Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (383) → Пасхальные раздумья

Пасхальные раздумья

№14 (383) / 8 апреля ‘06

Пасха Христова

 Вспомнимслова митрополита Филарета, так точно определившего, что «Воскресение Христовоесть для нас источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности,надежды, — всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из негопочерпаем; оно есть вечная новость. И по сему-то, сколь ни уверены мыдруг о друге, что каждому из нас известно воскресение Христово, еще, однако,желаем тысячекратно возвещать друг другу как неслыханную весть, что Христосвоскрес».

 «Источникразмышления…» Суета нас отучила мыслить, размышлять, созерцать в глубокоммолчании всех чувств. Вспоминаю, как, высовываясь в окошко храма Покрова МатериБожией в пасхальную ночь, чтобы глотнуть прохладного воздуха, освежить им легкиеи голову, хотелось все время видеть далекую звезду, сияющую над затихшей землей.Она казалась запутавшейся в тонких ветвях еще не распустившихся лип. Ее иглистоесияние говорило о чистом небе, свободном от всех дымов земли, о предстоящемсветлом и ясном утре Воскресения. Не знаешь, что лучше видеть и восприниматьдушой: ночную тишину с редкими звездами и уснувшими после полуночного пасхальногозвона грачами или золотистый восход с первыми птичьими голосами. Ночью еще служатв храмах, и служба эта только раз в год освещает землю. Все хорошо и за всеслава Богу.
 Крестныйход угадывался по огонькам. Впереди – цветные, высокие. Это фонарь несли с разноцветнымистеклами и длинные диаконские свечи. Ниже – народ с мигающими огоньками своихмаленьких свечечек. Смотришь и невольно думаешь: верно сказано, что каждый зажженв мире, как огонек. «Это верно не только в пасхальную ночь, это верно во вседни жизни. Мы призваны светить. Все, без исключения. Это нам сказано: «Такода просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославятОтца вашего Небесного». Пусть не все одинаково могут светить, но всем это даноот Бога. Кто – в семье, кто – в обществе, кто где, но все могут и должны. Добрымсловом, добрым делом, словом участия, движением души с желанием помочь (помолиться,например), воодушевить, не осудить хотя бы… Много возможностей, но мы всеих мало используем, мало об этом думаем. Владыка Иоанн (Шаховской) писал, что мы ужаснулись бы, если бы увидели, как мало света даем миру…
 Когда из глубины темной ночи доносится отдаленное пение во время Крестного хода, мы знаем,что это поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и насна земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Ангелы поют, но слышать их наммешает наша заземленность, наша плененность землей и, кстати, наше неумениесмиренно и трепетно предстоять Богу. О том, что каким-то образом это пение касаетсядуш человеческих, можно судить по детям. Кто-то может вспомнить собственноедетство, когда радость струилась от всего: от необычайного ожидания праздника,от приготовления к нему, от ранней весны, от грачиного крика, от веселых огоньковсвечей, словом – от чистоты души, тогда не ощущаемой никак, простой, естественной,незапыленной. Теперь взрослым нам остается просить: «сподоби чистым сердцем»славить Тебя, Творца нашего, Искупителя и от грехов Освободителя. Чистота намвозвращается через покаяние.
 И вот, вспоминаяуже прошедшие дни, как будто снова видим пред вратами храма собравшихся священ-нослужителей,после возгласа в притворе («Слава Святей и единосущней, и животворящей, и нераздельнейТроице…»), впервые поющих тропарь Воскресению Христову: «Христос воскресеиз мертвых…» В храме вспыхивают эти же слова или только начальные буквы Xи В, паникадила, бра… – все вмиг освещается.
 «Да воскреснетБог!…» Стихи эти сопровождаются тропарем. Все подпевают и ждут, что призывк радости («Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»)отзовется и в наших душах. Иногда Бог дает эту радость незаслуженно (что чащевсего), а иногда душа ее и не чувствует, хотя кому не хочется радости?… Происходитэто потому, что мы забываем о необходимости постоянно следить за тем, чтобыБогу в нашей жизни было отведено первое место. Только первое, иначе Его не будетв нашей жизни совсем.
 А у нас как бывает?
 По-разному.И не всегда мы можем сказать по совести, что прежде всего ищем Царствия Божия(а это тоже заповедь). Господь учит нас, чтобы мы взрослели, искали Его, а не только Его даров. Поэтому, как бы кто ни встретил Пасху – радостно и беззаботно,как дети, или без того волнения и радостного трепета души – будем благодарныБогу за все! Радость Церкви – всегда наша радость. Великий Праздник – всегдадля нас неоценимый дар. Уже возможность быть в храме – милость Божия, величиекоторой более всего ценят люди, потерявшие эту желанную радость.
 Снова, толькоболее торжественно, звучит великая ектения: «Миром Господу помолимся…» В этуночь особенно радостно сознавать, что все мы молимся миром… Пасху празднуютпо местному времени. Значит, в Японии (там тоже есть православные), на Курилах,на Дальнем Востоке все верующие давно уже пропели впервые в этом году «ХристосВоскресе». Пасха, как Солнце, с востока поднимается к нам, потом западные народы,православные, вольют свой голос в общий победный гимн Избавителю и Победителюсмерти. Мир молится Воскресшему. Дай Бог, чтобы мир молился умиротворенной душой,чтобы каждый из молящихся жил в мире с Богом, совестью и друг другом.
 Канон Пасхиначинается живо, весело, быстро. Так быстро, что не успевают все вникнуть в слова, давно известные, но удивительно емкие, значительные, глубокие. К нимстоит вернуться и после того, как они засверкали и заискрились светлой ночьюХристова Воскресения. Иногда, когда позволяет возможность, духовенство на каждойпесни канона меняет облачения. Так было в Успенском соборе Троице-СергиевойЛавры. Делается это быстро, стремительно. Не успеете глазом моргнуть, как золотоесменяется белым, потом красным, розовым, нежно-зеленым… будто все вокруг переливаетсявсеми цветами радуги. Красота служения, пения, освещения, убранства, глубинаобразов, сравнений входит в нашу жизнь, в наше сознание, память как великоенаследие прошлых веков, как достояние нашей Церкви, которым Она делится с каждымщедро. Только бери, радуйся, благодари и душой оживай!
 Первый тропарьпервой песни канона зовет: «Воскресения день, просветимся, людие…» Что будетсветить нам? То, что Господь нас от смерти к жизни, от земли к небесам возводит…Но мы все еще болеем и умираем, на земле живем и ей рабствуем… Где же всето, что дает нам Господь?
 Второй тропарьтой же песни отвечает нам на это: «Очистим чувствия и узрим…» Все в нас. Господьдает, но мы не смотрим. Церковь учит, как надо душу очищать покаянием, но мыоткладываем на «потом»… Нам всему надо учиться – верить, молиться, доверять,уповать, слушать, ценить, радоваться… Мы слышим дальше: «Земля же да радуется…»Земля за несколько дней ожила, покрылась первыми еще маленькими прозрачнымиклейкими листочками и травинками, теплом разбудила шмелей и бабочек, весеннимзвоном ручьев прославила Подателя Жизни. Как ни портит человек все, к чему прикасается,не призвав Бога в помощь себе, земля, природа славит Творца, радуется, радуялюдей, всех, без исключения. Но «веселие вечное» дается только «востанием Христовым».Мысль о том, что все блага, временные и вечные, нам дарованы крестнойсмертью и Воскресением Христовым, пронизывает все службы года, но особеннов дни Святой Пасхи. Воскресение Христово – «нетления Источник». Из этого источникаструится свет, небо, землю и даже преисподнюю освещающий. Самый яркий луч этогоСвета озарил всех в момент Сошествия во ад Господа. Это было раз в истории,но Господь может Своим Светом озарить и мрачную темницу душ наших. Чтобы этопроизошло, мы знаем, что надо делать. В каноне об этом сказано так: «СпогребохсяТебе, сраспинахся Тебе», то есть вместе со Христом умереть для греха и не противиться,но взять свой крест и нести его в жизни, помня, что путем крестоношения прошели Христос. Силы наши неизмеримо меньше, но и крест – не чета Голгофскому.
 После малойектении нежная мелодия рисует картину: раннее утро, Марии, пришедшие с миром,ангел, посылающий их проповедовать миру, что восстал Господь, умертвивший смерть.
 В 4-й песниканона мы встречаемся с пророком Аввакумом, который может стать с нами и показатьнам светоносного Ангела. Почему вспомнил автор канона древнего пророка? Ищуо нем сведения и вот нахожу: «Певец, то есть пророк Аввакум, автор величественногогимна о Богоявлении, указывает Израилю на Творца, от поступи Его содрогаютсязвезды и горные хребты. Бог являет Себя тайновидцу как единственный Владыкамира, вершащий Свои деяния вопреки злу и мятежу твари. Среди исторических гроз,которые гимн изображает в виде стихийных катаклизмов, доверие к Богустоит незыблемой скалой, оплотом твердости и мужества. Душа поэта (и пророка)охвачена трепетом и переполняется любовью к Зиждителю. Эта любовь ищет не даровЕго, но близости к Нему. Само Его существование становится источником радостии примирения».
 Теперь ясно,почему «Богоглаголивый Аввакум» вспоминается творцу канона «господину ИоаннуДамаскину» и на что он может указать.
 В следующемтропаре есть строчка, требующая уточнения: «Явися Христос яко человек же – Агнецнаречеся». Наш славянский перевод с греческого недостаточно точен. Следовало бы перевести: «как предлагаемый в снедь – агнцем назван». Христос-Агнец не тольков смысле жертвы, но и как «предлагаемый в снедь». Наиболее полно это переживаетсябез всяких объяснений и уточнений теми, кто причащается на Пасху, и не толькотогда.
 Слава Богу,теперь можно в храме услышать, что и на Пасху можно причащаться (можно, к сожалению,услышать тоже в храме и противоположное: «Что вам, поста не было?!») Коснувшисьэтого вопроса, вернемся к тому, что заповедано Церкви святыми апостолами. На VI Вселенском Соборе в 66-м правиле практика древней Церкви сформулирована былатак: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новыя (то естьФоминой) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятьсяво псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя о Христе, и чтениюБожественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся».
 Но вернемсяк канону. Пели его до нас шестнадцать веков и, слава Богу – мы поем, «образовсбытие зряще», то есть видя исполнение пророчеств (прообразов, которых полонВетхий Завет).
 Возвращаяськ мироносицам, раным-рано пришедшим ко гробу с миром, мы еще далеко до рассветавместо мира приносим песнь и сердцем видим Христа, «правды Солнце».
 Преподобныйтворец канона – св. Иоанн Дамаскин предлагает нам изящное плетение 3-х тем:1-я возводит нас на небеса, 2-я утверждает на земле, Богом благословенной и чудом Воскресения освященной, 3-я низводит в преисподнюю: «Безмерное Твое благоутробиеадовыми узами содержимии зряще…» И рядом же: «Приступим, свещеноснии, исходящемуХристу из гроба…» Приступим не только с горящими свечами, но, главное, с горящимлюбовью сердцем, с трепетной верой, с непоколебимым упованием.
 И 6-я песньпоет о Снисшедшем в преисподнюю, об Отверзшем нам райские двери, о Том, Кто«яко Бог Сам Себе волею привед Отцу…» Кондак праздника обращен к нам, включаетнас в число тех, кому даются плоды Христовой победы, словами «падшим подаливоскресение». Не забыты и мы, падшие… Теми же словами оканчивается и икос.
 И вот мыслышим бодрое «Воскресение Христово видевше…» Но разве мы видели ХристовоВоскресение? Да и видел ли кто-то другой? Псковский священник о. ПавелАдельгейм об этом песнопении говорит, приводя слова св. Симеона Нового Богослова:«Священная песнь, которую часто имеем мы в устах своих, гласит: «ВоскресениеХристово, не веровавше, а что? – Воскресение Христово видевше…» Уж не хочет ли песнь церковная научить нас говорить ложь? Да не будет! Напротив,она завещала нам возглашать этими словами совершенную истину, напоминая о томВоскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас, верных, и бывает не просто,но светоносно, блистая сияниями Божества его и нетления. Светоносное присутствиеДуха показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, а еще более даетнам благодать видеть Самого Воскресшего Христа Господа, ибо когда приходит в нас Христос благодатию Духа Святого, то воскрешает нас из мертвых, какими бываемдотоле, и животворит, и желает, чтобы мы видели в себе живым Его Самого, бессмертногои нетленного» (Слова. — Т.1, М., 1892). «Вот какие свидетельства мы имеем, –подтверждает о. Павел. – Мы знаем (своим земным разумением), что Воскресениеневозможно. Мы верим, что Воскресение совершилось, ибо Воскресший– Христос, истинный Бог. Потому называемся мы христианами, что веруем: ХристосВоскрес!» (Псков, 1990 г.)
 Если мы не пережили ничего подобного, то это не значит, что нельзя пережить. Просто нашдуховный опыт еще слишком мал, но, повторяя вместе с Церковью слова священнойпесни, будем помнить, что нам дано это по благости Божией и хотя в малоймере знакомо. И еще что упоминает нам это песнопение – эту истину: «Прииде крестомрадость всему миру». Мы не сомневаемся, что так и есть в мировом, общечеловеческоммасштабе, но так же и в жизни каждого из нас. Крест принесет радость, если мыправильно к нему отнесемся. Терпеть каждому беды, невзгоды, переживания приходится,хочет он этого или нет, но терпят все по-разному. И радость венчает не всякого.Терпеть по-христиански – это принять все, как допущенное Богом в наказание,в научение, в предупреждение… Как бы ни было – Господь допустил это во благо!Трудно с этим смириться, но если возмущаться, раздражаться, бунтовать – не легче,даже намного тяжелее. А радость? Ее пошлет Господь, когда найдет нужным. Когдаона вспыхнет в душе, тогда забудется вся житейская горечь.
 Удивительночетко варьируют уже знакомые темы в этом каноне. Одна из последних, в 9-й песни,едва ли не ближе и желаннее каждой душе: «С нами бо не ложно обещался еси бытидо скончания века Христе». Величие Воскресения и радость Пасхи для каждого ещеи в возможности быть со Христом по Его обещанию. Это – Его дар, не наша заслуга.От нас – только душу чистить, чтобы Господь знал, что ждем Его, жаждем и оченьстараемся приготовить Ему в душе своей первое место.
 В Санаксарена Святую Пасху (к сожалению, редко где читают то, что святыми отцами определенодля чтения в праздничные дни) подчеркивается кратко и энергично, что основа– для духовной радости – «вражды разрушение и с Богом соединение». Нам надоусвоить для себя: радость святых дней не льется безраздельно, как свет солнца.Она выбирает тех, для кого это дорого, кто готов пожертвовать своим привычнымбезразличием к совести. С особой силой это звучит в Слове св. Златоуста: «Ктоблагочестив и боголюбив – да насладится сего доброго и светлого торжества».Никто здесь не отвергается, никому не запрещается, все призываются, но не всемогут радоваться, не все способны «насладиться пира веры», «воспринять богатствоблагости». Здесь, в этот момент, особенно ощутим суд собственной совести. Но он – не окончательный. Надо помнить: Церковь и совесть помогают растить для Бога чад света. Другими словами: мы в Церкви скорее услышим голос совести, поймем,от чего отходим и чего лишаемся из-за суеты, поймем и то, что Господь зовет,что всем доступно величие благости Божией, только равнодушие мешает.
 Теперь сталиво многих храмах диаконы возглашать: «Господи, спаси благочестивыя…» Опятьподчеркивается избирательный характер, но не для того, чтобы кого-то оттолкнуть,а наоборот – пробудить энергию и посеять надежду.
 В СловахЗлатоуста некоторые находят себе недоумение: как это — «воздержницы и ленивиидень почтите»? Или: «постившиеся и непостившиеся возвеселитеся днесь»? Развеуравнивает Бог старательных и ленивых? Или в конечном итоге все равно – постилсяили нет? Нет, конечно здесь не об уравнении всех речь, не о безразличии к тому,кто как готовился. Мы ведь знаем, что по-разному встречает праздник тот, кток нему готовился, и тот, кому все на свете давно надоело. Святитель говорит,что Господь никого не отвергает, но сам человек просто не сможет, еслине подготовился, так же переживать и воспринимать дарованное Богом, как тот,кто не жалел себя, готовясь к великому дню.
 Конечно,хорошо, что читается это «Слово» вселенского учителя. О нем можно много думать,но когда бы ни вспомнились знакомые строки этого «Слова», всегда от них вееттрепетным переживанием первой ночной пасхальной службы.
 Веселые пасхальныечасы поются легко и радостно. Быстро сменяются знакомые евангельские образы:«предварившие утро» Марии, разрушение врат адовых и разбойник «в рай» и, наконец,трогательное обращение к Богоматери: «Вышняго освященное Божественное селение,радуйся!» Почувствовать бы, не говоря лишнего: «Тобою бо дадеся радость…»
 Литургия,кажется, вся состоит из бесконечных обращений ко всем и каждому: «Христос Воскресе!»Но это, разумеется, только кажется. Все в ней «по чину». Особенно выразительнов эту ночь звучат антифоны: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе». Земляеще окутана ночной тьмой, но день был теплый, почти летний, и не заметно ночнойпрохлады. От этого раннего тепла приходят мысли о том, что силен Бог согретьи землю, и душу каждого во время и не во время, что и во тьме, когда обычновсе живое съеживается от холода, может быть тепло и свободно… Очень хочетсясердцем, хоть на миг подобревшим, обнять всю эту землю, всех людей (дальнихи всех – легче, тем более под влиянием такой службы и такого праздника)… И еще хочется, чтобы она – земля вся – пела «Имени Твоему…» О радости единомыслияи общего стремления к общему для всех Отцу Небесному многие писали, молились,жизнь отдавали. А мы? Что можем мы? Мы, наверное, и не должны ставить себе такихдалеких целей, нам надо себя приучать «петь Имени Твоему», Господи, то естьчаще обращаться к Господу, чтобы это стало и привычкой и потребностью. Но обращатьсяв душе, не языком, чтобы дорогое Имя зря не бросать на ветер…
И второй антифон: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети Лице Твое на ны»подтверждает ту же мысль, только приближает нас, людей, к Лицу Божию, просянам благословения свыше. А «просвети Лице Твое…» – это ведь просьба взглянутьв душу нашу светлым, милующим взором. Пожалуй, если бы Церковь не предлагалатаких стихов, и не дерзнул бы просить об этом. Подумаешь – и ведь какие личные,близкие отношения возможны для творения Божия с Творцом! Редко только мы на это обращаем внимание.
 Третий антифон,включающий уже не раз звучавший стих: «Да воскреснет Бог и расточатся вразиего»не дает забыть о нашем окружении. Враг Христа, Его Церкви, всех нас, противниквсякого добра и отец лжи побежден, но не уничтожен до времени последнего Суда.И, конечно же, не перестанет до последнего вредить всем.
 Дело егообречено, и власть его исчезнет, «яко тает воск от лица огня». Об этом напоминаетнам Церковь для ободрения и укрепления нашей решимости не бояться лукавых и гордых врагов наших, духов тьмы.
 Прокимен:«Сей день, егоже сотвори Господь…» зовет, как и все в этой службе, к радости.Читают «первое убо слово» к Феофилу из 1-й главы Деяний и вслед за ним первуюглаву Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово…» Прежде в Академическом храмечитали отрывки из 1-й главы на нескольких иностранных языках, читали и в Успенскомхраме Лавры, теперь ограничиваются греческим, латинским и славянским… Видимо,кто считает это лишним, кто как… Можно, конечно, отвлечься и представить,что весь православный мир по-разному славит Воскресшего, но мне всегда казалосьсовсем не лишним услышать здесь, среди обычной массы прихожан и нашего духовенства,звучание и Евангелия, и «Христос Воскресе» на разных языках. Это расширяло в сознании границы Церкви. По окончанию чтения по чину Литургии поется Херувимскаяпеснь, «Верую», «Милость Мира» и вместо «Достойно» – «Ангел вопияше». «Отченаш» – толпа задвигалась. В алтаре причащаются служащие. Хор поет стихиры Пасхи.Выходят читать патриаршее послание. «Со страхом Божиим…» – и к Чашам потянулисьлюди. Слава Богу, что теперь во многих местах этому не препятствуют. Под пение«Христос Воскресе» причащаются многие. Теперь только освятят артос, которыйне раз еще будет участвовать в Крестном ходе, и будут все прикладываться к кресту.Хор продолжает петь Пасху. Хочется слушать еще и еще. Пусть все знакомо, не раз слышалось, но потребность слушать, впитывать так же естественна, как жаждасвета, воды, отдыха, Господи! Какое это благо – Церковь, Пасха, Твое снисхождение!

(Окончание в следующем номере)

 

В других номерах:

№15 (432) / 15 апреля ‘07

Пасха Христова

Господь все еще доверяет людям!

 
Архипастырь

В праздник Благовещения у Храма-на-Крови взмыли в небо белые голуби, отпущенные Владыкой Викентием

 Екатеринбург,10 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Русская Православная Церковь встретила один из великих двунадесятых праздников— Благовещение Пресвятой Богородицы.

 
Пасха Христова

Пасха нетления, Мира спасение. Из Пасхального богослужения

Из Пасхального богослужения ВоскресениеТвое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцемТебе славити. Христосвоскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс