Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (377) → «Учиться делать добро». Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Пресс-службе Московской Патриархии

«Учиться делать добро». Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Пресс-службе Московской Патриархии

№8 (377) / 22 февраля ‘06

Первосвятитель

Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II Пресс-службе Московской Патриархии

 — Ваше Святейшество,2005 год был насыщен многими событиями и празднествами, которые отмечались с участием Церкви. Какие из них, на Ваш взгляд, были особенно примечательными?Какое значение Вы придаете участию Церкви в таких мероприятиях?
 — Этот годдействительно оказался удивительно насыщенным памятными датами, связанными с самыми славными страницами нашей истории.

Церковь неизменно принимала активноеучастие в приуроченных к ним торжествах и общественных мероприятиях. Думаю,что в таком участии есть глубокий духовный смысл. Господь промыслительным образомдает возможность Церкви через обращение к событиям прошлого вспомнить о разныхсторонах своего призвания и извлечь из этого уроки на будущее.
 Прежде всего2005-й — это год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Победа над фашизмом— один из величайших подвигов нашего народа за всю его тысячелетнюю историю,и Церковь просто не могла не принять в себя всю полноту радости, исполненнойвысоты и трагизма, — радости этого праздника «со слезами на глазах». Ведь в военном подвиге народ, который за годы советской власти внешне отошел от истинверы, вновь явил полноту своей внутренней причастности Правде Божией — жертвенностью,самозабвенным служением Отечеству, «полаганием души» во имя ближнего. Отмечаясо всем народом этот юбилей, церковные люди могли еще раз задуматься над тем,чему вослед Евангелию учит нас сама история: к победе над злом народы идут путемкрестоношения и голгофских страданий.
 Но победанад фашизмом была бы невозможна без опыта единения на фронте и в тылу людейразных национальностей, разных вероисповеданий, населяющих нашу бескрайнюю страну.Еще один урок, который преподала нам Великая Отечественная война, состоит в том, что во имя общенародных целей, во имя защиты и созидания родной странымы должны покрывать лежащие между нами различия терпением и любовью к ближнему.Не всегда эти качества, особо ценимые и православным христианством, и инымимировыми религиями, определяли реальные шаги исторических деятелей. Но их отсутствиечревато самыми тяжкими последствиями. Без терпения, терпимости и любви к ближнемунашим предкам не удалось бы создать государства с тысячелетней историей, гдемирно сосуществуют и трудятся православные и мусульмане, иудеи и буддисты. Задуматьсяоб этом у нас была возможность на торжествах по случаю 1000-летия Казани.
 В этом годумы отмечали также 250-летие Московского университета и 320-летие МосковскойДуховной академии. Эти торжества напомнили нам о том, что настоящая вера неизменностремится к союзу с глубоким знанием. О том, что в этом союзе заключен путьк Истине, красноречиво свидетельствует опыт святоотеческого периода в историиЦеркви. К счастью, средостение между светской и духовной наукой, которое ещесовсем недавно казалось непреодолимым, теперь постепенно уходит в прошлое. Ученоесообщество и Русская Церковь движутся навстречу друг другу, и, надеюсь, их совместнымитрудами Россия вернет себе и былую силу духа, и репутацию великой научной державы.
 Проходившиев этом году торжества по случаю 300-летия Православия на Камчатке засвидетельствовалиапостольское призвание Русской Православной Церкви, которой Господь судил нестимиссионерское служение на землях Севера и Дальнего Востока. Члены делегацииМосковской Патриархии побывали на торжествах в Камчатской епархии. Они смогливоочию убедиться, что этот дивный край, где в советское время не осталось ни одного храма, и сегодня взывает к миссионерской ревности в духе святителя МосковскогоИннокентия, который в XIX столетии привел ко Христу тысячи камчадалов.
 Можно было бы назвать и много иных важных юбилейных дат, выпавших на 2005 год, например625-летие Куликовской битвы, но об этом надо говорить отдельно. Сейчас мне хотелось бы отметить, что среди мероприятий, в которых Церковь принимала участие, особоезначение имеют также масштабные форумы, вызвавшие широкий общественный резонанс.Это и XIII Международные Рождественские образовательные чтения, и IX ВсемирныйРусский Народный Собор, проходивший под тематическим названием «Единство народов,сплоченность людей — залог победы над фашизмом и терроризмом», и целый ряд конференций,таких, как «Роль Патриаршества в истории России», «Единением и любовью спасемся»,«Эсхатологическое учение Церкви», «Национальная сфера ответственности: власть,Церковь, бизнес, общество — против наркомании».
 О последнейиз названных конференций хотелось бы сказать особо. Мы выступили ее инициаторами,поскольку считаем проблему наркомании для России сегодня одной из самых опасных.Если сейчас совместными усилиями Церкви, государства и бизнес-сообщества не принять кардинальных мер, нам грозит катастрофа. Надеюсь, эта конференция станетважным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостатьраспространению наркомании. Иначе мы окажемся лишенными будущего.
 — ПразднованиеДня народного единства 4 ноября было осуществлено по инициативе основных религиозныхобъединений России. Почему делегация Русской Православной Церкви, возглавляемаяВами, этот праздник отмечала в Нижнем Новгороде?
 — Наша делегацияотправилась в Нижний Новгород, ставший центром празднования первого Дня народногоединства, действительно не случайно. Торжества, в которых мы приняли участие,стали воспоминаниями лучших страниц отечественной истории, в том числе и историиРусской Церкви.
 Нижегородскаяземля, освященная, как известно, подвигом одного из наиболее любимых и почитаемыхнашим народом святых — преподобного Серафима Саровского, неразрывно связанас историей русской святости.
 В лике святыхпрославлены Церковью многие нижегородцы. Среди них основатель города благоверныйвеликий князь Георгий Всеволодович, родоначальник местного летописания архиепископДионисий, его ученик, основавший монастыри на Волге и Унже, преподобный МакарийЖелтоводский, уроженец Нижнего преподобный Евфимий Суздальский и другие.
 В Смутноевремя, когда Отечество наше находилось на грани уничтожения, именно с НижнегоНовгорода — тогда совсем небольшого города — началось духовное пробуждение народа.Город оставался чуждым измене и вероломству. Здесь, на Нижегородской земле,во всей полноте был услышан призыв архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия:«Бога ради покажите свой подвиг, чтоб всем православным христианам быть в соединениии стать сообща против врагов».
 Тогда, в 1612 году, простой мещанин, земский староста Минин и дворянин князь Пожарскийповели народ освобождать Москву.
 Церковь,благословившая народное ополчение чудотворной Казанской иконой Пресвятой Богородицы,как и всегда, была едина со своим народом.
 Представителейразных сословий, разных общественных положений, разных национальностей объединялочувство, которое легло в основу всех последующих побед нашего народа, его величественныхсвершений, — готовность забыть суетные сиюминутные распри ради спасения Отечества.Вот и сегодня, не устаю повторять, вновь должно быть востребовано наше великоеисторическое достояние — опыт народного единения.
 Мы должнытрудиться на благо России, во имя возрождения ее величия, объединяя усилия представителейразных национальностей, социальных групп, слоев населения, людей разных взглядови убеждений.
 ПразднованиеДня народного единства, надеюсь, возродит утраченное чувство ответственностиза свою семью, за ближних, поможет предотвратить процессы, подменяющие в общественномсознании традиционные духовно-нравственные ориентиры чуждыми.
 Без единстваневозможно решать и острые социальные вопросы, проводить в жизнь программы,направленные на то, чтобы не на словах, а на деле проявить христианское милосердиек неимущим, необеспеченным и наименее защищенным лицам, не имеющим возможностив полной мере позаботиться о своем благополучии. Последуем же ветхозаветномупризыву: Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайтесироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 17).
 Надеюсь,что День народного единства станет и днем добрых дел, обращенных ко всем без различия — ближним и дальним.
 — Ваше Святейшество,Россию в последние годы сотрясают многочисленные конфликты, в том числе и вооруженные.Какую роль в разрешении этих конфликтов играет Русская Православная Церковь?Насколько Ваша поездка в Баку и Ваши встречи с азербайджанскими государственнымии религиозными деятелями, в частности с председателем Высшего религиозного советанародов Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде, были связаны с миротворческойдеятельностью Церкви?
 — Действительно,в последнее десятилетие мы стали свидетелями невиданного доселе возрастанияэкстремистских и сепаратистских настроений — не только в России, но и во всеммире. Угроза терроризма, о которой человечество заговорило совсем недавно, сталаодной из самых опасных; многие государства — и крупнейшие мировые державы, и небольшие страны — столкнулись с феноменом национальной и религиозной вражды.
 К сожалению,Россия не явилась исключением. Череда вооруженных конфликтов, начавшаяся ещев национальных советских республиках, продолжилась в Чечне. Церковь никогдане благословляла братоубийственную рознь, какими бы лозунгами она ни прикрывалась— политическими, националистическими или религиозными. Более того, в трудныемоменты нашей новейшей истории Русская Православная Церковь возвышала свой голоси выступала с призывами не допустить кровопролития (как было в 1993 году) или осуждала ничем не оправданные жертвы, последовавшие в результате вооруженныхконфликтов или террористических актов.
 Особую жетревогу у нас вызывает стремление определенных политических сил использоватьдля достижения своих целей религиозные чувства верующих — христиан, мусульман,иудеев и представителей других верований. Я неоднократно подчеркивал, что понятие«религиозный экстремизм» — нелепость: истинно религиозный человек никогда не поднимет руку на своего ближнего, пусть даже тот исповедует иную веру. Экстремизми терроризм имеют совершенно ясную политическую и зачастую экономическую подоплеку.С помощью оружия и войн нельзя принести на землю мир и благоденствие.
 Поэтому РусскаяПравославная Церковь, следуя словам Апостола: Если возможно… будьте в миресо всеми людьми (Рим. 12, 18), прилагает большие усилия к тому, чтобы не допуститьвозникновения новых «горячих точек» и помочь делу примирения враждующих сторонтам, где конфликты уже имеют место. В этом смысле поездка в Азербайджан в значительнойстепени была посвящена именно миротворческим целям. Хотя формально в Азербайджанесейчас не существует очагов напряженности, все же соседство с Чечней и вообщеособенности Кавказского региона заставляют светское руководство республики и религиозных лидеров искать пути для укрепления добрососедских отношений с соседнимистранами, для предотвращения разрастания конфликтов до масштаба межгосударственных.Этот опыт взаимодействия власти и представителей религиозных сообществ труднопереоценить.
 С шейх-уль-исламомАллахшукюром Паша-заде меня связывают давние связи и совместная работа в рамкахМежрелигиозного миротворческого форума, который, в свою очередь, инициировалсоздание Межрелигиозного совета России. Участие в деятельности Межрелигиозногосовета представителей всех традиционных религий стран СНГ и живой интерес к работе совета со стороны государственных деятелей есть свидетельство того, что миротворческие усилия Русской Православной Церкви находят широкий отклик и поддержку.
 — Вы посетилив прошедшем году столицу Молдавии Кишинев. Не секрет, что в последнее времявзаимоотношения России и Молдавии были непростыми. Как воспринимает руководствосуверенной Молдавии то, что большинство православных верующих принадлежат к Московскому Патриархату?
 — Историческаятрадиция Православия замечательна тем, что, какие бы страны и народы ни обращалиськ христианской вере, они никогда не испытывали на себе ни давления, ни ущемленияпо национальному или иному признаку. Церковь, в которой нет ни эллина, ни иудея…но все и во всем Христос (Кол. 3, 11), наоборот, привносила в жизнь народовновую духовную силу, те высокие идеалы, которые во многом и созидали национальнуюгосударственность.
 Православиебыло принесено на землю Молдавии в глубокой древности, и на протяжении вековмолдаване бережно хранили веру предков, несмотря на то, что этот регион в разноевремя находился под влиянием и католико-протестантской Европы, и мусульманскойТурции.
 Вместе с тем история Православной Церкви в Молдавии складывалась непросто. Не так давно,в начале 1990-х годов, после образования здесь независимого государства группаклириков и мирян выступила за переход в юрисдикцию Румынской Церкви, положивтаким образом начало новому расколу. Несмотря на то, что число перешедших быловесьма незначительным, а священнослужители, инициировавшие раскол, были запрещеныв служении, Румынская Церковь приняла их в общение и учредила на территорииМолдавии так называемую Бессарабскую митрополию.
 Но времяпоказало всю неестественность этой ситуации: если число верующих ПравославнойЦеркви Молдавии растет, увеличивается количество храмов и монастырей, подготавливаютсянациональные кадры священнослужителей, то будущее Бессарабской митрополии туманно.Хотел бы подчеркнуть: данный пример — свидетельство того, что в подавляющембольшинстве случаев причинами возникновения церковных расколов становятся политическиеинтересы тех или иных сил.
 Во многомукрепление и рост Православной Церкви Молдавии объясняются продуманной церковно-государственнойполитикой и благожелательным отношением власти к нуждам верующих. Наш последнийвизит показал, насколько высшее государственное руководство заинтересовано в поддержании мира и стабильности в республике, в сохранении духовных традицийПравославия, издавна существовавших здесь. Усилия президента Молдавии В.Н. Воронинаприносят свои результаты, а поиски решения проблемы Приднестровья из военнойсферы теперь окончательно перешли в сферу дипломатии.
 Что касаетсяотношения руководства Молдавии к факту принадлежности большинства верующих к Московскому Патриархату, то оно ровное и взвешенное; президент В.Н. Воронин,здравомыслящий политик, оценивает ситуацию как стабильную и отнюдь не угрожающуюнациональным интересам Молдавии (как иногда пытаются преподнести СМИ). Мне кажется,такая позиция политического лидера могла бы служить примером для многих государственныхи региональных руководителей.
 — Ваше Святейшество,расскажите, пожалуйста, каким был Ваш богослужебный график в прошедшем году?Какие из внутрицерковных событий Вы бы назвали наиболее значимыми?
 — Спасибоза то, что не обошли вниманием эту сторону жизни Церкви. Несмотря на то, что как Предстоятелю мне приходится много общаться с представителями светской власти,общественных организаций, с религиозными деятелями, основной заботой Патриархаявляется духовное попечение о пастве. Право править слово Истины — это значитне только достойно свидетельствовать о Христе вне церковной ограды, но преждевсего трудиться над тем, чтобы внутри Церкви сохранялась и развивалась духовнаяжизнь. А этого невозможно достичь без участия в соборном богослужении, без молитвыи евхаристического общения. Поэтому в минувшем году я старался по мере сил совершатьбогослужения и в московских храмах, и в храмах тех епархий, которые мне довелосьпосетить.
 Как правящемуепископу Москвы мне приходится работать с огромным числом обращений и писем,которые поступают в Патриархию и в которых верующие просят совета, помощи, благословенияна какие-то начинания. Судя по количеству обращений (в год их накапливаетсядо нескольких тысяч), и главное, по их содержанию, духовная жизнь наших согражданстановится более сознательной, глубокой. Часто приходят письма с серьезнымивопросами богословского характера, свидетельствующие о высоком уровне религиозныхзнаний их авторов. Это позитивные изменения, которые не могут не радовать.
 Из наиболеезначимых событий церковной жизни могу назвать встречи с архиереями федеральныхокругов, которые состоялись в этом году дважды — в ходе визита в Краснодар и затем при посещении Казани. Эта форма общения Предстоятеля и правящих архиереевдля нашей Церкви новая, до этого подобные встречи могли проходить лишь в Москвево время проведения Церковных Соборов или крупных торжеств. Опыт минувшего годапоказал, что такие встречи весьма полезны. Они позволяют обсудить различныетекущие проблемы, которые возникают у правящих епископов, дают возможность иерархампосоветоваться со своим Первосвятителем по вопросам церковного управления, особенностейцерковного служения в тех или иных регионах.
 Разумеется,наиболее значимыми для церковной жизни остаются регулярные заседания СвященногоСинода Русской Православной Церкви. За прошедший год их состоялось пять. Большинствовопросов, которые рассматриваются на заседаниях Синода, имеют общецерковноезначение. Например, практически на каждом из прошедших заседаний утверждалосьпричисление к Собору Новомучеников и Исповедников Российских новых святых. Учреждаютсяновые семинарии (в этом году в Русской Церкви появилась еще одна семинария —в Хабаровске), Духовные училища, монастыри, зарубежные приходы, принимаютсярешения о рукоположении новых епископов (в минувшем году состоялось девять епископскиххиротоний).
 Прошедшийгод был временем напряженной работы комиссий Русской Православной Церкви и РусскойПравославной Церкви Заграницей — согласовывались вопросы, связанные с грядущимобъединением. Священный Синод с большим вниманием обсуждал все детали переговорногопроцесса. Было принято совместное решение о публикации рабочих документов.
 Иногда на заседаниях Священного Синода рассматриваются документы, которые впоследствиилягут в основу церковно-государственных отношений. Так, например, на октябрьскомзаседании Синода нами было принято обращение к главам стран — членов СНГ с призывомвзвешенно и деликатно подойти к вопросу введения новых способов идентификацииграждан — с помощью биометрических данных.
 Вообще, насколькоможно судить, интерес к решениям Священного Синода в обществе велик. Эти решениякомментируют, их цитируют, на них ссылаются при обозначении позиции РусскойПравославной Церкви по тем или иным вопросам. Порой комментарии светских авторовбывают не вполне компетентными и адекватными, но мы надеемся, что со временемнам удастся преодолеть непонимание и некое предвзятое отношение к церковнымпроблемам со стороны светских СМИ.
 — Проблемы здоровьянации всегда были в фокусе внимания Церкви. По ее инициативе в Москве в 2004году был проведен представительный форум по проблемам демографии, в 2005 годуобсуждению этой темы были посвящены конференции, прошедшие во многих епархияхРоссии. Какие задачи ставила перед собой недавняя Всероссийская конференция«Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество — противнаркомании»?
 — Последовательноеобращение Церкви к проблемам демографии и наркомании не случайно. За последнеедесятилетие в России наметилась угрожающая тенденция убыли населения. Когдатакие факты имеют место в мирное время, ученые обычно называют это «естественнойубылью». Если же рассматривать ситуацию не со строго научных позиций, а оцениватьее с точки зрения перспектив нашего общества в будущем, естественной ее назватьтрудно. Каждый год наша страна теряет почти миллион человек. Это пугающая цифра.
 В том, чтобыостановить этот процесс, заинтересована не только Русская Православная Церковь,– этот фактор вызывает самую серьезную обеспокоенность у государственной власти,у общественных организаций. Завтрашний день страны во многом зависит от неутешительныхданных статистики, которые мы имеем на сегодня.
 Для тогочтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, необходимо в первую очередь осознатьпричины, приведшие к столь серьезному демографическому кризису. Несомненно,среди прочих причин присутствуют и ухудшение материального положения большинстваграждан России, и разрушение прежней системы социального обеспечения и здравоохранения.Это так. Но не нужно забывать и о духовных причинах кризиса.
 В первуюочередь, это забвение традиционных христианских нравственных ценностей — ответственногоотношения к браку, семейной жизни, рождению и воспитанию детей. Русская ПравославнаяЦерковь еще в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе приняла «Основы социальнойконцепции», программный документ, два раздела которого были специально посвященывопросам личной, семейной и общественной нравственности, здоровью личности и народа.
 В этом документеговорится: «Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменитьиные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной меренеизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь». Наше отношение к демографическойпроблеме неизменно: залогом и фундаментом улучшения ситуации может стать толькодуховно-нравственное оздоровление общества, возвращение наших сограждан к своимрелигиозным и культурным традициям.
 К сожалению,не последнее место в ряду причин демографического кризиса в стране занимаюттакие губительные общественные пороки, как наркомания и алкоголизм. Распространениеэтих болезней мы также связываем с отступлением от христианских ценностей. «Основнаяпричина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотическихиллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственныхориентиров», — говорится в «Основах социальной концепции». Церковь учит своихчад относиться к своему здоровью как к дару Божию; тело человеческое, по словамАпостола Павла, есть храм Духа Святого, и за разрушение этого храма человекбудет нести ответственность перед Создателем.
 Особую тревогуу Православной Церкви вызывает тот факт, что в сети страшных пороков вовлекаетсяпо преимуществу молодежь, иногда даже дети. Употребление наркотиков и алкогольнаязависимость оказывают необратимое разрушительное воздействие на души молодыхлюдей, вырывают их из нормальной жизни общества, делают неспособными к созданиюкрепкой семьи и рождению детей.
 Предупреждаяо пагубности алкоголизма и наркомании, Церковь с искренней заботой относитсяк тем, кто уже попал в сети страшной зависимости. За последние годы церковнымиприютами и реабилитационными центрами накоплен богатый опыт исцеления людейне только от физической, но и — что несравненно сложнее — от духовной зависимостиот алкоголя и наркотиков. Это признано многими светскими специалистами, медиками,учеными: реабилитации алкоголиков и наркозависимых только с помощью медикаментовнедостаточно, для полного исцеления человеку необходима духовная помощь. А оказатьее может только Церковь — через Святые Таинства, через молитву, покаяние и вовлечениечеловека в евхаристическую жизнь.
 Поэтому,когда по инициативе реабилитационного центра имени святого праведного ИоаннаКронштадтского был поднят вопрос о создании единой концепции борьбы с наркоманиейи алкоголизмом в России, на эту инициативу откликнулись представители практическивсех властных структур, общественных организаций и деловых кругов. Ясно, что концепция должна предусмотреть меры противодействия наркомании не только со стороны правоохранительных органов или учреждений здравоохранения, но вобратьв себя ценнейший опыт церковной работы в этой области.
 На прошедшейв ноябре минувшего года Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности:власть, Церковь, бизнес, общество — против наркомании» высшие руководители государства,церковные ие-рархи и крупные бизнесмены открыто заявили о необходимости сотрудничествадля решения проблемы, которая угрожает нашему обществу. Всеобщее признание необходимостисовместных усилий в этой области уже само по себе есть свидетельство того, что наше общество постепенно обращается к своим духовным истокам и не ограничиваетпоиски выхода из кризисной ситуации исключительно материальной сферой.
 Поэтому я считаю, что цели, поставленные перед конференцией «Националь-ная сфера ответственности:власть, Церковь, бизнес, общество — против наркомании», в значительной меребыли достигнуты. Следующим этапом нашей совместной деятельности должна статьвыработка практических мер по борьбе с распространением алкоголизма и наркоманиив России. От того, насколько удастся сочетать усилия светской власти, РусскойПравославной Церкви и других крупнейших религиозных конфессий, общественныхорганизаций, бизнес-сообщества, во многом зависит успешность и эффективностьначатой нами работы. И в конечном итоге, от этого зависит духовное здоровьенашего общества.
 — Вы часто встречаетесьне только с общественными, но и с государственными отечественными и зарубежнымидеятелями — представителями всех ветвей власти, в том числе с Президентом России,руководителями и послами иностранных государств. Какие вопросы решаются на этихвстречах? Не свидетельствуют ли столь частые «политические контакты» и освоениеновых политических функций о сращивании Церкви и государства?
 — Сближениеи сотрудничество не значит сращивание. Я убежденный сторонник отделения Церквиот государства, о чем говорил неоднократно. Полагаю, что если на современномисторическом этапе Православная Церковь в России не будет существовать как отдельныйинститут, то она превратится в ведомственную государственную структуру, что будет иметь негативные последствия и для Церкви, и для государства, и для общества.Таким ведомством Церковь была до революции 1917 года.
 Думаю, Церковьдолжна быть свободна в оценке процессов, происходящих в обществе и стране. Такаяоценка должна осуществляться с нравственных позиций, заповеданных нам Господом.Можно ли быть уверенным в том, что, став государственной, Церковь сможет свободновозвысить свой голос, если эти нравственные принципы будут государством нарушаться?
 В настоящеевремя отношения Церкви и государства можно назвать уважительными и равными;между сторонами существует согласие по основным принципам их взаимоотношений.К этим принципам относятся, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, с другой — невмешательство Церкви в политические процессыв стране.
 В то же времяпо многим направлениям отношения Церкви и государства можно назвать партнерскими.Регулярно на разном уровне и по разным вопросам проводятся консультации церковныхи государственных представителей. Церковь содействует различным инициативамгосударства и находит, в свою очередь, поддержку своих проектов в социальнойсфере.
 Одной из последних значительных совместных акций и стала состоявшаяся в ноябре 2005 годаупомянутая конференция против наркомании. В работе конференции приняли участиеведущие политики и представители деловых кругов, а также общественные церковныедеятели, имеющие опыт успешной реабилитации наркозависимых людей. Одной из задачфорума была координация практических действий по борьбе с наркоманией.
 Это лишьодин из тысяч примеров успешного церковно-государственного взаимодействия, котороеразвивается во всех регионах и в самых разных сферах. Это и духовно-нравственноеи патриотическое воспитание, и попечение обездоленных, и забота о сохранениикультурного наследия, и многое-многое другое. Совместная практическая работаведется постоянно на всех уровнях. При этом в церковно-государственных отношенияхсвященнослужители выступают с двух позиций — пастыря и гражданина.
 Во времяпоездок по епархиям я всегда встречаюсь с руководителями регионов и городскойадминистрации. Иногда у чиновников возникают какие-то недоразумения в отношенияхс Церковью, с местными епископами. Встречи с властями помогают эти отношенияналадить, решить какие-то вопросы епархиальной жизни.
 Во времябесед с зарубежными политиками речь часто идет о деятельности и положении ПоместныхЦерквей и религиозных организаций в их странах, о русских в зарубежье, о ролирелигии в жизни общества, обсуждаются перспективы межцерковного взаимодействия,пути преодоления церковных расколов, межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Некоторые дипломаты и руководители государств просят оказать содействие в разрешенииэтих конфликтов. Увы, на эти темы в последнее время приходится говорить чаще,чем хотелось бы. Предметом обсуждения становятся также проблемы прозелитизма,секуляризации общества, положение религиозных меньшинств и многие другие актуальныевопросы.
 — Ваше Святейшество,каким бы Вы хотели видеть наступивший 2006 год?
 — Преждевсего мирным. Господь Иисус Христос сказал своим ученикам, а значит, и нам:Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Очень хотелось бы, чтобы в нашихдушах, в нашей жизни воцарился мир, чтобы разделения и конфликты — будь то обыденные,житейские, семейные проблемы, межнациональная рознь или религиозная нетерпимость— уступили место взаимопониманию и любви.
 Я искреннемолюсь об этом и хочу пожелать всем православным христианам и всем гражданамРоссии в наступающем новом году мира, любви, веры и сил, для того чтобы всемы, каждый на своем месте, трудились ради Бога, ради ближних, ради нашего Отечества.

Пресс-служба Московской Патриархии

 
Первосвятитель

23 февраля Святейшему Патриарху Алексию исполнилось 77 лет

 25 февраля ПравославнаяЦерковь отметила праздник Иверской иконы Божией Матери, память святителя МосковскогоАлексия и день Тезоименитства Святейшего Патриарха.  В день праздникаСвятейший Патриарх Алексий в сослужении постоянных членов Священного Синода,собора иерархов Русской Православной Церкви, представителей Поместных ПравославныхЦерквей совершил Божественную литургию и молебен святителю Алексию в Храме ХристаСпасителя.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий поздравил Министра обороны, командование и личный состав Вооруженных сил России с Днем защитника Отечества

23 февраля Предстоятель Русской Церкви направил посланиеминистру обороны РФ С.Б.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс