Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
БлаженныйПатапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI в. и началеVII.
Он происходил от родителей-христиан и был воспитан в благочестии. Пришедшив совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустынеподвизался в непрестанных трудах и молитвах. Но скоро его имя прославилось;многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда Патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирскойславы, переселился в Константинополь. Там стал он жить в тесной келии близ Влахерны,молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. Бог сподобил угодникаСвоего чудотворной силы, и все больные, с верой просившие его помощи, получалиисцеление его молитвами.
Преподобныйскончался в глубокой старости.
ПреподобныйПатапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставившийдаже родину, учит и нас, братия, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась.
Почему женужно избегать славы человеческой?
Потому, во-первых,что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым.Хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнятавозможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторымипри недостатке бодрствования над собою, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию. Преподобный Макарий Великий повествует, что некоторыйподвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелялбольных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордилсяи ниспал в самую глубину греховную.
В четвертомвеке жил в Египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и по причинеего громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладеватьим, и что он не в состоянии победить ее собственными усилиями. Старец прибегк Богу с теплейшими молитвами, чтобы попущено ему было для смирения беснование.Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего, и попустил сатане войти в него. Старец подвергался всем припадкам беснующегося в течение пяти месяцев;принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве,прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился рассудка,а старец, избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нем гордостипо поводу этой славы, возблагодарил Бога, спасшего его от погибели. Спасениесовершилось посредством незначительного томления и бесчестия пред плотскимилюдьми, которые не понимали, что по причине знамений диавол устраивал старцубедствие, а посредством открытого беснования старец возвращен на безопасныйпуть дивным милосердием Божиим.
Потому, во-вторых,внешнюю и земную славу нужно презирать, что внешняя слава сама по себе не имеетникакой цены и не заслуживает быть предметом искания для христианина, которыйдолжен стремиться к славе вечной, небесной, духовной. Об этом так говорит святительТихон Задонский.
«Честь и благородие коль за велико почитаются от сынов века сего, и сказать невозможно…Но и сей плод извне красен, но внутрь – гнил, и при нашедшей напасти и бедах,или при неизбежной для всех кончине, спадает и исчезает, как бы его не было.Тогда высокородный от простого, и господин от раба ничем не различается. Тогдавсяк познает пустое имя и титул, подобный меху надутому, но – праздному. А что с душой делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала,но сама страстям работала, людей обличала и судила, но сама совестью и закономобличается?… Что с нею?… Знаем, что Бог лица человеча не приемлет, что всяк приимет, яже с телом содела, или блага или зла. Паче же в слове Егочитаем, что суд жесточайший преимущим бывает (Прем. 6, 5–8). Честь убои благородие мира сего без христианского истинного благородия большему судуи осуждению подлежат»… «Я здесь не лица благородные осуждаю, не буди то, –говорит тот же святитель, – но честолюбие и славолюбие, которое с истинным христианскимблагородием и верой поместиться не может, по слову Христову (Ин. 5, 44). И признаю,что языческое дело – за суетною славою гоняться, – языческое, которые того толькои ищут, что чувствам их подлежит. Христианам стыдно в сем подражать язычникам,– христианам, которых сердца к иному, несравненно лучшему, благородию вера возводитьдолжна»…
Поэтому,братия мои возлюбленные, отвергнув наружную и суетную славу, будем заботитьсяо приобретении внутренней, духовной. Один великий проповедник нашей Церкви,Филарет, митрополит Московский, так говорит об этой внутренней славе.
«Скажиукрашенной храмине: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его – непорочное сердце.Он вселяется верою в сердца (Еф. 3, 17).
Скажиизящным одеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным(Мф. 22, 12), в котором входят на царский брак и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут в стане, и не принесут из чужой земли:оно частью подается свыше, частью вырабатывается собственными подвигами каждого,по реченному: облецытеся Господом нашим Иисусом Христом (Рим. 13, 14);облецытеся во утробы щедрот благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение(Кол. 3, 12).
Скажироскошному пиру: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал внитии вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери (Откр. 3, 20). У Него инаяпища: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4, 4). Ему надлежит отверзти двери сердца; отверзают же их молитва,любовь и соблюдение слова Его: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и ОтецМой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
Скажитепомыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам:«Удалитесь, лисы, губящия винограды (Фес. 2, 15); мы хотим сохранитьГосподу винограда никем не тронутый плод».
С помощьюуказанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам,братия, Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися ДухомЕго во внутреннем человеце (Еф. 3, 16), да, имея славу внутри, достойныявимся славы вечной. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Нынеублажаемый святитель Амвросий Медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании.Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г.
21декабря Прп. Патапия(VII).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.