Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (355) → Шамарский Елизавето-Мариинский миссионерский скит

Шамарский Елизавето-Мариинский миссионерский скит

№34 (355) / 8 сентября ‘05

Наш приход

Скит, о существовании которого не многие знают, был выстроен на средства Елизаветы Феодоровны, Александры Феодоровны и Марии Александровны. Строительство скита было ознаменовано в память о пребывании Елизаветы Феодоровны на Уральской земле.

Елизавета Феодоровна предполагала часто посещать данный скит и проживать со своими сестрами. Первое посещение предполагалось 1 октября 1916 года, в день основания монастыря…

Поиск материалов о Шамарском Елизавето-Мариинском миссионерском ските дал возможность более подробно ознакомиться с историей монастыря, но главное – найти истоки возникновения Пермского Успенского Первоклассного женского общежительного монастыря (Пермской епархии).

Дело в том, что у Пермского Успенского Первоклассного женского общежительного монастыря был приписной Бахаревский Серафимо-Алексиевский Богородице-Казанский общежительный женский монастырь (в дальнейшем он будет самостоятельным), а к Бахаревскому Серафимо-Алексиевскому Богородице-Казанскому общежительному женскому монастырю впоследствии был приписан Шамарский Елизавето-Мариинский миссионерский скит.

Именно монахини и послушницы Бахаревского Серафимо-Алексиевского Богородице-Казанского общежительного женского монастыря строили Шамарский Елизавето-Мариинский миссионерский скит.

При исследовании и поиске архивных материалов было выяснено, что все три обители по историческим корням друг с другом связаны, и отрицать или рассматривать Шамарский Елизавето-Мариинский миссионерский скит отдельно нельзя.

Мы восстановили имена всех настоятельниц обители, нами найдено более ста фотографий, которые, непосредственно были связаны с судьбой трех обителей, а также восстановлен список насельниц и их судьба в годы советской власти.

Наш рассказ мы начнем именно с истории возникновения Пермского Успенского Первоклассного женского общежительного монастыря.

Мной найдено довольно большое количество архивных материалов по Пермскому Успенскому Первоклассному женскому общежительному монастырю, а главное – было найдено издание 1913 года, которое написано игуменом Серафимом (Кузнецовым), настоятелем Пермского Белогорского мужского монастыря и исполняющим в то время обязанности Благочинного монастырей Пермской епархии.

Игумен Серафим (Кузнецов) в 1914 году сопровождал Елизавету Феодоровну, когда она приезжала на Уральскую землю, и в тот страшный 1918 год, когда ее тело также сопровождал игумен Серафим, она все-таки «посетила» свою обитель…

Успенский Первоклассный женский общежительный монастырь располагался в юго-западной части города Перми недалеко от железнодорожного вокзала.

Монастырь построили на берегу небольшой речки Данилиха, на окраине города Перми недалеко от Покровской улицы.

Быстро появились здания и помещения, необходимые для будущего женского монастыря.

Благодетелями и жертвователями были братья Феодор и Григорий Каменские. Феодор и Григорий Козьмичи Каменские происходили из купеческого сословия, отличались строгой христианской жизнью. Они были пермскими купцами-предпринимателями. Дела их шли успешно, так как свое хозяйство вели разумно и получали довольно большие дивиденды. В воспоминаниях старожилов мы читаем: «…они были гражданами уважаемыми и имели большой почет».

Благотворительная и общественная деятельность братьев Каменских была довольно обширной. Они не раз избирались на общественные должности по Городскому управлению, по Пермскому Общественному Мариинскому банку, по разным комитетам и учреждениям. Братья оправдывали доверие своих избирателей, выполняли добросовестно и честно принятые на себя обязанности. В памяти народа остались их добрые и бескорыстные дела, многочисленные пожертвования различным учреждениям. Например, Пермская Мариинская женская гимназия в начале своего существования размещалась в наемной и тесной квартире. Братья Каменские пожертвовали для благого дела просторное помещение.

Городской богадельне Феодор и Григорий Каменские купили дом, в небольшом флигеле которого обустроили временную домовую церковь, а затем выстроили обширный каменный корпус с красивой и просторной домовой церковью. Приобрели необходимую для проведения служб церковную утварь.

Для Ночлежного городского приюта был приобретен двухэтажный дом.

Дамскому Попечительству о бедных ими был куплен и устроен каменный дом с обширной усадьбой, стоимостью 30 тыс. рублей, для помещения «Убежища детей бедных».

Перечислить все добрые дела братьев Каменских невозможно.

Хотелось отметить, что с особенным усердием относились глубоко религиозные братья Каменские к устройству и благоукрашению святых храмов Божиих. Ими была построена церковь при Пермском пересыльном замке. Устроена церковь в селе Верхне-Муллинском, на их родине. Был пожертвован иконостас в домовую Кирилло-Мефодиевскую церковь при Пермском Духовном училище. Были сделаны пожертвования на духовную миссию в Японии, монастырю на Афоне. А имя Григория Козьмича считается в числе ктиторов Нового Русского Афона.

Но венцом их благородных дел стало благоустройство Пермского Первоклассного Общежительного женского Успенского монастыря.

Мечта и желание построить монастырь для братьев Каменских была главной в их жизни. Долгое время не решался вопрос о земельном участке. И вот 21 июня 1872 года им удалось по купчей крепости приобрести участок земли в районе второй полицейской части города Перми, вниз по течению реки Камы, на правом берегу речки Данилихи. На приобретенной усадьбе стояла старинная сосновая роща и три небольших домика. Участок, приобретенный братьями Каменскими, был удален от городского населения и вполне удобен для строительства будущего монастыря.

Братья Каменские решили приступить к устройству женской обители, подав соответствующее прошение в Пермскую духовную консисторию.

Тогда же братья Каменские с благословения архиепископа Пермского и Верхотурского Антония приступили к устройству домовой церкви. Домовая церковь была устроена в одном из трех домов, которые стояли на территории будущего женского монастыря. В мае 1872 года пристроили алтарь с восточной стороны дома, а с западной стороны сделали пристройку в два этажа (келии) для жительства сестер. К августу 1873 года построены: пристройка к главному дому, для проживания сестер (келии). Окончено строительство домовой церкви, в которой устроен иконостас в два яруса, с иконами, написанными по золотому полю. Иконостас был необычайной красоты, такого иконостаса не было по всей округе.

К августу 1873 года в обители находилось 25 сестер.

«1 октября 1873 года Высокопреосвященнейшим Антонием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, в сослужение высшего Городского духовенства и в присутствии губернатора, начальников, правительственных и общественных учреждений города Перми и массы молящихся было совершено торжественное освящение первой монастырской домовой церкви в честь Казанской Иконы Божией Матери». 1 октября 1873 года считается днем основания Пермской женской общины, преобразованной впоследствии в Успенский женский общежительный монастырь. В обители кроме настоятельницы обители Руфины были еще 3 рясофорные сестры и 24 сестры, которые получили Архипастырское благословение носить присущее монахиням одеяние — связки на голове, а пожилым из них – камилавки.

С конца 1873 года братья Каменские, не ограничиваясь устройством общины, принимают меры к увеличению принадлежащей им земельной площади на реке Данилихе, чтобы иметь возможность не только благоустроить общину, но и основать общежительный монастырь. С этой целью они 20 декабря 1873 года обратились в Пермскую Городскую Думу с заявлением следующего содержания:

«Имея давнишнее желание устроить в г. Перми на собственный свой счет общежительный женский монастырь для желающих посвятить себя на служение Богу в удалении от мира, в настоящем году, с благословения Высокопреосвященнейшего Архипастыря нашего, на принадлежащем нам загородном месте при речке Данилихе, мы положили уже начало женской общине, устроив в существующих зданиях несколько келий, в которых в настоящее время помещается до 30 сестер, желающих посвятить себя общему труду и молитве с домовою для них церковью в честь Казанской иконы Божией Матери, освященною Его Высокопреосвященством в 1 число октября сего года».

Образовалась новая женская обитель в Пермской Епархии – будущий Пермский Успенский Первоклассный женский общежительный монастырь.

Строительство обители не прекращалось. Многие купцы и предприниматели, не только города Перми, но и города Екатеринбурга, Уфы вкладывали свои денежные средства для развития обители.

Братья Каменские неоднократно обращались в Пермскую Городскую Думу и просили достопочтенных представителей городского сословия: «…об отводе, из ненаселенных местности в черте города Перми, в смежности с принадлежащей уже им при речке Данилихе земель, достаточного количества земли для постройки храма с приличною при нем оградою и других монастырских зданий…».

На заявление это братья Каменские получили от Пермской Городской Управы от 4 марта 1874 года за № 457 отношение, в котором Управа уведомляла их, что Пермская Городская Дума в заседание своем 23 января 1874 года единогласно определила: «уступить г.г. Каменским для постройки храма, то место, которое указано на представленном ими плане, а именно на пересечении Пермской улицы и Брюхановского переулка. Что же касается места, просимого ими под постройку женского Духовного училища и других монастырских зданий, пространством всего восемь десятин, то изъявить согласие на уступки оного, но без определения в настоящее время границы места, до тех пор, пока окончательно не будет решено направление линий железной дороги, при том вышеозначенное пространство земли должно быть отведено, по возможности, в виде цельных кварталов».

Вот такой ответ был получен от Пермской Городской Управы. Братья Каменские сделали для обители очень много. Читая документы, задумываешься: а как поступают сейчас предприниматели, что они оставят после себя? Прошло столько лет, многое, что сделали Феодор и Григорий Каменские, разрушено, но сохранились документы, и мы знаем, что часть земель, которая в дальнейшем будет отдана Шамарскому Елизавето-Мариинскому миссионерскому женскому скиту, была куплена именно братьями Каменскими и другими купцами и предпринимателями города Перми. Они смотрели вперед, зная, что их дела будут вознаграждены и зря не исчезнут.

8 сентября 1875 года была совершена Высокопреосвященнейшим архиепископом Антонием в сослужении с высшим пермским духовенством, при большом стечении молящихся закладка Успенского храма с двумя при нем приделами.

Устройство новой обители шло довольно быстро. Необходимо отметить, что к данному времени обитель не была утверждена Святейшим Синодом, хотя ранее мы отмечали, что 1 октября 1873 года была освящена первая домовая Казанская церковь общины, а 8 сентября совершена закладка второй, а именно Главной монастырской Успенской церкви.

26 марта 1875 года состоялось определение Святейшего Синода об учреждении в городе Перми женской общины с наименованием Успенской.

Официальное открытие общины состоялось в день храмового праздника Казанской домовой общинной церкви, а именно 22 октября 1875 года. После открытия Пермской Успенской женской общины епархиальным начальством благочинным был назначен эконом Архиерейского дома игумен Александр, монахиня Руфина утверждена была в должности начальницы общины, а монахиня Нина назначена была, по выбору начальницы, казначеем общины.

В знак благодарности братьям Каменским сестры обители написали икону с ликами святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Антония Великого, святителя Григория Богослова, великомученика Феодора Тирона и мученицы Наталии. Икона была поднесена строителям женской общины на другой день официального открытия – 23 октября 1875 года.

Галина Кротова,
краевед

 
28 августа — успение Пресвятой Богородицы

Священник режевского храма провел беседу о празднике Успения Пресвятой Богородицы для сотрудников военкомата

 Екатеринбург,29 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Часто приходит в городской военкомат Режа настоятельприхода во имя Святого Иоанна Предтечи иерей Андрей Ефименко. Батюшка проводитс личным составом военкомата беседы на различные духовные темы, рассказываето праздниках церковного календаря. В июле отецАндрей проводил беседы о Царских днях, рассказывал сотрудникам о житии СвятыхЦарственных Страстотерпцев. В дни поста в военном комиссариате состоялась беседа«Успенский пост. Чудеса и жизнь Пресвятой Богородицы». А в ближайшиедни отец Андрей придет сюда вновь, чтобы поздравить руководство и сотрудниковс наступившим праздником Успения Пресвятой Богородицы.© При использовании информации ссылка на 

 
Наш приход

Вблизи поселка Шамары возрождается Елизавето-Мариинская миссионерская женская обитель

 Екатеринбург,25 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия вблизипоселка Шамары, в урочище Малый Лип, возрождается Елизавето-Мариинская миссионерскаяженская обитель.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс