Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, настоятель храма во имя Святой Татианы г. Екатеринбурга: «Если не можешь скрывать любовь…»

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, настоятель храма во имя Святой Татианы г. Екатеринбурга: «Если не можешь скрывать любовь…»

№3 (372) / 15 января ‘06

Искусство и культура

«Я не могу скрывать и держать в молчании любовь,
но всегда и везде, и в душе и на языке, ношу вас»

Апостол Павел

По благословению Владыки нашего Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского вновь и вновь собираются люди в зале «Космоса», чтобы послушать любимых своих певцов, приобщиться к высокому искусству пения и музыки. И каждый раз они выходят с добрыми мыслями и чувствами, прикоснувшись к красоте. Но каждый ли сознает, что произошло, почему так волнуется душа, почему слёзы иногда застилают глаза и хочется не смеяться от радости, а плакать? Может быть, мы вспоминаем своё прошлое, когда эти песни звучали в дни нашей молодости, и мы тоскуем по этим временам? Но, если вдуматься, то переживания эти намного глубже и значительней, чем просто воспоминания о молодых годах или бывших некогда чувствах. О чем мы тоскуем, овеваемые музыкой слов? Что за сладкая грусть входит в наши сердца? Поищем ответ на этот вопрос в Священном Писании, у Святых отцов Церкви. И мы убедимся, что во все времена были песнопения, которые, проникая в душу, вызывали добрые чувства, задумчивость и легкую печаль о чем-то утерянном, и были такие, которые оставляли после себя раздражение, злобу и горечь. То же испытываем мы, глядя на картины художников, слушая стихи и прозу, находясь в Храме и театре. Двойственность чувств, двойственность восприятия искусства. А может быть само искусство имеет двойную природу? Об одном искусстве говорит Н.В. Гоголь: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве». Ему вторит протоиерей С.Булгаков, который считал, что произведения искусства полезны лишь в той мере, в какой призывают следовать заповедям Христа Спасителя, «ибо творчество родится из полноты и силы, и само оно есть уже радость».
Совсем о другом «искусстве» говорит И.А. Ильин: «Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни (любя их, им служа и предаваясь), то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное». Действительно, получается, что есть Искусство и искусство. Первое из них вызвано к жизни чувством собственного несовершенства, пронзившего сердца первых людей сразу после грехопадения и оставшегося как тоска по потерянному общению с Богом и стремление к исправлению в душе каждого человека. Вот почему в душе ребёнка уже живет личность творческая, она только нуждается в нашей помощи и направлении к добру, чтобы реализовать себя в возвращении к Божьей благодати. Для этого и нужно раннее духовное воспитание, чтобы ребенок не уклонился в другую сторону. Ведь человек с одной стороны – творец своей жизни, своего счастья, украшатель земли и хранитель всего на ней, а с другой – разрушитель созданного, разрушитель себя и всего окружающего. И всё это – человек. К чему ляжет сердце человека – к добру или к злу – там и душа его будет. Посмотрите на детишек из школы «Октоих», которые чудно поют духовные песни, сослужают пением самому Владыке Викентию на Божественной литургии, поют песни о Родине, о красоте природы, о своей семье, о родителях. Это Боговдохновенное Искусство, полное любви и зовущее души ввысь. Сколько таких душ заблудших и, казалось бы погибших, оживили голоса маленьких миссионеров Любви! И сердца и души этих ребят отданы добру – и это замечательно. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Апостол Павел писал: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Именно это Искусство собирает тысячные аудитории на концерты выдающихся певцов России, которые проходят в нашей Епархии. Здесь звучат те произведения, которые были написаны авторами и исполнены по любви к Богу и людям, именно они, наряду с молитвами и Богослужениями, несут в мир правду Божию – спасительную любовь Бога к человеку и миру. Эти произведения пробуждают людей от греховной спячки, возбуждают желание совершенствоваться и спасаться. «Такова истинная любовь: она не может содержать чего-либо в тайне от возлюбленных своих», – писал преподобный Исаак Сирин. Гениальность есть одухотворенность. Но одухотворенность может быть от духа Божия и от духа заблуждения, духа антихриста, так и гениальность может быть доброй и злой. Следовательно, среди людей могут быть как благодатные гении добра, так и одержимые гении зла. Сравним двух известнейших людей, которых называют гениями – А.С. Пушкин и Пабло Пикассо. Первый оставил нам целую россыпь Боговдохновенных стихов, «чувства добрые» пробуждал своей лирой, воспевал человека свободного, человека духовного, потому что «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Это и есть высшее назначение искусства. С другой стороны, вспомним Пабло Пикассо, картины которого ещё при его жизни называли гениальными, и который перед смертью признался в лживости всего своего творческого пути, в человекоугодничестве всех его произведений на потребу эксцентричной и богатой публике. Недаром, по слову праведного Иова, гений зла «зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман» (Иов. 15, 35). Только гений добра – настоящий художник, творения которого пусть не так совершенны, как творения Бога, но постоянно напоминают нам о Нём и зовут к Нему.
К сожалению, сотни тысяч и даже миллионы людей уклоняются от этого сотворчества Богу, не принимают Его, уклоняются в сторону греха и зла, и вот это по-настоящему печально. Они обкрадывают сами себя, обкрадывают своих детей, закрывая им будущее. Радуются папа с мамой широко открытым и любопытным глазам своего ребенка, а вот открыть его духовные очи забывают, и видит ребеночек только одну сторону жизни, сторону мирскую, суетную и, нередко, злую и агрессивную к нему. Так и вырастает человек полуслепым, способным рассмотреть только то, что ему угодливо подсовывают под самый нос развратники и соблазнители, служители… даже не служители, а мелкие людишки на побегушках у дьявола. Здесь и возникает то самое «искусство», которое шоколадной глазурью покрывает вонючее содержимое соблазна. «Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумляться, чтобы делать добро. На ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» (Пс. 35, 4–5). Снимем эту оболочку и увидим, что злой человек не может придать истинной красоты ничему, – немедленно обнажится вся безобразность и нелепость его творения. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» — говорит Господь (Мф. 7, 17–18). Искусство, дающее пищу для души – искусство настоящее, а дающее пищу для отравления души – искусство плевельное, погибельное. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Но ведь это и горе родителей, теряющих своих детей, которые становятся рабами греха, это горе самих детей, которые, потеряв возможность творить во благо, и не умея найти по слепоте своей правильную дорогу, начинают разрушать сами себя пивом, куревом, развратом и наркотиками. Неужели своим детям мы желаем такое? А ведь, наверное, и у содержателей притонов, и у владельцев игорных автоматов, и у тех, кто упорно противится духовному воспитанию детей и молодежи и строят из себя «атеистов», тоже есть дети, да и крещение многие из них проходили, именно проходили, коль скоро забыли о своем долге перед Господом. Как будто прямо к ним, «шестеркам» дьявольским обращаются Святые Отцы Церкви: «Позорище, обильное нескромными зрелищами, для присутствующих на нем служит общим и народным училищем распутства» — писал святитель Василий Великий. Разве это не о барах со стриптизом, ночных клубах, порнографических и эротических фильмах, развязных ансамблях и группах. «О, горе приносящим жертву бесам через игры и песни срамные!» – говорит блаженный Нифонт. И словно перстом указывает на ночные дискотеки, игорные дома и компьютерные полуподвалы, где часами просиживают ребята для того, чтобы как можно больше виртуально задавить, застрелить, взорвать «нехороших» людей и всяких монстров, родившихся в больной голове их авторов. Это и о тех «песнях срамных», которые выдаются за любимые российским народом песни «хорошим» (для кого?) радио «Шансон» и «Русским» (с чего бы это?) радио, где больше половины эфирного времени занимает «тюремная» лирика и воспевание прелюбодеяния, пьянства и прочих «подвигов». «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает её, сообщая жизни христиан характер жизни языческой», – писал преподобный Иоанн Кронштадтский. Это о тех зрелищах, которыми развлекают и отвлекают людей, не стесняясь и не стесняя себя постом, руководители от «искусства». Это о тех пародиях и плоских шутках, о бесконечной клоунаде, которую почти со всех каналов телевидения ежедневно обрушивают на головы людей одни и те же записные юмористы и пародисты, издеваясь над нашей нескладной жизнью и такими же нескладными людьми. «Танцы – подводный камень невинности и могила для нравственности», – указывает святитель Амвросий Медиоланский. И сразу вспоминаются одуревшие поклонники Б.Моисеева и других «великих и малых» поп- звезд, которые и популярны, в основном, за счет своих скандальных выходок. Стыдливость, совестливость и смирение, характерные для настоящего искусства – слова незнакомые для искусства извращенного. Неужели мы дошли до жизни такой, что её и человеческой назвать нельзя? «Познай из сего, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – где свинская жизнь, там не Христос живет, а живут демоны».
Раскрашивая грех песнями, танцами, театральным действием, балаганщиной, мы лишь усугубляем то бедственное положение, в котором находится истинное наше российское искусство. Мы забыли свою культуру, забыли свою веру, ходим и побираемся как нищие на поп-толкучке западных и прозападных торгашей от искусства. Не нужно преуменьшать и влияние востока, которое всё больше ощущается через дешевые и, нередко, вредные для здоровья товары и игрушки, через полусекты боевых искусств, кимоно псевдояпонцев и сари псевдоиндусов. Вот почему так необходима сейчас поддержка всему истинно российскому, тому, что не на повседневную потребу идет, а нацелено на будущее и имеет глубокие корни в Православном прошлом России. Духовной культуре и духовному образованию нужна реальная помощь патриотов России. А дети пусть поют своими чистыми голосами о Родине, Любви и Господе нашем.
«О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте» (Ис. 6, 6).

Протоиерей Сергий Вогулкин,
профессор, настоятель храма во имя Святой Татианы
г. Екатеринбурга

 

В других номерах:

Социальное служение

В исправительной колонии ИК-2 Екатеринбурга прошло особое богослужение — крещальная литургия

 Екатеринбург,12 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В первые дни рождественской недели в храме во имя Святого Преподобного СергияРадонежского при исправительной колонии прошло особое богослужение — крещальнаялитургия.

 
Искусство и культура

На православной выставке-ярмарке в Екатеринбурге будет представлено прижизненное изображение святого преподобного Серафима Саровского

Екатеринбург, 6 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». С 16 по 21 января 2005 года в екатеринбургском Дворце игровых видов спорта «Уралочка» пройдет православная выставка-ярмарка «Русь крещеная, Святая…". Ее участниками станут монастыри, храмы, подворья Русской Православной Церкви, а также светские организации, поддерживающие исконные православные традиции. Одним из уникальных выставочных экспонатов станут реликвии, хранящиеся в московском Свято-Даниловом монастыре. Келарь монастыря иеромонах Михей привезет в Екатеринбург икону, первоначально созданную как прижизненный портрет святого преподобного Серафима Саровского, четки угодника Божия, и кусочек камня, на котором преподобный Серафим совершал свое молитвенное стояние.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс