Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святойпророк Аггей, память коего совершается ныне, вступил на пророческое служениевскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (в начале VI в. до Р.
X.).Он укорял их, живших в хороших домах и пренебрегающих довершением храма Господня,который начали они восстанавливать по возвращении из плена.
«Так сказалГосподь, – передает пророк возвещенное ему Духом, – этот народ говорит: не пришлоеще время, не время строить дом Господень. А вам самим время жить в домах вашихукрашенных, тогда как этот дом в запустении?»
«Поэтомуныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши».
«Вы сеетемного, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь;а не согреваетесь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой,то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении,тогда как вы бежите каждый своему дому. Посему-то небо заключилось, и не даетвам росы, и земля не дает своих произведений»…
«Так говоритГосподь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши».
«Взойдитена гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь,говорит Господь»…
Из проповедипророка Аггея, упрекавшего по повелению Божию иудеев в недостатке усердия к построению и благоукрашению храма истинному Богу в Иерусалиме, вы видите, братия,как угодно Богу наше усердие к созиданию и благоукрашению храмов Божиих,где мы благодарим Господа за Его бесчисленные к нам, грешным и недостойным Егорабам, благодеяния, где в церковных песнопениях прославляем неизреченные Егосвойства, где в молитвах просим о своих нуждах и получаем обильные благодеянияи ощущаем спасительные действия благодати Божией, зовущей нас к святому спасениючрез исправление нашей жизни.
Правда, Богнаш не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человеческих угождение приемлет,требуя что (Деян. 17, 24); Он говорит чрез пророка: аще взалчу не рекутебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ее (Пс. 49, 12).
Но нравственноечувство всякого человека, если только он истинно благочестив и боголюбив, влечетего к посильным приношениям в пользу храма Господня.
Иногда эточувство есть чувство благодарности к Богу, дающему нам живот, дыхание и вся(Деян. 17, 25). Человек, истинно боголюбивый, сознавая с одной стороны своенедостоинство, а с другой, обилие и величие благодеяний Творца, Который оградилвся внешняя и внутренняя дому его, дела же рук его благословил (Иов. 1,10), не удовлетворяется одними благотворениями Христу, в лице меньшей братииЕго: благородное чувство влечет его далее, к самому престолу Божию! Для негоневыносимо бывает, если сам он живет в дому кедровом, кивот же Божий стоитпосреде скинии (2 Пар. 7, 2); подобно Неемии, сердце боголюбивого человекасжимается скорбью при виде собственного благоденствия и запустения храмов Божиих.Этим-то чувством благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многие другие венценосцы и сильные земли. Высокое в этих святых людях,щедро разверзавших руку свою на украшение храмов Господних – это чувство представляется,так сказать, еще выше, или, по крайней мере, поразительнее в тех простых, но боголюбивых людях, которые не от избытка, но часто от лишения, все житие,еже имеют (Лк. 21, 4), повергают к подножию алтаря Господня.
Вспомнимте слова Спасителя, которыми Он оправдал жену, помазавшую драгоценным миромноги Его: это оправдание. (Мф. 26, 9), торжественно произнесенное Им пред апостолами,дает нам разуметь, что и всякое приношение верующего, совершаемое с любовьюдля Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящего: две лепты бедной вдовицыбыли очень скудным и почти ничтожным приношением в богатый и великолепный храмИерусалимский; но пред очами Всевидящего они были несравненно выше всех сокровищтщеславных фарисеев, потому что по-жертвованы были из редкой любви и усердияк Богу.
В ВетхомЗавете закон, хотя не прямо, обязывал всякого возрастного иудея ежегодножертвовать в пользу храма Господня в Иерусалиме небольшую сумму (Лев. 27, 12,14); но Иисус Христос не возложил на Своих последователей подобной обязанности,а предоставил это собственному произволу и усердию каждого. Однако, во дни земнойжизни Своей, в качестве Сына человеческого, и Он взносил Свой статир в пользудома Божия (Мф. 17, 27), и фарисеев, как лицемерны и лукавы они ни были, не останавливал от благого обычая – вносить десятину в дом Божий – обличал в нихтолько недостаток при этом правды, милосердия и веры.
Пройдут годы,пронесутся столетия, забудутся не только имена, но и самые могилы наши – исчезнетвсякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если, во дни земной жизнинашей, мы отверзали руку свою к посильному благодеянию храмам Божиим, то никогдане забудет о сем святая Церковь. Всякий раз, когда будет возноситься на алтареГосподнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа, и возбуждатьвсех предстоящих чад своих к прилежной молитве о создателях и благодетелях храмовБожиих!
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
В житиях святых есть много примеров, доказывающих, что христианам часто было безопаснеежить среди самых диких и кровожадных зверей, нежели среди язычников. Так, когдасвященномученик Елевферий, ныне прославляемый Церковью, живший в конце I века,чудесно освободился от рук мучителей, то он удалился в пустынное место и поселилсясреди логовищ диких зверей и жил со зверями, как с овцами.
Екатеринбург, 13 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбурге прошли VIII Екатерининские образовательные чтения «Духовные основы образования.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.