библии относятся очень условно. Если человек или его вера не свидетельствуют о тех истинах, которые написаны в Священном Писании,то, конечно, он удалён от истины и заблуждается, потому что истина одна, которуюдал нам Господь через святых угодников Божиих. Ведь Святое Евангелие – это Богодухновеннаякнига, Божественная книга, но написанная через боговдохновенных людей. Мы должныее знать, правильно понимать и жить по тому правилу, которое там написано. Человеческомууму свойственно заблуждаться, поэтому мы не должны доверять полностью себе в понимании тех или иных мест Священного Писания. Для этого есть толкования святыхотцов, которые, движимые Духом Святым, толковали трудные для нашего пониманияместа Священного Писания. И когда мы что-то не понимаем или сомневаемся, нужнообращаться к этим толкованиям. В данном случае люди отошли от истины настолько,что они вообще перестали руководствоваться Священным Писанием. Господь открылнам тайну, что будет Его второе пришествие, что Он будет судить живых и мертвых,нас ждет Страшный Суд, на котором мы должны будем дать отчет перед Богом о своейжизни, и по делам нашим Господь будет судить и определять, где мы будем житьвечно – в адских мучениях или райских обителях. Наша жизнь сегодняшняя должнасоответствовать тем правилам жизни, которые Господь нам оставил, чтобы, живяпо этим правилам, законам Божиим, мы могли достигнуть Царства Божия, вечногои блаженного. Господь на Страшном Суде будет спрашивать нас, поступали ли мыпо Евангелию или по каким-то своим соображениям, а тем более по брошюрам американскойрелигиозной концепции. Да, они красиво пишут, приманка всегда вожделенная, сладкая,привлекательная, но потом она и горестная, а самое страшное, что конец будеточень тяжелый, что когда придем на Суд, Бог откроет все наши заблуждения. Поэтому,лучше всего придерживаться нашего Православного учения, которое потому и называетсяПравославие, потому что мы правильно славим Бога, а в правильном славлении Богамы руководствуемся Священным Писанием. Не «как я полагаю и думаю», но как думаетвся Церковь, и как понимали святые отцы Священное Писание с самых первых вековхристианства. Думать, что в XXI-м веке можно лучше понимать учение Христа, чемв первые века христианства, – это большое заблуждение. Наоборот, чем дальшеот того времени, тем больше можем заблуждаться мы, но не те, которые виделии слышали Христа Спасителя и оставили нам это учение. Очень ценно, когда людистремятся читать Священное Писание в первоисточнике, на том языке, на которомоно было написано, потому что точный перевод имеет большое значение.
 – Такой вопрос:«Владыка, что есть с позиции Православия справедливость, золотая середина и чувство меры? Как можно и в обычной, и в духовной жизни ею руководствоваться?»
 – Действительно,каждый человек должен знать меру во всем. Иногда бывает, что человек меры не знает, но Священное Писание показывает нам эту меру. У нас есть каноническиеправила святых отцов, Вселенских соборов, и там мера как раз указывается и определяется.Главное мерило нашей жизни – это Священное Писание Нового Завета, где Господьнам указывает: если мы проникнемся духом евангельским, то как раз эту меру,справедливость и добросовестность мы получим. Потому святые отцы и говорят,что мы должны плавать в Священном Писании, должны жить духом Евангелия, духомсвятых отцов, которые на личном примере достигли того совершенства, к которомупризывает нас Священное Писание Нового Завета. Я думаю, для того, чтобы получитьответы на эти вопросы, перенять опыт жизни, опыт Церкви, нужно на практике применитьте идеалы христианской жизни, которые нам оставил Господь наш Иисус Христос.
 – «Владыка, многиенаши святые, в частности преподобный Серафим Саровский, предсказывал, что перед последними временами Бог даст России православного царя. Вы видите какие-нибудьпризнаки наступления этих времен, и встала ли Россия действительно на путь покаяния?»– вопрос от Александра.
 – Я думаю,что есть необходимость нам всем потрудиться, чтобы действительно Православнаявера и жизнь по вере были во всех сферах нашей жизни, как к этому постояннопризывает нас наш Святейший Патриарх Алексий. И когда в нашем обществе будутвоспитаны люди в Православной вере, и жить будем по-православному, и христианствобудет приоритетом жизни нашего общества, то, конечно, из этого общества можнобудет избрать такого человека, который мог бы стать во главе Святой Православнойстраны. Который будет заботиться о всех живущих в нашей стране, не только о материальном благополучии, но и о духовном, чтобы эти две стороны жизни человекабыли на одном уровне. И этот баланс сил – материального и духовного – даст намвеликое и славное в нашей жизни, стране. Мы надеемся, что общими нашими усилиями,нашими трудами (и святые отцы об этом говорили), если будет процветать нравственность,духовность, жизнь по вере Христовой в нашей стране, то Господь даст такое время,когда Россия будет могущественной, славной, сильной, Богоугодной. Россия, котораябудет славить едиными устами, единым сердцем Единого Бога в Троице славимого.
 – «Владыка, монархия,Богом установленная, наиболее приближенная к этому форма власти. Т.е. царскаявласть – это наиболее богоугодная форма власти. Именно поэтому в среде православныхлюдей желание видеть у власти царя достаточно сильно. Но за этим желанием видетьцаря не таится ли опасность, ведь царь в России должен быть православным, а у нас православное поколение фактически еще не сформировано, оно не созрело.И, желая царя, не получим ли мы на царство антихриста по сути?»
 – Чтобы этотчеловек управлял нашим государством, он должен быть воспитанным в православномдухе, человек, который должен хорошо знать правила церковной жизни, – чтобымог вести весь народ. Пример такого человека может влиять очень благотворнона весь народ. В сознании народа, царь – это человек осободуховный, благодатный,помазанник Божий. Поэтому, если в этом человеке народ увидит некоторые немощи,слабости человеческие, то, конечно же, разочаруется, и это будет уже не царскаявласть и не царское государство, и ни к чему хорошему мы прийти не сможем. Необходимовоспитывать наше поколение и будущие поколения в духе Православия, когда православныйдух станет нормой жизни и беззаконие станет второстепенным в жизни нашего общества.Тогда, я думаю, поставят вопрос о выборе из этого общества идеального человека,который будет хорошо знать, как решать материальные и духовные проблемы обществаи как их можно внедрять в нашу жизнь, чтобы она была благодатней, радостней,приятней и еще более богоугодной. Но нельзя этого форсировать и делать искусственно.
 – Звонок в прямойэфир: «Николай, поселок Малый Исток. Три года назад возвели цокольный этаж храмав честь Николая Чудотворца, в настоящий момент в нем стоит вода. Просьба поспособствоватьоткачать воду из храма и навести порядок на территории».
 – Ведущий: –Это что ж, Владыка вам пойдет воду откачивать, или это вы должны этим озаботиться?
 – Николай: –Нет, ну есть же батюшка…
 – Ведущий: –То есть, настоятель должен закатать полы рясы и идти откачивать воду? Или этовсе-таки миряне должны сделать?
 – Владыка Викентий:– Хорошо, мы постараемся решить этот вопрос, выяснить ситуацию в этом приходе.
 – Ведущий: –Миряне, с одной стороны, жалуются, что иерархи, священнослужители не дают импроявлять активность, а с другой стороны, предлагают Владыке вычерпать водус фундамента. А вы, дорогие, чем же занимаетесь? Почему у вас душа не болит,что фундамент вашего храма залит водой, а вы предлагаете Владыке решить этупроблему? Это у вас должно сердце болеть и руки чесаться, чтоб исправить положение.Обвинение Церкви в том, что она подавляет активность мирян, абсолютно несправедливо.Активные миряне сегодня Церкви очень нужны во всех направлениях — и в образовании,и в социальном служении, и в строительстве. А мы, к сожалению, стараемся всена кого-то переложить. «Владыка, откройте нам храм на ЖБИ, Владыка, откачайтенам воду в Малом Истоке» и т.д. Это очень печально. Братья и сестры, давайтевы будете больше проявлять активности. Допустим, взять Екатеринбург, кабельныесети, нас не показывает компания «Евротел», мы с Владыкой туда обращаемся, –это что, нужно двум человекам? Вам нужно туда обращаться, проявлять больше активностиво всем. Тогда наша жизнь изменится. Не могут в одиночку все сделать ни Президент,ни Патриарх, ни Владыка Викентий, давайте вместе работать и нашу жизнь преображать.Владыка, простите, что я так сказал, но печалит, когда люди пассивные.
 – Вопрос из Москвыот Александра: «Владыка, меня очень мучает вопрос. Недавно я познакомился с милой девушкой, мы с ней встречаемся, гуляем вместе, а вчера она рассказаламне, что год назад сделала аборт. И мне это не дает покоя: как я знаю – этострашный, чуть ли не непростительный грех. Я очень хочу помолиться за прощениеее души, но в церковных делах не опытен. Можно ли молиться об этом, к какойиконе лучше подойти, какие слова говорить? Объясните, пожалуйста».
 – Никто не запрещает гулять, встречаться, проводить вместе время, но вступать в плотскуюсвязь до заключения гражданского брака (в ЗАГСе) и таинства Венчания молодойчеловек не должен, тем более, если он православный верующий. Он должен сохранитьсвою девственную чистоту до брака. И если при таких встречах человек видит,что «вторая половина» ему по душе, и что он сможет связать свою жизнь с жизньюэтого человека до конца дней своих на земле, то он принимает решение зарегистрироватьв ЗАГСе брак, затем обвенчаться в церкви, получив Божие благословение на совместноежительство для деторождения, и тогда жить полноценной семейной жизнью, рожатьи воспитывать детей. А не так, что человек даже и не знал, что у него получилсяребёнок, а девушка от стыда или ещё по каким причинам решила сделать аборт,и получился двойной грех – грех блуда и грех детоубийства – за такое безответственноеотношение к очень серьезной жизни в браке. Люди встречаются не для того, чтобыблудить и развратничать, а для того, чтобы узнать характер, слабые и сильныестороны этого человека, составить себе представление, смогу ли я с этим человекомжить или нет. Смогу ли перенести все беды, трудности и т.д., а не для того,чтобы «наслаждаться». Это современная беда, что люди встречаются для наслаждения,а не для того, чтобы серьезно подумать о будущем.
 Конечно,и в этом случае не надо отчаиваться, и в этом случае нужно молиться Богу, чтобыОн простил этот тяжелый грех, потому что Господь милосерден и прощает нас, еслимы будем исправляться, т.е. до брака не вступать в плотскую связь, а серьезноподойти к этому. Вступить в брак и всю жизнь каяться за совершенные грехи. За того ребенка, которого погубили во чреве, в церкви мы молиться не можем, потомучто он не крещён, но в домашней молитве всегда помнить, что есть такая душав потустороннем мире, которая нуждается в помощи, молитве, милосердии.
 – Ведущий:– Владыка, простите, я подумал, что после таких слов некоторые информационныеагенства Екатеринбурга обязательно напишут, что Владыка Викентий опять навыдумывалмного чего. Но поразительно: то, о чем Вы говорили, в дореволюционной Россииэто были аксиомы, каждый юноша и девушка это знали, это было нормой жизни, а не придумал Владыка Викентий или Патриарх Алексий, – это Богом установленныйпорядок жизни. Но десятилетия безбожия просто вырвали все корни у людей, и людизабыли все свои традиции и нормы жизни. Бывает очень обидно за нас, когда видишь,приезжая в мусульманские страны, где корни и традиции в строгости сохранились,где девушка с юношей друг друга за руку не берут до брака, – там население увеличивается.В Египте при всей строгости морали население страны за 30 лет увеличилось в 2 раза, и люди при внешней небогатости счастливы, там не видно грустных и унылыхлиц, что им плохо оттого, что у них в семьях по 7, 8, 10 детей. А мы за 10 летвымираем. Грустно, конечно, что христиане, люди, живущие в православной стране,своих корней были лишены и рассматривают эти нормы как «очередные выдумки ВладыкиВикентия»…
 – Следующий вопрос:«Владыка, моей матери 91 год, она очень сильно больна, не поправляется. Комумне за нее молиться?»
 – ПомолитесьПресвятой Богородице. Наша Заступница Матерь Небесная поможет облегчить страданиявашей матери, утешить ее. Ведь мы знаем, что Пресвятая Богородица – всех скорбящихРадость, утоляет печали наши. Обратитесь в слезной молитве к Пресвятой Богородице,и Она поможет, придет на помощь. Сейчас к нам прибыла Толгская икона БожьейМатери, если будет возможность, приходите в Свято-Троицкий собор приложитьсяк этой святыне, также там находится частица Ризы Господней и икона с мощамисвятителя Игнатия Брянчанинова.
 – «Владыка, можно ли читать Псалтырь по живым?» – спрашивает Мария из Чебоксар.
 – Можно,мы всегда читаем в домашних молитвенных правилах Псалтирь и на каждой «Славе»поминаем о здравии наших близких и родных, но можно поминать и усопших. В течениевсей жизни мы можем молиться о здравии и о упокоении, читая Псалтирь.
 – «Скажите, пожалуйста,если мы работаем все дни, кроме воскресенья, то как быть с субботней вечернейслужбой?» – интересуется Наталья из Москвы.
 – Мне кажется,что в субботу – более короткий рабочий день, и можно успеть на Всенощное бдениеили немного опоздать, а в Москве есть храмы, где служба начинается с шести часоввечера. Но Господь целует и намерения: если мы даже опаздываем, душой и теломхотели быть в храме, но в силу занятости на работе, или иных препятствий не смогли этого сделать вовремя, то ничего страшного, главное, нужно стремитьсяидти в церковь, успеть хотя бы к елеопомазанию. Обязательно на вечернем богослужениинужно быть, а с утра прийти на Литургию, – это наша прямая христианская обязанность.

 С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписиИлья ЦЫГАНЦОВ.

 Программа«Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

Генеральный директор УГМК Андрей Козицын принял участие в работе Патриаршего попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

 Екатеринбург,12 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В храме Христа Спасителя в Москве прошло очередное заседание Патриаршего попечительскогосовета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил праздничное богослужение в храме Всех Святых, отметившем 120-летие со дня основания

 Екатеринбург,20 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».18 июня весь православный мир отметил праздник Всех Святых — день, особеннопочитаемый народом Божиим.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс