Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
-Владыка, первый звонок в прямой эфир: «Владыка, благословите! Я звоню из Чебоксар.У нас дома лежит полотенце, на котором мы неоднократно опускали в могилу гробыс усопшими родственниками.
Мы полотенце стираем, складываем в пакет и хранимв шкафу. А нам недавно сказали, что делать этого нельзя…».
- Если высчитаете, что через полотенце посылаются болезни, то это неправда. Но если у вас есть смущение, то возьмите святую воду и окропите это полотенце, и забудьтео том, что оно приносит болезнь в ваш дом. Вы не смущайтесь, можно однозначносказать, что болезни посещают нас за какие-то грехи, а не за какое-то полотенце.А вот наши грехи негативно влияют на нашу душу и тело, и мы должны думать о покаянии, об очищении своих грехов… И жить, достойно этого покаяния, то естьпринести плоды покаяния – совершать добродетели, противоположные совершеннымгрехам. Если мы в нашей жизни совершаем добродетели, а не грехи, то это будетв противовес мыслям, что полотенце может быть источником зла в вашем доме. Ещераз повторю, что если вы так смущаетесь, то возьмите и окропите его святой водой,осените крестным знаменем. Это успокоит вас, и вы будете уверены, что полотенцене может быть источником болезни.
- Вопрос от Августыиз Челябинской области: «Девять лет назад моя мама незадолго до смерти сказала,чтобы я перекрестилась, так как год рождения мой – 1936-й, и многие мои ровесникиперекрестились заново… Я была крещена в Алапаевске, в Екатерининском соборе,который был тогда обновленческой ориентации. Я не придавала этому значения,но спустя время задумываюсь все больше. Я нахожусь в унынии, а из духовенствамне никто не может дать совета…».
- В те годы,1935–1936, было сначала григорианство, а затем обновленчество. И по благословениюмитрополита Сергия Старогородского, будущего Патриарха, принимали в лоно нашейЦеркви тех, кто принадлежал к этому расколу, через Покаяние, а тех, кто былкрещен у обновленческих священнослужителей, принимали также через Покаяние.Крещение у обновленческих священников признавалось, мы ведь даже Крещение у мирянина признаем, а тем более у священнослужителя, правда, и неблагодарного,потому что он отступил от норм Православной веры. Такие крестившиеся принималисьчерез Миропомазание. В данном случае, нужно придти к священнику, рассказатьэту ситуацию. И священник совершит таинство Миропомазания.
- «Директор школыномер 12 города Екатеринбурга полностью поддерживает тренера по физкультурев том, чтобы дети снимали свои нательные крестики перед занятием физкультуройи плаванием. Мол, так положено по технике безопасности… Можно ли что-то сделать?»
- Понятно,что эти люди, которые требуют снять крест во время тренировок, не понимают смысли значение креста. Крест – это не есть украшение, или талисман. Он есть силаБожия, которая охраняет человека от беды. Даже в плавании нательный крест помогаетчеловеку, оберегает его от того, чтобы он не утонул. Поэтому нужно иметь крестики,и не снимать их. Мы не застрахованы ни от чего, – человек может нечаянно захлебнуться,и будет беда. А крест помогает, чтобы эта беда не случилась. Если мы будем ходитьс нательными крестиками, то станет меньше несчастных случаев. Я думаю, что техникубезопасности нужно соблюдать с крестом, во избежание несчастного случая. А когдамы крест снимаем, то мы обрекаем человека на смерть. Нужно объяснить директору,чтобы он понял смысл ношения крестика. У нас есть священники, которые курируютнаши школы. Священника нужно пригласить к вам в школу, и он все объяснит директору.
- «Я не знаю,крещеная ли я или нет. Нужно ли мне креститься, или уже поздно?».
- Креститьсяникогда не поздно, даже в девяностолетнем возрасте. Будет очень хорошо, есличеловек принял Крещение, которое есть дверь в Царство Божие. Если человек понимает,что он должен будет уйти в иной мир, и чтобы Господь его принял, – ему нужнокреститься. К сожалению, не все понимают это, и рассуждают, что можно и не креститься.А когда человек умирает, то его родственники ходят и просят меня, как ПравящегоАрхиерея, помочь: отпеть, помолиться. А он не крещеный! И мы не имеем праваза него молиться в Церкви. Родные плачут и рыдают. Потом усопшие являются своимродственникам в печали и страдании: «Меня не принимают, я в тяжелом положении.Помогите мне!». Ро-дственники приходят в недоумение, они не знают, как поступить,как можно помочь. А когда приходят в церковь, им там говорят, что отпевать некрещеныхнельзя… Когда человек живет, он не думает о своей душе, а когда попадает в потусторонниймир, то является живым родственникам и просит помочь. А они уже ничего не могутсделать.
Конечно,обязательно нужно креститься. Тем более, что в каждой церкви почти есть купельдля взрослых. Есть возможность присутствовать на огласительных беседах. На такихбеседах можно узнать о таинстве Крещения все, что нужно. Есть в храмах беседы,которые можно слушать и месяц, и два, и год. Эти беседы проводятся для того,чтобы человек после Крещения мог быть настоящим христианином. Мы стараемся настраиватьлюдей, которые хотят креститься, чтобы они перед крещением не спешили креститься,а постарались получить навыки церковной жизни. То есть, чтобы эти люди ходилив церковь каждую субботу и воскресенье, присутствовали на богослужениях, задавалисвященникам вопросы, получали на них ответы. И когда человек приступит к таинствуКрещения, то он уже станет воцерковленным, настоящим христианином. Сейчас естьвозможность креститься, и никто не запретит этого сделать. Пожалуйста, приходитев церковь. Если человек уже в возрасте, но не успел еще креститься, то оченьважно креститься. Иначе родственники потом страдают из-за того, что усопшийне был крещеным и за него нельзя молиться, и ему никак нельзя помочь.
- «Как относитьсяк смерти животных, которые долго прожили в семье? Грешно ли по ним скорбетьи переживать?» — вопрос задает Татьяна, Екатеринбург.
- Конечно,мы должны с любовью относиться к каждому созданию Божию, как учит нас СвятаяЦерковь. Но мы помним: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем, все разумением,всем помышлением твоим. И ближнего, как самого себя». Так вот: первые, к комумы должны обратить свою любовь, – это Бог и ближние. А животные – они уже третьестепеннойважности. А когда мы не скорбим за своего сына… Или даже есть такие ситуации,что в семье не рождают детей, потому что имеют собаку. А детей такой семье не надо, потому что эта собака им за ребенка. Она вместе с хозяевами спит и кушает.Это утешение, но это отступление от христианских норм.
Каждой семьенужно иметь детей, заботиться о них. Нужно скорбеть и радоваться за своих детей.А животные, они являются вспомогательными для семьи. Они могут помочь, иногдадать утешение. Но главное – это дети, сын или дочь. Степени любви должны бытьименно в таком порядке, а те так, что «Бога не знаю, детей нет, и на первомместе – моя собачка»… Это недопустимо. И тем более, если так прикрепиться к животному, что по нему скорбеть как по человеку.
У святыхотцов есть понятие, что мы не должны быть привязаны ни к чему земному. Дажев чине Исповеди мы каемся в том, что привязаны к чему-то. Это мы должны владетьвсеми, потому что Господь так нас создал, чтобы мы были властелинами этого мираи его благоукрасителями. Господь говорит: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйтеземлю». Вот заповедь Божия. А когда мы все оставляем и ставим на первое местоживотное, то это не совсем правильно.
- Звонок в прямойэфир: «Я недавно окрестилась, муж у меня крещеный, дочь скоро крестится. А сынникак не хочет. Как мне быть?».
- Надо былокрестить его, пока он маленький. А сейчас нужно беседовать с ним, раскрыватьему значение таинства Крещения. Чтобы он не насильно, а добровольно пришел к этому. Чтобы помочь сыну в этом, нужно молиться о нем, чтобы Господь его посетил,дал ему веру. Вы, как мать, должны молиться: «Господи, умножь веру и во мне,и в моем муже, и в моем сыне, который к сожалению, пока еще не исповедует Тебя,и не знает Тебя». Когда вы будете чаще молиться и в церковной молитве, и в домашнеймолитве о том, чтобы Господь дал веру вашему сыну, то Господь даст ее. И вашсын крестится, и будет вас благодарить за ваши молитвы. Он будет благодаритьвас как мать, которая сильно заботилась о нем, и которая не дала ему погибнуть,а привела его в разум истинный.
- Вопрос из Барнаула:«Почему принято называть Апостолов Петра и Павла главными среди апостолов?».
- Святыеапостолы Петр и Павел не являются главными или старшими. Они являются первоверховными,то есть всехвальными, всеславными, за то, что они много потрудились ради проповедихристианства, ради проповеди Христа.
Но сами онине считали себя достойными Царства Божия. Апостол Павел говорил: «Господи, я гнал Тебя, я недостоин быть апостолом». Апостол Петр всегда каялся в том, что он предал Христа.
Святая Церковьпрославляет святых апостолов Петра и Павла за то, что они принесли веру Христовуво все концы земного шара.
- Звонок в прямойэфир: «Владыка, я в 1991-м году развелась с мужем, брак был невенчанным. У насдочь, тогда ей было шесть лет, сейчас 14. Муж нашел другую женщину, у них семья.Наш ребенок не видит отца, потому что он к нам не ходит, живет так, как будтонас нет… Я хожу в храм, дочь стараюсь привести к вере.
Как мне относитьсяк этой ситуации, молиться ли за моего бывшего мужа?»
- В данномслучае этот человек является и вашим бывшим мужем, и отцом вашей дочери. И дочьваша, и вы должны молиться за него, чтобы Господь его вразумил и привел ко спасению,к покаянию. Это долг каждого христианина – молиться друг за друга. И если выбудете молиться за вашего мужа, это будет благородством с вашей стороны. Онбросил вас, сделал боль, но вы молитесь за него, и это Господь оценит оченьвысоко. Своей молитвой вы покажете, что не помните зла. Пусть Господь Сам, по Своему суду все устроит. Главное – чтобы каждый из нас пришел в разум истины,и спасся, и достиг Вечного Царства. Если вы будете ходить в церковь, молиться,это будет вам в утешение и во благо.
- «Что вкушаетсявперед – артос или антидор? Нужно ли готовиться ко вкушению артоса как к Причастию?»
- Артос –это большая святыня. Он символизирует Христа. Артос освящается в Пасхальнуюночь, он стоит всю Пасхальную седмицу в храме, мы носим его Крестным ходом в ознаменование того, что Христос посреди нас. Мы это делаем по образцу святыхапостолов, которые за столом оставляли кусочек хлеба, в знак того, что Христосс ними. Артос – это большая святыня, и ее употребляют в тяжелые времена, когданет возможности пригласить священника, а человека одолевает боль, скорби или даже есть опасность для жизни. Тогда человек принимает артос, как Причастие.Если нет артоса, нужно съесть хотя бы антидор, который тоже является символомТела Христова. Антидор – это та просфора, из которой вынимается частица, что становится Телом Христовым. Эти святыни великие, но артос особенно.
- «Стоит ли в наше время искать старца? Как не перепутать старца с лжестарцем?»
- Действительно,у нас прервана нить преемственности старчества. Хотя остались те старцы, тедухоносные подвижники, которые трудятся во спасение наших душ, во спасение нашегоОтечества. Не было бы таких старцев, не было бы таких духоносных отцов, то не было бы и жизни на земле, не было бы того благополучия, которое мы в какой-то мере испытываем в нашей стране. Господь, ради молитв наших старцев, дает возможностибольшие, чтобы мы укрепились в жизни по вере, в благочестии.
Истинныестарцы никогда не говорили, что они старцы. Просто мы должны идти к священнослужителямприхода или монастыря, куда мы можем придти. Мы должны идти к священнослужителю,который ближе всего к нашему сердцу, и нам лучше у него исповедовать свои грехи,просить благословения на добрые дела.
К такомусвященнослужителю, близкому нашему сердцу, мы должны обратиться ради назиданияв духовной жизни. Не нужно подходить к священнику и просить его сделать вассвоим духовным сыном или дочерью. Старец скажет, что он недостоин быть духовнымруководителем… Мы, священнослужители, обязаны к тому, чтобы окормлять каждого,кто к нам подойдет за духовным советом. Нужно подойти к священнику и не проситьего стать духовным отцом, а просто обратиться к нему с духовным вопросом. Еслидуша полностью воспринимает то, что дается, и готова выполнить все, что предписано,и если назидание соответствует духу Евангелия и святоотеческому наследию, то мы должны его выполнять.
С архиепископомВикентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи —Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА
Программа «Архи-пастырь»выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании«Союз» по средам – в 17.00, пятницам – в 11.30, субботам – в 16.30 и воскресеньям– в 12.30 и 19.30.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
Храни вас Господь!
Возлюбленныео Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивыемиряне, дорогие братья и сестры! Сердечнопоздравляю всех вас с праздником святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Екатеринбург,12 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.