Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (365) → «Под сводом небес» – выставка екатеринбургских художников под сводами Храма-на-Крови

«Под сводом небес» – выставка екатеринбургских художников под сводами Храма-на-Крови

№44 (365) / 22 ноября ‘05

Искусство и культура

К 120-летию Екатеринбургской епархии, по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия, и к дню памяти Симеона Верхотурского был подготовлен новый художественный проект «Под сводом небес». Это – персональная выставка членов Союза художников России Андрея Айзова и Юрия Ельешова, организатором которой выступил Отдел культуры Екатеринбургской епархии.

Небольшая аннотация к выставке становится для зрителей своеобразным ключом для понимания творчества авторов, лучшего восприятия их работ. «Выставка «Под сводом небес» объединила творчество двух ярких дарований, двух уральских живописцев Юрия Ельешова и Андрея Айзова.
Перед нами – реальный путь художников, это путь под сводами небес и храмов, их жизнь и судьба.
Судьба. Она складывается из штрихов, мазков, случайных историй. «Так жить нельзя» – фильм Говорухина, шедший в 1992 году, потряс до глубины души Юрия Ельешова. Факты уничтожения Царской семьи подействовали на отслужившего армию молодого ленинца весьма неожиданно. Вооружившись кистью и красной краской, Юра написал на Кяхтинском памятнике Ленину только одно слово: «Убийца». Однако расплачиваться за это слово Ельешову пришлось долго: полтора года исправительных работ.
В заключении сломалась не только привычная «своя» жизнь, но ломалась и жизнь страны. А когда разрушились все рукотворное – взгляду открылось Вечное. Открылась дорога к Богу.
Юрий родился в поселке Старый Алькушет Иркутской области. Художник сделал свою малую родину темой многих работ. Здесь в 1993 году родилась первая персональная выставка, устроенная им в стенах заброшенного, находящегося в самом центре города Троицкого собора, отозвавшаяся песней и плачем в душах земляков.
Только ли высокая техника тому виной? Сложилось так, что, «проверяя гармонию алгеброй», каждому стилю художника ищут определение – фовизм, примитивизм, кубизм. Юрий определил свой стиль как мыслеформы.
В работе Ельешова не видно случайностей. Каждая деталь в общей композиции – символ. Полотна связаны между собой не только единым взглядом художника, но и общей жизнью. Снова и снова взгляд Юрия Ельешова обращается к Царской семье. Живая память о ней – красный, багряный цвет на полотнах мастера.
Это – пространство вопросов и ответов. Это дорога, выбранная ищущей душой художника. Видеть цель своего путешествия – разве этого мало для того, кто отправился в путь?
В «путь по выставочному залу» некоторые посетители отправлялись, уже познакомившись с судьбой и творчеством художника, некоторые впервые, самостоятельно открывали для себя потаенные струны его души. У кого-то в душах они находили отзвук, у кого-то – полное неприятие (это видно из некоторых высказываний посетителей выставки, оставленных в Книге отзывов).
Действительно, заставляют глубоко задуматься такие работы мастера, как «Убит поэт», «Ночь с шестнадцатого на семнадцатое июля», требуют «включения» собственного воображения и мысли полотна «Свеча», «Зной», «Веер осени», «Вечерняя фантазия». И даже картины с такими обычными названиями, как «Сосны в тумане», «Рассвет в лесу», «Верхотурье» язык не повернется назвать «обычными» — настолько ярко, необычно и специфично видение автором окружающей нас природы, строений, людей…
Не менее долог и ярок жизненный путь Андрея Айзова. Вся его жизнь – это стремление творить, писать, радовать. Андрей влюблен в Урал, чья красота полна сурового достоинства, величавой гармонии, тишины. В этой тишине звучали слова молитвы святого подвижника земли уральской Симеона Верхотурского. Звучат они и поныне…
«Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!» С этими словами многие посетители выставки выходили из демонстрационного зала. Многим еще предстоит радость встречи с творчеством известных мастеров, с их замечательными работами.
Все произведения искусства требуют особого духовного настроя для их правильного восприятия. Для восприятия картин Андрея Айзова не требуется какой-то особой подготовки, как и какого-то необычного восприятия работ. Его картины – просто явление души, которые реалистично и светло отображают родные всем нам уральские пейзажи.
Многие места, отображенные в полотнах мастера, легко узнаваемы. Даже не глядя на подпись к картине, можно узнать Верхотурский монастырь, село Меркушино, город Усть-Салду, деревню Поспелково и поселок Ключевой, уголок природы в городском парке или в верховьях реки Сосьвы…
Произведения же Юрия Ельешова требуют и особого духовного настроя, и особой подготовки. Его картины – явление разума, окрашенного красотой души и высоким мастерством, заставляют остановиться, задуматься о добром и вечном, переосмыслить свою позицию по отношению к миру и происходящим в нем событиям.
Организаторы выставки, наверное, не случайно собрали в одном зале полотна таких разных по стилю и манере работы авторов. При знакомстве с произведениями создается впечатление противоположных миров. С одной стороны – мир Божий, реальный, живой, прекрасный – глазами хорошего художника. С другой – мир иллюзий, мир знаков и символов, открываемый перед нами не менее талантливым художником. В картинах Андрея Айзова больше созерцательности нашего «земного царства», земной природной красоты, и это заслуживает большой реальной оценки. В картинах Юрия Ельешова больше духовности неземной, и это заслуживает неземной оценки. Их трудно оценить. Оценка зависит от духовной воспитанности и определенного состояния души зрителей.
А, собранные вместе, работы обоих мастеров отражают самое существование нас и нашего мира. В своем творчестве художник открывает себя, свой мир. И мы, глядя на мир его глазами, открываем для себя что-то новое. Получается очень интересная интерпретация знакомых вещей.
Взгляд на жизнь Андрея Айзова настолько ясен, жизнеутверждающ и понятен, что от его картин веет благодать и умиротворение. Работы же Юрия Ельешова заставляют душу тревожно встрепенуться и ответить на многие непростые вопросы нашего бытия и смысла жизни…
А впрочем, вам, будущим посетителям выставки, судить об этом самим.

Материал подготовила Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Социальное служение

Прихожане храма во имя Святой Равноапостольной Нины поселка Садовый подарили «отказным» малышам теплые вещи

 Екатеринбург,19 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Уже более года приход во имя Святой Равноапостольной Нины поселка Садовый оказываетподдержку будущим и молодым мамам из малообеспеченных семей.

 
Искусство и культура

В Екатеринбурге начинается проведение регионального этапа конкурса детского рисунка «Христос рождается — славите!»

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Московская Патриархия Русской Православной Церкви объявляет о проведении конкурса детского рисунка по теме «Христос рождается — славите!" Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий и лицеев, художественных школ и студий, воспитанники дошкольных и других детских учреждений России и стран зарубежья.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс