Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (390) → 14 июня — память мученика Иустина Философа

14 июня — память мученика Иустина Философа

№21 (390) / 1 июня ‘06

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти Святых
Церковный календарь
15 июня — память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

 СвятойИустин, память коего ныне, один из ученейших философов второго столетия по Р.Х.

,родился в самарийском городе Сихеме. Иустин с ранних лет пристрастился к науке;он посещал лучшие школы, учился у знаменитейших философов и, наконец, пришелк убеждению, что только в слове Божием заключается истина, что лишь верою душачеловека может обрести покой, истинное просвещение и спасение.
 Увероваввсем сердцем и приняв святое крещение, Иустин стал усердно проповедовать словоБожие. В это время императором римским был Антонин, прозванный Кротким. Он преследовалхристиан, но не из ненависти к учению их, а потому, что верил клеветам, которыевозводили на них. Тогда Иустин написал апологию, или рассуждение в защиту Христианскойверы. В этом сочинении, которое он подал самому императору, он опровергал ложныетолки и обвинения на христиан, объяснял сущность их учения и описывал их образжизни. Его слова сильно подействовали на императора, который велел прекратитьгонения.
 Вскоре послеэтого святой Иустин оставил Рим и прибыл в него уже во время царствования другогоимператора (Марка Аврелия Антонина), известного под именем философа. Это былодин из лучших императоров, когда-либо правивших Римом. Он держался высокихправил добродетели, твердости духа; а между тем жестоко преследовал христиан,не понимая их веры и считая их врагами государства. Беспрестанно совершалисьжестокие казни. Предавались смерти люди, которые даже в глазах язычников не имели иной вины, кроме той, что были христиане. Иустин написал вторую апологию,или рассуждение, в защиту христиан. В этой апологии он доказывал, как несправедливопредавать казни людей, не совершивших никакого преступления. Но это осталосьбез действия. Гонение свирепствовало с прежней силой, и вскоре Иустин сам подвергсяодной участи с теми, которых так горячо и безбоязненно защищал (около 166 г.по Р.Х.)
 Святой мученикИустин Философ, собственным опытом узнавший суетность всех земных знаний без света Христова учения, научает нас, братия, тому, что истинное просвещение возможнотолько в христианстве.
 Увлекаясьпристрастием к современности, многие думают, что мы обязаны улучшением по разнымчастям общественной жизни и деятельности естественному ходу вещей. «Таков векнаш, век пробуждения идей, век движения вперед, век просвещения», — говорят.Но это неправда. Истинное стремление к совершенству, всегда к лучшему и лучшему,может быть только там, где указан для него путь и средства существом совершеннейшим,самим Творцом нашим, – Самим Богом, т.е. в христианской религии. Такой путьи указан Господом нашим Иисусом Христом в Его святом учении, в святой Христианскойвере. Будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5,48), – сказал Господь, и дал средства к достижению совершенства, и умственного,и нравственного. Кто не идет путем Христовым, кто не пользуется Его руководством,тот не идет вперед – к лучшему, но отступает назад – к худшему. Так ли это в самом деле?
 Удостоверитьсяне трудно опытом. Обращая внимание на просвещение, на образование, легко можновидеть, что оно мало озаряет умы наши и не приносит благих плодов для жизни,если не станет следовать за божественным светом Христовым, который светит в Церкви Его.
 Нужно лидоказывать, что просвещение естественное, до явления Иисуса Христа бывшее, на самой высшей степени своего развития слишком бедно и не разъясняет самых существенных,самых важных для нас вопросов? Вместо всяких доказательств приведем слова одногоиз образованнейших мужей своего времени, святого Климента Римского, которыйпрекрасно описывает состояние духа человеческого, ищущего просвещения однимисобственными усилиями. «От ранней юности, – говорит он, – приходил я в недоумение:буду ли я чем-либо по смерти? Неужели тогда ничто уже не напомнит обо мне, и бесконечное время все приведет к забвению? Когда сотворен этот мир? Что будетпо окончании мира? В ответ на такие и подобные мысли я ничего не знал, хотяпостоянно об этом думал. Я обратился к школам философским, чтобы найти в нихнадежное познание, но не нашел там ничего, кроме построения и ниспроверженияучений различных мыслителей, – не обрел ничего более для себя, кроме головокружения,и вздохнул из глубины души моей. Я не нашел ничего верного, я не имел даже твердогопонятия о том, что такое добро и богопочтение, я не знал, смертен ли мой духили бессмертен, я не знал, где найти твердое учение, на какой мысли успокоиться».Находясь в таком состоянии, кружась около истины, Климент услышал весть, что в Палестине явился Сын Божий, отправился туда, там узнал Евангелие и обрел покойдля своего духа. Из этого примера не ясно ли, что сам по себе человек столь же мало видит истину, сколько блуждающий во мраке ночи – вещественные предметы?
 Так; но мывоспитались в лоне христианства, наш разум возрос и возмужал под руководствомверы, – и потому, сроднившись с нею, многие легко забывают, чем мы ей обязаны,и хвалятся тем, что получили, как будто своей родовой собственностью. Это, однакож, не столько еще предосудительно, как самонадеянное желание многих светитьсобственным светом при свете христианства, и считать его, если не вовсе не нужным,то безразличным средством к истинному образованию. Каждому знающему историюдолжно быть известно, к чему привело противохристианское направление образования,или вольнодумство мнимых мудрецов во Франции в XVIII веке. Философия и естествознаниетогда процветали, а мудрования людей, слывших просвещенными, дошли до того,что называвшие себя христианами обоготворили разум, отвергли бытие Бога, всякуюверу, а затем ниспровергли всякий религиозный и гражданский порядок. Кто из вас не согласится, что такой плод образования слишком горек, ядовит и гибелен?
 Да пребудет же для всех нас, братия, навсегда святая вера наша руководственным светом в деле просвещения. При ее руководстве мы пойдем верным путем к истинному совершенствованию,и умственному и нравственному. Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

13 июня — память мученика Ермия

 Когдасвятой мученик Ермий, память коего совершается ныне, вышел невредим из раскаленнойпечи, в которую ввержен был мучителями, тогда правитель призвал волхва и приказалотравить его ядом. Ермий принял яд, наперед помолившись и осенивши чашу крестом,и остался жив.

 
Церковный календарь

15 июня — память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

 ВеликомученикИоанн Новый жил в Трапезунде и занимался торговлей. Торговые дела не мешалиему быть хорошим христианином.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс