Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
МученикиГурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклетианав городе Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейныхнеурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес.
Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовыСофии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т.
е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.
Когда онотправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых мучеников,взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любитьи беречь ее.
Приближаяськ отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у женыего рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Женаготфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого ядаумер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую онапредполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью,оправдалось — жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказаниеЕвфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратиласьс великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и онимгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.
Проснувшисьздесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Черезнесколько времени готфу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще.София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скороприедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь.Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живой?Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертью.
Этот рассказиз истории чудес, совершенных мучениками Гурием, Самоном и Авивом, научает нас,братия, многим великим истинам.
Во-первых,из него мы видим, что данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещаниянравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым рассудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. Человек, иже аще обещает обет Господуили закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернавитсловесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит (Числ. 30, 3).«Многие говорят, – как замечает святитель Григорий Богослов, – язык произноситклятву, а ум не давал ее. Никто и нисколько да не обманывает себя: во всякомслучае клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех».
В СвященномПисании записан грозный пример суда Божия над клятвопреступником. Царь Навуходоносорпошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле,но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекиязаключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушилданную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличал Седекию устамипророка Иезекииля, сказавшего о нем: «Клятву Мою, которую презрел, и союз Мой,который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойманбудет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломствопротив Ме-ня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор сновавзял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление.
Во-вторых,из рассказа о наказании клятвопреступника готфа мы видим, что Господь строговзыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, – что хочу,то и сделаю с нею». Вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенночуждые духа христианской любви по отношению к своим женам. Но не подобает семубыти. Святой апостол Павел говорит: мужие, любите своя жены (Еф. 5, 25),и в пример представляет Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который любит СвоюЦерковь выше всякой любви, постигаемой разумом. Мужие, любите своя жены,якоже и себя (Еф. 5, 33). Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей. От нее не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто,вопреки этой заповеди, станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа,наказание страшное и ужасное, рано или поздно, в этой жизни или будущей, можетего постигнуть, как постигло вероломного, прелюбодейного и жестокосердого готфа.
Из рассказао чудесном наказании вероломного клятвопреступника готфа мучениками Гурием,Самоном и Авивом вы видите, наконец, братия, силу молитв, соединенных со слезами.Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива ходатайствоватьза нее пред Богом. И молитва ее была услышана: святые мученики, по изволениюБожию, чудесно освободили ее из ее ужасной тюрьмы-могилы и перенесли ее во времясна на ее родину.
Великую силуимеют слезы у Бога! Это доказать можно из слов и образа выражения, какое употребляето них Священное Писание.
В первойкниге царств Анна, мать Самуилова, по долговременном бесчадстве молитсяк Господу и получает плод, и притом «зело вожделенный», т.е. Самуила, пророкаи судию всего израильского народа, мужа великого и святого. И чтобы показать,какая была главнейшая причина этого, Писание присовокупляет: и та умиленна душоюпомолися Господу, и плачущи проплака (1 Цар. 1, 10). Итак, не только молиласьАнна, но и молилась плачущи; и этот-то дождь «бесплодное поле прорастити сотворил».
Езекияцарь, по свидетельству пророка Исайи, разболевшись до смерти, молился ко Господу и плакал плачем великим (Ис. 38, 3); и Господь немедленно чрез Исайюответствовал Езекии: услышах молитву твою и видех слезы твоя: се прилагаюк летам твоим лет пятнадесять.
Итак, да научимся из этого рассказа строго исполнять данные обеты, питать любовь к женам,и в несчастии, хотя в самом ужасном, не падать духом, но обращаться со слезноймолитвою к Богу.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
(Продолжение. Начало в №№ 41–43)БОГ ОТВЕРГАЕТ НАЦИОНАЛИЗМ В РЕЛИГИИВОЗРАЖЕНИЕ 7: «Я по рождению мусульманин (или иудей, или буддист), и поэтому каждому нужно исповедовать ту религию, которой придерживались его отцы».
Святойевангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т.е.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.