Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (391) → Ответы иерарха Иерусалимской Православной Церкви митрополита Вострского Тимофея на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы иерарха Иерусалимской Православной Церкви митрополита Вострского Тимофея на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№22 (391) / 8 июня ‘06

Архипастырь

 —Владыка Тимофей, расскажите, что такое Иерусалимский Патриархат сегодня, ведьон располагается на территории Иордании, Израиля и Палестинской автономии, СаудовскойАравии и Арабских Эмиратов. Как удаётся соблюдать законы этих стран, как удаётсяжить в непростых условиях?
 — Я бы хотелвначале поблагодарить вас и Высокопреосвященнейшего архиепископа Викентия за его любезное приглашение выступить в программе, за его благословение пребыватьи служить в пределах управляемой им Епархии.


 ИерусалимскийПатриархат – это четвёртый по очереди из древних патриархатов, но я не преувеличу,если скажу, что он занимает первое место в душах всех верующих, и особенно русскихправославных христиан. Потому что Патриархат известен как Матерь всех Церквей,потому что оттуда проповедь пошла по всему миру, апостолы по повелению ИисусаХриста проповедовали слово Евангелия во всём мире. Уважение к ИерусалимскомуПатриархату проистекает из уважения к Святым местам, которые связаны с жизньюИисуса Христа – нашего Спасителя. Он и родился по плоти во Святой Земле, творилчудеса, проповедовал, был распят, погребён и воскрес, даруя нам жизнь вечную.
 — Сталкивается ли Церковь с трудностями осуществления своей миссии, ведь не все православныеверующие с территории Палестинской автономии могут свободно посещать другиегорода, христианские святыни – Иерусалим, Назарет?
 — Естественно.Каждая Православная Церковь, где бы она ни находилась, имеет свои внутренниепроблемы. И это хорошо, потому что через проблемы люди становятся более верными,получают силу от веры. Когда были гонения на Церковь, то вера у людей была болеетвёрдая, искренняя. Иерусалимский Патриархат в течение всей истории имел оченьмного проблем, и в настоящее время мы прошли через большой Церковный кризис,но, слава Богу, с помощью Церквей-сестёр, особенно Русской Церкви, мы сумелинайти наш мирный путь. Что касается политических конфронтаций в этом районе,то они всегда были, и мы молимся, чтобы Господь просвещал лидеров разных партий,чтобы они пред глазами имели ввиду прогресс народов, и сегодня, в век переговорови диалогов, я уверен, что через мирные переговоры найдётся ответ на много сложныхвопросов, с которыми сталкиваются жители Святой Земли.
 Сегодняшнийконфликт между Израилем и Палестинской автономией, надеемся, тоже найдёт своёрешение. Дело в том, что многие из православных, которые живут на палестинскойтерритории, не имеют доступ к некоторым святыням, но сотрудничеством с Церковьюи израильскими властями это достигается. Церковь не имеет претензии на властьили на политические позиции, она всегда сосредотачивается на духовном воспитаниилюдей, и это духовное воспитание включает в себя мирное жительство, потому что Сам Христос, когда проповедовал на земле, говорил: «Каждый человек должен старатьсяиметь мир с собой», – потому что это очень трудно иногда сделать, если человекпротиворечит самому себе. Господь дал нам Свой мир, и если мы обладаем миромХристовым в себе, то мы можем передавать этот мир окружающему миру.
 — Владыка, насколькокрепка вера в Иерусалимском патриархате, насколько люди глубоко верят? Как посещаютхрамы, растёт ли количество прихожан? Люди каких национальностей больше приходят?
 — Христианев Иордании, Палестинской территории регулярно посещают церковь, и Патриархиячерез её представителей, архиереев старается поднять духовность этого населенияи показать ценности Православной Церкви даже неправославным жителям. В Израилеменьше арабского населения, но там очень много живёт эмигрантов, русских, которыетоже регулярно ходят в храмы.
 — Как организованажизнь у русских православных людей, есть ли у них свои приходы, священники,владеющие русским языком? Как власти Израиля к этому относятся?
 — До сихпор я не видел отрицательной реакции израильских властей. Ответственной за верующих,за приходскую жизнь является администрация местной Церкви. Одновременно с приходами,которые старается открывать Патриархия для говорящих на русском языке, имеетсяРусская Духовная Миссия в Иерусалиме.
 — Владыка, как Вы оцениваете деятельность Русской Духовной Миссии, у которой тоже есть своиприходы, подворья в разных городах Израиля и Палестины, насколько это важносегодня?
 — Я не могусказать, что есть приходская обязанность у Русской Православной Миссии в Иерусалиме,потому что, как я уже заметил, это обязанность Иерусалимского Патриархата, но Миссия помогает нашему пастырскому делу через те церкви, которые служат на славянскомязыке и таким образом дают возможность верующим, живущим в разных городах Израиляи говорящим на русском языке, участвовать в таинствах Церкви. Сегодня любойрусский человек, живущий в любом городе или селе Израиля, может на транспортепопасть в любой храм и приобщаться Святых Христовых Таин. С большим душевнымволнением я смотрю на русских паломников, когда они пешком обходят Святые местаИерусалима, иногда поют разные церковные песнопения и массовым Крестным ходомони удивляют и иноверцев, и других христиан, и нас самих.
 — Владыка Тимофей,в начале ноября прошлого года в Иерусалиме состоялась Международная конференция«Иерусалим в Русской Духовной Миссии». Какова была её цель? Вы были на этойконференции, обращались к её участникам. Что она дала, какие результаты ужеесть?
 — Я представлялнашего Блаженнейшего Патриарха Феофила III, со стороны Иерусалимской патриархиия приветствовал эту конференцию. Выступало очень много учёных, которые подчёркивалиположительный вклад присутствия Русской Духовной Миссии на Святой Земле. И Советсо стороны нашей Церкви обратился к присутствующим, чтобы все действия, которыевпредь будут предприниматься Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, были бысогласованы с Иерусалимской Церковью. Большая и положительная деятельность –это паломнические группы, которые принимаются Миссией, и сотрудничество с Церковьюи людьми, которые хотят вложить свою энергию в духовное развитие Святых мест.
 — А много такихлюдей или организаций? Насколько общественность принимает у вас участие в строительствецерковной жизни?
 — Я ссылаюсьна больших благодетелей, которые находятся в России, которые никогда не забываютСвятую Землю, а наоборот, всячески стараются помочь святым местам, церквям,священникам, начальникам Русской Церковной Миссии в Иерусалиме.
 — Владыка, нашипаломники, посещавшие Святую Землю во время схождения Благодатного Огня, говорят,что несмотря на все сложности, люди на улицах Иерусалима какие-то светлые, одухотворённыеи всегда с радостью принимают огромное количество гостей. С чем это связано?С тем, что по этой земле ходил Спаситель? Люди, несмотря на все противоречия,войны, которые там идут, не утратили духовность и свет веры в своих сердцах.
 — Что касаетсяпаломников, которые приезжают на Святую Землю, то у многих из них это план жизни,мечта жизни. Когда человек приземляется на Святую Землю, он ощущает в себе трепет,выходящий из религиозных чувств: он ходит по Земле, по которой Сам Христос ходил.В каждом старом городе – Иерусалиме и Назарете – человек чувствует присутствиеХриста, каждый христианин живёт духом Воскресения, несмотря на то, что жизнькаждого напоминает Голгофу. И когда они поклоняются Святому Гробу Господню,они действительно находят там поддержку в своей надежде, что за Голгофой всегдаидёт Воскресение. Этот радостный дух отражается и в местных жителях: они смотрятна паломников как на людей, которые приезжают с верой, – т.е. получается взаимообмен.Паломник говорит, что Христос вчера и сегодня, и во веки будет один и тот же,что мы стремимся через земной Иерусалим попасть в Иерусалим Небесный.
 — Наталия из Екатеринбурга спрашивает: «Владыка Тимофей, меня очень интересует, каков былВаш путь к вере, как Вы стали православным человеком, откуда хорошо знаете русскийязык?»
 — Во-первых,я родился в православной семье, но не все члены моей семьи были религиозны.Трудно передать, что я сам почувствовал, и почему я один из 5 детей часто ходилв церковь. Я, конечно, знаю объяснение, – это был призыв от Господа, – и я в 15 с половиной лет сам выразил желание оставить родителей и поехать в Иерусалим,вопреки родительской воле. Стать православным – это особый дар от Господа, я думаю, что каждый, кто ищет путь к вере, в Православии находит самый верныйответ, потому что Православие – это способ жизни. Нужно принять в глубине душиХриста как Спасителя мира и веровать в сокровище традиций Православной Церкви,которые были получены от святых отцов всех Вселенских и поместных Соборов ПравославнойЦеркви. Слушательница мне простит, что я не хочу больше о себе говорить, самоеглавное могу сказать, что Господь в юности привёл меня в Иерусалим, и там я с этого малого возраста остался до сих пор и служу в Святой Иерусалимской Церквина Святой Земле.
 — Господь ведётнашу жизнь и ничего без Его воли в нашей жизни не происходит?
 — Жизнь в руках Божиих. Мы, как люди, должны проявить какой-то интерес, ведь Господь стучитв двери наших сердец, и мы должны открыть эту дверь, чтобы Он вошёл. И нашимпримером, нашей жизнью, нашими делами мы должны готовить уютное место для того,чтобы Христос остался в наших сердцах. А если мы в Церкви находимся формально,если мы просто говорим, что мы православные христиане и гордимся этим, а не живём по-православному, по-христиански, если мы допускаем греховные поступки,то тогда мы как бы выгоняем Христа из нашего сердца и из нашей души.
 — Жить по-христиански– это большой труд?
 — Это подвиг,это постоянный подвиг, с тех пор, как человек входит в Церковь через таинствоКрещения, до последнего издыхания. Потому что враг – дьявол – старается всяческиотстранить человека от подвига, и поэтому нам не надо успокаиваться, что вотмы христиане, идём в церковь, исповедуемся, причащаемся. До последнего нашегоиздыхания мы должны держаться основных принципов церковности.
 — Владыка, Высказали, что мы должны впустить Господа в наши сердца, услышать голос Божий.Я знаю, что много наших людей – паломников, изначально скептически относившихсяк Православной вере, побывав на Святой Земле, в корне меняли свой взгляд на жизнь, и на веру, и на своё отношение к Богу. Видимо, там Он настолько близок,настолько воспринимает Его душа.
 — Я встречалсялично со многими людьми, которые приезжают на Святую Землю от любопытства, и мы их принимаем так же, как верующих людей, и хотим этим людям оказать помощь,чтобы они глубже поняли нашу веру. И там люди преображаются, некоторые из нихисповедуются и говорят, что повлиял сам воздух Святой Земли и прикосновениек святыням, – которыми являются камни, одни камни, но в них есть благодать,присутствие нашего Господа. Они там чувствуют какой-то особый призыв к вере,к Церкви. И поэтому я бы советовал каждому, кто слышит о Христе, кто слышитоб Иерусалиме, о Православной Церкви, чтобы постучал в дверь священника, в дверьархиерея, и от него получал более подробную информацию о том, как он долженпоступать, чтобы быть верным чадом Православной Церкви.
 — Путь к Богумы не совершаем в одиночестве?
 — Это двойноесближение. Когда мы человека какого-то приглашаем к себе, он должен откликнутьсяна этот зов, и наоборот, когда мы слышим что-то о вере, мы должны ответить положительно.
 — Одно из величайшихчудес – это схождение Благодатного Огня в Иерусалиме на Гробе Господнем в ВеликуюСубботу. И мы сейчас ещё живём этим чудом, приветствуем друг друга словами «ХристосВоскресе!» Расскажите, пожалуйста, Владыка, как в нынешнем году происходилоэто чудо?
 — СхождениеБлагодатного Огня – это одно из самых впечатляющих обрядов и служб в Пасхальномпериоде Иерусалимской Церкви, и вообще всего года. Это событие проповедует ВоскресениеХриста, и со всех сторон мира верующие православные и не православные приезжаютдля того, чтобы принять участие в этом событии. Среди паломников очень многорусских, а в последние годы приезжают паломники из Екатеринбурга во главе с Его Преосвященством архиепископом Викентием. Конечно, тысячи и тысячи паломниковхотели бы попасть в храм Воскресения, там государственными чиновниками принимаютсястрогие меры безопасности. Многие из паломников огорчаются, что остались на улице и не попали ко Гробу Господню. Не надо разочаровываться, Господь всемдаёт возможность участвовать в этом радостном событии.
 — В этом годуВаш Патриарх всего несколько минут молился в Кувуклии перед тем, как сошёл БлагодатныйОгонь. Это какой-то знак?
 — МолитваПатриарха не включается в раннее пребывание в самой Кувуклии. Кто бывает на Святой Земле, тот знает, что сначала три раза идёт Крестный ход, который оченьдолго длится, и в это время Патриарх, конечно, молится про себя и просит помощиБожией, чтобы осуществить это последование. Иногда Патриарх выходит раньше,иногда задерживается в Кувуклии. Но Огонь сходит не по его личной молитве, а по молитвам всех верующих, которые его окружают.
 — Как бы наукасегодня ни пыталась объяснить все православные чудеса (как, например, со святойводой – разложить её на составляющие), мне кажется, что эти чудеса, как чудосхождения Благодатного Огня, всегда будет для нас чудом необъяснимым.
 — Кто в БогаХриста верит, тот не нуждается в особых чудесах. Чудеса у всех из нас бываюткаждый день, мы просто не обращаем на них внимания. Все трудности, через которыемы проходим, думая, что мы не можем больше терпеть испытания, а Господь намдаёт силу – и это тоже одно из чудес. А что касается Благодатного Огня – тот же самый факт, что небольшое число православных в течение 20-ти веков смоглиостаться возле Гроба Господня и праздновать там Воскресение Спасителя нашегоИисуса Христа – это одно из величайших чудес. Иерусалим неоднократно подвергалсявеликим разрушениям, а Гроб Господень остался и Православная Церковь всегданепрерывно была на Святой Земле – это чудо.
 — Владыка, мневсё-таки интересно, откуда у Вас хорошие знания русского языка? Вы в нашей Епархиине первый раз, но сложно научиться языку приездами.
 — Я благодаренРусской Церкви, потому что она открыла свои школы для иностранцев. Я училсяв Духовной Академии Санкт-Петербурга, тогда Ленинграда, и стараюсь говоритьправильно.
 — Как изменилась,на Ваш взгляд, православная жизнь в России со времён Вашей учёбы?
 — Я училсяво времена Брежнева – это были трудные времена для Церкви и для верующих. Я думаю, что нужно отдать должное и похвалу тем христианам, которые тогда исповедовалиХриста, потому что они находятся в ряду с исповедниками веры. Я удостоился пообщатьсяс простыми верующими, тогда и от них я получал большую помощь и поддержку. Естественно,не сравнить ту эпоху с сегодняшним днём, – это одно из чудес, о которых я говорилраньше. Кто бы мог подумать, что те, кто служил атеизму, впоследствии будутучастниками церковной жизни. И мы можем посмотреть на эту особую благодать Господа.Русская Православная Церковь переродилась, можно сказать, она получила свободуи показала, и показывает до сих пор, что она может достичь самый успешный этапв жизни. Как я уже сказал, жизнь православная – это не только мгновение, не только сегодня, а каждый час до последнего нашего вздоха.
 Сегодняшнеепреображение народа показывает, что у русского человека душа – это огонёк веры,горящее пламя, и миряне очень помогают преображению Церкви. Мы видим, что повсюдуоткрываются монастыри, строятся новые храмы, восстанавливаются старинные храмы.Особенно в Екатеринбурге и в Верхотурье я вижу необыкновенный прогресс, и, конечно,это благодаря местному архиепископу Викентию. Естественно, невозможно было бывсё сделать, если бы не нашлись люди с глубокой верой и преданностью ПравославнойЦеркви, и которые помогают материально в осуществлении громадных проектов. Я посетил Ново-Тихвинский монастырь, Меркушино – там очень хорошие постройки,Храм-на-Крови и многие другие. Благодаря стараниям Владыки Викентия, построеноновое здание Духовного центра – и это благодаря верующим чадам Екатеринбургскойепархии.
 — Слава Богу,у нас Россия была всегда богата меценатами – православными людьми!
 Нам поступилвопрос: «Владыка, я бы хотела узнать Ваше мнение о русском человеке. Я частобываю за границей, и мне очень обидно, когда говорят, что русские люди угрюмыи недоброжелательны. А поскольку Вы были в России не раз, учились, каково Вашемнение о наших людях? Как Вам видится будущее нашей Родины?»
 — Начну со второго вопроса. Когда Христос будет царствовать в сердцах людей, Россия будетпроцветать. Православная Церковь всегда способствовала тому, чтобы люди находилидуховную поддержку и обучались, как надо вести себя и любить Родину. И когдарусский любит свою Родину, только от этой любви можно ожидать добра. Я слежуза событиями в России, потому что я люблю Россию и вижу, что Президент страныи его окружение всячески стараются, чтобы не только материально поднять Россию,но и дать духовность людям, восстановить духовный принцип русского человека.
 Ответ на первый вопрос: по природе, русский – очень нежный человек. Конечно, много изменилосьво время безбожного режима: отсутствие воспитания людей на основе веры в Бога;отсутствие знаний о том, какие большие приношения совершались в пользу народасо стороны Русской Православной Церкви. Естественно, некоторые элементы, которыене имеют духовного богатства, возможно дали ложное представление о русских за рубежом. Я живу в Израиле, в Греции бываю и на Кипре, в Англии был, и вездеотзываются о русских очень хорошо. И все удивляются глубокой вере русских людей.Русские выделяются верой и добрыми чувствами. Я пожил в России и только доброполучал от моих русских сокурсников и от людей, с которыми я был связан.
 — Несмотря на все гонения, русские люди пронесли эту веру.
Послушаем вопрос: «Митрополит Тимофей, я хотела бы приветствовать Вас стихами.Два года назад я прочитала своё любимое Послание – 22-ю главу «Откровения»,она меня затронула, и у меня родились стихи о Иерусалиме. Учитывая то, что Выприехали со Святой Земли, я хотела бы прочитать их Вам как приветствие:

 «Новоенебо, новая земля,
 Город новыйна планете.
 Всё новое,и новый я,
 И всюду Божьидети.
 Славный городИерусалим
 Не смолкаяславит Бога,
 И рекою льётсягимн
 От небесногочертога.
 Только радость,только песни,
 Нет в нёмболи, смерти, слёз.
 Новый городна планете
 Без проклятья,войн, и гроз.
 Новое небо,новая земля
 Город новыйна планете.
 Всё новое,и новый я,
 Всё Божьев чудном свете».

 Я хотела, чтобывсе это увидели. Спасибо Вам большое за Ваш приезд, за Ваше пребывание на Российскойземле».
 — Спасибоза трогательное стихотворение. Конечно, я думаю, что новое найдём только в НебесномИерусалиме. Мы не должны забывать, что в земном Иерусалиме стра-дания, больи слёзы, – это путь, через который мы должны пройти. После Голгофы нас ожидаетВоскресение, Небесный Иерусалим, в котором всё новое, где нет ни слёз, ни боли.
 — Владыка, Выпосещали приют для девочек женского Ново-Тихвинского монастыря. Те- ма брошенныхдетей, беспризорности очень остро стоит в России. Как в Вашей стране Израилес этой проблемой? Тоже такая страшная картина или несколько по иному?
 — Я посетилприют и могу сказать, что он самого высокого уровня, даже в Европе и Америкене найдёшь приют для детей с таким особенным попечением, где детям дают такмного. Считаю нужным поздравить инициаторов и исполнителей этого Божьего дела,конечно, с благословения Владыки Викентия, но непосредственными заботами ТатьяныАлтушкиной. Я думаю, что этот приют станет примером, чтобы и в других городахнашлись люди, занимающиеся этим богоугодным делом.
 Детский возраст– самый нежный, нуждающийся в нашем попечении. Вокруг нас много сирот, бедных,и Церковь, благочестивые люди должны заботиться о них. Не надо останавливатьсятолько на детском возрасте. Есть молодые люди, которые сегодня более поддаютсяискушениям и соблазнам. Для молодых людей наше общество полно разных опасныхновшеств. Большая болезнь нашей эпохи – это наркомания. Я видел, как в приютезанимаются с детьми: в детских лицах видна радость, которая подчёркивает, что они нашли материнскую любовь. Материнская любовь незаменима, но сколько случаевв наше время, когда сами родители относятся неправильно к своим детям, и детив семье чувствуют, что якобы они в чужой среде. В приюте дети находят любовьи самое главное – это любовь к Богу.
 — Владыка, на Ваш взгляд, насколько можно разделить понятия «духовность» и «религиозность»?Или возрождение духовности основано на возрождении веры?
 — Духовностьу человека приходит с верой, необходимо, чтобы люди познали Творца, жили согласнозаповедям, и тогда внутренний мир может обогатиться силою Святого Духа. В церковныхпонятиях духовный человек тот, который познаёт Бога. Человек может получитьвсе знания, а если он не познаёт Бога, он внутри пустой. Поэтому религиозностьи духовность, по нашему понятию, всегда идут вместе. Конечно, бывают люди добрыеи не верующие во Христа, но всё-таки Христос завершает духовность человека.
 Я бы хотелпередать уральцам благодать Гроба Господня и святых мест Святой Земли, передатьблагословение нашего иерарха – Патриарха Феофила – и поблагодарить Владыку Викентияза его приглашение.

 С митрополитом Тимофеем беседовала Полина МИТРОФАНОВА. Расшифровка аудиозаписи— Илья ЦЫГАНЦОВ

 Программа«Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II генеральный директор УГМК Андрей Козицын в составе делегации Русской Православной Церкви посетил Латвийскую Республику

 Екатеринбург,2 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В минувшие выходные по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II генеральный директор Уральской горно-металлургической компании АндрейАнатольевич Козицын в составе делегации Московской Патриархии Русской ПравославнойЦеркви посетил Латвийскую Республику.

 
Архипастырь

Иерарх Иерусалимской Православной Церкви митрополит Вострский Тимофей познакомился с работой Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии и выступил в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиоканала «Воскресение»

 Екатеринбург,30 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбургской епархии с паломническим визитом находится Иерарх ИерусалимскойПравославной Церкви митрополит Вострский Тимофей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс