Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 13 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Общественность Екатеринбурга включилась в обсуждение вопроса о восстановлении на историческом месте Богоявленского кафедрального собора.
Вот какие мысли высказал по этому поводу краевед, кандидат медицинских наук, доцент Уральской государственной медицинской академии Сергей Иванович Ворошилин:
«После восстановления прав Русской Православной Церкви на принадлежавшее ей имущество, в стране было возвращено большое число церковных зданий, сохранившихся полностью или частично. Ряд храмов был передан Церкви и в Екатеринбурге. Однако, в годы советской власти значительное число молитвенных зданий, в том числе представляющих историческую или художественную ценность, было уничтожено. Поэтому во многих городах, помимо возвращения и восстановления поруганных церквей, в ряде случаев, по желанию верующих, было осуществлено строительство на исторических местах церковных зданий, в том числе полностью уничтоженных.
Наиболее яркий пример — восстановление Храма Христа Спасителя (XIX век), часовни Иверской Божьей Матери и Храма Казанской Божьей Матери (XVII век) на Красной площади в Москве.
Уральская столица в 1930-х годах лишилась всех храмов XVIII века, которые определяли облик нашего города почти в течение 200 лет. Это — Екатерининский собор на современной площади Труда, Кафедральный Богоявленский собор на площади 1905 года и старейшая каменная церковь города — храм в честь Сошествия Святого Духа, более известный как «Малый Златоуст» на углу нынешних улиц Малышева и 8 Марта.
Большой потерей для исторического облика Екатеринбурга явилось и уничтожение в центре города здания Максимилиановской церкви-колокольни, известной в народе как «Большой Златоуст», которая была самым высоким зданием старого Екатеринбурга — 77 м.
В настоящее время многие горожане выражают одобрение идее восстановления на Кафедральной площади (ныне — 1905 года) снесенного в 1930 году Кафедрального Богоявленского собора.
Богоявленский собор был самым красивым из выстроенных в городе храмов, он наиболее четко выражал характерный для XVIII века стиль барокко. С потерей этого здания Екатеринбург потерял ценный памятник истории и архитектуры и едва ли не самое красивое здание города. Современники отмечали сходство Богоявленского храма с Петропавловским собором Санкт-Петербурга. Этот собор с основания Екатеринбургской епархии, празднующей в нынешнем году свое 120-летие, был главным ее храмом.
С инициативой восстановления Богоявленского собора выступили Союз казаков, Фонд союза казаков, община прихода храма Иннокентия Московского, Миссионерский и Катехизаторский отделы Екатеринбургской епархии. Фондом союза казаков создается Фонд восстановления утраченных православных святынь. И первым храмом, восстановление которого предполагается осуществить, избран утраченный главный храм Екатеринбургской епархии — Кафедральный Богоявленский собор.
В настоящее время проходит процесс регистрации общины Богоявленского храма.
Кафедральный Богоявленский собор имел длину 66 м и ширину 26 м. Первоначально, в XVIII веке, у здания было два придела — Богоявленский на первом этаже и Петропавловский на втором. Позднее, в XIX веке, появились еще два — Михайловский и Трехсвятительский, что расширило здание.
Ныне предполагается восстанавливать храм без боковых приделов, в его первоначальном, более древнем виде, что сокращает ширину здания до 18 метров. При определении территории, необходимой для восстановления Храма, следует иметь в виду, что вокруг здания должна быть сохранена полоса шириной не менее 2–3-х метров для проведения Крестных ходов.
Особенностью существующей площади имени 1905 года является то, что она почти полностью сохранила неизменным тот исторический облик, который сложился к середине XIX века. Немногие крупные города страны и мира могут похвалиться тем, что их главная площадь остается почти неизменной в течение полутора столетий. В северной ее части появилось лишь одно современное здание в стиле конструктивизма, единственное, которое нарушает гармонию.
Здание городской администрации, выстроенное в стиле «сталинского» ампира, не входит в диссонанс с другими сохранившимися старинными постройками. Восстановление на площади Богоявленского собора в стиле барокко еще больше подчеркнуло бы то, что Екатеринбург является городом, имеющим значительные культурные и религиозные традиции, берущие начало в XVIII веке.
Однако, восстановление исторического здания Кафедрального Собора на его историческом месте в центре площади, в современных условиях развития города неизбежно породило бы ряд нежелательных проблем:
1. При восстановлении здания храма на прежнем месте площадь стала бы непроходимой для автомобильного транспорта, идущего в западном направлении. Южный фасад южного придела располагался всего в 6 метрах от нынешней трамвайной линии. Даже если не восстанавливать южный придел, то, с учетом пространства для Крестного хода, до трамвайной линии все равно будет оставаться только 6 — 7 метров, что недостаточно для полосы движения.
2. Город потерял бы единственную имеющуюся в городе центральную общегородскую площадь, поскольку собор занял бы почти все ее свободное пространство в середине ее. До большевистского переворота было свободно пространство площади перед собором, занятое сейчас памятником Ленину. И это было небольшое пространство, которого хватало для уездного Екатеринбурга.
3. Создались бы препятствия для проведения на площади государственных и общественных мероприятий, каковыми являются проведение военных парадов, выставок военной техники в День Победы, городских митингов, а также любимой детьми общегородской новогодней елки. Народ привык к этим праздникам за последние 80 лет, и невозможность их проведения встретила бы естественное сопротивление. В то же время в центре города практически не имеется другой площади, куда их было бы возможно перенести без крупных материальных затрат.
4. На площади стало бы невозможно осуществлять парковку, необходимую из-за множества административных и торговых учреждений, находящихся здесь. Следует напомнить, что с основания города все городские площади создавались именно как места стоянок для телег и саней, прибывавших для торговли. Половина площади, на которой стоял Кафедральный собор, именовалась Кафедральной, но вторая половина была Торговой площадью.
5. Было бы невозможно осуществить планируемое администрацией города строительство на площади подземной парковки и иных подземных сооружений.
6. При восстановлении Храма на первоначальном месте он оказывается в нежелательной близости от памятника Ленину — фасад собора находился бы в 4 метрах от окружающей памятник платформы. Если же учесть, что перед фасадом храма должно быть свободное пространство для прохождения Крестного хода, то территория его должна фактически соприкасаться с памятником, до постамента которого остается всего 15 метров. Памятник Ленину формально является памятником истории федерального значения, то есть не может быть убран без решения правительства Российской федерации.
7. При восстановлении Храма на первоначальном месте шпиль колокольни собора оказывался бы в непосредственной близости от шпиля здания администрации города. До сноса Собора его колокольня замыкала перспективу со стороны улицы Володарского. В настоящее время ее перспективу замыкает красивая башня здания администрации города. В то же время при взгляде на площадь со стороны главного проспекта города два шпиля (один с крестом, другой со звездой) стояли бы рядом, создавая явный диссонанс.
В связи с этими соображениями, на пресс-конференции инициативной группы по восстановлению Богоявленского собора, автором этого материала было высказано компромиссное предложение. Принятие этого предложение позволило бы восстановить на площади существовавший здесь ранее Кафедральный Богоявленский собор, и при этом устранить все перечисленные препятствия, которые мешали бы его возрождению.
Предлагается восстанавливать Кафедральный Богоявленский собор не на прежнем месте, в центре площади, а в ее северо-восточном углу, вдоль тротуара между улицами 8 Марта и Володарского.
Для реализации этого предложения достаточно выделить для восстановления Кафедрального Богоявленского собора полосу земли у северо-восточного ее края длиной 60 и шириной 25 метров вдоль тротуара северного края площади между улицами 8 Марта и Володарского. Этой площади было бы достаточно для размещения здания собора в пределах первоначального проекта XVIII века, без боковых приделов, пристроенных в XIX веке, а также тротуара, окружающего храм, который необходим для проведения Крестных ходов в ходе богослужений.
Такое размещение восстанавливаемого здания не будет препятствовать проезду транспорта, проведению общественных и государственных мероприятий, и не помешает осуществлению необходимого городу подземного строительства на остальной части площади. Кроме того, размещение здания в северо-западном углу площади обеспечит более гармоничное его сочетание со зданием администрации города.
Для лучшего отделения храма от пространства площади его следовало бы поставить на стилобат (платформу) высотой 1, 5 — 2 метра (примерно на такой высоте находится тротуар северной части площади, около которого предлагается восстанавливать храм). В стилобате можно было бы разместить дополнительные необходимые служебные помещения храма.
Часто высказывается мнение, что храм может быть восстановлен только на том же месте, где он и стоял, где были алтари его. Строгого требования для этого не существует, о чем свидетельствует и сама история этого храма. Первоначально на этой площади была выстроена деревянная Богоявленская церковь. Затем рядом с ней был построен каменный Богоявленский храм, а церковь была разобрана и перенесена на место, где находился Ипатьевский дом. (Там она была освящена в честь Вознесения Господня). В дальнейшем на Вознесенской горке был выстроен каменный храм в честь Вознесения Господня, а деревянную церковь разобрали и перенесли в Нижне-Исетск, где она и стояла до 1930-х годов.
Однако, при строительстве храма на новом месте, можно было бы осуществить перенос части строительных материалов остатков старого фундамента в фундамент нового здания, где их можно было бы использовать в обкладке стен новых подвальных помещений. При обнаружении захоронений трех архиереев у алтарной части храма, инициативная группа предлагает перенести останки и торжественно перезахоронить у нового здания».
Это — лишь одна точка зрения на процесс возрождения старинного храма. С ней можно спорить, можно не соглашаться, несомненно лишь одно: историческая справедливость должна быть обязательно восстановлена, а возрожденный храм должен вновь стать украшением центра Екатеринбурга.
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
Пыль Садись, Феодул.Давай сядем с тобой, отдохнем от пыли. Спрашиваешь, на что нам сесть? Да сядемпрямо сюда, на дорогу, на пыль! Сядем на то, что давно сидит на нас, – на дорогуюнам пыль, которая нас и утомила. Сядем сами с собой.
Екатеринбург, 1 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В нынешнем году Россия впервые отмечает новый государственный праздник — День народного единства. В этот день, 4 ноября, Церковь совершает празднование чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Казанская». В начале XVII века именно с этим образом были связаны спасительные для России события: празднование Казанской иконе Божией Матери установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот образ стал знаменем ополчения, объединившегося для спасения Отечества и освобождения Москвы. Господь почтил всех верующих счастьем получить известие об освобождении столицы от захватчиков именно в день празднования Казанской иконе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.