Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (382) → 10 апреля — память преподобного Евстратия Печерского, в ближних пещерах

10 апреля — память преподобного Евстратия Печерского, в ближних пещерах

№13 (382) / 1 апреля ‘06

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых
Церковный календарь
12 апреля — память преподобного Иоанна Лествичника

 Воспоминаемыйныне Церковью святой Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имуществобедным и поступил в обитель преподобного Антония. За свое великое воздержаниеон был назван постником.

В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерскиймонастырь, сожгли церковь, разграбили монастырское имущество и взяли многихиноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместес другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврейначал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случаеуморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей,говоря: «Не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизньвечную». Ободренные словами Евстратия, христиане решительно объявили, что онискорее умрут, чем отрекутся от Христа. Их мучитель не замедлил исполнить угрозу,и все они скончались голодной смертью, кто через три дня, кто через семь, иныечерез девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию,четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он былраспят своим господином на кресте. Пригвоздившие его к кресту еще издевалисьнад ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросилив море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронилив пещерах преподобного Антония.
 Так святойЕвстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример,да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выражениюцерковного песнопения).
«Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» — Везде, где мы с тобою, читатель.
 В самом деле,братия, в этом мире не может быть недостатка и в вещественных крестах. Скольмногие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончилижизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? И теперь могут повторяться эти случаи;ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятого,и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искатьэтих крестов; но, когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.
 Но эти крестыдля немногих: есть другие, совершенно неизбежные для каждого, уклонение от коихвсегда есть преступление.
 И во-первых,братия, весь мир внешний, в котором мы живем и движемся, так устроен, что в нем каждая вещь может соделаться для нас крестом. В мире, по замечанию великогокрестоносца Павла, беды в реках, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори(2 Кор. 11, 26).
 Во-вторых,всякое общество человеческое, к коему мы, по необходимости, принадлежим, как члены, таково, что в нем встречают каждого многие кресты; и здесь, по замечаниютого же апостола, беды от разбойник, беды от сродник, беды во лжебратии,беды от язык (2 Кор. 11, 26).
 Наконец,самый многочастный состав униженного, превращенного грехом естества нашего образуетиз себя для каждого ужасное многокрестие. Какой тяжкий, никогда не снимаемыйдля духа крест есть уже бренная и греховная плоть наша. Самый внешний вид ееявно показует сие: ибо стоит только простереть руки, чтобы увидеть в себе полныйкрест. Тем паче увидишь, когда прострешь их на постоянную молитву; тем пачеувидишь, когда прострешь их на вспоможение ближним, на защищение невинностигонимой, на поражение порока сильного и торжествующего; тем паче увидишь, еслиэти руки, кои ты решился простереть на добро, любили и привыкли простиратьсяна злое. Павел уже был распят для мира, уже давно жил новой жизнью во Христе,и однако же до того чувствовал по временам тягость креста плоти, что вопиял:окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24).
 Итак, желающийбыть распятым со Христом, не опасайся недостатка в крестах.
 Желаешь знать,возлюбленный, в чем должно состоять самое распятие наше? Чтобы уразуметь это,представь, что ты в самом деле на кресте. Что было бы тогда с тобой? У тебяпрекратилось бы свободное движение в руках и в ногах; весь мир потерял бы для тебя цену; все блага его соделались бы для тебя чуждыми, как бы несуществующими;у тебя осталось бы одно на уме и в сердце: как бы скорее разрешиться от землии плоти и предать дух Богу. Поставь же себя в такое состояние духа произвольно,силой веры и любви ко Христу, — и ты будешь распят со Христом. У распятого со Христом нет движений по своей воле, а все — по воле Божией; его руки и ногитакже недвижимы на зло и неправду, как у Распятого на Кресте; мир с его благамии соблазнами для него непривлекателен; мысль об окончании земного странствияесть любимая его мысль; он уже вознесен в духе от земли на небо, и живот егосокровен в Боге. Будь таков и ты, — и будешь распят со Христом.
 Итак, братия,отложив всякое недоумение и страх, пойдем за Господом нашим на крест самоотвержения.Зря веру и любовь нашу, Он, всемогущий и всеблагий, Сам поспешит укрепить колеблющиесястопы наши в этом святом и необходимом подвиге. Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковь и общество

День неверия? Исторический смысл дня 1 Апреля…

 Считается,что ещё с языческих времен установился обычай устраивать 1 апреля различныешуточные обманы и розыгрыши, побуждающие людей в этот день никому не веритьна слова, у нас даже до сих пор бытует присловье «первого апреля – никому не верю», тогда это относилось к 1 апреля по Юлианскому календарю, которое теперьсоответствует 14-му нового стиля.  Историческихсведений о том, что был такой языческий праздник, неизвестно.

 
Церковный календарь

11 апреля — память мученика Марка, епископа Арефусийского

 СвятойМарк, память коего совершается сегодня, был ревностным к поддержанию веры и благочестия епископом в г. Арефусе сирийском.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс