Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (369) → Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, «Утверждение трезвости в современном обществе» (к 10-летию общества «Трезвение» при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, «Утверждение трезвости в современном обществе» (к 10-летию общества «Трезвение» при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря

№48 (369) / 22 декабря ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Всечестные отцы!
Дорогие братья и сестры!

Настоящий 2005 год — год 120-летнего юбилея Екатеринбургской епархии совпал с десятилетним юбилеем общества «Трезвение» при соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Но это дата показывает нам лишь часть того большого пути, которое в целом проходили общества «Трезвения» испокон веков имевшиеся в православных приходах нашей Епархии. Это дата возрождения славной традиции русского народа в стремлении к трезвому образу жизни.
Празднование юбилея — это всегда и подведение итогов, и взгляд в будущее. Осознание нами прошлого всегда важно для успеха нашей деятельности в будущем. Осознание прошлого — это осознание ценностных оснований нашей культуры, нашей жизни. Осознание того, кто мы такие, как мы должны строить свою жизнь. Осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали найти нашим предкам правильный путь в жизни, и мы надеемся, — помогут и нам. Осознание нашего прошлого — это осознание наших ошибок и заблуждений, отступлений, которые не должны повториться.
Почитание христианских ценностей, трезвение, трудолюбие и высокая нравственность всегда были характерны для нашего народа и включались в значение и смысл таких понятий, как «русская душа» и «русский характер». И все эти славные традиции держались на трезвости, которая отличала русский народ. К сожалению, в середине прошлого века алкоголь стал использоваться для физического и нравственного уничтожения русского народа. За последние десятилетия потребление алкоголя возросло настолько, что это грозит не только настоящему, но и будущему нашего народа.
Как сообщил в докладе «Алкогольная ситуация в России» главный научный консультант Центра алкогольной политики доктор медицинских наук А.В. Немцов, половина взрослых мужчин в России страдает от неумеренного потребления спиртного.
Приведу еще некоторые впечатляющие цифры. В Царской России 43 % мужчин в 1913 году были трезвенниками. В 1979 году таких мужчин оказалось 0, 6 %. Женщин — трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2, 4%. (Православный сайт Интернета)
В сложившейся ситуации нам необходимо вспомнить историю трезвенных традиций России, своего города. Вспомнить для того, чтобы понять, как же в настоящее время нам утвердить трезвость в себе, среди своих близких, в своем городе, в своем Отечестве.
На проходившем в 1911 г. Съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в резолюции было отмечено, что основная причина пьянства — религиозно-нравственная. Поэтому и решать ее нам необходимо соответвтвующими средствами. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни только способствует расширению пьянства. Именно это является ответом на вопрос — почему, в настоящее время столько способов, которые предлагают человеку избавиться от пьянства, а количество пьющих не уменьшается.
Алкогольная страсть развращает и разрушает человеческую душу. В результате человек лишается той блаженной вечности, к которой он предназначен.
По словам апостола Павла, «…ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Поэтому для Русской Православной Церкви одной из задач является утверждение трезвости. Первую в русской истории проповедь, «Слово о пьянстве», составил ещё Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела хранителя и привлекает беса.
Основоположник русской православной трезвости, выдающийся ученый и педагог Сергей Александрович Рачинский впервые чётко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков.
В 1858 году население России стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению в большой степени способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.
В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям "…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…". Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.
К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Сергей Александрович Рачинский определил главное средство обретения трезвой жизни — обет трезвости как церковную форму отречения от пьянства. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта.
Эта воспитательная система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, создание воскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств, Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенных чайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.
Современное общество, к сожалению, отдалилось от тех нравственных ценностей, которыми жил наш народ. В традициях русского народа было принято трудиться над внутренним преображением личности в лоне Православной Церкви. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт духовной жизни, опыт по благодатному преображению человека в избавлении от греховных пристрастий.
Но мы часто пренебрегаем советами Церкви: отравляем себя табаком, употребляем спиртное, сквернословим, то есть, совершаем поступки, противные нашему человеческому достоинству и гибельные для души. В наше время создана целая индустрия развлечений. Игры, алкоголь, табак, наркотики — вот с помощью чего люди часто пытаются уйти от проблем и сложностей жизни. Но вместо разрешения проблем и обретения радости люди становятся больными, страдают от порочных зависимостей. Различные виды пристрастий чрезвычайно трудно поддаются лечению. Это происходит потому, что человеку необходима не только медицинская помощь, но, прежде всего, духовная, так как курение и алкоголизм, наркомания и игромания — это страсти духовные, и врачуются они соответствующими же духовными средствами.
С проблемами алкоголизма и наркомании неразрывно связан нарастающий в последние годы демографический кризис. В 2004–2005 годах Русской Православной Церковью были организованы четыре церковно-общественных форума, посвященных этой тематике и прошедших в Москве, Нижнем Новгороде, у нас в Екатеринбурге и в Калуге.
В нашей епархии за время возрождения активной социальной работы Церкви, помимо общества «Трезвение» при храме Александра Невского работает центр социальной реабилитации для наркозависимых, в которой прошли реабилитацию около 500 человек, в школах Екатеринбурга осуществляется социальный проект «Соревнование классов, свободных от курения». Есть интересный опыт подвижнической работы в Полевском.
Епархиальной научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе», приуроченной к 10-летию возрождения традиции деятельности обществ трезвости, я желаю Божией помощи, успехов в объединении усилий государственных, церковных и общественных организаций по утверждению трезвости. Нам необходимо возрождать духовные традиции наших предков и создавать общества трезвости при каждом церковном приходе, оказывать помощь страждущим в борьбе с греховными пристрастиями в духовном возрастании и преображении личности.
Благой и Всеблагой Бог да благословит это начинание и да поможет нам во все дни нашей жизни.


ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ

© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
 
Архипастырь

Множество паломников собралось за Архиерейским богослужением в Свято-Никольском храме монастыря на Ганиной яме

 Екатеринбург,20 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Праздничным звоном колоколов встречали храмы и монастыри земли российской праздникСвятителя Николая архиепископа Мир Ликийских. Более сорока приходов Екатеринбургскойепархии освящены в честь этого великого угодника Божия, и повсюду на уральскойземле прошли многолюдные праздничные богослужения.  Несмотряна великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностными дерзновенным воином Церкви Христовой. Он был поистине свет миру и соль земли,ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс