Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (382) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№13 (382) / 1 апреля ‘06

Архипастырь

 – Владыка, благословите наших слушателей.
  – Бог благословитвсех нас.

  – Владыка, 26марта — Крестопоклонное воскресенье, середина Великого поста. Что Вы, как Архипастырь,можете сказать, какое дать наставление?
  – МилостьюБожией мы приближаемся к середине поста, время бежит быстро. Некоторые устрашались:как провести пост, и как это будет выглядеть? Я думаю, что глаза боятся, а добрыедела наши радуют. Святая Церковь не случайно установила в третье воскресеньеВеликого поста вынос Креста на середину храма для того, чтобы люди могли приложитьсяк Животворящему Кресту Господню. Это делается с целью укрепить нас в подвигепоста, в вере, надежде. Через Крест и крестоношение приходит и радость Воскресения.Через подвиг поста, подвиг борьбы со страстями, греховными наклонностями приходитрадость Воскресения души, и тем самым через Крест Господь Иисус Христос укрепляетнас, воодушевляет в подвиге, чтобы вторую половину поста нести ещё легче и успешнееи получить плоды добрые благодати Христовой. Животворящий Крест Господень имеетособую силу – силу в борьбе с нашими немощами, в борьбе с силой бесов, котораявсегда нас увлекает и может внушать нам злые помыслы, намерения, поступки. ВооружившисьКрестом Господним, мы можем нести и дальше свой подвиг, победить все козни вражии,побеждать свои немощи, слабости, недуги душевные и телесные, и прийти к славномуВоскресению Христову с радостью и великой благодарностью.
  – Раба БожияГалина из Чувашии спрашивает: «Владыка Викентий, моя дочь с мужем венчаны, двоихдетей родили, а потом разошлись. Зять женат второй раз на нехристианке, живётв Монголии. Можно ли их развенчать?»
  – Если ониуже разошлись, а бывший муж женился, то надо обратиться к вашему Владыке, чтобыон благословил расторжение церковного брака. И тогда ваша дочь может получитьблагословение от Владыки вступить во второй брак, и, дай Бог, чтобы это былпоследний – счастливый и радостный брак. Это можно сделать после Великого поста.
  Я понимаювашу скорбь, но утешение в скорбях все мы получаем в молитве к Богу с надеждой,что Господь всё устроит так, чтобы дальнейшая ваша жизнь была благополучнаяи радостная. Поэтому терпеливо, со смирением и молитвой несите этот крест, чтобыГосподь устроил жизнь ваших детей в благополучии, в вере, в благочестии, в радостидуховной, в союзе с Богом и Церковью Православной.
  – «Владыка,почему есть молитвы только о даровании младенцев мужского пола? Значит ли это,что если родится девочка, её не будут любить? Корректны ли вообще подобные молитвы?Разве не надо полагаться на волю Божию, а не предъявлять Богу какие-то требования?»– спрашивает Вячеслав.
  – Конечно,надо всегда полагаться на волю Божию и смиряться пред ней. Но бывают такие случаи,когда рождаются одни девочки, а родители хотели бы иметь и мальчика – наследника.Поэтому они молятся, чтобы Господь умилостивился и даровал сына. Каждая семьяхочет иметь и сына, и дочь, поэтому есть такая молитва. В Царской Семье былиодни девочки, и родители усердно молились, призывали в молитве угодников Божиих,просили о том, чтобы Господь даровал им наследника. И Господь по их молитвамдал им Цесаревича Алексия, который родился после молитв возле мощей преподобногоСерафима Саровского.
  Мы должныбыть послушны и не сопротивляться воле Божией, но когда есть подобные ситуации,то грешно не помолиться о даровании дитя мужского или женского пола, но с упованиемна волю Божию. И не гневаться, не раздражаться, не скорбеть, если Господь не даёт, а со смирением всё принимать от руки Господней.
  – «Владыка,в «Православной газете» № 2 за 2006 год Святейший Патриарх Алексий II обратилсяко всем православным с напутствием оказывать помощь людям, попавшим в беду.Он говорит, что в Москве существует Комиссия по церковной социальной деятельности,и приводит её телефон. А есть ли у нас такие комиссии?» – спрашивает Людмила.
  – В нашейЕпархии есть Социальный отдел, который работает по нескольким направлениям.Есть Центр защиты материнства «Колыбель», где специалисты и медики помогаютлюдям в решении проблем семейных, работают с теми женщинами, которые собралисьделать аборт, помогают им, разъясняют последствия этого пагубного шага. ЕстьОбщество сестёр милосердия, которые помогают людям, оказавшимся в больнице.
  Сестёр милосердияне хватает, и есть необходимость увеличивать число таких людей. Есть возможностьобучить сестёр милосердия в Екатеринбургском медицинском колледже и дать направленияв разные больницы, где они могли бы помочь больным людям.
  Мы хотиморганизовать ещё одно служение, чтобы помогать бездомным людям, особенно этонеобходимо в зимний период времени. Объезжать город на автобусе, подбирать бездомныхлюдей, находящихся на улице, чтобы они не обморозились, оказывать необходимуюмедицинскую помощь на месте и увозить в больницы.
  Социальныйотдел нашей Епархии возглавляет отец Евгений Попиченко, он служит в Храме СвятогоВеликомученика и Целителя Пантелеимона. Телефоны отдела опубликованы в № 3 «Православнойгазеты» за текущий год.
  В то жевремя мы не должны полагаться только на помощь кого-то – нашего ли Социальногоотдела, либо областной или городской администрации. Мы сами должны включиться,по возможности, в дело помощи нуждающимся в беде, возвратиться к прежнему милосердномуслужению, как было на Руси. Проявлять любовь и милосердие к нуждающемуся человеку,не проходить мимо даже тогда, когда человек не обращается за помощью. Такоемилосердное сердце должно возродиться в нас, чтобы больше добра проявлять средиокружающих нас людей.
  Необходимо,чтобы при каждом приходе были группы людей из прихожан: одна группа направляетсяна помощь в больницы, другая – в дома для престарелых, третья – в детские учреждения,где дети нуждаются во внимании и ласковом слове, нравственном воспитании, воцерковлении.Четвёртые идут по квартирам – к людям одиноким и прикованным к постели. В последнеевремя очень многие престарелые люди, которым некому оказать самую минимальнуюпомощь, оканчивают свою жизнь самоубийством. И это очень печально, когда 90-летнийстарец или старица оказались одни со своими трудностями. Может, ему осталосьпрожить какие-то дни или часы, и вместо того, чтобы уйти в руки Божии, он уходитв руки дьявола. И на нас, православных, ложится ответственность за этих людей,мы должны идти и помочь им.
  Есть и молодыелюди, имеющие тяжёлые болезни и нуждающиеся в уходе и помощи. Прихожане должнызнать таких людей своего прихода и идти им на помощь, чтобы они почувствовалинашу теплоту, духовность, милосердие, доброту, отзывчивость. Это очень важнодля нашего спасения, а для нуждающихся нужны внимание и помощь.
  – «Владыка,как Православная Церковь относится к искусственному оплодотворению?» – интересуетсяИрина из Екатеринбурга.
  – Церковьотносится к этому отрицательно, потому что есть естественный путь зачатия и рождения детей, который нам дал Господь, и мы не вправе изменить это Божие определение.В истории человечества было много случаев, когда семьи не имели детей. Выходилииз ситуации разными путями. Родители Божией Матери и Иоанна Предтечи не переставалинадеяться, что Господь даст им дитя. Они имели скорбь и унижения от своих соседейи близких. Тогда считалось, что если у человека нет детей, то он имеет большойгрех, за что Господь его и наказал. Такие люди старались показывать, что ониугодны Богу, что они стараются исполнять волю Божию, и за такой подвиг, терпениеи смирение Господь давал им дитя даже в самом преклонном возрасте.
  Почему мыне хотим уповать на помощь Божию? И сейчас есть такие чудеса, когда семья не имеет детей 10–15 лет, а на 16-й год, вопреки словам врачей, что детей не будет,появляется ребёнок, и даже не один. Беда в том, что в таких случаях мы большевсего верим врачам. Им нужно доверять, но нужно верить в Бога, в то, что Господьможет творить большие чудеса. Когда медицина бессильна, тогда человек идёт к Богу, к церковным святыням, плачет и молится, и Господь исцеляет недуги.
  В Екатеринбургскомхраме Преображения Господня есть икона Божией Матери «Всецарица». Она вся увешаназолотыми украшениями как свидетельство чудотворений, милости Богородицы к людям.От иконы «Всецарица» в Тарасково (там ещё есть источник) исцеляется огромноеколичество людей от различных болезней.
  Множестволюдей исцеляется по молитвам у мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
  Мы должныжить верой в Бога, в общении с Богом. Я знаю одного священника, у него 15 летне было детей, но он молился у иконы Божией Матери «Феодоровская» в Ипатьевскоммонастыре Костромы, и Господь дал ему детей.
  Проблемыдеторождения и другие проблемы в нашей жизни мы можем решать с помощью Божией.Почему-то у нас вера очень слабая, и мы думаем: «Значит всё, на этом кончилось».А на самом деле Господь всё может сделать, у Бога нет ничего невозможного. Еслимы возвратимся к крепкой вере, то такие вопросы перед нами никогда не будутвставать.
  – «Владыка,я с 12 лет пою на клиросе, недавно прочитала в книге Лаврентия Черниговского,что тому, кто поёт на клиросе за деньги, это идёт не во благо. Объясните, пожалуйста,этот вопрос», – обращается Ираида из Ставрополя.
  – Я думаю,что если человек где-то работает и этой работы ему достаточно для проживания,то стремление подзаработать пением на клиросе – это то, о чем пишет старец Лаврентий.Но когда человек имеет средства для жизни только от клиросного послушания, то это грехом не является. «Трудящийся достоин пропитания». Раньше пение и чтениена клиросе прихожане почитали за счастье, и даже в помыслах не было получитьза это плату, это было как награда. Были даже соревнования, кому больше достанетсячитать. Сейчас ситуация изменилась, человек приходит на клирос и сразу спрашивает,сколько ему заплатят. У меня в душе появляется некое смущение, что человек ещё не пел, а уже думает получить зарплату. Конечно, это не совсем по-христиански.Иметь голос – это дар Божий. И этот дар нужно отдать Богу, петь ради Христаи прославлять Имя Божие.
  Мы должнывозвратиться к милосердию: использовать возможность что-то сделать не за плату,а ради Христа, ради платы на небе, ради своего спасения. И раньше были, и сейчасесть такие семьи, которые заработанные деньги распределяют так: одну часть –для содержания семьи, вторую – для Церкви, третью – для нуждающихся. А ещё –то, что можно сделать доброе без денег.
  Когда мымолимся на проскомидии, то читаем молитву за тех, кто совершил приношение в храм, чтобы Господь их помиловал, даровал им здоровье и не лишил помощи. В церковныхлавках человеку тоже предлагается внести пожертвование: приобрести книгу, икону,свечку. Это тоже является средством, чтобы подвигнуть человека к милосердию,жертвенности. Есть у нас древняя традиция, от которой, может быть, кто-то впадаетв смущение, – это «тарелочные сборы» во время службы, дающие возможность людямпожертвовать. Если такой возможности нет, то и смущаться не надо – Господь видит.Во время молитвы мы просим милости от Бога, но Господь сказал: «Будьте милосердны,как Я милосерд». И нам предлагается проявить милость и пожертвовать на нуждыхрама.
  – Владыка, древняямудрость гласит, что нет счастья там, где нет справедливости. Что такое справедливостьи чувство справедливости, чувство меры. Как они связаны друг с другом? Как онидруг друга возвышают, усиливают?
  – У насдолжно быть чувство меры во всём, и справедливость во всём должна быть. Границысправедливости и меры мы можем черпать из Священного Писания, Ветхого и НовогоЗаветов. Когда мы усердно трудимся над собой и стараемся воплотить в свою жизньидеалы Евангельского учения, то мы находим и чувство меры, и справедливости,и другие качества души, которые нам необходимы. Именно этим средством мы можемдостигнуть тех добродетелей, которые нам необходимы в земной жизни.
  Я помнюсвою тётю, которая была ревностной коммунисткой и убеждала меня, что я не правв том, что я верующий, что поступил учиться в семинарию. Она была одна из тех,кто очень противился моему выбору, при этом считала, что справедлива, а я запуталсяв сетях религиозной паутины, что меня надо строго проучить. Потом, когда я ужестал учиться, Господь посетил её по молитвам матери моей, её сестры, и она смениласвоё отношение к вере. Приехала в Лавру, увидела меня, побывала на богослужении,почувствовала благодать и воскликнула: «Как хорошо быть верующим человеком!»
  Если бывсе на Земле были верующими, то не было бы ни войн, ни ссор, ни раздоров, а только одна любовь. Когда нас касается благодать Божия, то чувство меры есть,справедливость есть, всё есть. Когда мы удалены от Бога, тогда у нас проблемыначинаются. Чем ближе к Богу, тем ближе мы друг к другу находимся, и тогда мыможем помогать и с любовью относиться друг к другу. И сейчас, в дни Великогопоста, как раз есть возможность приблизиться нам к Богу, тем самым стать ближедруг к другу и достигнуть тех идеалов, к которым призывает нас Святое Евангелие.
  – Возвращаяськ биомедицинским проблемам, Ирина из Екатеринбурга спрашивает по поводу кесаревасечения при родах: одни батюшки говорят, что кесарево сечение делать нельзя,а другие – что можно. А как правильно, по-Божиему?
  – Здесьне в силе сказать что-то батюшка, а врачи определяют ситуацию, в которой находитсяплод и сама женщина. Но иногда кесарево сечение делается специально – для того,чтобы женщины меньше впоследствии рожали. Это на совести наших врачей. Но бываютслучаи, когда и первое, и второе, и даже третье рождение детей проходит черезкесарево сечение. Господь даёт детей, и слава Богу.
  – Владыка, задаётвопрос раб Божий Сергий: «На Руси ежегодно вымирают 1, 5 миллиона людей, кругомразврат. Что нужно Православной Церкви с этим делать? Кому через 15 лет священникибудут читать проповедь?»
  – Наша СвятаяРусская Православная Церковь со скорбью в душе вовсеуслышание сообщает, что в России катастрофическая демографическая ситуация. Об этом говорили все архиереинашей Церкви на Архиерейском Соборе 2004 года. Спустя несколько дней после работыСобора, Святейший Патриарх благословил провести большой форум, посвящённый демографическойситуации в нашей стране. Святейший всех нас призывает к тому, чтобы исправитьнашу жизнь, чтоб люди возвратились к нравственным основам жизни. Одна из главнейшихпричин демографической катастрофы – это безнравственность, бездуховность, отступлениеот Бога. Возвращение людей к нравственным нормам жизни приведёт к тому, что мы избежим этой катастрофы.
  В нашейЕпархии в прошлом году было две конференции на эту тему, каждый год мы проводимконференцию «Семья и будущее России». Мы призываем людей, чтобы оставили грехи беззаконие, а следовали тем законам и правилам жизни, по которым всегда жилаПравославная Россия, по заповедям Божиим. Вся беда – в блуде, прелюбодеянии,добрачных и внебрачных связях. Демография изменится, если мы возвратимся к целомудреннойжизни, к тем традициям, когда настоящими мужчинами и женщинами считались телюди, которые сохранили свою девственность до брака и жертвуют ее своему супругуили супруге, тем самым выражая свою любовь. Не изменяют друг другу, соединяютсяради деторождения, а не для наслаждения и удовольствий. Нужна жертвенность,необходимо оставить грех и обратиться к ценностям семейной жизни. А когда мынаблюдаем, что люди вступают в союз друг с другом не с целью семейной жизни,а с целью каких-то удовольствий, когда люди живут так называемым «гражданскимбраком», а родившиеся дети не нужны потом никому и остаются сиротами при живыхродителях, – то, естественно, у нас появляются детские дома, беспризорные дети,происходит деградация нравственности.
  Церковьвсех призывает оставить грех, но она не может каждого взять за руку, у человекаесть свободная воля, и он сам должен избрать путь, к которому Церковь всегдапризывает. А так не бывает, чтобы развращаться, и в то же время сохранять нацию.Если мы патриоты своего Отечества и любим Россию, то мы должны жертвовать собой.Ради России мы должны пожертвовать своими удовольствиями, оставить грехи, житьблагочестиво, ходить в церковь, в молитвах церковных получить благословениеБожие. Церковь призывает всех возвратиться к той жизни, которую Господь намопределил, и у нас будет меньше бед, меньше скорбей, и будут рождаться здоровыедети, и нация возродится.

 С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписи— Илья ЦЫГАНЦОВ

 Программа «Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» –в 14.20 и 20.20 по вторникам.
  На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
  Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

На МКС доставлена православная святыня — Крест Господень

 Освященноеизображение Распятия Господня передал главе Роскосмоса Анатолию Перминову СвятейшийПатриарх Алексий. Непосредственно космонавтам святыня была вручена перед стартом.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий встретился с летчиком-космонавтом Георгием Гречко

 Екатеринбург,28 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбург, для вручения наград победителям конкурса детского рисунка, приехалдважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс