Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
–Геронда, я заметила, что иногда во время Божественной литургии младенцы улыбаются.
– Они улыбаютсяне только во время Божественной литургии.
Младенцы пребывают в постоянной связис Богом, потому что они не имеют попечений. Помните, что сказал Христос о маленькихдетях? «Ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго». Малышидержат связь с Богом и с Ангелом Хранителем, который неотступно пребывает рядомс ними. Во сне младенцы то смеются, то плачут, потому что они видят и радостное,и страшное. В одних случаях они видят своего Ангела Хранителя и играют с ним.Он ласкает их, берёт их за ручки, и они смеются. А в других случаях искусительпредставляет им что-то страшное, и они плачут.
– А почемуискуситель пугает младенцев?
– То, что он их пугает, им тоже на пользу, потому что они от страха вынуждены звать маму.Если бы этого страха не было, то младенцы не понуждались бы бежать в материнскиеобъятия. Бог всё попускает для блага людей.
– А когдадети подрастут, помнят ли они, что видели, будучи младенцами?
– Нет, забывают.Если бы малыш помнил, сколько раз он видел своего Ангела, то впал бы в гордость.Поэтому, подрастая, он всё забывает. Бог работает мудро.
– Они видятвсё это после Крещения?
– Конечно,после Крещения.
– Геронда,а можно ли прикладывать некрещёного младенчика к Святым Мощам?
– Почему же нельзя? Можно даже крестообразно осенять младенца Святыми Мощами. Сегодняя видел малыша, подобного маленькому Ангелу. «Где твои крылья?» — спросил я его. Он растерялся и не знал, что ответить!… На Афоне, у себя в каливе, весной,когда цветут деревья, я развешиваю карамельки на ветках кустарника, что возлезабора, которым огорожена моя келья. Когда ко мне приходят посетители с маленькимидетьми, я говорю: «Ребята, будьте добры, оборвите с кустов конфеты, потому что,если пойдёт дождь, они раскиснут и пропадут!». Некоторые сообразительные малышипонимают, что это я развесил на ветках конфеты, и смеются. Другие верят, что конфеты выросли на кустах сами, третьи не знают: верить или нет… Малышам нужнои немного солнышка.
– Геронда,Вы развешиваете много конфет?
– Если уж развешивать, то много. Когда мне приносят вкусные сладости, я не даю их взрослым.Взрослых я угощаю лукумом. Когда мне приносят хорошие сладости, я берегу их для детей Афониады [школа для мальчиков на Афоне – прим. изд.]. И здесь,в монастыре, я тоже посадил вчера карамельки и шоколадки, а сегодня они ужерасцвели! Вы заметили? Ну а почему нет: погода солнечная, земля хорошая, вскопаливы её хорошо, поэтому шоколадки и расцвели так быстро! Вот увидите, какой я вам устрою цветник! Нам уже не надо будет покупать детям конфеты и шоколадки.А что вы думаете? Будем снимать свой собственный урожай!
– Геронда,паломники увидели, как из грядки торчат конфеты и шоколадки и удивились. «Наверное,это сделал кто-то из детей», – сказали они.
– Что жеты не сказала им, что это сделал один большой ребёнок?
АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ ХРАНИТ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
– Геронда,для чего Бог даёт каждому человеку Ангела Хранителя? Разве Он не может хранитьнас Сам?
– Ангел Хранитель–это особое попечение Божие о Своём создании. Ангел Хранитель – это ПромыслБожий, проявление Его домостроительства о человеке. И за это мы перед Богомв долгу. Ангелы особо покрывают маленьких детей. Как же они их хранят! Однаждыдвое детей играли на улице. Один хотел бросить камнем в голову другого и ужеприцелился. Второй ребёнок не видел опасности. И вот в последнее мгновение,видимо, его Ангел сделал так, что малыш что-то увидел, подскочил и –камень пролетелмимо его головы.
А одна матькак-то раз пошла работать в поле и взяла с собой младенца. Покормив его грудью,она положила его в колыбель и пошла работать. Когда спустя время она подошлапосмотреть на малыша, то увидела, что он держит в руке и с любопытством рассматриваетзмею! Когда мать кормила младенца грудью, вокруг рта его осталось молоко. И вот змея подползла к малышу и слизывала молоко с его личика. Младенец схватилзмею. Увидев это, мать закричала, ребёнок испугался, раскрыл свою ручку, и змеяуползла! Бог хранит детей.
– Геронда,но тогда почему многие дети страдают от болезней и других несчастий?
– Бог знает,что пойдёт на пользу каждому человеку и в соответствии с этим даёт ему всё необходимое.Он не даёт человеку того, что не пойдёт на пользу. К примеру, иногда Он видит,что телесный недостаток или увечье поможет нам больше, чем если бы Он уберёгнас от этого увечья или сохранил целыми и невредимыми.
СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ
– Геронда,что будет с теми жителями Северного Эпира, которые умирают некрещёными?
– Э-э, большинствоиз них были крещены своими родителями воздушным Крещением. А многие в тех странахприняли воздушное Крещение от нянечек или медицинских сестёр в родильных домах.Я знаю случай, когда одна медицинская сестра крестила младенца в тазу с водой.Бог видел расположение этой женщины… А сколько благодати имеют новокрещёные!Однажды в группе человек в триста пятьдесят я различил крещеную женщину. Я спросил,кто это такая, и мне сказали, что это была турчанка, принявшая Святое Крещение.Ее лицо сияло. Рядом с ней остальные выглядели варварами.
– Геронда,а правильно ли, если при Крещении детям даются два имени?
– Если супругиругаются и разводятся из-за того, как назвать ребёнка, то пусть дают ему хотьпо три имени! Но ведь и правильные христианские имена сейчас превратили неизвестново что… Вики, Пеппи, Мими…
– Геронда,одна женщина на пятом месяце беременности потеряла младенца. Он родился мёртвым,и теперь она расстраивается из-за того, что над ним нельзя было совершить дажевоздушного Крещения.
– Раз онасама не виновата в этом, то пусть имеет доверие к Богу. Бог знает, что сделатьс такими детьми и куда их поместить.
– Геронда,моя мать рассказала мне, что один из моих братьев умер через несколько часовпосле рождения и она не успела его окрестить. Я посоветовала ей рассказать об этом духовнику.
– Раз онахотела, но не успела его окрестить, то у неё есть смягчающие обстоятельства.Другие-то женщины вообще делают аборты и сами убивают собственных детей. Намневедом суд Божий. Было бы тяжёлым грехом, если бы она не успела окрестить своегоребёнка по нерадению и он умер бы некрещёным. Ты судишь о подобных вещах с позицииздравого смысла. Это богословие рационализма. Помню, как-то раз ко мне пришлагруппа паломников и я рассказывал им следующий случай. Одного малыша из СеверногоЭпира крестили трижды. Один раз бабушка, другой раз дед и потом мать – одинтайком от другого, – потому что все они считали младенца некрещёным. Когда я рассказывал эту историю, один из паломников подскочил и заявил: «Это неканонично!» –«Слушай,– говорю я ему, – по-твоему, они вычитали о том, что надо крестить ребёнка триждыв какой-то догматической книге? Ведь этот малыш получил тройное благословение!»
– Геронда,иногда люди видят во сне своих усопших родственников и разговаривают с ними.Это попускается Богом для того, чтобы помочь людям в вере, в покаянии?
– Да. Развея не рассказывал вам подобный случай? Один монах со Святой Горы был родом из деревни, которая находилась на территории Болгарии. Там было много некрещёных.Этот монах рассказывал мне, что, еще будучи мирянином и некрещёным, он увиделво сне своего маленького племянника, который недавно умер. Малыш стоял за оградойпрекрасного сада и плакал. А сад был полон маленьких детей, которые радовалисьи играли. «Почему ты не идёшь в сад?» – спросил человек, видевший сон. «Как я могу пойти туда? – ответил ребёнок. – Ведь я же не крещён». После этого случаячеловек немедленно пошел и окрестился, а после рассказал священнику о том, что видел во сне. Так устроил Бог для того, чтобы другие тоже поняли, какое достоинствоимеет Святое Крещение. После этого жители этой болгарской деревни тоже сталикрестить детей.
– Геронда,некоторые родители, вступившие в гражданский брак, хотят окрестить своих детей.Можно ли им это делать?
– Почему же нельзя? В чем виноваты несчастные дети? То, что люди, вступившие в гражданскийбрак, хотят окрестить своих детей, свидетельствует о том, что у них есть внутричто-то [доброе], что эти люди не совсем равнодушны. Видимо, эти люди где-то и в чём-то запутались. Если кто-то хочет им помочь, то сначала надо посмотреть,по какой причине они не венчались в церкви, а потом – по какой причине они хотятокрестить своих детей.
– Геронда,если монахиня до ухода в монастырь была чьей-то восприемницей при Крещении,то сейчас, помимо молитвы за своего крестника, должна ли она посылать ему подарки– как это делают крёстные в миру?
– Э-э, монахинясейчас от таких обязанностей освобождена. Монах поможет [своему крестнику] молитвой.Вот её родители – если хотят – могут иметь с крестником своей дочери-монахиниподобные связи.
– То естьродители монахини могут иметь такую связь с крестником их дочери, если они самизахотят этого?
– Да, сами.Монахиня не должна принуждать их к этому. Пусть она молится, чтобы Бог их просветил.Но как бы то ни было, крёстный несет большую ответственность. Когда я ещё былв миру, мои родители пообещали одной знакомой супружеской паре, что восприемникомодного из их детей будет кто-то из нашей семьи. Когда у них родился ребёнок,все мои родные находились в отлучке, и потому стать крёстным малыша попросилименя. Мне было тогда шестнадцать лет, и я не хотел его крестить, потому что чувствовал, что беру на себя большую ответственность. Итак, оказавшись в труднойситуации, я стал молиться. «Боже мой, –просил я, – если этот младенец станетдобрым человеком, то возьми от меня все оставшиеся годы моей жизни и дай их ему. Однако если он станет человеком недобрым, то возьми его к Себе сейчас –когда он подобен маленькому Ангелу». Я крестил младенца и дал ему имя Павел.Через неделю он умер. Сейчас он на Небесах и не рискует их потерять.
ДЕТИ-СИРОТЫ
– Геронда,если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мёртвогоотца?
– Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешьспособ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях!
– До какоговозраста детям не на пользу видеть своих умерших близких?
– Это зависитот [характера, склонностей, настроения] ребёнка.
– А можно ли водить детей на могилу отца?
– Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: «Отец переселился отсюда на Небо.Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости».Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня.Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать:«А где бабушка?» –«Придёт, придёт», – говорили мне. Я ждал возвращения бабушки,а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людеймёртвыми.
– Геронда,если у малых детей умирает мать, то они переживают её смерть с огромной болью.
– Дети большесиротеют, теряя мать, а не отца. Поэтому, теряя мать, они испытывают и большуюболь. Редко бывает так, что для детей, потерявших мать, потом становится матерьюих отец. Однако в Раю такие дети будут утешены. Они получат [недостающее] там.Сирота «пройдет» в Рай с меньшим «проходным баллом», подобно тому как грекииз заграницы поступают в наши университеты без экзаменов, поскольку это предусматриваетсоответствующий закон. То есть на сирот распространяется действие закона Божия,и для того чтобы пройти в Рай, им требуется меньше труда, тогда как другим людямдля этого нужно предпринять немалый подвиг. Я считаю детей, лишившихся большойнежности своих родителей, счастливыми и блаженными. Ведь они сумели в этой жизнисделать своим Отцом Бога и одновременно отложили в «сберегательную кассу» Богаи нежность своих родителей, которой они были лишены и которая сейчас приноситим [духовные] проценты.
Но и в этойжизни Благий Бог будет помогать таким детям, потому что с того мгновения, как Бог забирает к Себе родителей, Он – если можно так выразиться – обязан позаботитьсяоб их детях. Помните, что говорит пророк Давид? – «Сира и вдову приимет».Бог естественным образом любит таких детей больше и заботится о них больше.Таким детям Он в этой жизни даёт больше [духовных] прав, чем детям другим. Еслисирота повернёт ручку настройки на доброту, то он очень преуспеет. Но если онговорит: «Раз я сам мучался, то теперь буду мучить других», он себя разрушает.
– Геронда,отрицательные последствия сиротства остаются человеку на всю его жизнь?
– Что тынесёшь? Дети-сироты могут быть немного скованны, иметь некоторую стеснённость,робость – у них нет той радости, живости, как у детей, сытых нежностью. Однакоэта скованность является для таких детей тормозом, который помогает им в жизни.И одновременно они откладывают себе сбережения в жизни другой. Что ты думаешь:Бог не видит этой скованности? Неужели Он не поможет им после? Поэтому сироту– особенно по матери – мы должны с болью и горячей любовью стиснуть в своихобъятьях, для того чтобы сначала он согрелся и у него бы исчезла робость и он бы открыл своё сердце. И если у него есть любочестие, то мы должны сильно притормаживатьего большое воодушевление, чтобы он не надорвал сил, стараясь выразить своювеликую благодарность. Святой Арсений Каппадокийский вырос сиротой – и по материи по отцу. Если бы он не отнёсся к своему сиротству духовно, с отвагой, то был бы человеком измученным, у него были бы проблемы с психикой. Однако погляди,каким он был молодцом! Какие он нёс подвиги! На меня произвело впечатление то,что его косточки были мягкие, как вата, как губка. Когда во время обретенияего мощей я доставал из могилы его ребра и позвонки, то они рассыпались в прах,как только я до них дотрагивался. Более-менее крепкими были только два позвонка,тазобедренная и большая берцовая кости. Удивительное дело: как, будучи стольболезненным, он мог ходить пешком на такие огромные расстояния? Он ходил, всёравно что летал по воздуху! Здесь видна сверхъестественная сила, которую давалему Бог. Так неужели Христу окажется не под силу вырастить сироту?
ПОКА ДЕТИ НЕ ПРИДУТ В СОВЕРШЕННЫЙ ВОЗРАСТ, ИХ НЕОБХОДИМООГРАНИЧИВАТЬ
Для тогочтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое наполняетдушу тревогой и вечно удаляет её от Бога, дети должны постоянно чувствоватькак великую необходимость советы [старших] – особенно в критическом возрастеотрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушанииродителям скрыта их собственная польза, так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве.
Вы не задумывалисьо том, как ограничена свобода маленького ребёнка? Девять месяцев он заключёнв материнской утробе. Новорождённого кладут в колыбель. Проходит пять-шестьмесяцев, и его помещают за высокую сетку. Потом подросшему ребёнку не разрешаютвыходить из дома одному, чтобы он не ударился или не упал с лестницы. Ведь еслиоставить ребёнка свободным, он упадёт и разобьётся.
Всё это необходимодля того, чтобы ребёнок вырос в безопасности. На первый взгляд, все эти средстваотнимают у ребёнка свободу – однако без всего этого он подвергался бы опасностиумереть начиная с первого момента своей жизни. Однако дети – когда они маленькие– не понимают, что нуждаются в ограничении. Однако и когда они подрастут, онитоже не понимают, что им требуются ограничения другого рода, и поэтому стремятсяк свободе. Но что это за свобода? Свобода стать калекой? От такой свободы детигибнут. Они должны понять, что пока не закончат учебу, пока не получат в рукидиплом, пока они не станут зрелыми – чтобы быть правильными людьми, – им необходимоограничение. Ведь, искалечившись хотя бы один раз, они погибнут. Дети должныпочувствовать ограничение как необходимость, понять, что это благословение Божие.Они должны быть благодарны своим родителям, которые их ограничивают. Они должнызнать, что родители ограничивают их от любви. Ни один отец и ни одна мать не ограничивали своего ребёнка от злобы – даже если и вели себя с ним крайне жёстко.И если родители «затянут» своим детям «гайки чуть потуже», то в этом тоже скрытомного любви. Они делают это от доброго расположения, чтобы дети были более собранны,подтянуты и не подвергались опасностям. Ведь и садовник, сажая деревце, для большей надёжности может прикрутить его проволокой туже, чем нужно, и немногопоранить. Однако Благий Бог вскоре затягивает ранку на древесной коре. Уж еслиБог затягивает рану дерева, то насколько больше Он заботится о [человеке] –Своём создании! Неужели, если родители закрутили ребёнку гайки чуть потуже и нанесли ему небольшую рану, Бог этой раны не исцелит?
Кроме того,дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы.Как монах в монастыре имеет cтарца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребёнок должен открывать себя родителям. Правильно,если ребёнок сначала исповедуется своей матери и потом – духовнику. Как родители,если ребёнок ушибет ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают, что им нужноделать, чтобы ушиб прошёл, так они должны знать и о том, какие [духовные] проблемыесть у их ребёнка – для того чтобы ему помочь. Если ребёнок говорит о своихпроблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают,что его беспокоит.
ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ
Дети, обладающиеспособностью к суждению и сообразительностью, иногда встречаются с затру-днениямии мучаются. Такие дети все хотят упорядочить своим собственным умом и стремятсяделать то, что превосходит их силы. У них сильный ум, однако они не умеют нажиматьна тормоз. Они ставят экспе-рименты на себе самих, словно хотят испытать, какойу них запас прочности! От этого они страдают. Если они смирятся, то их способностьк суждению поможет им преуспеть. Дети, у которых нет такой способности к суждениюи сообразительности, не имеют и трудностей, но, в свою очередь, они не трудятся[внутренне], не задумываются [о жизни] – в добром смысле этого слова.
Знаете, сколькостудентов, подготовившись к экзаменам и зная всё наизусть, боятся, что они провалятся,и из-за этого не идут на экзамены? Будучи в состоянии справиться с учёбой, такиестуденты своей трусостью ввергают себя в панику. Однако если они смиренно попросят:«Помолитесь, потому что сам я не могу справиться с учёбой, но вашими молитвамипостараюсь сдать экзамены хорошо», то за смирение они приимут и Благодать Божиюи божественное просвещение. Кроме этого, перед тем как начинать сдавать экзамены,студентам надо помолиться своему Святому покровителю, который поможет им в соответствиис их верой и благоговением.
– Геронда,одна девушка, которая учится за границей, написала мне: «Помысл говорит мне,что я никогда не смогу духовно преуспеть. Видно я всегда такой и останусь».
– Вот чудачка!Сидит в Европе и приходит к таким выводам! Ведь она же поехала туда не для того,чтобы преуспеть духовно и не для того, чтобы остаться там навсегда, а для того,чтобы получить те знания, которые понадобятся ей по специальности. Пусть онастарается сохранить то духовное состояние, которое у неё есть сейчас, и не стремитсяк духовному преуспеянию там. Ведь европейцы – народ, преуспевший в [земных]науках, а не в духовном. Пусть она не давит на себя и не принимает всё близкок сердцу. Не стоит принимать всё это близко к сердцу и из-за этого страдать.Пусть она считает своё пребывание там срочной воинской службой. В армии солдаттрудится в поте лица, выбивается из сил, иногда другие ведут себя с ним оченьжёстко. А с ней в Европе люди ведут себя по крайней мере с вежливостью – пустьи внешней, лицемерной – по европейскому менталитету. Следовало ожидать того,что она встретится с этими труд-ностями, потому что и в Греции мы видим то жесамое. Разница только в том, что в Греции – поскольку мы народ православный– есть и духовная помощь для тех, кто озабочен своей духовной жизнью. Немноготерпения и немного внимания, и трудности будут преодолены. Раз она оказаласьтам, то надо своё свободное время посвятить чтению и молитве, чтобы духовнотоже питаться. Те усилия, которые она приложит, чтобы преуспеть в учёбе, помогутей погрузиться в неё с головой, и тогда все злые помыслы и юношеские искушениябудут ей чужды.
21июля Явление иконыПресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав.Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Сщмчч. Александраи Феодора пресвитеров (1918).
Екатеринбург,8 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Верхней Пышме началась подготовка к 5-летнему юбилею со дня начала действияцеркви в честь Успения ПресвятойБогородицы. Красивый величественный храм, который, без сомнения, стал украшениемгорода, построен на средства АО «Уралэлектромедь». Дом Господеньрос прямо на глазах местных жителей. Каменная двухпрестольная церковь была заложенав 1997 году, а 22 июля 2000 годауже был освящен главный храм ее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.