Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (381) → Интервью епископа Белостокского и Гданьского Иакова (Польская Православная Церковь) в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Интервью епископа Белостокского и Гданьского Иакова (Польская Православная Церковь) в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№12 (381) / 22 марта ‘06

Архипастырь

 – Владыка, Вы приехали в нашу Епархию из Польши на конференцию «Семья и будущееРоссии». Вначале хотелось бы обозначить, что Польша — страна с сильнейшими позициямикатолицизма, влияние которых на политическую жизнь страны трудно переоценить.

Но тем не менее и Православие в Польше уходит своими корнями в глубокую древность.Это ещё IX век, братья Кирилл и Мефодий, которые принесли свет Христианствав польскую землю. Сегодняшняя Православная Польша – это 6 епархий, 8 епископов,Богословская Академия, Духовная семинария, у вас есть свои радио и телевидение,– то есть позиции Православия достаточно крепкие. Как удаётся вам не толькосохранять, но и усиливать позиции Православия в этом, по сути католическом,мире?
  – Если говоритьв правовом отношении, то мы имеем те же условия, которые имеет и Римо-КатолическаяЦерковь, но мы, конечно, находимся в более трудных условиях. Во-первых, властине так относятся к нам, как к католикам. Но Церковь отделена от государства,и поэтому все равны, хотя если чиновник является членом Римо-Католической Церкви,то её интересы будут его сердцу ближе, поэтому мы часто сталкиваемся с тем,что дела наши решаются дольше и с большими трудностями, нежели у католиков.Тем не менее, мы имеем все те права, которые имеет Римо-Католическая Церковь.
  Другой фактор– это численное соотношение: в 38-миллионной стране нас всего 500–600 тысяч,тем более, что это население разбросано по всей Польше.
  Наша епархиявещает на своём радио, но телевидением мы пользуемся тогда, когда нам предоставитвремя общественный канал.
  – Владыка, Вывозглавляете епархию, где процентное соотношение православных достаточно велико.Несколько слов скажите, как живёт Ваша Гданьская и Белостоцкая епархия, какиепроблемы, какие прихожане у Вас?
  – Когдая здесь учился и говорил, что я православный, люди удивлялись, что в Польшеесть православные христиане. Да, есть. В Белостоке православных около 30% населения,есть даже сёла возле Белостока, где православного населения доходит до 95%.Есть и другая часть епархии, ближе к Гданьску, где очень мало христиан православных.Гданьск — это большой город, но в нём всего один храм, а прихожан 400 человек.Поэтому мы строим нашу жизнь и функционирование наших приходов так, чтобы болеесильные приходы финансово помогали приходам слабым.
  – Приходскаяжизнь у вас достаточно крепкая, православные храмы, удивительные по красоте,в основном строятся за счёт пожертвований прихожан. Люди православные оченьактивны в Польше, они знают, что им нужно свои позиции удерживать.
  – Да, когдамы составляем меньшинство, это меньшинство осознаёт, что нужно заботиться о том духовном наследстве, которое имеет и должно сохранять. Очень многие ценятверу свою Православную.
  За последние20 лет у нас построили довольно много храмов. Храмы не так быстро строятся,как у вас: я видел Храм-на-Крови, он построен за 2 года, – у нас чуть большийстроился почти 20 лет, потому что это на пожертвования верующих.
  Нужно сказать,что в Польше приходская жизнь не была так разрушена, как на территории СоветскогоСоюза, потому что до Второй мировой войны Церковь занимала довольно сильнуюпозицию, приходская структура сохранилась даже через весь период коммунистическогоправления. Каждый приход имел свою территорию, в городе определённые улицы принадлежалиэтому приходу, вёлся учёт. Верующие, принадлежащие к этому приходу, должны быликрестить своих детей в этом приходе, венчаться в этом приходе. Священник посещалсвоих прихожан 1–2 раза в год. Поэтому понимание принадлежности к приходу у нас сохранилось, и я считаю это большой ценностью.
  – Порядка 150храмов за межвоенный период было разрушено, восстановить и построить новое намногосложнее, – но тем не менее храмы строятся и жизнь идёт. В Вашей епархии ежегодноиз католицизма в Православие переходит около 40 человек.
  – Это связанос разными причинами, одной из которых является заключение брака. Случается,когда католик вступает в брак с православной, он решается принять Православие.Но это менее ценное принятие Православия: часто тот человек до конца не осознаёт,что он делает, и в будущем относится к вере индифферентно. Но есть и те, которыеосознанно принимают Православие, читают книги, – но их намного меньше. На Западеэто происходит в большем масштабе, в Польше меньше, т.к. сложился стереотип,что полноценный поляк — это католик.
  – Владыка, Выприехали в Екатеринбург в первую очередь на конференцию «Семья и будущее России»,Вы рассказывали о Вашем опыте работы с молодёжью в Польше. У вас есть организация«Синдесмос» — Всемирное братство православной молодёжи. Как работает эта молодёжнаяорганизация, как работают православные молодёжные братства на территории Польши?Проблемы молодёжи — это общие проблемы. Как Вам удаётся их решать?
  – «Синдесмос»-это международная организация, и наше братство входит в её состав. У нас естьобщепольское братство, епархиальные братства и приходские братства. Они образовалисьещё в то время, когда началось потепление в политическом смысле. В Польше после1980 года начали организовывать лагеря, паломничество, разного рода встречи.Когда ввели преподавание Закона Божьего в школах, возникла опасность, что ученикибудут воспринимать его как один из школьных предметов, относиться к нему по-другому,чем когда он преподавался при храме. Поэтому наши братства, существующие приприходах, восполняют недостающее. Молодёжь может встречаться, побеседовать со священником, организовать паломничество, какое-либо мероприятие.
  – Владыка, а много молодёжи среди прихожан в Вашей епархии?
  – Процентноодинаково – бабушек, взрослых, молодёжи и детей. Но активность молодёжи гораздобольше, а после политических перемен эта активность была намного сильнее, чемсейчас. В коммунистическое время Церковь воспринималась как некоторый островоксвободы, правды. И сразу после политических перемен очень многие тянулись к Церкви, Закон Божий в школах в 1989 году воспринимался с большим энтузиазмом.Сейчас энтузиазма стало поменьше, нет уже такой поляризации в обществе, и мывстречаемся с определёнными трудностями.
  – Владыка, в обычных средних общеобразовательных школах преподаётся Закон Божий, – притом,что и католические священники, и православные преподают свои предметы. И этовсё естественно и правильно воспринимается?
  – Да. Потомучто это инициатива от общественности. У нас в стране Закон Божий вёлся до 1956года, люди ещё не успели от этого отвыкнуть, многие родители учили Закон Божийв школе. Если общество считает, что их детям нужно изучать Закон Божий, как и другие предметы, – то что этому препятствует? Он также преподаётся в школах.
  – Владыка, расскажитеоб основных проблемах польской молодёжи. Мы говорим об отсутствии целомудрияу молодых в России, о таких бедах как наркомания, компьютерные игры, гражданскиебраки. Как обстоят дела в Польше с демографическими проблемами? Сколько детейв ваших семьях?
  – Трудносказать о масштабе проблем, с каким вы встречаетесь здесь, но с теми же проблемамии мы встречаемся. Но проблемы нецерковного брака у нас нет, у нас все заключаютцерковные браки. По закону сейчас происходит так: брак заключается в Церкви,священник заполняет определённый документ, который передаётся в ЗАГС, и этосчитается как законный брак, воспринимаемый государством.
  С проблемаминаркомании, распущенности мы также встречаемся, пытаемся на встречах, на урокахЗакона Божьего объяснить, что это не нормальная жизнь, – но всё-таки это существует.
  С демографическимипроблемами мы также сталкиваемся. Низкая рождаемость, – сейчас в среднем на семью приходится один ребёнок.
  Многие людиуезжают из страны на Запад. Это связано и с экономическим, и с политическимположением Польши. В коммунистическое время женщина рожала и не боялась потерятьработу, была социально защищена. А сейчас часто случается так, что когда девушкаустраивается на работу, её спрашивают: «Вы собираетесь рожать в ближайшие 2года?» Если да, то её не принимают. На Западе уже сложился образец, что детейдолжно быть немного, чтобы обеспечить им хорошее воспитание, экономическую сферужизни. Боятся и за своё экономическое положение.
  – Владыка, на Ваш взгляд, православные молодёжные братства насколько могут повлиять на изменениеситуации в молодёжной среде, изменения отношения к духовности, к православнойжизни? Могут ли они внести в свою же среду иное отношение к жизни?
  – Когдая встречаюсь с лидерами братств, я всегда говорю, что проповедовать Евангелие– это не только обязанность священника, но и каждого. Поэтому обязанность православногомолодого человека – привести других к жизни церковной.
  Конечно,трудно сказать, какая была бы обстановка, если бы этих организаций не было (братствоработает уже более 30 лет), но они пытаются по-своему привлечь других молодыхлюдей к жизни церковной. Очень важным является то, чтобы молодые люди училисьжизни церковной, участвовали в богослужениях. Мы не осознаём, что для нашейжизни нужна благодать укрепляющая, освящающая нас, которую мы получаем посредствоммолитвы и участия в богослужениях. Очень важно, чтобы семья была здоровой: еслидети будут верующими, все другие проблемы исчезнут.
  – Владыка, Вашивпечатления о прошедшей конференции: насколько важны подобные мероприятия, проводимыеЦерковью и общественными организациями для решения проблем молодёжи?
  – Всегдамногие хорошие мысли рождаются в дискуссии, во время обсуждения. Каждый представляетих со своей стороны и пытается, говоря о проблеме, найти ответ. А проблема семьи– это общая проблема, потому что, если мы воспитаем одного человека, – будетздоровая семья, а если будет здоровая семья, – то будет здорово и общество,и государство.
  – Владыка, Вашивпечатления о Екатеринбургской епархии.
  – В Екатеринбургея в первый раз, и я поражён плодотворностью работы в этих условиях. У нас государствосоздало лучшие условия, чем здесь. У нас платят преподавателям Закона Божьего,капелланам, которые работают и в местах заключения, и в госпиталях, и в армии.Таким образом, Церковь создала свои социальные организации, приюты по воспитаниюдетей из трудных семей, и государство в этом помогает. Когда я приехал в Екатеринбурги слышу, что государство не помогает в деятельности Церкви, я удивился, сколькосмогла сделать Церковь за этот краткий период.
  Вчера мыпосетили приют для девочек при Ново-Тихвинском женском монастыре. Я узнал, что это один человек решился создать и содержать его, – даже при наших условияхв Польше такое немыслимо. Это жертвенность людей, и очень сильная вера. Я думаю,что никто не имеет таких условий, какие созданы для этих девочек, как о нихзаботятся. Это очень важно в нашей жизни, в жизни Церкви.
  – Спасибо Вам,Владыка, большое, что Вы сумели за короткое время рассказать нам о жизни в Польше,мы сумели понять, что проблемы у нас одинаковые, что все мы братья и сестрыво Христе. Мы живём одной задачей, – духовно возродить наши страны.
  – Для верующихнет границ.
  – Благословите,Владыка…
  – БлагословениеГосподне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 С епископом ИАКОВОМ беседовала журналист Полина МИТРОФАНОВА. Расшифровка аудиозаписи— Илья ЦЫГАНЦОВ

 Программа «Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» –в 14.20 и 20.20 по вторникам.
  На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
  Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх встретился с директором Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.В. Черкесовым

 23 мартав Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Церкви принялдиректора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиковгенерала полиции В.В.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий выразил соболезнование в связи со скоропостижной кончиной бывшего директора «Уралмашзавода» Виктора Коровина

 Екатеринбург,24 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направил соболезнованиев связи со скоропостижной кончинойбывшего директора «Уралмашзавода» Виктора Викторовича Коровина. Виктор Коровинположил много трудов для строительствахрама в честь Рождества Христова в промышленном микрорайоне Екатеринбурга«Уралмаш». Он — кавалер двух церковных орденов — «Князя Даниила»и «Князя Владимира» III степи.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс