Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой мученик Вонифатий, память коего совершается 1 января, был из сельских жителей, простой воин маовитянин. Толстые руки землепашца и большие кисти с мясистыми пальцами сжимали рукоять длинного и тяжелого меча неказисто и неумело, словно черенок лопаты.
Вонифатия позвал долг перед семьей, кому-то надо было пойти воином к восставшим. На отце была большая семья, старший брат Елисей – женат и имел детей, а младший брат Иорам был еще молод, а три сестры – не в счет.
В боях с римлянами Вонифатий был бесстрашен и своей неумелостью владеть мечом приводил в ужас нападавших легионеров. Он рубил направо и налево, как будто орудовал не двуручным мечом, а колол дрова топором. За ним шли товарищи, прикрывая Вонифатию спину от случайного удара.
Сила восставших ма-овитян таяла на глазах, легионеры теснили их последние отряды, помощи ждать было неоткуда. Но Вонифатий даже не задумывался о своей судьбе, ему хватало кружки хмельного вина и случайной женщины на ночь.
Однажды в тяжелом бою он оторвался от своих и кто-то из легионеров оглушил его сзади. Восставшие и легионеры после боя разошлись подбирать своих погибших и раненных, а оглушенный Вонифатий оказался в плену у римлян. Спас его от гибели выкованный родственником шлем с толстым войлочным подшлемником. Контузия, которую он получил в сражении, долго еще не отпускала, но затем прошла во время длительного и изнурительного перехода на чужбину. Там он был продан одной похотливой, богатой и знатной римлянке Аглаиде.
Из века в век люди говорят, что время лечит душевные раны и горечи потерь, это случилось и с Вонифатием. Жизнь он вел грешную, плотскую и нетрезвенную. С кубком вина, на груди любвеобильной Аглаиды, он забыл родину, потерю родных и близких. Сожительство со своей госпожой только увеличивало его земной грех перед Господом Богом. Но он болел сердцем о таком поведении своем и всегда имел намерение изменить образ жизни. Часто со слезами молился об этом Богу. Бедные и несчастные не отходили от него без утешения.
Однажды Аглаида – госпожа Вонифатия – принимала у себя далекого родственника Диметриана, который вернулся в Рим из десятилетнего плена христианином. Он долго рассказывал Аглаиде о мученической смерти ее мужа Антония от долго незаживающих ран, которого все в Риме считали давно погибшим. Диметриан поведал о тяжелой жизни в плену у кочевников, о жестоких гонениях на христиан в Малой Азии. Своими рассказами Диметриан так расстроил женщину, что Аглаида в тот же день отпустила раба Вонифатия на свободу, раскаявшись в своей греховной жизни, хотя и неизвестно, была ли Аглаида в то время уже христианкой. Она пожелала иметь мощи христианина, пострадавшего за веру, чтобы этим поступком искупить свою греховность и иметь за себя молитвенника перед Господом Богом.
Этот же тяжелый рассказ Диметриана слушал и Вонифатий. Он был простым человеком, и страдания людей, о которых услышал от христианина, потрясли его до глубины души. Особенно его взволновала простота и доходчивость Заповедей Господних. Он пожелал проведать своих родных, и Аглаида снарядила Вонифатия в путь. Она дала ему много золота и в сопровождение отправила некоторых своих служителей, чтобы по возвращении он привез мощи какого-либо святого мученика, христианина с Востока, где в это время шли жестокие гонения на христиан. Вонифатий с радостью принял на себя это святое дело.
Но отправляясь из дома Аглаиды, он вдруг говорит: «А что, госпожа, если мои мощи привезут тебе вместо других, примешь ты их тогда?». Аглаида заметила, что не время сейчас для смеха, а нужно спешить, чтобы выполнить ее поручение. На ее слова Вонифатий лишь скорбно улыбнулся.
Взяв самое необходимое, Вонифатий выехал в дальнюю дорогу. Перед глазами у него встал отчий дом, до боли в сердце родные мать, отец, братья и сестры, которых он не по своей воле оставил много лет назад.
Естественно, Вонифатий не мог сразу отказаться от всех своих пагубных пристрастий. В пути довольно часто пил вино и веселился. Однако во время такого длительного пути из Рима в Малую Азию, Вонифатий не только думал о подвигах мучеников-христиан, но все больше и больше узнавал о них, о жестоких казнях ни в чем не повинных людей. Он нет-нет да сравнивал свою греховную жизнь с жизнью мучеников-христиан, и к нему пришла вера, раскаяние в нем усилилось до готовности покаяния. Душа горела жаждой спасения, страх перед Господом Богом коснулся души и сердца его. И он сам решил пострадать за Христа — всю остальную дорогу он постился и постоянно был в молитвенном настроении. А вскоре он был готов принять мученический венец.
Позади осталась длинная дорога, и Вонифатий со своими попутчиками приехал в город Тарс на реке Кидне, которая почти рядом с этим городом впадает в Средиземное море. Вонифатий еще в пути слышал, что в этом городе буквально ежедневно подвергались истязаниям, суду и казням христиане, так как Тарс в это время был столицей провинции Киликилии в Малой Азии.
Приказавши служителям Аглаиды ждать его и оставив на них на постоялом дворе вещи и коня, Вонифатий пошел на площадь, где при стечении народа совершались казни. Христиане, претерпевшие нечеловеческие мучения от пыток, с верой в Христа, со спокойными лицами принимали смерть. Вонифатий был потрясен их верой в Бога до глубины души, сердцем принимая страдания безвинных людей. Он подошел к мученикам за веру, целовал их руки, ноги, раны, умоляя помолиться за него, чтобы и его Господь удостоил причислить к лику их. Он объявил себя христианином со словами: «Велик Бог христиан, дающий такую крепость духа рабам своим».
Скоро и его схватили, призвали к допросу, и за то, что он признал себя христианином, судья осудил его на мучения. Судья, руководивший казнями христиан, потребовал от Вонифатия отречься от своих слов и убеждений, но он был тверд в своем решении, и судья отдал Вонифатия в руки палачей. Сначала ему вбивали под ногти рук и ног острое железо, потом истязали его тело кнутами, вливали в горло расплавленное олово, но, к удивлению всех, он остался жив и мог говорить. Вонифатий так и не отрекся от веры, он хвалил Господа за то, что тот дает ему силы выдержать все пытки.
Вонифатия отвели в темницу, а на другой день снова предали мучениям и истязаниям, но не добились отречения от христианства. Поскольку новые мучения не отняли у него жизни, то судья велел мучителю усечь его мечом. С радостью в сердце и с молитвою на устах преклонил Вонифатий под меч свою голову.
Спутники Вонифатия волновались, ожидая его два дня, а он все не приходил на постоялый двор. Только на третий день они узнали от брата местного писца, который записывал показания допросов, о казни некоего чужестранца, пострадавшего за веру во Христа, что его смерть обратила к истинному Богу более полутысячи неверующих. Влекомые не только любопытством, но и необходимостью отправиться в дальнейший путь, спутники Вонифатия пришли к месту казни. Здесь они убедились в истинности случившегося. Они просили у мертвого Вонифатия прощения, так как и мысли не допускали, что пьяница и грешник пойдет на такой немыслимый подвиг, сподобится славной смерти за Христа.
Потрясенные случившимся подвигом своего спутника и товарища, они выкупили истерзанное тело Вонифатия, отдав все свое золото. Тело Вонифатия намазали ароматами, завернули в плащаницу и отправились обратно в Рим к своей госпоже. А в это время в Риме свершилось чудо. Когда повозка с телом Вонифатия была уже недалеко от Рима, Аглаиде во сне пришла весть от ангела: «Прими того, кто был раб твой, а ныне нам брат и служитель, кто станет хранителем души твоей и молитвенником за тебя». В ужасе проснулась она, пригласила служителей церковных и вместе с ними вышла со слезами встречать мощи мученика.
Аглаида выполнила обещание, данное Богу. С великими почестями в окрестностях Рима похоронила Вонифатия в имении своем и на этом же месте поставила храм. Все свое имущество Аглаида раздала бедным и отдала на праведные дела, а сама удалилась в монастырь, где прожила еще восемнадцать лет. Там, со слезами благодарила Бога, удостоившего принять смерть мученика в жертву за его и ее грехи. В постах, покаянии и молитвах каялась в своих грехах, и этим очистившись от грехов нечистой жизни, мирно преставилась ко Господу и была погребена при гробе мученика Вонифатия Тарсийского.
Бог простил Аглаиде все ее прегрешения, и еще при жизни она стяжала дар изгонять нечистых духов. А святой мученик Вонифатий поистине служит образцом покаяния после греховных страстей: невоздержание, нетрезвость, наслаждения плоти – затем необыкновенная жажда спасения, испытание страшных мучений, пролитие крови, отсечение главы. И все это совершенно добровольно. Он делом доказал искренность своего раскаяния, своей безмерной любви ко Христу. И ныне Бог молитвами святого мученика Вонифатия помогает нам стать на истинный путь покаяния, как Он помог некогда сделать то же этому святому.
Глубокая вера внушает грешнику, что невозможное для него возможно для его всемогущего Спасителя. Если сердечным покаянием и молитвою о прощении наших прегрешений привлечем Его милость, то Он изгладит все последствия грехов наших, как бы они велики ни были!
А.МАТВИЕНКО,
член Общества православных литераторов
во имя Святителя Иоанна Златоустого
Екатеринбург, 9 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Приближается праздник Рождества Христова. Покровский приход в селе Байкалово предлагает всем ребятам, живущим в восточных районах нашей области, подготовиться к этому событию: вспомнить, чему посвящен праздник. А чтобы было интереснее — поучаствовать в конкурсе: отгадать несложный кроссворд «Рождественская звезда». Кроссворд этот напечатан на страницах газеты «Дорогой Православия» — издании Петро-Павловского прихода города Талица. Газету эту читают жители Талицкого, Тугулымского, Байкаловского районов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.