Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
-Владыка, как в православном мировоззрении представлены три стороны нашей жизни:«в здоровом теле — здоровый дух», «познай себя – и познаешь мир», и «красотаспасет мир»?
- Если начатьс последнего вашего вопроса: красота спасет мир, – то, с православной точкизрения, мы имеем в виду красоту не внешнюю – красоту мира или внешнюю красотучеловека, – а красоту духовную. И она спасет мир. Если мы украсим себя и всечеловечество этой красотой, она спасет мир, потому что у нас не будет ни ненависти,ни зависти, ни раздражительности, ни осуждения, ни других пороков, которые наммешают. И тогда мы будем по-другому относиться к окружающему миру и, как Господьнам повелел, будем его возделывать и благоукрашать. Когда мы будем все делать,чтобы выполнять волю Божию, тогда это будет красота, которая спасает мир.
«В здоровомтеле здоровый дух». Конечно, когда есть здоровье в душе и теле, это гармонично.Тогда есть и здоровье человека в целом. Можно сказать, у здорового духом – здоровоетело, потому что не всегда, когда человек здоров телом, здорова его душа. От состояния души происходит или радость, или горе. Когда человек поражен множествамигрехов, то эти грехи действуют на душу негативно, тяжестью ложатся. И душа скорбит,тяготеет, мучается, страдает, находится в очень тяжелом состоянии и нуждаетсяв освобождении. И, конечно, эта тяжесть души отражается и на теле. Тело тоже болезнует и страдает. Мы видим часто, когда человек чувствует себя нездоровои обращается именно к своей душе. Поэтому и получается, что если здоровый дух,то и тело здоровое.
- «Была совершенакремация бабушки, а священники сказали, что ее нужно было просто похоронить.Был ли это грех, и нужно ли было до сорокового дня прах предать земле, или можнопозже?» – спрашивает Татьяна из Первоуральска.
- В нашейПравославной Церкви не принято кремировать. Человек уходит из этого мира, душаоставляет тело, а мы имеем обязанность предавать это тело земле, но никак не сжигать. Сжигать тело усопшего – традиция не Православия, а других вер, индийских,языческих и так далее. Мы должны придерживаться именно православной традиции – после смерти усопших предавать земле.
Не надо себяоправдывать, что нет денег на погребение, потому что, когда мы будем делатькак положено, Господь нам будет содействовать в этом. И найдутся люди, которыебудут помогать, и все будет благополучно. Это ложный страх. На самом деле всеполучается. Какие бы трудности ни испытывал человек из-за того, что нужно искатькакие-то средства, – все равно люди выходили из ситуации и все было благополучно.А сейчас, я думаю, можно сделать все возможное, чтобы хоронить близких как нужно.Ну, а если так случилось, если человек пошел по такому неправильному пути, надохотя бы прах предавать земле.
- «Родился ребенок, и ему поставили диагноз – врожденная косолапость. Три года гипсуем ножки, но все равно эффекта мало. Как мне быть, кому молиться?» – спрашивает Наталья из Пензы.
- Конечно,есть такие случаи, когда через наши святыни человек получает исцеление от различныхболезней. Даже хронические больные, люди в возрасте, имеющие болезни с детства – получают исцеление. Есть монастырь в Тарасково с иконой Божией Матери, по молитвам перед которой совершались многие исцеления. Есть там и источник Богородицы.К праведному Симеону нужно сходить. Это – паломнический труд по нашим святыням, он приносит желаемые результаты. Господь посылает свои милости и помогает в исцелении болезней.
- «Я не знаючин богослужения, какие молитвы читаются в храме, последовательности, как ставятсясвечи и так далее. С чего начать обучение поведению в храме?» – интересуетсяГалина из Озерска Челябинской области.
- Я хочусказать, что не надо смущаться, если не знаешь, как вести себя в храме Божием.Люди, которые находятся в храме, знают, что у нас были такие тяжелые времена, когда в церковь нельзя и опасно было ходить, потому что за это лишались работы.Находящиеся в храме, если они видят, что человек не знает, что делать, – помогаюти подсказывают. Поэтому не надо смущаться, надо прийти и спросить без особогосмущения. Всегда можно получить ответ на свой вопрос: как свечки поставить или перекреститься, где встать в храме… К тому же у нас сейчас есть много духовнойлитературы при храмах, в церковных книжных магазинах. Можно взять и прочитатьправила поведения в церкви. Можно прочитать правила жизни, основы веры нашейПравославной. Все у нас есть, приходите, берите, поль-зуйтесь. В каждой церквиесть дежурный священник, он обязан ответить на вопросы и сказать, как себя вестив церкви, когда человек этого не знает.
- «Как ПравославнаяЦерковь относится к пятидесятнической церкви? И почему Православная Церковьсчитает себя единственной истинной церковью?» – спрашивает Ирина из Полевского.
- Да, мысчитаем, что пятидесятники – это отступление от истинной Православной веры.Почему мы называемся православными? Потому что правильно славим Бога и правильноследуем заповедям Божиим. Со времен апостолов мы придерживаемся каноническихправил святых отцов первых веков христианства. И с тех времен в Церкви существуютэти правила и правильное толкование Священного Писания. Руководствуясь этимитолкованиями, мы не заблуждаемся в понимании Слова Божиего, воли Божией, в пониманиидогматического учения о Боге Спасителе, о Божией Матери, о святых иконах и такдалее. Православный человек, если сомневается в том, правильно ли он поступает,всегда ищет ответ на вопрос именно в толковании и опыте святых отцов, но не надеется на себя и свой ум. Он понимает, что человек грешен и может ошибитьсяв толковании Священного Писания. Поэтому он не доверяет себе, а больше доверяетсвятым отцам. И соизмеряет свои мысли, желания с опытом, с толкованиями святыхотцов, старается свои мысли о Боге, о спасении, о церковной жизни сверять с мыслями святых отцов, которые прошли этот путь спасения и достигли его. И этотпуть проверенный и правильный. Есть такая особенность в Православии – оно основываетсяна смирении, на осознании своей греховности, на желании исправить свою греховнуюжизнь. В других конфессиях, в том числе у пятидесятников, к сожалению, вераосновывается больше на гордости и самолюбии, на самонадеянности («уже спасен,и ничего больше не надо, Христос все сделал»). Да, Господь многое делает для нашего спасения, Он спасает нас, но не без нас. Необходимы и наши усилия в деленашего спасения.
- «Почему в средуи пятницу в Храме-на-Крови проходит таинство Венчания в дни строгого поста?»– спрашивает Мария.
- По уставуЦеркви, как раз в среду, пятницу и воскресенье и положено венчание. Возьмитенастольный календарь, там написано, когда совершается венчание.
- «У меня оченьмного грехов, и когда я пришел на Исповедь, священник на меня наложил епитимью.После этого я вообще не стал ходить в храм. Для чего меня создал Господь, ведьОн знал, что я буду грешным и пойду в ад?» – интересуется Игорь.
- Господьсоздал человека не для ада, а для рая, для блаженной вечной жизни. Наше отношениек жизни ведет или в рай, или в ад. И Господь готов нам помочь в том, чтобы мыспаслись, в разум истины пришли. Но, видно, мы неправильно относимся к Богу,к той помощи Божией, которую Господь хочет нам оказать. Поэтому мы лишаемсятой великой благодати, Божией помощи в деле нашего спасения. Если мы будем правильноотноситься к своей жизни, сознавая свои грехи, пороки и падения, и постараемсяих исправить, то, конечно, это – путь спасения, но не путь погибели. А епитимья– как раз то лекарство для души, которое помогает человеку исправиться, прийтив сознание греховности, чтобы человек через епитимью исцелил свою душу и пересталсовершать грехи, которые привели его к такому отчаянному состоянию. И не нужнобыло обижаться на священника за то, что он дал епитимью, наоборот, надо благодарить.Православные люди приходят на Исповедь с глубоким покаянием и раскаянием в своихгрехах. Они даже хотят, чтобы священник наложил епитимью для того, чтобы черезэтот малый подвиг, Господь его помиловал для исцеления души. С другой стороны,через самоотверженный подвиг искупления своих грехов, мы умоляем Господа не наказывать Своим праведным судом и не давать очень тяжелых наказаний. Когдамы не раскаиваемся и не исправляемся, Господь дает какие-то трудности, и намбывает нелегко их нести. Но другого пути нет, и нам приходится переносить болезньили какую-нибудь скорбь тяжелую, хотим мы этого или нет. Но для того, чтобыне было такого Божиего наказания, мы берем на себя добровольно ношение епитимьи,чтобы тем самым исцелиться. Но даже когда нас постигло какое-то Божие наказание,мы должны сознавать, что это за наши грехи, и принять это от руки Господнейс благодарностью, ведь Господь милует и желает человеку спастись и прийти в разум истинный, чтобы отвратиться от ложного пути.
- Татьяна спрашивает:«Мы с мужем живем в любви и согласии тридцать пятый год, и мы хотим повенчаться.Но наш саратовский батюшка говорит, что уже ни к чему. А почему, я хочу у Васспросить?»
- Если выжелаете венчаться, то это очень хорошо. Венчаться можно в любом возрасте.
- Мария с Уралмашаспрашивает: «Сын женился двенадцать лет назад, но сноха меня никак не признает,не пускает к себе в дом, бьет. Что мне делать?»
- Терпеть,тем самым спасая души ваши. Нужно терпеливо переносить эти тяготы и старатьсяделать все, чтобы умягчить сердце близкого человека своим добрым, хорошим примером,добротой и милосердием. Только кротостью и любовью можно умягчить такое ожесточениесердца. Этим самым вы привлечете к себе внимание снохи, и, я думаю, настанетмир, когда она увидит, что вы смиряетесь и терпите, не раздражаетесь, добротойпокрываете ее гнев. Вместо того, чтобы отплачивать тем же злом, отвечайте доброми милосердием, и этим самым вы умягчите ее сердце.
- «У меня вопросотносительно хранения лишних устаревших фотографий. Можно или нет их сжигать?Ведь не выбросишь их в мусорный ящик?» – интересуется Лия.
- Надо оформитьснимки в альбом, чтобы осталось для будущих поколений. Можно раздать близким.Сейчас вам, может быть, и не интересно, а потом пройдет время, и будущему поколениюстанет интересно, как вы жили.
- Андрей спрашивает:«Что значит фраза: «сила моя в немощи совершается»?
- Господьпосылает Свою благодать в ту душу, которая сознает свою слабость, немощь, сознаетсвои недостатки и греховность. Когда человек осознает, что сам он не способенсделать что-то доброе для своей души, то обращается к Богу. Тогда Господь приходитизобильно, в полноте благодати Божией. Приходит к этой душе и совершает великоедело.
- «Можно ли венчатьсяповторно, после смерти мужа?»
- Овдовевшаяженщина, конечно, имеет право вступить в брак, если есть такая необходимость.Вступая в брак, необходимо венчаться, чтобы через таинство Брака получить благословениеБожие на совместное жительство для деторождения, семейной жизни, чтобы благодатьюБожией скрепилось это единство. В таинстве Брака совершается сочетание двухвоедино. Двое становятся одной плотью. Это великое таинство, которое совершаетГосподь. Люди должны это понимать очень глубоко и стараться, чтобы ни под какимипредлогами не разрушить этого единства. Никакие трудности жизни не должны разъединятьсемью, потому что сказано в Священном Писании: «Что Бог сочетал, то человекда не разлучает». Повторю: женщина имеет право второй раз выйти замуж, но необходимообязательно повенчаться.
- «Мне задавалитакие вопросы: «Почему бы нам, православным, не молиться соборно о том, чтобыв Иерусалиме светская власть перешла в руки христиан?». Как мне отвечать на эти вопросы?» – спрашивает Константин.
- Каждыйгод в Иерусалиме молятся о единстве Православных Церквей на Гробе Господнем.Помолиться каждый из нас может, только Церковь не стремится к светской власти.
- Владыка, Вашеслово в завершение программы…
- Я благодарювсех, кто задает вопросы, которые их интересуют. Слава Богу, что есть интереск нашей Церкви. В Церкви есть все средства, чтобы получить избавление от техили иных трудностей, испытаний в жизни, болезней. В таких случаях Церковь призываетлюдей, чтобы они тоже приложили какое-то усилие и старание к тому, чтобы получитьпомощь от Бога. Господь спасает нас, но не без нас. Необходимо просить помощиот Бога, но в то же время и самим постараться потрудиться, чтобы помощь Божиябыла восполнением немощных наших сил в деле нашего спасения и избавления от скорбей, болезней, трудностей, которые мы испытываем в нашей земной жизни.
Помощи Божиейвам, чтобы укрепиться в вере и укрепить в вере близких и родных, окружающихнас людей. И чтобы вера наша преображалась от силы к силе.
С архиепископомВикентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи —Илья ОСТАНИН
Программа «Архи-пастырь»выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании«Союз» по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам – в 16.30 и воскресеньям– в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
Храни вас Господь!
АдминистрацияПрезидента Российской Федерации обратилась к Правительству, Совету Федерации,Государственной Думе, а также к представителям иных российских государственныхструктур и общественных организаций с просьбой включиться в работу по подготовкек Всероссийской конференции «Призыв Церкви: «Власть, бизнес, общество противнаркомании» (24–25 ноября, Москва, Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя). В качествеприложения к своему обращению Администрация Президента РФ распространила копииписьма Святейшего Патриарха Алексия II Президенту Российской Федерации В.
Екатеринбург,21 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».С 14 по 18 октября 2005 года Кипр посетила группа православных паломников из России.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.