Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (359) → Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на конференции «Церковь и СМИ. Проблемы и задачи патриотического воспитания»

Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на конференции «Церковь и СМИ. Проблемы и задачи патриотического воспитания»

№38 (359) / 8 октября ‘05

Архипастырь

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ
СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ" 

Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

 На протяжениистолетий любимым чтением наших благочестивых предков были жития святых. В нихнаши прадеды и деды черпали пример для подражания, ободрение в скорбях, уверенностьв том, что Господь никогда не оставляет всесильной своей помощью верных чадСвоих. И нам полезно следовать этому доброму примеру в наших нынешних обстоятельствах.И наиболее полезным для нас является углубленное изучение житий Новомученикови Исповедников Российских. Они близки нам и по времени своего подвига, и по своей принадлежности к нашему Отечеству, Богом нам данному. Только обращаяськ духовному подвигу Новомучеников и Исповедников Российских, к житию и кончинеСвятых Царственных Страстотерпцев, мы можем обрести верные нравственные ориентиры.Только так можем возродить в народе нашем Веру и благочестие, милосердие и доброделание,чтобы через эти добродетели освятилась наша жизнь, произошли, наконец, необходимыедобрые перемены в Отечестве нашем. Но чтобы принять на себя этот жертвенныйтруд во имя нашей Родины, надо любить ее, надо быть патриотом России.
 Любовь к Отечеству — исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство. Оно зарождается,когда ребенок начинает любить своих родителей, а затем и сродников, и близких.Оно крепнет, когда подросток познает красоту, историю и особенности своих родныхмест. Оно достигает полноты развития, когда человек становится гражданином,осознает свою ответственность перед Богом и своим Отечеством за будущее своейРодины. Из этого мы видим, что при правильном воспитании, основанном на истинныххристианских ценностях, привитых к национальной почве, патриотизм не надо специальноусиленно взращивать, он как бы вызревает сам.
 Именно такпроисходило в Царской семье. Мы знаем, как понимали патриотизм святые ЦарственныеСтрастотерпцы из заметок самой святой Императрицы Александры Феодоровны. Онаписала:
 «Истиннаяпатриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепоеобожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабоченатем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнитьее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовьк своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовьотцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, естьчто-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своейстране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то жевремя он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, таккак это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшеевеличество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого».
 Как мы видим,Православная Вера для святых Царственных Страстотерпцев была краеугольным камнем,основанием их патриотизма. Именно она давала им силы в испытаниях по словамГоспода: «Иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 30).
 Христианскаясоставляющая была тогда весьма значительна и в государственном устройстве, и в воспитании подрастающего поколения, и в литературе и в искусстве и во всейповседневной жизни. Сам Николай II прошел в свое время эту многообразную школупатриотического воспитания под руководством своего отца Александра III, так же он воспитывал и своих детей. Дети познавали родную культуру, знакомилисьс лучшими образцами русской классики и с ее первоисточником народным творчеством.Особенно любил слушать народные сказки Наследники престола Царевич Алексей.Тогдашняя русская классическая литература имела прочные православные корни,знакомство с ней, с поднимаемыми искусством духовно-нравственными проблемамикак бы перекликалось тем личным религиозным опытом, который имели дети. Ведьони с самых малых лет участвовали в Богослужениях, где молились и «о странеРоссийской, властях и воинстве ея». И посещая православные святыни, участвуяв общенародных торжествах, члены Царской семьи всем сердцем прикасались к историисвоего Отечества, осознавали себя как продолжателей деяний многих и многих поколенийсвоих предшественников.
 К сожалению,сегодня мы видим, что именно изучение отечественной истории, изучение классическойлитературы, даже овладение всеми богатствами русского языка не занимает в общеобразовательнойшколе должного места, отступая перед натиском естественно-научных дисциплин.И это не может ни беспокоить.
 Очень важнои то, что Царственные дети всегда имели перед собой пример родителей, горячолюбящих Россию. При этом дети видели, как эта любовь к Отечеству воплощаетсяв конкретные дела, в ревностное исполнение родителями своих государственныхобязанностей, в дела милосердия, в заботу о благе России. И какой яркий примеробщественного патриотического служения явили в годы первой мировой войны великиекняжны, когда вместе с матерью-императрицей стали обыкновенными сестрами милосердияв военном госпитале! На этом добром примере нам надо воспитывать ныне нашихприхожан, наших детей, развивая социальное служение наших приходов. Пусть онипочувствуют радость от того, что подали воды лежачему больному, развеяли уныниеодинокого человека, преподнесли кому-то пусть небольшой, но сделанный своимируками подарок.
 ПатриотизмСвятых Царственных Страстотерпцев выдержал самое сильное испытание — они пережилипредательство своих их подданных, разрушение Российской государственности, началокровавого противостояния — гражданской войны. Однако, пребывая в заключении,сталкиваясь с унижениями и произволом, они сохранили любовь к России. Вот что писала святая страстотерпица Александра Феодоровна из Тобольска: «Как я счастлива, что мы не за границей. Как хочется с любимым больным человеком всеразделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной.Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, — мыодно составляем и делим горе и счастье. Больно нам она | сделала, обидела, оклеветалаи т д., но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную».
 И вновь мывидим громадную дистанцию между этой твердой позицией Царской семьи и сегодняшнимповедением многих из нас. К сожалению, сегодня политические деятели, предприниматели,журналисты слишком часто в публичных выступлениях, в газетных статьях и с экранателевизора позволяют себе назвать Россию — «эта страна». Тем самымони как бы дистанцируют себя от своего Отечества, от его горестей и проблем.А сколько раз в самых обычных житейских разговорах приходится слушать: «У нас, в России, всегда так…" Но в этом случае и мы сами скатываемся до позициейругателей нашей Матери-России. И это слышать дети, у них возникает чувство ущербностии в чем-то ущемленности, если они родились и живут в такой стране. Ничего подобногоне допускалось в Царской семье.
 Приведу строкии из другого письма Императрицы: «Никто никому не верит, все следят другза другом. Во всем видят что-то ужасное и опасное. О, люди, люди! Мелкие тряпки.Без характера, без любви к Родине, к Богу. Оттого Он и страну наказывает. Но не хочу и не буду верить, что Он ей даст погибнуть. Как родители наказываютсвоих непослушных детей, так и Он поступает с Россией. Она грешила и грешитпред Ним и недостойна Его любви. Но Он, всемогущий, все может. Услышит наконецмолитвы страдающих, простит и спасет, когда кажется, что конец уже всего. Ктосвою Родину больше всего любит, тот не должен веру потерять в то, что она спасетсяот гибели, хотя все идет хуже. Надо непоколебимо верить».
 И вновь именновера была основой этой приверженности своему Отечеству даже в скорбях и нестроениях.Александра Федоровна писала: «Если Господь посылает нам такие испытания,то, очевидно, Он считает нас достаточно подготовленными для них. Это своегорода экзамен — надо показать, что мы не напрасно через них прошли. Во всем естьсвое хорошее и полезное, каковы бы ни были наши страдания — пусть будет так,Он пошлет нам силы и терпение и не оставит нас. Он милостив. Только надо безропотнопреклониться пред Его волей и ждать — там, на другой стороне, Он готовит для всех, кто Его любит, несказанную радость».
 Такими, несомненно,были общие мысли, общее настроение всего Царственного семейства. Родители —Николай Александрович и Александра Федоровна — явили пример нравственного выбора,когда решили до конца оставаться со своим народом, со своей Родиной. Царскиедети — когда остались со своими родителями. Это было не просто послушание родителям,ими был также сделан личный нравственный выбор. И родители, и дети избрали скорбныйпуть и прошли его до конца.
 Однако этобыл лишь славный итог всей их подвижнической жизни, их следование за Христом.Мы знаем, что и в годы благоприятные для Царской семьи, ее стремление к жизнипо заповедям Христовым, к трудам на благо России часто не находило пониманияи поддержки даже у самых близких людей, у тех, кто был рядом с ними. Неслучайно,Государь записал в дневнике горькие строки: «Кругом измена и трусость,и обман.» Еще в канун XX века в России была предпринята попытка разрушениятех многополезных традиций, которые на протяжении веков формировали могуществонашего Отечества. И главный удар при этом был направлен против Веры Отеческой,против Святого Православия, которое является основой нашего патриотизма. Февраль1917 года был только первыми горькими плодами этого разрушительного процесса,который в известной мере продолжается по сей день.
 Единственныйпуть к духовному оздоровлению наших сограждан — это сознание положительногоисторического опыта России, как государства православного, в котором и предержащиевласти, и рядовые граждане каждодневно стремятся сверять дела свои с заповедямиБожиими, находя в этом новые силы для нового созидания или для преодоления допущенныхошибок и немощей.
 Об этом не устает напоминать нам Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всеяРуси Алексий II:
 «Обществои человек обретут духовное здоровье только после того, как христианская мотивациястанет определяющей во всех сферах нашего бытия — личной, семейной, социальной,профессиональной. Если этого не произойдет, мы по-прежнему будем страдать от оскудения взаимной любви и терпимости, от помрачения в человеке образа Божия,от утраты внутренней гармонии во всевозможных разделениях и противостояниях».Потому так важно для нас обращение к жизни Святых Царственных Страстотерпцев,к изучению духовного опыта Царственной Семьи. В первую очередь, нам необходимоознакомить как можно больше наших сограждан, в особенности молодых, с правдойо жизни Царственных страстотерпцах, о их трудах на благо России. Долгие годыклеветы на Царскую Семью, десятилетия сознательного искажения истории России,продолжают давать свои плоды. Даже до настоящего времени есть вопросы: почемупроизошла канонизация святых Царственных страстотерпцев. Поэтому в епархиальной«Православной газете» мы систематически публикуем материалы о Царскойсемье.
 Затем, ориентируясьна благой пример Царственных Страстотерпцев и их земной жизни, необходимо всяческиукреплять подрастающее поколение в Вере Отеческой, в следовании заповедям Христовым.Участие в Богослужениях, в Таинствах церковных, в соборной молитве поможет нашимдетям и внукам противостоять искушениям века сего, позволит им вырасти достойнымгражданам России, и — в конце концов — научит, как строить наше Отечество таким,чтобы оно соответствовало идеалу Святой Руси.
 Наконец,необходимо помнить слова апостольские, что «как тело без духа мертво, таки вера без дел мертва.» (Иак.2, 26) Потому наша любовь к Отечеству должнавоплощаться в конкретные дела благоустроения окружающей жизни, в дела милосердияи помощи ближним. Только тогда мы выполним долг свой перед Родиной, явим себяподлинными патриотами России.

ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
ВЕРХОТУРСКИЙ

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий принял участие в работе церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию Куликовской битвы

 Екатеринбург,5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В эти дни в Москве начал работу 4–5 церковно-общественный форум «Единениеми любовью спасемся», посвященный 625-летию Куликовской битвы.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил чин закладки храма во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского в поселке Троицкий

 Екатеринбург,5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Торжественным стал солнечный осенний день для жителей поселка Троицкий Талицкогорайона.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс