Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
—«Владыка, что такое сергианская ересь, и повлияла ли эта ересь на сегодняшнююЦерковь?» – спрашивает раб Божий из Нижнего Тагила.
— Мы не называемеё ересью.
Митрополит Сергий Страгородский, в 1927 году издал Декларацию о сектах,в которой он проявил лояльность к советской власти. Тогда это была подтвердившаясявласть в нашей стране, и как-то нужно было ему, как главе Церкви, строить отношенияс этой властью, чтобы не погубить Церковь, дать возможность Церкви жить в оченьтяжёлой атмосфере, которая была в то время. Мы даже не представляем сейчас,в каком тяжёлом состоянии находился митрополит Сергий и как ему было тяжелорешать церковные вопросы. А главной целью его было – сохранить Церковь, не датьей погибнуть. Множество архиереев, священнослужителей были уничтожены, убиты,сосланы. Тысячи церквей были закрыты, осталось очень малое количество храмов,была опасность, что полностью все они будут разрушены, закрыты и всех священниковуничтожат. Невозможны будут ни таинства Крещения, ни Причастия. МитрополитуСергию пришлось проявить лояльность к власти, чтобы она не уничтожила до концаЦерковь. Благодаря этой лояльности Церковь сохранилась, и мы благодарны митрополитуСергию, что он смог в тяжелейшее время устоять и сохранить Церковь. Он не нарушалникакие вероучительные истины.
Представьтесебе такое явление: архиереи, священники были сосланы в тюрьмы, и у них не быловозможности служить Литургии, они хотели служить, хотели причащаться. И что они делали? Старались всеми силами угождать надзирателям, хорошо себя вели,послушно, чтобы те видели, что священнослужители не несут опасность. Получивдоверие от надзирателей, они просились, чтобы хоть один раз в месяц их отпустилив лес на два-три часа помолиться.
В лесу онисовершали Божественную литургию. Чем? Привязывали к себе платки вместо епитрахили,представляя себя в облачении. Кружка служила Чашей, а вместо вина был сок из лесных ягод. Причащались и испытывали огромнейшую радость, благодать, как на Пасхе находились. Слёзы лились рекой от радости, что Господь сподобил им послужить,причаститься, помолиться.
И сейчасспросим – согрешили ли иерархи Церкви тем, что они так много нарушали каноническихправил: вино не то, хлеб не тот и многое другое… Но Господь слышал их молитвы,и за страдание, терпение, смирение давал им такую благодать, которую мы, можетбыть, сейчас не имеем, находясь в благолепии, канонически всё правильно делая.
МитрополитСергий находился в очень тяжёлом положении, и обстоятельства заставляли не следоватьстрого каноническим правилам, что некоторые ставят ему в вину. Это наша Родина.Радость или печаль Родины – это радость и печаль нас самих. Он не согрешил,потому что нужно было как-то сказать советской власти, что верующие – не контрреволюционеры,не борцы против власти, что они за правду Божию, за веру Христову и за то, чтобсохранить Церковь. Священнослужители были на подозрении у власти как подпольнаяорганизация. А митрополит Сергий хотел сказать, что Церковь – организация, котораяслужит Богу, людям, Отечеству и любит это Отечество, каким бы оно ни было.
Всякая властьпопускается от Бога. Если Господь по нашим грехам попустил такую власть, то это надо тоже воспринимать со смирением и с пониманием.
- Звонок из Чебоксарот рабы Божией Иулии: «Владыка, благодарим Вас за православный канал, которыймы смотрим в Чебоксарах. Среди православных нашего города ходят слухи, что шестогоиюня 2006 года, как «три шестёрки» – день антихриста. Говорят, что в этот деньнельзя включать ни телевизоры, ни компьютеры, ни мобильные телефоны… Якобыможет в канале каким-то образом появиться антихрист, что надо этого остерегаться.Мы очень этим обеспокоены».
— Это очереднаяпровокация, очередное лукавство. Некоторые люди или организации хотят спровоцироватьнас на какое-то напряжение. Вы не обращайте внимания на эти цифры, потому что не от цифр зависит наша жизнь, а от нас самих, как мы будем ее строить. Еслимы будем строить её по заповедям Христовым, по воле Божией, то никакие трудностии испытания нашей жизни не будут нас трогать. А если мы жить будем по своейволе, против воли Божией, в грехах и пороках, и будем смотреть на эти цифры,то от этого ничего к лучшему не изменится. Главное в том, чтобы мы трудилисьнад собой, возделывали ниву души своей, как можно больше очищали её от греха.И Господь будет нас благословлять, помогать, покрывать нас.
Совпаденийвсех этих цифр в истории нашего Отечества было очень много, Слава Богу – ничего.И в те времена тоже говорили, что всё, антихрист пришёл и т.д… Но все проходилоблагополучно, и этот день тоже пройдёт благополучно. Лучше будем молиться в этот день, посмотрим на себя, на свои слабости, немощи, на свою душу, чтобыеё очистить от греховных наклонностей, больше будем молиться. Этим самым мыпостараемся удалить от себя мысли, которые нас устрашают, нагнетают напряжениеи выводят нас из колеи, которой мы должны идти. А наша колея – это богоугождение,исправление своей жизни и приближение к жизни Евангельской, – вот наша колея,по которой мы должны идти неуклонно. И никакие слухи и провокации не должнынас отклонить от правильного пути, который указал нам Сам Христос, Спасительнаш.
– «В Евангелииот Матфея говорится: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающийпосланных к тебе. Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собираетптенцов своих под крыльями, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст».
А из Ветхого Заветаизвестно, что еврейский народ был богоизбранным народом. Богоизбранность егоопределялась приходом в него Мессии – Христа. Еврейский народ не принял Его,отсюда этот горький для евреев 18 стих. Следует ли понимать его как отмену богоизбранностиевреев, или они и сейчас таковыми являются?»
– Богоизбраннымеврейский народ был тогда, когда он среди языческого мира был единственным,который сохранял веру в истинного Бога. В Ветхом Завете написано, когда еврейскийнарод, который мы называем богоизбранным народом, отступал от истинного Бога,увлекаясь язычеством, то Господь наказывал его очень серьёзно, несколько разпозволял уводить в плен. И когда народ снова возвращался к Богу, то Господьего миловал и давал ему честь и славу. Сейчас, когда Мессия-Христос пришёл на землю, чтобы искупить грехи всего рода человеческого, все люди, живущие во всёммире, любой национальности, которые могут и желают последовать за Христом и жить Христовой жизнью, и будут являться богоизбранными людьми. Среди евреевнемало людей, которые приняли Мессию-Христа и следуют за ним, и живут жизньюХристовой, и продолжают быть богоизбранными людьми.
В Новом Заветеапостол Павел говорит о том, что «остаток спасётся», имея в виду тот народ,который был богоизбранным и в котором сохранилась истина. Господь, конечно,имеет попечение об этом народе, желает, чтобы он, как проводник истинной веры,спасся.
Господь к каждому стучится в сердце и каждого призывает ко спасению. Христос действительнопришёл на землю, Он действительно совершил дело нашего спасения, Он действительновоскрес. Каждый год мы видим, как в Иерусалиме сходит Благодатный Огонь на ГробеГосподнем в Великую Субботу, – это свидетельство для всех. Многие люди с разныхконцов мира, видя это чудо, принимают веру Христову с искренним сердцем, независимоот национальности. К какой бы религии они ни принадлежали, обращаясь ко Христу,они становятся богоизбранными.
– «Владыка, я знаю людей, которые крещены, но сейчас отрицают Бога. Как объяснить, направитьих на путь истины?»
— Да, естьу нас такое, к сожалению. Многие люди в нашей стране приняли таинство Крещения,но не живут по учению Христа, а живут жизнью современного общества. Нам, православнымхристианам, которые глубже познали истину во Христе, старающимся жить по заповедямБожиим, необходимо помочь этим людям.
В первыевека христианства святые апостолы, святые жёны-мироносицы ревностно потрудилисьради Христа Спасителя, чтобы мир языческий преобразовать в христианский мири создать новую цивилизацию на нашей Земле. А эти люди после атеистической пропагандыотошли от Бога и не знают, как жить с Богом. Если мы, православные христиане,постараемся активнее участвовать в жизни нашего общества и показывать на личномпримере жизнь христианскую, показывать себя настоящими христианами, – то, я думаю, мы сможем сделать так, чтобы люди, принявшие Крещение, но не живущиехристианской жизнью, обратились к настоящей церковной жизни.
Много зависитот нашего примера, от нашей жизни по заповедям Божиим. Нужно, чтобы мы не былидвоякими: в церкви, дома мы православные христиане, молимся, исповедуемся, причащаемся,а в мирской жизни нас не видно, мы незаметны, мы как бы сливаемся со всем обществоми живём так, как живут все.
Нам необходиможить как первым христианам, которые показывали свою веру, не боясь, что за исповеданиеХриста им грозила мученическая смерть. Нам сейчас не грозят ни мучения, ни страдания,и нам нужно более принципиально показывать добродетель христианина. Таким образоммы мир полухристианский сможем преобразить в настоящий христианский мир.
Очень важноперед Крещением пройти огласительные беседы в храме, чтобы иметь понятие об основах Православной веры, жизни церковной. Важно, чтобы человек до Крещенияпосещал церковь, ходил на богослужения, чтобы возродилась практика древних христиан,когда они приходили в церковь и готовились к великому таинству Крещения, оставалисьна службе до Литургии верных, принимали участие в Литургии оглашенных. Когдадиакон говорит: «Лица оглашенные, изыдите», они знали, что в это время им нужновыйти из церкви, заниматься изучением Священного Писания, чтобы креститься и сподобиться в ближайшее время пребывать на Литургии верных и причаститься Телаи Крови Христовой.
Нужно бытьхристианином не только по имени, а по духу, по жизни, т.е. в полном смысле этогослова. Если человек покрестился, в церковь не ходит и даже хулит её – это показательтого, что он несерьезно пришёл в Церковь, отнёсся ко Крещению. Он охладел, своюдушу покрыл мраком, уже не чувствует ту благодать, которую принял в таинствеКрещения. Он забыл тот восторг, благодать, которые испытывал во время Крещения,не старался подогреть и приумножить благодать, данную Господом в таинстве, а закрыл, затемнил её своими грехами, и она перестала чувствоваться.
Но семя благодатиБожией осталось в его душе, и если дать ему условия для возрастания, то семяпринесёт добрые плоды. За этого человека нужно молиться, чтобы Господь посетилего Своею благодатью. И наша молитва будет услышана Богом и повлияет на егодушу. Господь коснётся его души, и он, в какой-то отрезок времени, рано или поздно, всё равно обратится ко Христу. Но нам надо дать возможность, чтобы онувидел пример настоящего христианина.
– «Звонок из Санкт-Петербурга: «Насколько правомерно люди причащаются в Пасхальную ночь.Ведь после службы идёт разговление скоромной пищей, напитками. Я из детствапомню, что истинно православные должны воздерживаться от причастия в Пасхальнуюночь, а сейчас это стало модой.
Второй вопрос, насколькочасто можно причащаться?»
– На Пасху,по окончании Великого поста, пережив Великие Пятницу и Субботу, мы радуемсяВоскресению Христову и принимаем Его Тело и Кровь, чтобы в большей полноте почувствоватьи порадоваться о Воскресении Господа, которого мы воспринимаем в своём сердцеи надеемся, что Он воскресит нашу душу в делании добра, к тому, чтобы жить по закону Божьему и оставить те грехи и страсти, которые нас мучают, борют и не дают покоя в жизни. Поэтому Причастие на Пасху не является грехом, это великаярадость и великое утешение. Хотя после этого будет вкушаться пища скоромная,но во всём необходимо соблюдать меру. Если мы, приняв Таинство в этот Пасхальныйдень, будем стараться проводить его в Божией благодати, в радости о ВоскресшемГосподе, не переводя духовную радость в телесную (в этом у многих есть проблема),и сохраним эту радость в течение всего дня, то скоромная пища нам не повредит,потому что мы провели очень длинный пост.
Что касаетсячастого причащения, то в этом нужно советоваться с духовником. При серьёзнойдуховной жизни и частом посещении храма Божия, есть такие люди, которые могутприходить в храм даже каждый день, несмотря на то, что они живут в миру. Ктоутром и вечером бывает на службе, молится и кается, сознает свои немощи, – то,я думаю, таким прихожанам можно причащаться почаще.
И ещё я быхотел сказать, что к Причастию нужно относиться очень серьёзно, чтобы не привыкать,чтобы это не послужило поводом для гордости. Приступать к этому Таинству нужнос осознанием греховности, с осознанием своего недостоинства, с желанием получитьв Святом Причастии силу бороться со своими страстями и побеждать эти страсти.
– «СотрудникиЕпархии жалуются на очень низкую зарплату, на которую нельзя ни жилья снять,ни вообще прожить. Возможно ли как-то соотнести зарплату с работой, чтобы можнобыло как-то достойно жить?»
– Нельзясказать, что зарплата низкая, просто потребности у нас высокие. Я помню, когдаслужил в церкви, особого желания, чтоб у меня была побольше зарплата, не было.Самой большой радостью было служение в церкви. Там кормили, давали немного на одежду, и мне хватало на всё. Я радовался и благодарил Господа, что я сподобилсяслужить, работать при церкви, потому что, видимо, потребность в духовном наслаждениибыла больше, чем в материальном.
К сожалению,мы потеряли чувство жертвенного служения для своего же спасения. Если надо в храме наводить порядок к празднику, то мы нанимаем людей, которые бы там работализа деньги. Раньше этого не было. Раньше была очередь получить работу в храме.Это было честью – прийти помочь в храме, люди сами спрашивали, чем можно помочь.Много людей приходили на ремонт, уборку храма, так что не хватало даже инструментов– работали по очереди…
Если мы будемжелать самого необходимого, то зарплаты на всё хватит.
– «В воскреснойшколе Свято-Троицкого собора нет перил, нет туалета, куда ребёнка сводить. Охранникинередко очень грубые», – жалуется Елена, прихожанка храма».
— Перила,т.е. ограждения для безопасности, там есть, но они не такие красивые, какиемы хотим сделать, но новые уже заказаны. Всё требует денег и времени, нужнопотерпеть.
С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписиИлья ЦЫГАНЦОВ.
Программа«Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
16 июняСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереевсовершил Божественную литургию в кафедральном Храме Христа Спасителя и проводилчестные мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые будут доставленыв Нижний Новгород, а затем в другие города России, а также в столицы Белоруссиии Украины. «Мыблагодарим Господа, — сказал Предстоятель в Первосветительском Слове, — что в эти девять дней пребывания святых мощей в Москве тысячи наших православныхсограждан могли молиться перед ними, получить духовное укрепление на своем жизненномпути».
Екатеринбург, 13 июня, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.