Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (367) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 6 декабря 2005 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 6 декабря 2005 года)

№46 (367) / 8 декабря ‘05

Архипастырь

 -«Владыка, в храмах мы часто видим икону «Тайная вечеря», на которой есть изображениеи Иуды. Не оскверняет ли это храмы?»
 - Нет, конечно.

Мы имеем еще и изображение Креста Господня, на котором был распят Спаситель,среди двух разбойников. Этим показывается жизнь Христа Спасителя, людей, средикоторых Он жил. Общался Спаситель и с Иудой, который его предал, несмотря на то, что слушал своего Учителя, видел Его чудеса…
 Всем намэто напоминание о том, что велика человеческая немощь. Нам нужно всегда бытьс Богом, не отходить от Него, надеяться только на Его волю, потому что когдамы надеемся на себя, то совершаем страшные грехи.
 - «Как правильнопогребать человека: головой на запад или на восток? С какой стороны ставитьпамятник?»
 - Когда мывносим покойного в церковь, то гроб ставим так, чтобы его лицо было обращенона восток, в сторону иконостаса. По традиции Русской Церкви покойного приносилина вечернее богослужение, а затем его оставляли на Божественную литургию. Благодарятакой традиции, умерший мог в последний раз быть на богослужении. Сразу послеЛитургии совершался чин погребения. Таким же образом, на восток, хоронят в могиле.А крест ставится в ноги, чтобы лицо покойного было обращено ко кресту, и силойкреста Господь воскресил бы умершего в Царство Божие.
 - «Почему такпроисходит: когда делаешь людям добро, они отвечают злом?» – спрашивает Светланаиз города Березняки, Пермской области.
 - Добро надоделать не для того, чтобы получить какую-то благодарность от людей, получитьнекую «прибыль» от доброго дела. Мы делаем добро, чтобы Господь воздал нам добромв Царстве Божием. Мы должны делать добро, думая о благе небесном, а не земном.Конечно, враг рода человеческого не терпит, когда мы делаем добрые дела, потомуон и строит нам всяческие препятствия. Относиться к этому мы должны правильно,понимая, что каждое добро испытывается, чтобы оно действительно было полезнодля человека, спасительно.
 Все, что мы делаем в своей жизни, в жизни земной, мы делаем ради того, чтобы получитьот Бога Царство Божие. И Господь дает нам материальные блага, чтобы мы моглиделиться ими. Мы помним евангельское повествование о богатом и Лазаре: одинпиршествовал, а другой имел большие потребности в пропитании, весь был в струпьях.И если бы богач делал добро, испытывая при этом какие-то неприятности, то послесмерти Господь наградил бы его за доброту. А он ничего этого не делал и послесмерти оказался в печальном положении. Этот богач, увидев умершего Лазаря в лоне Авраамовом, просил того «омочить перст в воде и охладить его язык», потомучто сам сильно страдал в аду…
 Мы, еслидумаем обо всем с точки зрения вечности, с позиций той ответственности, которуюмы понесем в вечной жизни, то поймем, что страдания в потустороннем мире несравнимыс неприятностями в мире земном. Если мы будем думать именно так, то будет дажерадостно, что Господь попустил нам пострадать за добро.
 В Евангелиинаписано, что блаженны те, кто пострадал за правду: «Блаженны изгнанные правдыради». Если бы мы прониклись этими словами Священного Писания, которые мы поемна каждой Божественной литургии, и вникли бы глубоко в смысл этих слов, то не мучились бы и не смущались бы тем, что, делая добро, получаем зло от людей.Мы получаем зло здесь, а в Царстве Божием благо, – и это должно нас радовать.
 - «У моей подругибыл психически больной ребёнок. В 12 лет он умер. Она видит сон. В этом снеона видит красивый сад, в котором всё цветёт, и все гуляют, а её сын сидит возлезабора. Я ей сказала, что он безгрешный. Ведь он ничего не понимал и умер в раннем возрасте. Но он был некрещёный. Что теперь делать матери? Нет ли какого-нибудьисключения, чтобы можно было хотя бы отпеть его?»
 - То, что он не был крещёным – большая беда. Если бы она его покрестила, он, может быть,даже выздоровел бы. Бывали такие случаи. Сейчас ни покрестить, ни отпеть егоуже нельзя. Но если так случилось, то она может только делами милосердия и своейличной духовной жизнью помочь своему ребёнку. Было бы очень хорошо, если быона смогла направить на путь церковной жизни других своих родственников и близких.Это тоже поможет усопшему ребёнку.
 - «Где у насделают отчитку? Может быть, есть какие-то храмы, батюшки…»
 - К сожалению,в нашей Епархии таких батюшек пока нет. Зато есть в других епархиях. Есть в Троице-Сергиевой Лавре. Есть в Оптиной пустыни. Есть в Псково-Печерском монастыре.
 Отчитка благословляетсядалеко не каждому. Это очень серьёзно и опасно. Я хочу добавить, что отчитка– не главное. Причина того, что человек одержим злой силой – грех. В СвященномПисании сказано, что Господь тоже попустил за грехи одному человеку злого духаво истощение плоти и исцеление души. За грехи Господь попускает такое испытание.Чем больше каяться и чем меньше совершать грехов, тем скорее человек излечитсяот этого греховного недуга.
 - «Владыка, у меня есть икона, на которой изображен Бог-Отец в виде старца. А я слышала, что такого быть не должно. Как быть?» – спрашивает Наталья из Екатеринбурга.
 - Бога-Отцаникто никогда не видел. Это написано в Священном Писании. Поэтому изображатьЕго нельзя. Бога-Сына мы знаем, Он был на земле. Поэтому мы Его изображаем.Святого Духа мы изображаем в виде голубя, потому что Он явился при крещенииГосподнем. У Бога-Отца мы только голос слышали. Поэтому наши отцы на русскомСтоглавом Соборе в 1551 году решили не изображать Бога-Отца на иконах. Лучшеприобрести другую икону Святой Троицы, изображённую в виде трёх ангелов, и всёбудет хорошо. А ту, которая есть, тоже можно оставить у себя.
 - «Владыка, как быть, если коллеги по работе общаются неприличными словами, хулят власти, оскорбляютдругих? При этом нужно выходить или вступать с ними в споры…» – интересуетсяВера из Екатеринбурга.
 - Если естьвозможность, стоит поправить их, высказать свое серьезное мнение об их словахи поступках. И если раба Божия Вера сможет повлиять на своих коллег духом кротости,духом смирения, то это будет очень хорошо. А если она видит, что человек не хочет ее слушать, то лучше отойти.
 - «Можно ли заказатьзаочное отпевание человека, чьи родственники против этого?»
 - Если этотчеловек при жизни завещал, что хочет быть отпетым, то нужно его отпевать, молитьсяза него, подавая записки по воскресным и праздничным дням, чтобы Господь вселилего с праведными.
 - «Как частонужно читать акафисты и каноны?»
 - Их можночитать по благословению духовника, можно и ежедневно. Но не нужно нагружатьсебя многими канонами или акафистами, чтобы этой нагрузкой не ослабевать в молитвеи потом не потерять желание к молитве. Нужно по совету духовника взять такоеправило, которое не обременяет. Если взять правило монашеское, которое совершаютмонахи в монастырях, это «Канон Покаянный», «Канон Божией Матери», акафист БожиейМатери, Ангелу-Хранителю или кому-то из святых, кафизму, Евангелие и Апостол.Вот такое монашеское правило.
 - «Моего внукакрестили Егором. Но такого святого нет. Почему батюшка не крестил его правильно– Георгием? Как теперь за него молиться?»
 - Простотак принято, что в народе Георгия называют Егором, поэтому батюшка не сделалничего неправильного. В записках можно писать или Георгием, или Егором, всёравно священники понимают, что это одно имя.
 - «Я отправиласвою мать, по рекомендации врачей, в психодиспансер. Согрешила ли я?»
 - Если матьнуждалась в лечении, то ее дочь сделала все правильно. Но нужно не забыватьмать, приходить к ней как можно чаще, помогать в уходе за ней… К сожалению,есть такие случаи, когда дети забывают своих родителей, сдав их в такие диспансеры.И потому в диспансерах и домах престарелых много одиноких, брошенных стариков,они страдают и мучаются из-за этого… Они страдают не потому, что оказались в таком месте, и не потому, что болеют, а потому, что рядом с ними нет близкихлюдей. Надо ходить, помогать, может быть, нужны какие-то лекарства… Грех будеттогда, если люди забывают своих родственников, оставляют их без попечения.
 - «В городе Березовском,на улице Театральная, 34, действует молельная комната. Приходишь туда, киоскерзаставляет купить свечи, а из-за того, что у людей не всегда бывают деньги,они вообще перестают туда ходить. Можно ли как-то повлиять на ситуацию?»
 - Мы решимэту проблему. Я узнаю, что это за комната такая. Но то, что киоскер предлагаеткупить ту или иную литературу, свечи, я думаю, что это неплохо. Не нужно этимсмущаться. Даже в светских магазинах, когда мы заходим, продавцы предлагаютнам купить тот или иной товар. Мы же на них не обижаемся, что они нас спрашивают.Поэтому если нам предлагают взять те или иные книги, то – пожалуйста, покупайте,а если нет такой возможности, то можно отказаться, но обижаться не стоит. Я не вижу в этой ситуации какого-либо нарушения.
 - «Можно ли поменятьмне имя, данное в честь знакомой отца? Мне кажется, что из-за него у меня разныевидения…»
 - Я не думаю,что видения происходят из-за имени. Когда дается имя, то оно дается не в честького-то из людей, а в честь святого. И нужно молиться своей святой. Небесныйпокровитель будет ограждать вас от разных неприятностей и видений. Конечно,даже в этом случае нужно вести борьбу, чтобы не поддаваться на разные голосаи видения. Постоянная молитва, творимая в моменты, когда слышны эти голоса,приведет к тому, что они утихнут и больше не будут беспокоить.
 - «Апостол Павелговорил, что телесные упражнения не полезны. Как это понимать?»
 - Если мысовершаем такие телесные упражнения или подвиги не с целью искоренения своихгрехов, то они не имеют никакой цены.
 А если мысовершаем подвиги, поклоны, хождения по святым местам ради того, чтобы Господьпростил нам согрешения, для того, чтобы Он дал нам силы преодолеть тот или инойгрех, чтобы мы искоренили свои недостатки или какие-то слабости, тогда эти упражненияимеют значение. Нам нужны такие упражнения! И поклоны, и пост, и молитва имеютдля нас огромное значение, они ведут к духовному возрастанию и обновлению.
 - «Муж крещен,но когда был пьян, то снял нательный крест. И теперь не может его надеть! Что делать?»
 - Надо боротьсяс этой страстью! Потому что человек дошел до того, что собой уже не владеет,он находится под властью страсти. Для того, чтобы избавиться от страсти пьянства,родные этого человека должны молиться, беседовать с ним – убеждать его броситьпить…
 Но и самчеловек должен прилагать усилия, чтобы избавиться от пагубной привычки. Во-первых,надеть крест – это не так тяжело, если знать, что он является нашей защитой.Крест Господень может помочь избавиться от пристрастия к вину. Сам человек долженпонять, что винопитие так его охватило, что враг внушает ему даже крест снять…
 Для врагарода человеческого Крест Господень очень опасен, он опаляет диавола. Необходимо,чтобы этот человек пересилил себя и крест всё-таки надел. С Божией помощью емуудастся отказаться от употребления спиртных напитков. Если нет воли ограничитьих потребление, то нужно отказаться от винопития совсем.
 У нас естьобщество «Трезвение» при храме Александра Невского. Можно туда прийти и посетитьбеседы, которые там проводят. Члены общества «Трезвение» многим помогают, помогути этому человеку.
 - «При какихболезнях и обстоятельствах молятся Казанской иконе Божией Матери?»
 - Каждаяикона Божией Матери является чудотворной. Перед каждой иконой можно молиться,чтобы Пресвятая Богородица помогала нам в тех или иных обстоятельствах жизни.«Казанская» икона прославилась во время освободительной войны в 1612-м годуи в других войнах, которые были в истории нашего Отечества. Но нельзя сказать,что молиться о наших просьбах нужно только перед этой иконой или, наоборот,перед какой-то другой. Икон Божией Матери очень много, но Сама Божия Матерьодна. И Она через все эти иконы проявляет Свою милость к верующим.
 - «Планируется ли открыть православную школу в центре Екатеринбурга?»
 - Нам быхотелось иметь такую школу, но пока такой возможности нет. Мы строим сейчасздание при храме Святой Троицы, и планируем открыть там школу. Если Господьсподобит, то мы это сделаем.
 - «Как отмечатьдень рождения усопшего?» – спрашивает Мария из города Новокузнецка.
 - Как таковойдень рождения мы не отмечаем. Мы отмечаем день памяти, день, когда скончалсяусопший. И в день рождения также можно прийти в церковь, заказать панихиду,помолиться за усопшего, подать милостыню. Можно прийти на могилку, пригласитьсвященника, который совершит литию. Таким образом можно достойно отметить деньрождения усопшего, если есть такое желание.
 - «Мы с мужемне венчаны. Я понимаю, что это грех, но муж говорит, что не готов ко Крещению.Что мне делать?»
 - Нужно знать,что все те, кто хотят жить в браке, должны обязательно венчаться. В этом таинствемуж и жена соединяются в одну плоть. В таинстве Венчания благодатью Божией соединяютсядвое людей воедино. И мы знаем: то, что Бог сочетал, то человек да не разлучает.
 Это великоетаинство, потому приступать к нему должны все те, кто вступает в брак. Тем более,что прожили десять лет! Что значит «не готов»?! Раз есть совместная жизнь, то какая еще может быть подготовка? Подготовка должна быть до брака! Человек должендумать, получится ли у него прожить в браке или нет… И если есть решение прожитьвсю жизнь вместе, то нужно скрепить его в таинстве Венчания, благодатью Божией.Нужно венчаться.
 Правило христианскойжизни состоит в том, чтобы жить в одной семье, не думая о том, чтобы изменитьсвоему супругу или супруге. Нужно честно, добросовестно, с любовью сохранятьэто единство. И, конечно, такая семья будет крепкой. А когда мы сомневаемся,думаем, что, может быть, придется развестись, то это сомнение нам не на пользу.Нужно верить, что с Божией помощью, которая дается в таинстве Венчания, можножить в браке до конца жизни.
 - «До смертисына мы с мужем часто ходили в храм, молились за здоровье нашего сына… Но теперьмуж запрещает молиться даже дома. Как мне быть, чтобы и отношения с мужем не испортить, и за сына молиться?»
 - Это не правильно, если мы ходим в церковь, чтобы просить у Бога земных благ. Конечно,мы молимся о благополучии, о здравии ближних, но нужно всецело полагаться на волю Божию. Если было Богу угодно забрать сына, конечно, это очень тяжело для нас, большое горе, – но нужно с этим смириться. И как бы ни было велико гореродителей по безвременно ушедшему сыну, нужно уповать на волю Божию. Их сынперешел в другой мир, в мир Божией благодати, и этим самым Господь предостерегего от падений, в результате которых он мог потерять Царство Небесное. Он ушелмолодым, и Господь принял его в Царство Божие. Нужно, наоборот, идти в церковь,чтобы молиться о прощении тех грехов, которые сын сделал в своей жизни. И не нужно противиться воле Божией, не нужно гневаться на Бога, потому что Господьблаг и милосерд. Бог – это Любовь! И Он проявил свою любовь, а мы ее не понимаем.
 Если мы будемсмотреть на всё, что с нами происходит, с точки зрения вечности, то переноситьутраты нам будет легче. А когда мы думаем только с позиции земной жизни, то не сможем свыкнуться с тем, что случилось такое горе… Надо попытаться подуматьо вечности, вспомнить, что все пойдем к Богу и дадим Ему ответ в своих поступках.Он спросит: «Почему ты на меня обиделся? Потому что Я забрал твоего сына и предостерегего от погибели?». На Бога обижаться нельзя никогда. Нужно посмотреть на себя,на, возможно, свои падения. Может быть, Господь отнял сына за какие-то грехиродителей… Мы не знаем промысел Божий, не знаем, что Господь думает о каждомиз нас и почему Он так поступил с нами. Но мы, как дети Божии, должны не сопротивлятьсяЕго воле, а быть преданными Ему.
 Нужно продолжатьходить в церковь, молиться о упокоении умершего сына. Ведь он не исчез в небытие!Он остался жить в ином мире, и ему нужна помощь и отца, и матери, – прежде всего,поддержка в молитве церковной.
 Нужно, чтобыродители ходили в церковь, подавали записки… А так получается, что эти родителибросают сына своего в беде. Наоборот, нужно еще больше за него молиться.
 Господь всехнас, рано или поздно, заберет к себе, и мы должны помнить о вечной жизни, готовитьсяк ней.

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА

 Программа«Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 
Искусство и культура

В Храме-на-Крови открылась «Малая филармония»

Екатеринбург, 5 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В честь праздника святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Екатеринбурга, Отдел культуры Екатеринбургской епархии открывает новый проект «Малая филармония».

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил министра образования области В.В. Нестерова с утверждением его на этом посту в новом областном правительстве

Екатеринбург, 8 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». Уважаемый Валерий Вениаминович! От всейполноты клира и мирян Екатеринбургской епархии примите поздравления с вновьсостоявшимся Вашим назначением членом правительства и министром общего и профессиональногообразования нашей области.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс