Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (344) → 22 июня — память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

22 июня — память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

№23 (344) / 15 июня ‘05

Церковный календарь

 СвятительКирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV векаот богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила,он изучал священное Писание, а светские науки проходил в знаменитой в древностиалександрийской школе.

Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнутьк городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местомсвоей пустынной жизни скит святого Макария, где провел пять лет в иноческихподвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислилк клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, когоизбрать на епископскую кафедру. И народ, и духовенство указывали на Кирилла,которого твердая вера, познания в Священном Писании и благочестивая жизнь резковыделяли из числа других, желавших занять александрийский престол, и Кириллбыл избран.
 Первым деломсвятителя была борьба с ересью новациан. Новациане были последователямиримского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грехпосле крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы дажепотом и раскаялись, должны быть навсегда отлучены от Церкви. Новациане думалисоставить Церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью,считали такими только себя. В знак своей мнимой святости они носили белые одежды.Не так думали истинные христиане; следуя учению и примеру Христа, они утверждали,что нет греха, который превышал бы милосердие Божие, и что впавшие в тяжкиегрехи могут быть приняты в Церковь, если искренно раскаются. Святитель Кириллсначала действовал против новациан убеждением, затем принужден был изгнать их из Александрии. Удаляя из среды своей паствы врагов Православия, святитель в то же время заботился и об утверждении христиан его области в истинах веры,действуя словом и писаниями.
 СвятительКирилл принимал деятельное участие на 3-м Вселенском Соборе, осудившем ереськонстан-тинопольского патриарха Нестория. После 32-летнего управления александрийскойпаствой святитель скончался (в 444 г.), оставив по себе память, как о твердомзащитнике православной веры и неутомимом проповеднике.
 Воспользуемсяуроком из борьбы святителя Кирилла с ересью новациан и размыслим, к чему побуждаетнас безмерное милосердие Божие.
 Отец небесныйтак беспредельно милосерд к нам, что Сына Своего не пощадил для спасения нас;так бесконечно благ к нам Единородный Сын Божий, Господь и Судия наш, что тунедарует нам прощение грехов, которое купил Он ценою Крови Своей, тяжкими страданиямии крестной смертью! Теперь — одно слово: согреших ко Господу, — и Господьотъемлет беззакония наша; теперь каждый только глаголи беззакония твоя, —и оправдишися. Но неизреченное снисхождение Божие сколько утешительно для нас, столько же, с другой стороны, внушает нам и спасительный страх; это удобствополучить прощение грехов сколько возбуждает надежду, столько же научает со страхомвремя жития жительствовать.
 И во-первых,чем легче и удобнее можем получать ныне прощение грехов, тем безответнее будем,когда явимся на суд Божий неоправданными. Господь Иисус Христос требует от настолько одного, — истинного покаяния и исповедания грехов своих: глаголи беззакониятвоя, да оправдишися. Что же скажем мы после этого в оправдание свое, еслиявимся на суде Божием неоправданными? Извинимся ли недостатком времени? Но долготерпениеБожие дарует нам его с избытком. Мало ли времени для покаяния проведшему десяткилет жизни, тогда как для истинного покаяния нужен только час? Разбойник и в краткое время страданий крестных успел исповедаться и наследовать рай. Сошлемся ли на какие-либо препятствия или на обременение делами житейскими? Но развемогут быть такие препятствия, которые не дали бы возможности придти в храм Божийи исповедать грехи свои? Разве есть дела важнее дела спасения? Так, сугубо виновнымиобрящемся на суде Божием, если явимся там во грехах, сугубой достойны будемказни как за содеянные грехи, так и за то, что не воспользовались богодарованнымсредством к снисканию прощения грехов. Не медли же поэтому обратитися к Господу,и не отлагай день от дне; внезапу бо изыдет ярость Его, и во время мести погибнеши(Сир. 5, 8, 9).
 Чем легчеи удобнее получаем мы прощение грехов, тем более нам должно быть благодарнымиИскупителю нашему; чем более оставляется нам, тем более должно возлюбить Господа;чем более являют нам милосердия, тем осторожнее должны мы вести себя, чтоб,по получении прощения, не оскорблять паки своего Владыку и Господа новыми грехами.Что же делает после этого тот, кто приходит к таинству Покаяния без намеренияисправить свою жизнь и отходит без твердой решимости оставить навсегда исповеданныйгрех, и паки возвращается к прежним беззакониям? Не явно ли посмеивается онмилосердию Божию? Не очевидно ли поругается долготерпению Господню? Не втрое ли распинает Сына Божия и попирает святейшую Кровь Его, которой избавлен онот вечной смерти, ради которой даровано ему отпущение грехов? Чего должен ожидатьсебе такой презритель славы Божией? Возлюби клятву, и приидет ему; не восхотеблагословения и удалится от него. Бог поругаем не бывает: страшно есть еже впастив руце Бога живаго (Евр. 10, 31).
 Чем легчеи удобнее получаем сами прощение грехов, тем скорее и охотнее должны прощатьближним своим, согрешающим пред нами; чем более милосердия и снисхождения оказываютнам, тем снисходительнее нам должно быть к другим. Аще бо отпущаете человекомсогрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человекомсогрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14, 15).Между нами и ближними нашими нет ходатая и посредника: нам должно мириться самим,пока находимся на пути жизни; иначе соперник наш предаст нас судии, и судияпредаст слуге, и ввергнут нас во тьму кромешную.
 Итак, мысльо преизбыточествующем милосердии Божием к нам не только не должна служить возглавиемнашей беспечности, — напротив, более и более должна возбуждать нас к истинномупокаянию: милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его (Сир.5, 7). Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

20 июня — память мученика Феодота Анкирского

 МученикФеодот, прославляемый ныне Святой Церковью, жил в Анкире, галатийской области,в III веке. Приняв христианскую веру, он отличался особенной добротой.

 
Церковный календарь

23 июня — память священномученика Тимофея, епископа Прусского

 СвященномученикТимофей, ныне ублажаемый, был епископом в Пруссе (в Вифинии); он деятельно распространялхристианство; за это подвергся преследованию и, после истязаний в темнице, усеченмечом, в 362 году. Один случайиз жизни епископа Тимофея служит свидетельством того, что и в вещах церковных,употребляемых во имя Божие, действует благодать Господня.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс