Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (351) → Богопознание с палитрой в руке

Богопознание с палитрой в руке

№30 (351) / 8 августа ‘05

Искусство и культура

“В написании фамилии допущена ошибка», — скажет внимательный читатель. Но супруги-художники представляют себя именно так – в единственном числе.

«Мы два начала – мужское и женское, даем жизнь третьему. Картина – наше дитя, – объясняют Нагие. – Соединение наших душ, мыслей, способностей, взаимное дополнение друг друга дают возможность нашему творчеству». Наверное, поэтому они подписываются латинскими буквами, – чтобы избежать понятия единственного и множественного числа…
Екатеринбург увидел работы Ирины и Валерия в стенах Храма-памятника на Крови накануне Царских дней. Для православных любителей живописи эта выставочная площадка хорошо знакома, тем более неожиданными оказались здесь полотна и рисунки И. и В. Нагих. О мире Горнем, о заповедях Божиих – не в канонах иконописи, но в собственной яркой живописной манере, которую сравнивают с импрессионистской, а мне (прошу прощения за наглость любителя, не обремененного познаниями) напомнила произведения Чюрлёниса.
Вот «Песнь Господня» — узнаваемые фигуры рублевской Троицы — у Нагих с музыкальными инструментами в руках. Все тонет в ослепительном солнечно-золотом свете, который перекрыл собой все цвета. И вспоминаешь переданные нам свидетельства святых, удостоенных при жизни побывать в Царствии Небесном: о божественном свете, который не выдерживает глаз человеческий, о непередаваемом ангельском пении…
Образы Иисуса Христа, Матери Божией под кистью Ирины и Валерия Нагих лишены иконописной молитвенной сдержанности, но передают восторг и благоговение… Лики выступают из светлой дымки, а нежные размывы чудного марева света вдруг перекрываются яркими брызгами золотого… Кажется, зритель видит, как авторы движутся по дороге Богопознания, руководствуясь чутким компасом — собственным сердцем и даром художника.
Символикой у Нагих наполнено все, несмотря на разницу сюжетов. Вот двое в лодке, лицом друг к другу, их руки вместе. Нимб вокруг головы мужчины. Шея женщины изящно выгнулась под узнаваемым головным убором Нифертити. В небе кружат белоснежные летящие…птицы? души людские?…И вода полна силуэтов…Крылья? Руки?… Ослепительный свет касается лиц двоих, что плывут по реке Вечность, и устремляется дальше, на зрителя… Картина называется «Человек».
Человек, жизнь человеческая, земная… Порой у Нагих появляются простые, реальные образы: в одной картине – яблоневый сад; в другой – только что покинутая проснувшимися супругами постель; в третьей – натюрморт с рассыпанными по скатерти яблоками… Но простые, даже камерные сюжеты вновь поднимаются на иной уровень – философского осмысления. В первой картине кроны деревьев в яблоневом саду поистине взрываются белым цветом, — так бушует в них земная любовь, счастье воплощения, так исполняется предназначенное Самим Богом всему сущему на земле… («Весеннее безумие»). Зритель, рассматривающий вторую картину, прочитав название, с новым чувством выхватывает каждую деталь в комнате, – потому что утренний свет и ветер, ворвавшиеся в спальню, возвестили о новом дне – «Утро 22 июня…»
О судьбе, о предназначении человека на земле размышляют Ирина и Валерий Нагие. Жизнь человеческая в системе главных координат — заповедей Божиих. Заповедей, которые открываются вновь и вновь, которые одновременно камень преткновения — не только для каждого поколения, для каждого человека, но — ежедневная, ежечасная проба человека на качество…
Вот он — «Забытый источник» — полуразрушенный храм, стоящий подобно монолитной незыблемой скале, над которой не властны ни люди, ни время…
Но что же ты, человечество?! Грозовое небо, словно ожившее чудовище, надвигается на землю, рушатся скалы, в бездонную пропасть в огненном потоке несутся каменные глыбы. Люди застигнуты карой небесной, их крохотные фигурки мечутся у подножия зловеще оживших раскаленно-медных скал. И лишь один человек отчаянно бьет в колокол – в последней надежде остановить бессмысленный бег безумцев!… А высоко-высоко, на краю скалы, между небом и землей, застыл белый храм… («Агония»).
«Сотворение», «Посвящение», «Отречение», «Возвращение», «Познание», «Судьба», «Прозрение», «Смирение», «Живая вода», «Тайна тайн»… Работы Ирины и Валерия Нагих сокровенно обращаются к каждому зрителю, к личному опыту, индивидуальности, – чтобы оставить сиюминутные попечения и размышлять о главном…
Все тот же из века в век человек, все те же страсти, все те же испытания. «Несение креста» — что это за фигура, в чистом поле, под ураганным ветром и кружа- щим вороньем? Чело-век? Крест? Пугало в развевающемся балахоне? Не таков ли человек, проходящий свой земной путь – склонившийся в противостоянии испытаниям, что ниспосылает судьба…
Те же экзистенциальные вопросы отражают Нагие в графике – легкой, лаконичной и предельно выразительной: «Жажда успеха», «Исповедь», «По избранному пути» и многое другое.
И снова – цвет и свет живописи: «Лик луны», «Панагия», «Полнолуние», «Смирение», «Утренняя молитва», «Жизненная сила», «Прощение», — образы, несущие свет любви, нежности, гармонии…
«Сотворить из света, любви свой мир… Пространство и Время, Вечность и Бесконечность. Попытка выразить ощущение бесконечности, соединить в пространстве картины настоящее, прошлое и будущее. Поиски гармонии между собой, между нами и природой, между нами и людьми, между нами и Богом. Давать Жизнь, Творить – это великое Таинство, Счастье, Чудо. Сотвори Чудо!» — такими словами выражают свое кредо художники Ирина и Валерий Нагие.
Они живут и работают в Москве и Крыму. Их работы выставлялись в Москве, в Париже и Вене, приобретены частными коллекциями в России, Франции, Испании, Германии, Японии. Их кисть можно сравнивать с другими мастерами, а в кредо угадывать пробу – нередкую во времена бездуховности – шаткой тропы философии Рерихов. Думаю, сегодня Нагие пережили это влияние как «ветрянку» и идут дальше, продвигаясь по пути Богопознания. И, надеюсь, как благословение свыше воспринимают состоявшуюся экспозицию своих работ под сводами святыни Православия — Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших.
«Нам кажется, что мы на пороге открытия… И действительно, нам открывается нечто новое в познании Истины. Но каждый раз это чувство, что ты познал истину до конца, обманчиво. За этой дверью – новая дорога. Это и есть бесконечность познания…».

Лариса ЛАРИОНОВА

 

В других номерах:

Социальное служение

Заключенные колонии ИК-2 встретили престольный праздник храма Преподобного Сергия Радонежского

 Екатеринбург,19 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

 
Искусство и культура

Новыми швейными изделиями пополнилась «виртуальная» монастырская лавка

Екатеринбург, 12 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В разделе «Православная лавка» интернет-сайта Ново-Тихвинского женского монастыря можно найти подарки к любому празднику, по любому поводу. А ведь иногда и безо всякого повода хочется порадовать родных и друзей, принести с собой из храма домой как бы частичку храма, его благословенный, мирный дух.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс