Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь,преподобного Макария Египетского, жившего в IV веке по Р.Х.
Однажды,ходя по пустыне, преподобный Макарий увидел на земле сухой человеческий череп.Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук.“Чей ты, череп?” — вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: “Я былначальником всех здесь обитавших жрецов, а ты, авва Макарий, исполненный духаБожия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду”.– “Какая же бывает вам отрада и какая мука?” – вопросил старец. – “Как небоотстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду,от ног до головы, – отвечал со стенанием череп, – и мы не можем видеть другдруга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляетнам некоторую отраду”. Слыша это, старец прослезился и сказал: “Несчастен тотдень, в который человек преступил Заповедь Божию”. Потом опять спросил: “Есть ли у вас и другие, большие муки?” Из черепа послышался голос: “Другие находятсяеще глубже под нами”. – “Кто же это?” – опять спросил старец. – “Мы, не познавшиеБога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, – продолжал голос из черепа,– а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его Заповедей,те под нами испытывают еще тягчайшие, несказанные муки”. Святой старец послетого закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумье.
Скажемпо поводу этого несколько слов о молитве за умерших.
Моление за усопших издревле существовало и существует в Церкви, не как торжественно воз-вещенный,существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай,всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами.Приведем на это некоторые свидетельства.
Благодатьдаяния, пишет сын Сирахов, пред всяким живым да будет, и над мертвецомне возбрани благодати. Что значит здесь благодать даяния? Если это дар алтарю,то слова: над мертвецом не возбрани благодати, очевидно значат: принеси жертвуза усопшего. Если же кто хочет признать более вероятным, что благодать даяниязначит благотворение бедному, то слова: над мертвецом не возбрани благодати,будут значить: подай милостыню в память усопшего. Ту ли, другую ли мысль имелсын Сирахов, они обе предлагают одно, им общее основание, — то, что живущийможет и должен делать добрые и душеполезные дела ради усопшего.
В историиМаккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принес ее за воинов,умерших во грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивыйне должен был осквернять рук своих (2 Мак. 12, 39–46).
С тех пор,как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопшихвошло в него, как часть, постоянно к составу его принадлежащая. Свидетельствуютоб этом все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от Литургиисвятого Иакова, брата Господня. Поэтому нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.
Святые отцытакже свидетельствуют о поль-зе молитвы за умерших. Аще и грешен отъиде,– говорит святитель Ио-анн Златоуст, – елико возможно есть, помогати достоит:обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями, и приношениями. Не просто бо сия умышлена быша, ниже всуе творим память о отшедших в Божественныхтайнах, и о них приступаем, молящеся Агнцу, лежащему, вземшему грех мира, но да отсюду будет им некая утеха. Ниже всуе предстояй жертвеннику, страшным тайнамсовершаемым, вопиет: о всех во Христе усопших и памяти о них совершающих.
Не должноотрицать, – говорит блаженный Августин, – что души усопших от благочестияближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в церкви; но cиe полезно только тем, которые в жизнизаслужили то, чтобы им cиe после было полезно.
СвятительГригорий Двоеслов представляет примечательный пример благотворного действиямолитвы и жертвоприношений за усопшего, случившийся в его монастыре. Один братза нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковногопогребения и молитв в продолжение тридцати дней; а потом из сострадания к егодуше тридцать дней приносима была бескровная Жертва с молитвою за него. В последнийиз этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своемуи сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен: ибо сегодняполучил приобщение.
Для внимательныхдовольно сказанного, чтобы каждый подтвердил себе следующие, не незнакомые,но нередко забываемые правила:
Первое: молисьза усопших с верою и надеждой милосердия Божия.
Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистой верой и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя, по твоей кончине, молитвы принесутдуше твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге,присно блаженном и препрославленном во веки.
Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
АдминистрацияВладивостока намерена привлечь религиозные конфессии на социальную службу, пообещаввзамен оказать любую помощь в решении их проблем. По словамглавы города Владимира Николаева, на сегодняшний день во Владивостоке действуютоколо 150 религиозных организаций, которые представляют 21 конфессию.
Когдаскончалась святая мученица Агния, память коей совершается ныне, то родителипостоянно были на могиле ее, где и плакали по возлюбленной дочери своей горько.Но вот, в одну из ночей они увидели лик девиц, мимо них шедших, светло украшенныхзлатотканными одеждами и небесной славой сиявших.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.