Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (363) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 1 ноября 2005 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 1 ноября 2005 года)

№42 (363) / 8 ноября ‘05

Архипастырь

 -«Уважаемый Владыка! Я дал своим детям все, а теперь они от меня отворачиваются.Что от них ждать дальше, и что мне с этим делать?»
 - Когда человекговорит, что дал детям все, а они отвернулись от матери или от отца, то, я думаю,он не все дал.

Если бы он дал самое главное, то они так бы не поступили. А главное,что нужно, это воспитание, доброе и хорошее. Обычно родители хотят давать своимдетям материальное благополучие: хорошо одевать и давать образование. Это всехорошо. Но важно дать еще и хорошее воспитание, чтобы они знали свое положениев семье и свою ответственность перед Богом, перед родителями. Иначе потом детине будут понимать ценностей своих родителей, отвернутся, будут причинять родителяммного скорбей и болезней.
 Поэтому оченьважно, чтобы родители дали хорошее воспитание. Если не получится дать детямкакие-то материальные блага, то это не страшно. Воспитанный, добрый человекс хорошей душой сможет иметь все необходимое материальное для своей семьи. Но,к сожалению, делают больше акцент именно на материальное, а это балует людей, и молодые люди в силу своей немощи, слабости и греховности не ценят таких родительскихдаров и уходят, причиняя боль родителям. Надо, наоборот, дать детям богатстводуховное, доброту, честность, любовь к своим родителям – это воспитывает их. Тогда они почитают и уважают родителей. В общем, богатство духовное гораздоважнее.
 - Анатолий спрашивает:«У меня жена торгует на рынке и ходит в юбке, и другим женщинам говорит, что женщина должна ходить в юбке. Но торгует брюками. И когда покупательницы их меряют, то она восхваляет: «Ой, как они вам идут!». У нас на счет этого всегдавозникают споры».
 - Конечно,если ваша жена понимает, что женщина должна ходить в юбке, а сама советует ходитьв брюках, то это не совсем соответствует ее духовности. Она просто идет противсвоей совести из-за материальной цели, для того, чтобы больше продать. Мы многоговорим о том, что женщина должна носить подобающие одежды. Но брюки – это совсемне женская одежда. В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что женщина,одевающаяся в мужские одежды, «мерзка перед Богом». Поэтому, если мы не хотимбыть отверженными перед Богом, то должны отказаться от брюк и лучше совершитьволю Божью, чем волю современной цивилизации.
 - «Что такоегрех?» — спрашивает Евгений из Екатеринбурга.
 - Грех –это есть беззаконие и нарушение заповедей Божиих. Это нарушение нравственногозакона, который заложен в нашем сердце. Грех – это когда мы идем против своейсовести. Это нарушение того, что установил Господь Бог, чтобы человек следовалэтому пути и совершенствовался от силы в силу. Человек, который совершает грех, конечно, деградирует. Он не выполняет то предназначение, которое дано человеку.А должен совершенствоваться, должен идти путем исправления своей жизни и житьпо заповедям Божиим, делаться чище, нравственнее, духовнее, возвышеннее… То есть должен приблизиться к Богу, к тому идеалу, к которому Господь нас призывает.Если человек совершает грех, то этим самым не возвышает, а унижает свое достоинство.И конец этого духовного направления – есть страдания, мучения, и мучения вечные.И здесь, в земной жизни, грех приносит человеку очень много страданий, потомучто он вносит диссонанс и дисгармонию в нашу душу. Следствие дисгармонии – болезнидуши, тела, которые очень сложно лечить. Поэтому мы и говорим, что причина нашейболезни – это есть грех. Когда мы стараемся каяться в своих грехах, исправлятьсвою жизнь, то быстрее излечивается та или иная болезнь. Поэтому очень важно, чтобы мы осознали свои грехи и раскаялись в них. А покаяние заключается в том, чтобы не делать больше грехов, а, напротив, творить добродетель. Это есть истинноепокаяние и исправление. Поэтому Церковь призывает нас возненавидеть грех и уклонитьсяот зла, делать благо.
 - «На венчаниикто должен быть в свидетелях: близкие, родственники, крестные, знакомые?».
 - На венчаниимогут быть и знакомые, и близкие, друзья.
 - Мария спрашивает:«Если человек неверующий, но собирается прийти в церковь, можно ли прийти в брюках?».
 - Видимо, так пристрастились к этим брюкам, что никак не могут от них отказаться. Бывает,что приходят в церковь в юбках, а под юбками у них джинсы. Это ведь неудобно, но женщины от брюк никак не отказываются. Мы никого из церкви не выгоняем, хочетчеловек прийти – мы рады. Но желательно, чтобы человек, вошедший в храм Божий,знал правила поведения в нем. Отношение к Богу, церковной жизни, определяетсяи поведением в храме. Пусть вы и неверующий, и впервые хотите прийти в церковь, но разумный и культурный человек, то нужно прийти, почитая те правила, которыев Церкви существуют. Ну а если человек так привязан, что никак не может отказатьсяот брюк, то пусть все равно приходит. Мы надеемся, что со временем люди поймут,что нужно волю Божию выполнять, а от своей отречься, потому что наша воля ведетнас ко грехам и падениям. Надо больше уповать на Бога, и стремиться жить по воле Божией. Господь сказал всем, кто желает следовать за Ним: «Отвергнись от себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Значит, первое, что нужно, – этоотречься от себя и нести свой крест, чтобы следовать за Христом. Вот к чемунас Господь призывает. Если мы верим в Бога и знаем, что Он все видит, знаети слышит, и требует от нас исполнения каких-то правил христианской жизни, то мы должны подчиняться Господу. А пытаясь заставить Бога подчиниться нам, мыстараемся Евангелие приспособить к себе. Евангелие – это голос Божий, к которомумы должны прислушиваться и следовать ему, но не стараться жить по своей воле.
 - Татьяна спрашивает:«Заповедь «не судите, и не судимы будете» только к мирянам относится? Должны ли ее придерживаться священники, или они могут осуждать человека?».
 - Нет, этазаповедь дана всем, и священникам в том числе. Священник в первую очередь долженее выполнять, потому что он этому учит прихожан, должен так же и поступать.Не знаю, какие у вас обстоятельства сложились, если вы считаете, что священниквас осуждает. Он может осуждать грех как и любой христианин, а не человека, который его совершил. Нужно делать различия между рассуждением и осуждением.Если мы осуждаем грех, то это не есть осуждение человека. Мы должны избавитьсяот греха осуждения человека.
 - «В Царскиедни в Екатеринбурге проходила выставка, и многие купили свечи, произведенныев Нижнем Новгороде. Освящены они или нет?»
 - Не знаю,скорее всего, нет.
 - «Можно ли распечатыватьиконы из интернета и, освятив их святой водой, молиться первообразу?» – спрашиваетЛариса из Верхней Салды.
 - Конечно, если понравилась та или иная икона и у вас нет ее, то вы можете ее распечатать,сделать рамочку, освятить образок. Лучше всего принести икону в церковь, попроситьсвященника, чтобы он совершил чин освящения. Потом можно молиться перед ней.
 - Елена из Красноярскаспрашивает: «В «Новостях» священник Евгений Попиченко призвал взять в свои семьиброшенных детей. А взял бы он сам лично отказников на свое попечение?».
 - Отец ЕвгенийПопиченко имеет своих четырех детей, и он еще планирует иметь детей. Поэтомуему нет необходимости брать отказников. Мы советуем взять отказников тем, ктоне имеет детей или не может иметь больше. И осуждать священника, что он советует, а сам не делает, здесь неуместно. Отец Евгений как руководитель Социальногоотдела нашей Епархии говорит об этом. Ему поручено вести эту работу. Если у вас есть такая проблема по усыновлению и опекунству, то можно обратиться к нему.Отец Владимир Зязев, первый помощник правящего Архиерея, также имеет обязанностьпомогать людям, которые желают усыновить детей в своих семьях. У нас есть и такие священники, которые имеют таких детей. Священники берут в свои семьи отказникови усыновляют, воспитывают их в Православной вере. Поэтому не смущайтесь, не осуждайте, что вот мы говорим, а сами не делаем, у нас есть такие примеры, и просим подражать этому.
 - Елена из Богдановичаспрашивает: «Вы говорили, что многие женщины стремятся быть похожими на мужчин.А в жизни – как в песне поется: «на десять девчонок по статистике девять ребят».И многим женщинам приходится быть и за мужчину, и за женщину. Много одинокихматерей, которым нужно быть сильными и зарабатывать деньги. Как вы к этому относитесь?».
 - Да, естьу нас такая проблема. Это из-за того, что нет хорошего нравственного воспитания,и семьи быстро распадаются. К сожалению, остаются женщины одинокими с тремяили двумя детьми и, конечно, им нужно быть сильными и мужественными, чтобы преодолеватьтрудности этой жизни. Но мы знаем и такие случаи в истории нашего Отечества, когда женщины оставались без мужчин после войны. И они несли тяготы, воспитывалидетей. Давали очень хорошее образование и воспитание, все делали для того, чтобыдети стали хорошими людьми, полезными нашему обществу. Потому что главный акцентони делали на воспитании.
 И очень важно,что они не старались быть мужчинами. Они были настоящими женщинами, которыестремились, в силу своих способностей и дарований Божиих, делать все возможное,чтобы воспитать своих детей, быть примером для подражания своим сыновьям или дочерям. Потому мама была высоконравственная и высокодуховная, очень религиознаяженщина. А дети видели в своей матери все самое лучшее и возвышенное. И, конечно,эти дети не могли быть плохими. Потом они создавали семьи и содержали своихдетей с большой любовью. Сейчас мы видим другое: многие мамы не совсем правильныйи духовный образ жизни ведут, иногда даже при своих же детях поступают аморально.Это все сказывается негативно на детях. И потом, когда те вырастут, скажут,что мама такая же была… К сожалению, сейчас можно увидеть, что не все женщинымогут отрекаться от каких-то своих наслаждений ради детей. Надо, чтобы детине увидели в своей маме что-то такое нехорошее, от чего та же мама будет потомстрадать.
 Мы сейчасслышали, как дети отвернулись от отца, потому что они увидели, что он ведетсебя не совсем высоконравственно. А если бы дети видели эталон высокой нравственнойжизни, они бы не посмели так себя вести. Они бы благоговели перед своими родителями.Если даже случилась такая беда, что распалась семья и у мужа или жены осталисьдети, то родители должны вести высокий, нравственный образ жизни, чтобы датьпример своим детям.
 Нам нужно, чтобы бы-ла позитивная преемственность. Важно, даже когда родитель один, чтобыон воспитывал высоконравственно.
 - Клавдия из Екатеринбурга спрашивает: «Напротив кафедрального собора опасный пешеходныйпереход. Возможно ли обратиться в ГАИ с просьбой, чтобы обезопасили этот участокдороги?».
 - Конечно, нужно будет обратиться к органам власти, чтобы они подумали, как обезопаситьэтот участок дороги.
 - «Можно ли кластьмилостыню в церковную кружку за самоубийц и молиться святым об их помилованиив частной молитве?»
 - За самоубийцмы в храме не молимся. Не поминаем за богослужением, не подаем записки, но совершаеммилости об упокоении души. Мы можем молиться дома за них, просить помощи у святыхугодников Божиих, чтобы Господь по молитвам святых помиловал душу усопшего.И постараться самим жить благочестиво и церковно, чтобы этим принести пользуи самому человеку, который испытывает это горе, и той душе, которая ушла из этого мира с таким тяжким, страшным грехом. Это исправление жизни близкого человекапринесет большую пользу.
 - Анатолий из Верхней Пышмы спрашивает: «Совершает ли женщина грех, если она, с запахом спиртного, начинает рассказывать язычникам или другим людям о вопросах веры? И как должнавести себя христианка, если она на работе окружена иноверцами, мусульманами?».
 - Если этаженщина постоянно употребляет спиртные напитки, то есть она сама находится во грехе, но других поучает, то, конечно, это недостойно. Ну, а если она случайно,на каких-то встречах, употребила небольшое количество спиртных напитков и говорито Боге, то это, я думаю, не является грехом, потому что умеренное употреблениеспиртных напитков не возбраняется. А когда это делается постоянно и не в умеренныхколичествах, – это грех, и недостойно православного христианина. Но все равно, когда человек говорит о Боге и призывает к жизни по заповедям Божиим, это хорошо.Потому что, в этом случае, он сам себя осуждает, и совесть его мучает, а разговоро Боге, даже в таком состоянии, воздействует на душу человека. Укор совестиеще больше увеличивается и подвигает человека к тому, чтобы он оставил греховноезанятие.
 Она должнавести себя как христианка, чтобы показать Православие в своих делах, поступках,своим поведением. И не стесняться исповедовать свою веру, когда она находитсясреди мусульман.
 - Александраиз Екатеринбурга спрашивает: «В одних храмах во время шестипсалмия гасят свечицеликом, в других – оставляют по одной горящей свече на подсвечнике. Как правильнопоступать?».
 - Оставляетсяодна свеча для того, чтобы, когда закончится чтение шестипсалмия, можно былоот этой свечи зажечь другие. Поэтому здесь ничего сложного нет. А в других храмахгасятся свечи, потому что на соседних подсвечниках есть лампадочка и от нееможно будет зажечь другие свечи. В этом нет особого греха.
 - «В родительскуюсубботу после совершения панихиды нужно ли забирать принесенные продукты, чтобына кла-дбище помянуть усопших, или нужно оставлять все в храме?».
 - Я думаю, если вы принесли в церковь жертву за упокоение души наших предков, то эту жертвунужно оставить. Потому что здесь мы их поминали и за них молились. Пусть из храма люди и возьмут, чтобы в дальнейшем поминать усопших рабов Божиих. А на кладбище можно принести другие продукты, чтобы с близкими и друзьями помянутьусопших.

 С архиепископомВикентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи —Илья ОСТАНИН

 Программа «Архипастырь»выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 
 
Архипастырь

Обращение архиепископа Викентия к участникам Всероссийского фестиваля традиционной мужской культуры «Дмитриев день»

Екатеринбург, 3 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». Дорогие братья и сестры! Сегодняв день открытия очередного Всероссийского фестиваля традиционной мужской культуры«Дмитриев день» в нашем Отечестве впервые празднуется новоучрежденныйобщегосударственный праздник — День единения нации, который для нас, православных,тесно связан празднованием Казанской иконе Божией Матери, через которую былаявлена нашим благочестивым предкам милость Божия и избавление России от смуты.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс