Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (392) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

№23 (392) / 15 июня ‘06

Архипастырь

 –«Владыка, 1 июня весь православный мир отмечал праздник Вознесения Господня.Храм, где Вы совершали богослужение, – а это, нужно подчеркнуть, один из самыхкрупных храмов Екатеринбурга, – был не только заполнен до предела, но люди стоялидаже на улице.

Чем знаменателен этот праздник, и о чём он должен напоминатькаждому из нас?»
 – Я хочувсех поздравить с великим праздником Вознесения Господня. Мы отмечали этот великийпраздник через 40 дней после Пасхи Христовой. Мы вспоминали о пришествии в мирВоскресшего Господа, о том, что после Воскресения Господь являлся Своим ученикам,людям, и удостоверял всех в том, что Он воистину воскрес, и учил о ЦарствииНебесном. В 40-й день Господь вознёсся на небо и дал обещание: «Аз есмь с вамиво все дни до скончания века». Он обещал, что будет всегда с нами, хотя Он и возносится на небо, но не оставляет этот мир, нас, людей, живущих в этом мире,и всегда будет нам помогать.
 Господь обещал,что Он идёт к Отцу своему Небесному, чтобы уготовать нам обители в ЦарствииБожием, и что Он придёт на землю нам даровать эти обители, которые мы заслужили.Заслужили нашим подвигом, трудами, которые мы несём в этой жизни, стараясь по воле Божией, по заповедям Христовым уклоняться от зла, от греха, искоренятьзло из своих сердец, чтобы от нас исходило только одно добро и добродетельнаяжизнь.
 Господь ИисусХристос говорил Своим ученикам, чтобы они оставались в Иерусалиме до того времени,когда Господь пошлёт Духа Святаго Животворящего и Спасающего, которыйимеет миссию учить людей правде Божией, помогать им в несении своего крестав земной жизни для Царства Божия.
 Апостолынаходились постоянно в молитве, в храме Божием, чтобы уготовить себя к великойблагодати Божией – схождению Духа Святаго.
 Я думаю,что и нам, живущим в современном мире, необходимо следовать примеру святых апостолов,учеников Христовых, которые познали Христа, были со Христом в своей жизни, виделиЕго воскресшего, слушали Его заветы, проповеди и старались пребывать в такомделании по слову Христа, чтобы сподобиться принятия Духа Животворящего и Спасающегонас.
 Нам необходимотоже в эти дни пребывать в молитве, во внимании к себе, чтобы в день СвятойТроицы сподобиться почувствовать, воспринять в своём сердце тот Дух Божий, благодать,которую Господь посылал в день Святой Троицы, в день сошествия Святаго Духана апостолов и посылает на нас, когда мы будем коленопреклоненно молиться у алтаря Господня.
 ПраздникВознесения Христова имеет огромное значение для нас, этот праздник возноситнас к Небесам, куда Христос вознёсся, где Он сел одесную Отца и тем самым нашучеловеческую природу вознёс на Небо. Этим Он дал нам надежду, что и мы, живяна земле добродетельно, богоугодно, тоже можем достигнуть Царства Христова,которое Господь уготовал нам. Для того Он и пришёл на землю, чтобы вознестинас на Небо, чтобы мы вечно радовались, блаженствовали, жили с Богом и наслаждалисьлицезрением, беседой с Господом.
 Этот праздникдля нас особо радостный, благодатный, и поэтому люди, понимая смысл этого праздника,приходят в этот день на торжество, чтобы сподобиться великой благодати, которуюГосподь посылает всем нам. Как апостолы, когда на горе Елеонской слышали словоХристово и видели Его вознесшегося, то, уходя с горы – не были печальными, а испытали радость, – так и мы в День Вознесения Господня, придя в церковь, слышимблагодатные слова Христовы, присутствуя на богослужении, получаем благословениеХристово. Мы радуемся и благодарим Бога, что Он не оставляет нас, помогает намв нашем спасении.
 – «Тело и душасуществуют отдельно, и душа вселяется в каждого из нас при зачатии. Через что же из них передаётся грех, через тело или душу? Как вообще грех передаётся,ведь грех – это нечто, присущее душе, а не телу? Как быть с описанием рая и ада, где есть грешные и безгрешные души, а тел нет? Через что человеку передаётсяпервородный грех?» – спрашивает Димитрий из Москвы».
 – Первородныйгрех передаётся через душу и тело, потому что Адам и Ева согрешили телом и душой.Всё человеческое естество подвержено первородному греху, поэтому Гоподь нашИисус Христос пришёл на землю и страдал душой и телом. Он страдал от унижений,оскорблений, страдал телом тем, что Его распяли на кресте. Он терпел страшные,тяжёлые страдания. Этим самым Он омыл, очистил грехи, которые совершаются людьмителом и душою. Мы знаем, что Господь, воскресший из мертвых, обожил нашу душу,очистил, исцелил её от греха полностью. Он возвратил её в то первоначальноесостояние, в котором была она до падения Адама и Евы. Плоть была вознесена на Небо Богочеловеком и за чистоту удостоилась чести быть одесную Бога, быть в самой высокой чести, которую может получить творение Божие. То, что может Гоподьсделать Своей всемогущей силой, Он совершил. Поэтому, когда мы совершаем делосвоего спасения с Божией помощью, благодатью Христовой, то мы исцеляем и душу,и тело от грехов, которые мы совершаем в своей жизни. Как написано в Евангелии,из души источаются злые помыслы: блуд, прелюбодейство, кража, убийство и т.д. Перед нами стоит задача очистить свою душу, чтобы из нее исходили добрыепомыслы, пожелания и чтобы эта доброта, которая зарождается нашим подвигом в нашей душе, через наше тело телесными нашими усилиями проявлялась в нашей жизни.Мы должны показать, что действительно наша душа имеет потребность делания добра,но не зла и борется со злом на протяжении всей своей жизни, чтобы сподобитьсятех обителей, которые Господь уготовал нам Своей благодатью, милостью, любовьюк нам, роду человеческому.
 – «Владыка, можно ли в воскресный день после богослужения работать на возделывании церковной земли?»
 – Конечно,праздничные и воскресные дни мы должны посвящать полностью Богу.
Эта заповедь дана нам Господом Богом, а посвящать Богу – это значит ходить в церковь, после церкви нужно делать благие дела: помогать ближнему, творить деламилосердия, совершать молитвы, читать духовную литературу, которая нас назидаети очищает, даёт навыки духовной жизни. Когда мы в воскресный или праздничныйдень после прихода из церкви не знаем, куда себя девать и думаем о работе в огороде, – лучше поработать, чем бездельничать. Но это показатель того, что мы ещё не поняли, что такое посвятить день Богу, и поэтому у нас появляютсяжелания после богослужения пойти в свой огород возделывать землю.
 Если бы мыхотели посвятить день Богу полностью, то, конечно же, у нас появилось бы многотрудов, которые бы нас радовали и увлекали тем, что мы нашли такие занятия,которые посвящены Богу и очень полезны для обогощения нашей души, укрепляют,умиротворяют нашу душу. Поэтому нам необходимо упражняться именно в том, чтобыпонять глубже, как нужно провести праздничный день, чтобы это было в точноститак, как сказано в Священном Писании, в заповеди Божией. И если мы будем думать,чтобы этот день посвятить Богу, то у нас появятся интересные, важные, полезныезанятия, которые будут и Богу угодны, и для себя полезны. К сожалению, естьтакая проблема, что в праздничные и в воскресные дни летом человек идёт в свойогород, на дачу и забывает о Боге, забывает о Церкви, о церковной жизни. На первом плане стоит возделывание земли, посадка овощей, фруктов.
 Заповедьне отменяется никем, она вечная. И если мы её не выполняем, то делаем себе хуже.Нам нужно проникнуться мыслью, что значит посвятить воскресный день Богу. У нас есть литература, обогащающая знания на эту тему. Если мы любим Бога, то стараемся слушать и слышать Его, выполнять Его волю, боимся прогневить Его,нарушить заповедь, которую Он дал для нашего укрепления, спасения, просвещения.Если мы не выполняем эту заповедь, то наша душа ослабевает, подвергается различнымбесовским искушениям, она не в состоянии противостоять, бороться с этими искушениями.И тогда бывают трудности, скорби, и нужно применить очень большие усилия, чтобыпреодолеть эти трудности. Поэтому Господь, любя нас и желая нам добра, и говорит,чтобы воскресный день посвятили Господу. Чтобы Он нас укрепил, дал силы, мудрость,знания. Если мы будем в этот день читать духовную литературу, будем беседовать,размышлять о Боге, думать, как нужно устроить свою жизнь, чтобы она была богоугодной,тем самым мы себя обогатим, укрепим Божией благодатью, Божией силой. И тогдаГосподь даёт нам возможность преодолевать трудности, скорби, искушения, наветывражии, какие-то человеческие невзгоды. Нам легче, когда мы находимся в союзес Богом и Он умудряет, просвещает наш ум.
 Когда мыпостоянно находимся в жизненных заботах, мы отвлекаем внимание от своей душии этим подаём повод искушениям, дьявольским наветам и не замечаем, как мы попалив неприятные ситуации и враг нас по-своему лукавству уводит «на сторону далече».И только когда попадаем в трудную ситуацию, тогда начинаем думать: вот хорошобыло бы, если бы я принял другое решение, – но уже поздно. Поэтому очень важенэтот день. Не случайно Господь сказал, что «шесть дней работай, а седьмой ГосподуБогу твоему посвяти».
 Сейчас естьвозможность читать духовную литературу, святых отцов, узнать больше об этомдне и постараться выполнять церковные установления. Тогда мы почувствуем важностьвоскресного дня, получим пользу от того, что этот день проведём по закону Господа.Получим успехи в работе, на поле, на участке своём, в несколько раз больше будетурожай, в несколько раз больше будет пользы от участка.
 – «Откуда у верующихлюдей бывает столько злобы? Не просто неприятия, мирного, смиренного неприятия,а злобы. Мне, как человеку неверующему, это не понятно, – даже я себе такогоне позволяю. Обыкновенные простые нормы человеческой порядочности не позволяютлюбому нормальному человеку делать такое. Если посмотреть на разного рода современныеевропейские церкви, братства, общества и т.п., то там привлекают людей именнодоброжелательной атмосферой», – вопрос из Москвы.
 – Да, естьтакие церкви или конфессии, которые именно внешним доброжелательством привлекаютлюдей. Но этих церквей и этих конфессий всё меньше и меньше становится, ониопустошаются. Мы знаем, что на Западе храмов становится всё меньше, они дажепродаются, потому что там люди не ходят в церковь. Священнослужители этих церквейпытаются разными путями привлекать людей, но это что-то не то.
 Злоба – этоненормальное явление в жизни человека. Гнев, раздражение – это грех, с которымнужно бороться. И, когда мы понимаем природу человека, что она постоянно источаетгрех, что человек подвержен греху, что он испорчен грехом и что ему нужно исправиться,– мы должны помочь ближнему нашему преодолеть эту слабость. В Церковь приходяткак раз люди больные разными болезнями – душевными и телесными, в большей степениболезнью души, в том числе гневом, раздражительностью. Они приходят, потомучто есть потребность такая, они приходят в лечебницу лечиться. Церковь – этолечебница для души.
 Конечно,там есть разные люди: гневливые, раздражительные, нетерпеливые… Мы должныпонимать, что мы находимся в лечебнице. Допустим, мы пришли в больницу, гдевсе нездоровы. Что, мы на них будем обижаться, что они такие больные? Больные– поэтому и собираются в больнице, чтобы лечиться. В Церковь люди тоже приходятлечиться. Не надо смущаться, что где-то мы увидели в храме человека, имеющегонедостатки, которые, конечно, неприятно видеть. Но мы должны понимать, что человекнаходится на лечении, он лечится, он ещё не успел подлечиться. Если у одногокурс лечения десять дней, то у другого может быть и десять лет, а кто-то можети всю жизнь лечиться. Он борется с собой, он кается, он плачет, приходит на исповедь: «Не могу ничего с собой сделать, я такая грешница (или грешник), что гнев идёт из меня, что я не успеваю за ним уследить, как он вышел, я оскорбилчеловека, я сделал очень много неприятного…» и т. д. Он кается, он плачет.
 Мы не видимпокаяния, а видим только его слабость, его болезнь, не видим методы лечения.Он хочет лечиться, но не совсем всё получается. А может быть и такое, что Господьне даёт этому человеку вылечиться, для того, чтобы нам, более здоровым, упражнятьсяв других добродетелях – терпении, смирении и снисхождении к немощам ближнего.
 Всё оченьмудро Господь устроил в нашей жизни, мы просто не отдаём себе отчёта, видим– и сразу кидаемся: почему так у нас есть? А потому, что у нас есть люди разные.Люди, которые хотят исцелиться, но у них не получается. А мы должны помочь им.Не отвечать той же злобой, а отвечать своей добротой и любовью. Этим самым мысебя упражняем в добродетели терпения, смирения, послушания, снисхождения, и ближнего укрощаем в какой-то степени от его злобы, ненависти и горячности, котораячаще всего неуместна в церкви, в обществе, вообще в человеческих отношениях.
 Своим примеромпроявите себя, покажите свою веру, – так Господь от нас требует и призывает.Поэтому не надо смущаться, и если мы будем так смотреть, то наши церкви будутещё больше и больше заполняться. А если мы будем, как в других западных храмах,конфессиях, только внешним видом показывать, что «у меня всё нормально», а на душе кипят страсти и бурлят гады пресмыкающиеся, это оканчивается тем, что человеквообще теряет веру.
 Не надо ждать,что в Церкви все святые, а нужно проявлять больше снисходительности.

 С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписиИлья ЦЫГАНЦОВ.

 Программа«Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Архипастырь

Престольный праздник встретили прихожане Свято-Троицкого Кафедрального собора, Богослужение в котором совершил архиепископ Викентий

 Екатеринбург,13 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Весь православный мир отметил великий праздник Святой Живоначальной Троицы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс