Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ОТ АСКЕЗЫ ЧЕЛОВЕК УПОДОБЛЯЕТСЯ БЕСТЕЛЕСНЫМ АНГЕЛАМ
– Геронда,как-то раз Вы нам сказали: «В духовной борьбе необходимо блокировать [противника]».Что Вы имели в виду?
– Во времявойны врага стараются блокировать.
Его окружают, загоняют внутрь городских стен,оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасовводы, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать,что если мы боремся с диаволом подобным же образом – постом и бдением – то онбросает оружие и отступает. «Постом, бдением, молитвою небесная дарованияприём…», – говорит песнописец.
С помощьюаскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживатьсянужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобыизбавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своейплоти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой.К несчастью, вопрос аскезы, подвижничества отодвинули на задний план даже люди,принадлежащие к Церкви. «Ну а что же, – говорят такие люди, – ведь надо покушать,насладиться одним, другим… Ведь Бог сотворил всё для нас». Знаете, что заявилмне один архимандрит за обедом, устроенным в нашу честь? Заметив, что я не могзаставить себя съесть больше, чем обычно, архимандрит сказал: «Аще кто Божийхрам растлит, растлит сего Бог!». «А ты случайно, – спросил его я, – ничегоне перепутал? К чему относится это место Священного Писания? К аскезе или к блудной, распущенной жизни? Священное Писание имеет в виду тех, кто растлевает,то есть разрушает [своё тело – ] храм Божий блудом, злоупотреблениями. СвященноеПисание не имеет в виду тех, кто совершает аскезу от любви ко Христу». А он,видишь как: успокаивал свой помысл и говорил: «Мы должны есть как следует, для того чтобы не «растлить» [своим воздержанием] храм Божий [своё тело]»! А ещеодин человек, посетив монастырь, делился со мной впечатлениями: «Я был в монастыре,где монахи так запостились, что заболели. Бурдюки с маслом у них совсем не тронуты.Вот до чего, отче, доводит пост и бдения!». Что ты тут скажешь? Такие люди не хотят ничего лишиться. Они съедают свой обед, свои фрукты и свои пирожные, а потом, желая себя оправдать, начинают обвинять других – тех, которые совершаютаскетический подвиг. Такие люди [никогда] не чувствовали той духовной радости,которую дает аскеза, воздержание. «Мне необходимо выпить столько-то стакановмолока, – говорит человек подобного склада. – Нет, постом я, конечно, буду воздерживаться.Однако потом я восполню те недостающие стаканы молока, которых был лишён во время поста мой организм! Ведь мне необходимо получить столько-то белка».
И дело не в том, что его организм действительно нуждается в белке. Нет, он говорит, что имеет право [пить это молоко], и успокаивает свой помысл тем, что у него всёв порядке, тем, что это не грех. Но даже если человек просто будет думать подобнымобразом, это уже будет грехом. До чего же доходит человеческая логика! Человек[умудряется] выполнять установленные Церковью посты, но при этом и не лишатьсятого, что во время этих постов он потерял. Э-э, ну как после этого [в такомчеловеке] устоит Дух Святый?
А посмотри,каким любочестием отличаются некоторые семейные люди! Как-то раз один оченьпростой человек, имевший девять детей, пришёл на исповедь, и духовник благословилего причаститься. «Эх, батюшка, – ответил тот. – Куда мне там причащаться! Ведькушаем-то мы с маслицем. Я ведь работаю. И дети мои тоже». – «А сколько у тебядетей?» – спросил его духовник. «Девять». – «А много ли масла вы добавляетев пишу?» – «Две ложки растительного». – «Сколько же масла тебе достаётся, горемыкаты мой? – воскликнул духовник. – Иди и причащайся!» На одиннадцать душ – всего-навсегодве ложечки растительного масла. И при этом его ещё мучил помысл!
Я знал мирян,освятившихся от той аскезы, которую они совершали. Да вот не так много лет назадна Святой Горе трудился один мирянин со своим сыном. Они проработали на Афонедолгое время. Потом у них на родине нашлась хорошая работа и отец принял решениеуехать со Святой Горы, забрав с собой и ребёнка, чтобы вся семья жила вместе.Однако сына привела в умиление аскетическая жизнь монахов, и он, помня о мирскойжизни с её душевной тревогой, возвращаться не захотел. «Ведь у тебя, отец, –говорил он,– есть и другие дети. Оставь одного в Саду Пресвятой Богородицы».Он не поддался на уговоры отца, и тот был вынужден оставить его на Святой Горе.
Этот пареньбыл неграмотным, но очень чутким, он имел многое любочестие и простоту. Он чувствовалсебя совсем недостойным монашеского пострига, поскольку считал, что исполнятьмонашеское правило и тому подобное ему будет не по силам. И вот он нашел однукрохотную каливу, которую раньше использовали как стойло для вьючных животных,завалил дверь и окно камнями и ветками папоротника и оставил только маленькуюкруглую щель – нору, для того чтобы вползать в своё жилище и выползать из него.Изнутри он закрывал нору старым разорванным пальто, которое где-то подобрал.Он не зажигал даже огня. Гнёзда птиц были лучшими жилищами, чем его гнездо,берлоги зверей были лучшими домами, чем тот дом, в котором жил он. Однако радости,которую испытывала эта душа, не имеют и те, кто живет в богатых дворцах. Ведьэтот человек подвизался ради Христа, и Христос был рядом с ним – не только в его каливе, но и внутри его духовного дома – в его теле, в его сердце. Поэтомуон жил в Раю. Изредка он вылезал из своей берлоги и шёл в какую-нибудь келью,где братья занимались работами в огородах. Он помогал братии в трудах, и за это ему давали немного сухарей и маслин. Если ему не давали работать, то сухарии маслины он не брал. За те благословения, которые он принимал, он считал необходимымзаплатить своим трудом вдвойне.
Конечно,о его духовной жизни знал Один Бог, потому что он жил в безвестности, простои без шума. Но по одному случаю, который стал потом известен, можно понять многое.Как-то он зашел в один монастырь и спросил, когда начинается Великий пост, хотяВеликий пост был для этого человека почти круглый год. Потом он ушёл к себев «берлогу» и закрылся изнутри. Прошло почти три месяца, а он даже этого не заметил. Однажды он вышел из своей каливы и пошел в один из монастырей, чтобыспросить, скоро ли Пасха. Он постоял на службе, причастился за Божественнойлитургией и потом вместе с отцами пошел на трапезу. На трапезе он увидел красныеяйца. В тот день было Отдание Пасхи. Он удивился и спросил одного брата: «Слушай,неужели уже Пасха?» – «Какая там Пасха, – ответил тот. – Ведь завтра уже Вознесение!»То есть этот человек постился весь Великий пост и плюс еще сорок дней до Вознесения!Таким вот образом он подвизался до самого смертного часа. Охотник нашёл егоспустя два месяца после его смерти и сообщил о происшедшем в полицию и врачу.«От него не только не было трупного запаха, – рассказывал мне врач, – но, напротив– его тело издавало благоухание».
ПОСТ ДЕТЕЙ
– Геронда,должны ли поститься перед Святым Причастием пяти-шестилетние дети?
– По крайнеймере, вечером, накануне того дня, в который они будут причащаться, им надо покушатьпостную пищу с маслом. Но этот вопрос находится в компетенции духовника. Лучше,чтобы мать спросила духовника, как поститься её ребёнку, потому что у малышамогут быть проблемы со здоровьем и ему, к примеру, нужно пить молоко.
– Геронда,а сколько времени маленький ребёнок должен поститься?
– Если ребёноккрепкий, отличается здоровьем, то он может поститься. Кроме того, сейчас в продажеимеется огромное количество постных продуктов. Раньше дети постились и целымиднями носились и играли. В Фарасах Великим постом все – и дети, и взрослые –постились до девятого часа. Родители собирали детей в крепости, оставляли имигрушки, чтобы те играли, а в три часа пополудни, когда церковный колокол звонилна Литургию Преждеосвященных Даров, шли в церковь и причащались. Святой АрсенийКаппадокийский говорил: «Дети, если они целый день играют, о еде даже не вспоминают.Так неужели они не выдержат поста сейчас, когда в посте им помогает и Христос?».
И взрослых,которые не постятся, начинает обличать совесть, когда они видят, как постятсядети. Помню, я был маленьким и работал со своим мастером в одном доме. Там жемы и обедали. По средам и пятницам я уходил, не оставаясь на обед, и шёл естьк себе домой, потому что эти люди не постились. Однажды, помню, была среда,они принесли пирожные и хотели меня угостить. «Спасибо, – сказал им я, – но я пощусь». – «Погляди-ка, – удивились они, – мальчуган постится, а мы, взрослыедяди, едим всё подряд».
ПОСТ С ЛЮБОЧЕСТИЕМ
Постом человекпоказывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу,и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться?Вот снова пришла пятница – и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдяв смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, – будет думать такой человек, – Христос был распят. Ему не дали питьдаже воды – Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды».Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьётсамые лучшие прохладительные напитки.
И погляди,многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре,напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста– от упрямства, настырности, – чтобы чего-то добиться. На это диавол им силыдаёт. То, что они делают, – это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха,с радостью громко поют: «Христос Воскресе», думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделатьХриста царём за то, что Он накормил их в пустыне.
А помните,что говорит Пророк? «Проклят творяй дело Господне с небрежением». Однодело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься,потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и томуподобное.
То есть егосилы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело – есличеловек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство,огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняетмногий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается.Ведь тот, кто имеет силы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение. Сегодняприходила одна несчастная женщина лет пятидесяти пяти. Она плакала, потому что не может поститься. Муж с ней развелся. У неё был один ребёнок, который попалв аварию и погиб, и она осталась одна. Её мать тоже умерла, и у неё нет ни крышинад головой, ни куска хлеба. То одна, то другая из её знакомых берут эту женщинув свой дом, и она делает там какую-нибудь работу. «У меня на совести лежит тяжкийгруз, отче, – сказала мне несчастная, – потому что я ничего не делаю. И хужевсего то, что я не могу поститься. Ем, что мне дают. Иногда, в среду и пятницудают постное, однако часто дают скоромное, и я бываю вынуждена есть скоромное,потому что, если я не ем, теряю силы и не могу стоять на ногах». – «Ешь, – сказаля ей, – поскольку у тебя нет сил». Человек должен за собой следить. Если онвидит, что его сил не хватает, то пусть съест побольше. «Определи себе меру»,–говорит преподобный Нил Постник.
– Геронда,а как в старину некоторые женщины в деревнях ничего не ели с чистого понедельникаи до субботы Святого Федора Тирона? Как у них хватало сил на такой пост – с кучей дел, с домом, детьми, скотиной, огородами?
– В своемпомысле эти женщины говорили: «Если бы мы постились по-настоящему, то должныбыли бы ничего не есть до Великой Субботы». Ну ладно, думали, попощусь хотьдо субботы первой седмицы – ведь эта суббота наступит скоро. Или, может быть,они думали: «Христос постился сорок дней. Так что же, я не могу попоститьсявсего одну неделю?». А кроме того, эти женщины отличались простотой и поэтомумогли выдержать такой пост. Если у человека есть простота, смирение, то он приемлетБлагодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладаетбожественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой «запаспрочности». В Австралии один юноша лет двадцати семи дошёл до того, что могничего не есть в течение двадцати восьми дней. Духовник прислал его ко мне,чтобы он мне об этом рассказал. Этот юноша был очень благоговейным и имел подвижническийдух. Он исповедовался, ходил в церковь, читал святоотеческие книги, а большевсего – Новый Завет. Однажды, читая в Евангелии о том, как Христос постилсясорок дней, юноша умилился сердцем и подумал: «Если Господь, будучи Богом, а по человечеству – Безгрешным Человеком, постился сорок дней, то что же надоделать мне – человеку очень грешному?». Поэтому он попросил у духовника благословениена пост, однако при этом даже не подумал высказать духовнику свой помысл о том,что в течение сорока дней он хотел совершенно ничего не есть и не пить. Итак,он начал пост с понедельника Первой седмицы Великого поста и до Крестопоклоннойнедели постился, не беря в рот даже воды. А работал он на фабрике, и работау него была тяжелая – складировать ящики, ставя их один на другой. Когда наступилдвадцать восьмой день поста, он почувствовал во время работы небольшое головокружениеи поэтому ненадолго присел. Потом попил чаю и съел небольшой сухарик. Он подумал,что если упадет и его отвезут в больницу, то там поймут, что он выбился из силот поста, и скажут: «Посмотри-ка, эти христиане умирают от поста». – «Геронда,– сказал он мне, – пропостившись столько дней, я испытываю к пище отвращение.Но я заставляю себя что-то есть, потому что иначе не могу работать». Однакоэтою юношу беспокоил помысл о том, что он не восполнил сорока дней начатогоим поста, и он высказал этот помысл духовнику. Духовник с рассуждением ответил:«И тех дней, что ты постился, было достаточно, не мучь себя помыслами». Потомдуховник прислал его ко мне, чтобы, если у него всё же остался мучивший егопомысл, я помог ему прогнать его. Желая убедиться в том, что побудительные причинымолодого человека были чисты, я спросил его: «Ты что, дал клятву поститься сорокдней?» – «Нет», – ответил он. «Когда ты брал у духовника благословение на пост,то ты просто не подумал открыть ему свой помысл о том, что хочешь ничего не есть и не пить сорок дней, или же ты сознательно скрыл от него этот – якобыдобрый – помысл, для того чтобы пропоститься сорок дней по собственной воле?»– спросил я снова «Нет, отче», – снова ответил он. Тогда я сказал: «Я, конечно,и сам понимал твое расположение. Но я спросил тебя об этом для того, чтобы тысам понял, что за те дни, которые ты постился, ты будешь иметь небесную мзду.Этих дней было достаточно. И не мучай себя помыслами о том, что ты не смог выдержатьсорокадневный пост. Однако в следующий раз говори духовнику и те добрые помыслы,которые у тебя есть, и то доброе, что ты скрываешь у себя в сердце. А духовникбудет решать, нужно ли тебе брать на себя подвиг или что-то подобное этому».Этот юноша имел многое смирение благодаря тем смиренным помыслам, которые онв себе возделывал. И этот пост он подъял от многого любочестия, ради Христа.И было естественно, что Христос укрепил его Своей Божественной Благодатью. А вот если подъять такой пост захочет кто-то [не имеющий такого смирения и] эгоистичноговорящий: «А почему и я не могу сделать то же самое, раз это сделал другой?»– то он пропостится всего один-два дня и после этого свалится. И его ум тожеомрачится, потому что его покинет Благодать Божия. Такому человеку станет жалкодаже усилий, потраченных на тот пост, который он едва выдержал. Он даже можетдойти до того, что скажет: «Ну и что дал мне этот пост?».
Посредствомпоста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, этозначит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либото, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когдаживотные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают,что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остатьсяв живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягнёнок.Зимой, когда выпало много снега, он спустился с гор и зашёл к нам во двор. Мыс братом вышли покормить скотину, и я держал в руках светильник. Увидев волка,брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал.
Если человекне дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любвик сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он поститсяи имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идетнасмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничегоне держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечёт.
УДОВОЛЬСТВИЕ ЛЕГКОГО ЖИВОТА
Если человекне воздерживается, то он носит на себе целые запасы [жира]. А вот если он воздерживаетсяи ест столько, сколько ему необходимо, то его организм сжигает съеденное, и оно не откладывается в теле.
Разнообразиеблюд растягивает желудок и разжигает аппетит, но кроме этого, оно делает человекадряблым и приносит ему телесные разжжения. Если за трапезой предлагается толькоодно блюдо и оно не очень вкусное, то человек, может быть, даже его не доестили – если оно вкусное и он увлечётся чревоугодием – съест чуть побольше. Однакоесли ты видишь перед собой рыбу, суп, картошку, сыр, яйцо, салат, фрукт и сладость,то ты хочешь всё это съесть и ещё просишь добавки. Аппетит разгорается и на одно, и на другое, съев что-то одно, хочешь съесть и то другое, что стоит рядом.И погляди, ведь человек не может перенести, вытерпеть от своего ближнего простогослова. Того он не переваривает, этого он не переваривает… А вот несчастныйжелудок терпит и смиряется со всем, что мы в него бросаем. А мы его спрашиваем,сможет ли он это переварить? То есть желудок, у которого нет разума, превосходитнас в добродетели! Он прилагает усилия, чтобы переварить всё! А если одна съеденнаянами пища несовместима с другой, то, попадая в желудок, они начинают между собой«ругаться». И что тогда остаётся делать желудку? У него начинается несварение.
– А как,Геронда, можно отсечь привычку много есть?
– Надо себямаленько притормаживать. Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечьаппетит, потому что потихоньку-полегоньку, а «гумно» становится все больше и больше. Потом желудок – этот, как говорит авва Макарий, злой «мытарь» – постояннопросит ещё и ещё. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, однако потом тебехочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пишу одного вида, этопомогает отсечь аппетит.
– Геронда,а если на столе разнообразие блюд, однако в малых количествах, то человек встречаетсяс той же самой трудностью?
– Э-э, трудностьта же самая. Только партийные фракции невелики, и поэтому они не могут сформироватьправительство!… Когда есть разнообразие блюд, это похоже на то, что в животесобирается мною политических партий. Одна партия раздражает другую, они сцепляются,бьются между собой – и начинается несварение желудка…
Удовольствиеот умеренной пищи больше, чем то удовольствие, которое дают самые вкусные кушанья.Будучи ребёнком, я уходил в лес и в день съедал только кусочек бублика. О, да я не хотел ничего другого! Самые вкусные блюда не могли бы заменить того духовногоудовольствия, которое я испытывал. Но я делал это с радостью. Однако многиелюди никогда не чувствовали удовольствия лёгкого живота. Вначале, кушая что-то вкусное, они чувствуют удовольствие, а потом подключается гортанобесие, чревоугодие,они едят много и – особенно в пожилом возрасте – чувствуют тяжесть. Так онилишают себя удовольствия лёгкого живота.
Екатеринбург,28 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Святой,ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейскогорыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником святого ИоаннаПредтечи и вместе с апостолом Андреем последовал за Господом по указанию Предтечи,как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем,по смирению, себя по имени.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.