Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (375) → Епископ Венский и Австрийский Иларион: Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)

Епископ Венский и Австрийский Иларион: Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)

№6 (375) / 8 февраля ‘06

Вечная память

 Вспоминаюсвое первое посещение Псково-Печерского монастыря. Было мне тогда лет тринадцать,и на зимние каникулы я приехал в Печоры.

Каждое утро, около шести часов, растворялисьмонастырские ворота, и я оказывался в каком-то волшебном царстве, отделенномот внешнего мира высокими и глухими каменными стенами. В этом царстве, наполненномнеземной тишиной, все было необычно, возвышенно, чудесно. Даже воздух казалсяиным. Долгие монастырские службы, монашеское пение, колокольный звон, инокив рясах и черных клобуках, бесшумно передвигавшиеся по зимнему снегу: все этопроизводило неотразимое впечатление.
 В один из сумрачных и морозных дней той далекой зимы я увидел на дворе Псково-Печерскогомонастыря толпу людей, преимущественно женщин, одетых в теплые пальто и шерстяныеплатки. Выражение их лиц, сумрачное и озабоченное, вполне соответствовало погоде.Вдруг я заметил, как из дверей братского корпуса вышел пожилой монах невысокогороста, в черной рясе и скуфье, с распущенными серебряными волосами. Как толькоон появился, толпа ринулась к нему навстречу: люди бежали, обгоняя друг друга,спеша получить его благословение. Лицо старца сияло, подобно весеннему солнцу,и на лицах людей засветилась радость.
 Это и былотец Иоанн (Крестьянкин), имя которого уже тогда было окружено всероссийскимпочитанием. Ради того, чтобы увидеть его, чтобы получить его благословение или совет, тысячи людей со всей России стекались в Псково-Печерский монастырь –один из тех немногих духовных центров, которые остались не закрытыми и не разрушеннымив советские годы. Отец Иоанн прожил в этом монастыре несколько десятилетий.Перед дверью его кельи всегда сидели посетители, а когда он шел в храм на богослужение,паломники окружали его плотным кольцом.
 Для каждогоотец Иоанн находил доброе слово, каждого умел обласкать, утешить, духовно укрепить.Помню беседы с батюшкой в его келье. У него была характерная манера сажать собеседникарядом с собой и во время разговора класть руку на его плечо, а иногда даже упиратьсялбом в лоб собеседника. От отца Иоанна всегда исходила необыкновенная теплотаи энергия. По окончании беседы отец Иоанн помазывал посетителя освященным маслом,давал с собой иконки, антидор, снабжал духовной литературой, которой тогда такне хватало.
 Советы отцаИоанна были простыми и здравыми. Не помню случая, чтобы он навязывал какое-либорешение. Он всегда подчеркивал, что каждому человеку Богом дарована свобода,и никакой духовник, никакой старец не может ее нарушить. Все ответственные решениячеловек должен принимать сам, и за благословением приходить тогда, когда решениевнутри уже созрело, когда нет колебаний, сомнений. В своих письмах отец Иоаннговорит: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и дажев прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек… Приказов в духовной жизни быть не может».
 Не помнюслучая, чтобы я когда-либо приехал к старцу для решения тех или иных «жизненноважных вопросов» или «проблем»: как правило, я приезжал за духовным советомили просто для беседы. Когда по окончании службы в армии я решил принять приглашениеархиепископа Виленского и Литовского Викторина приехать в Литву, чтобы поступитьв Свято-Духовский монастырь, я попросил на это благословение у отца Иоанна.У меня не было сомнений в правильности избранного пути, и я не спрашивал отцаИоанна, например, жениться мне или принимать монашество, служить в Церкви или оставаться в миру. В то же время, я испытывал трепет перед высотой священническогослужения и потому нуждался в духовном укреплении, в молитве и благословениистарца. Он дал это благословение без колебаний, сказав: «Ты нужен Церкви». И в последующие годы я постоянно чувствовал его молитвенную поддержку и помощь.
 Отец Иоаннбыл пламенным молитвенником и ревностным совершителем богослужений. Его служениебыло вдохновенным, молитва проходила через него, заполняя все его существо,глаза его были устремлены к небу, ничто земное его не отвлекало. Возгласы онпроизносил громко и внятно. Иногда он даже как будто приподнимался на цыпочки,словно готовый воспарить в небеса. За богослужениями, совершаемыми отцом Иоанном,невольно вспоминался другой всероссийский светильник – святой праведный ИоаннКронштадтский, которого отец Иоанн глубоко почитал.
 Моя последняявстреча со старцем произошла за несколько месяцев до его кончины. Открыла дверьего многолетняя верная помощница Татьяна. Старец сидел в белом подряснике, с белыми распущенными волосами. Во всем его облике было что-то неземное, ангельское,чувствовалось, что его душа уже пребывает на небесах, и лишь тело временно задержалосьна земле. В то же время он сохранял ясность мысли и какую-то детскую веселость,которая от него передавалась всем, кто с ним встречался. Не было ничего трагическогов облике этого почти столетнего старца: наоборот, его благообразный лик излучалтишину, свет и покой. На прощание батюшка попросил у меня благословения и дажегромко пропел «Ис полла эти дэспота». Я, в свою очередь, попросил благословенияу старца, и он осенил меня широким крестом.
 «Христианство— это подвиг жизни, это крестоношение, это труд», — пишет отец Иоанн. Его собственнаяжизнь была подтверждением этих слов. Он был рукоположен в священный сан в годокончания Великой отечественной войны, но уже спустя пять лет оказался в заключении.После семи лет лагерей и ссылок отец Иоанн двенадцать лет служил на приходах,и за эти годы его шесть раз перемещали с прихода на приход. В 1966 году он принялпостриг от одного из абхазских пустынников и в 1967 году поступил в Псково-Печерскиймонастырь. После этого – почти сорок лет подвижнического труда по духовномуокормлению сотен и тысяч православных верующих.
 Духовнаясвобода, по словам отца Иоанна, «покупается дорогой ценой страданий». Эту ценузаплатили многие тысячи Новомучеников и Исповедников Российских, отдавших жизньза веру и Церковь в лютую годину гонений. Цену страданий заплатил и сам отецИоанн. Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранилего жизнь – сохранил для всех нас, чтобы мы «порадовались при свете его» (Ин.5, 35). Он прожил жизнь исповедника и подвижника, и не случайно, что именнов день памяти Новомучеников и Исповедников Российских Господь призвал к СебеСвоего верного служителя.
 Вечная памятьновопреставленному всероссийскому старцу архимандриту Иоанну. Да упокоит егоГосподь в селениях праведных.

Епископ Венский и Австрийский Иларион

Православие.ру

 
Вечная память

Генеральный прокурор России В.В. Устинов выразил соболезнование в связи с кончиной архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

 В связи с кончиной архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Генеральный прокурор РоссийскойФедерации В.В.

 
Вечная память

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)

Недавно из Псково-Печерского монастыря позвонил мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и сказал: «Вот, скоро я умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс