Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (344) → Слово архиепископа Викентия к участникам III Всероссийских научно-богословских чтений, посвященных творчеству и.А.Ильина «Духовно-нравственный прорыв к сильной россии»

Слово архиепископа Викентия к участникам III Всероссийских научно-богословских чтений, посвященных творчеству и.А.Ильина «Духовно-нравственный прорыв к сильной россии»

№23 (344) / 15 июня ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 8 июня, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

«Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!


 При обсуждениетемы, выбранной для наших традиционных чтений, которые проходят на уральскойземле уже в третий раз, мы в первую очередь должны ясно осознать, что мы понимаемпод «сильной Россией», к чему мы хотим прийти? Для одних сильная Россия— это государство с мощной экономикой, независимое о всевозможных мировых потрясений.

Для других — создание сильной России означает достижение единства всех слоевобщества, готовность всех российских народов самоотверженно трудиться для благабудущих поколений. Для третьих — это восстановление территориальной целостностинашего Отечества в его доперестроечных, дореволюционных границах.
 С каждымтаким мнением можно согласиться. Но как возникает земное, временное могущество?Исключительно милостью Божией, попечением Господним о верном Ему народе! Потомусильная Россия — это Россия, исполненная Веры, стремящаяся всегда и во всемжить по заповедям Господним. И в эти послепасхальные дни мы должны в первуюочередь услышать призыв нашего Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божияи правды Его, и это все приложится вам.» (Мф.6, 33)
 Пониманиеэтой истины, глубоко пережитое, лично выстраданное мы находим в трудах ИванаАлександровича Ильина, который писал: «Внутреннее, сокровенное, духовноерешает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного. Ныне это должносчитаться аксиомой всякой культуры и наиболее христианской культуры»
 Самый великий,самый впечатляющий духовно-нравственный прорыв в истории человечества связанс принятием проповеди Христовой. Сотни диких племен, вступив на этот спасительныйпуть, в корне изменились, стали великими народами, явили миру дивные достиженияв нравственности, культуре, искусстве, науке, преобразовании окружающего мира.Эти достижения общеизвестны, мы каждодневно пользуемся ими, мы равняемся на них. Сюда относятся в равной мере и фрески святого преподобного Андрея Рублеваи государственная политика святого благоверного князя Александра Невского, и стихи Александра Пушкина, и романы Федора Достоевского, и научная деятельностьМихаила Ломоносова, и труды великого химика Дмитрия Менделеева, и открытия лауреатаНобелевской премии, великого физиолога Ивана Павлова, и музыка Рахманинова,и философская публицистика Ивана Ильина. Ведь все это достижения глубоко верующихлюдей, плод соработничества Бога и человека, стремящегося исполнять волю своегоТворца. Может потому, определенные силы в мире стараются изгладить из памятинаших современников именно эти факты из биографий отдельных творцов, из историйнародов — ту Веру, которая была духовным основанием их свершений.
 Напомню Вамслова Александра Сергеевича Пушкина: «Величайший духовный и политическийпереворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир.--История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима.--Историяновейшая есть история Христианства.» Эти слова великий русский поэт приводитв полемической статье: уже во время Пушкина приходилось отстаивать эту несомненнуюистину, приходилось противостоять попыткам построить жизнь человеческого обществабез Бога, к чему призывали вожди Французской революции, которую до сих пор принятоименовать Великой.
 ПотрясенияХХ века сделали это противостояние явным всякому непредвзятому исследователю.Две мировые войны явили крушение великих держав, которые ранее казались непобедимыми,создание и разрушение союзов государств, забвение и поругание духовных ценностей,дорогих для многих предшествующих поколений. И каждый раз перед правителямии народами, перед философами и деятелями культуры вставал вопрос: что сделать,чтобы — хотя бы в какой-то мере — восстановить разрушенное, чтобы катастрофане повторилась. В результате одни направили свои силы к тому, чтобы создатьи укрепить наднациональные, надгосударственные структуры, создать зародыши властныхинститутов единого мирового правления. Другие стремились всеми силами воспрепятствоватьразрушению национальной государственности традиционных ценностей народной жизни.И изучение трудов Ивана Александровича Ильина важно для нас и с точки зренияего собственного выбора, и с точки зрения его постоянного анализа обеих вышеприведенныхтенденций.
 Как мы видимиз истории, наиболее впечатляющих успехов добились те страны, правители которыхопирались на традиции своих народов, которые обращались к патриотизму, которыеискали в истории своих предков добрый пример для себя. Отчего же повториласькатастрофа второй мировой войны? Отчего же ныне, в мирное время, потерпел крушениеСоветский Союз? Ответ на эти вопросы, данный Его Святейшеством, Святейшим ПатриархомМосковским и всея Руси Алексий II, я уже приводил при открытии первых нашихИльинских чтений три года назад:
 «Обществои человек обретут духовное здоровье только после того, как христианская мотивациястанет определяющей во всех сферах нашего бытия — личной, семейной, социальной,профессиональной. Если этого не произойдет, мы по-прежнему будем страдать от оскудения взаимной любви и терпимости, от помрачения в человеке образа Божия,от утраты внутренней гармонии во всевозможных разделениях и противостояниях."
 Поэтому еслимы желаем подлинного духовно-нравственного прорыва к сильной России, мы должнывне зависимости от своих профессиональных интересов, вне зависимости от своегоположения в обществе, в любом качестве и в любом служении, в первую очередь,стремиться быть православными людьми. Христианское понимание семьи как малойЦеркви, христианское отношение к труду, к своим общественным обязанностям, к власти должны быть нами поставлены во главу угла, стать нормой и правилом нашейжизни. Нам надо крепить в своем сердце веру православную, крепить веру в нашемобществе. Надо укреплять себя в вере, благочестии и нравственной жизни. Будем же стремиться стяжать благодать Святого Духа добродетельной и Богоугодной жизнью,чтобы делать все дела во имя Христово. Ибо делаемое во имя Христа Спасителяпривлекает на нас великую благодать и силу для нашего обновления и преображения,изменения в то русло, которое должно приводить нашу страну, наше Отечество,Россию нашу к преображению в Святую Русь, чтобы вновь возвратилось ей это наименование— Святая Русь.
 К нам, участникамэтих научно-богословских чтений обращен призыв Ивана Александровича Ильина:«Русской интеллигенции предстоит великая творческая задача — внести дарыхристианства в научное исследование и утвердить христианство светом истинногонаучного знания». Однако выполнить эту задачу мы можем, если действительно,на собственном, личном духовном опыте будет обладать этими дарами христианства,если будет полноправными членами Церкви, если будет прибегать к ее спасительнымТаинствам, если получим собственный опыт молитвы, покаяния, участия в Богослужениях.
 Многим кажется,что социальный, нравственный и экономический кризис, переживаемый ныне нашимОтечеством, не имеет аналогов в истории. С этим можно не согласиться. Послекрушения Киевской Руси наша Родина столетия находилась под иноземным диктатом.После Смутного времени вот в каких красках описывает тогдашнее положение делна Руси один из наших исторических писателей: «Не стало никакого порядкана земле Русской. Никто не знал, где та власть, которая могла бы защищать слабогопротив сильного (царь Борис и его сын умерли.) Никто не был уверен ни за своюжизнь, ни за свое имение. Каждый буйный гуляка совершал безнаказанно убийстваи всякие преступления. Шайки разбойников рассеялись по всей русской земле и всюду производили возмутительное опустошение. Жилища человеческие обратилисьв логовища зверей. Медведи, волки, лисицы и зайцы свободно гуляли по городскимплощадям, и птицы вили гнезда на трупах человеческих. Люди сменили зверей в их лесных убежищах, скрывались в пещерах, в непроходимых кустарниках, искалитемноты, желали скорейшего наступления ночи, но ночи были ясные: вместо луныпожарное зарево освещало поля и леса…" ("Русская История.» Фармаковского.СПб. 1874 г.; стр. 63).
 Но Россиявозродилась после этих потрясений потому, что народ православный осознавал важнейшуюпричину возникших кризисов — гнев Божий ради грехов наших на нас движимый. Потомунаши предки вскоре поняли необходимость в истинном покаянии и с теплой и усердноймолитвой прибегли ко Господу, Творцу и Создателю своему, к Тому, Кто действующеюв нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чемпомышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века.(Еф. 3, 20–21).
 Дивный примертакого покаяния дает нам история Смутного времени! 20 февраля 1607 года, святымиПатриархами Гермогеном и Иовом был совершен чин всенародного соборного покаяния.Москвичи, представители всех сословий, собравшись в Успенском соборе Кремляисповедовали свой грех нарушения крестного целования служить верой и правдоюцарю Борису Федоровичу, в том, что затем нарушили свою присягу его сыну Феодоруи присягнули Лжедмитрию, не послушавшись архипастыря своего, Патриарха Иова.Народ просил, «чтобы первосвятитель простил и разрешил им все эти преступленияи измены, и не им только одним, обитающим в Москве, но и жителям всей России,и тем, которые уже скончались. По прочтении этой челобитной патриархи Иов и Гермоген приказали архидиакону прочесть с амвона разрешительную грамоту, котораянаперед была составлена по приезду патриарха Иова в Москву, и составлена не от его только лица, но от имени обоих патриархов и всего освященного Собора.В грамоте патриархи Гермоген и Иов со всем освященным Собором сперва весьмаподробно изображали те же самые клятвопреступления и измены русских, потом молилиБога, чтобы Он помиловал виновных и простил им согрешения, и приглашали всехк усердной молитве, да подаст Господь всем мир и любовь, да устроит в царствепрежнее соединение да благословит царя победами над врагами, наконец, по даннойот Бога власти прощали и разрешали всем православным содеянные ими клятвопреступленияи измены» (Митрополит Макарий Московский. История Русской Церкви, т.6,стр. 92)
 Конечно,это возвышенное Богослужение, с такой радостью и умилением, воспринятое всемиего участниками не привело к немедленному результату. Более того, судя по дальнейшимсобытиям, на тогдашней Руси многие и многие оказались далеки от покаяния, и даже прилагали все силы к дальнейшему разжиганию смуты. Но начало было положено:верные чада Православной Церкви дали свою оценку происшедшему с ними и с их Родиной, осознали свои грехи и приняли на себя труд усиленной покаянной молитвы.И всякий россиянин с того дня должен был сделать нравственный выбор: с кем он,с кающимися и стремящимися искоренить свои грехи или с упорствующими в преступлениях?
 Трагизм катаклизмовв истории России в ХХ веке и сегодняшнего плачевного состояния нашей Родинысостоит именно в том, что это покаянное чувство было разрушено в людях! Не оттого ли братоубийственная гражданская война в виде расправ одной части общества над другой продолжалась с 1917-го года до 1939-го, практически до начала ВеликойОтечественной войны, когда для Победы над врагом потребовалась объединение всехслоев общества? Не потому ли и нынешний, «перестроечный» кризис ужедвадцать лет не находит своего разрешения?
 Потому намсамое время обратиться к истории нашего Отечества, которое выходило из кризисовнеустанными молитвами преподобного Сергия Радонежского, твердостью в Вере Отеческой,ратными и государственными трудами благоверных князей Александра Невского, ДаниилаМосковского и Димитрия Донского, твердым упование на заступничество Божией Матери,Казанский образ которой несло в Москву всероссийское ополчение, чтобы прекратитьСмутное время.
 Знаменательно,что наши чтения проходят в Храме-Памятнике на Крови во имя Всех Святых, в ЗемлеРоссийской Просиявших. Позвольте мне напомнить Вам отеческое наставление ЕгоСвятейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, адресованноевсем нам в дни освящения этого дома Божия, воздвигнутого на Русской Голгофе,на месте убиения святых Царственных Страстотерпцев: "…важно, чтобы с этогоместа, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринятабыла попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славныхмногополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятсякаждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателейдеяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобысоответствовать идеалу Святой Руси."
 Только черезсозидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми, жизни,только на основе милосердия, справедливости, только всем сердцем и умом обратившиськ истокам нашей веры и культуры, к исконным православным традициям, объединивусилия всех здоровых сил нашего народа, мы сможем осуществить тот духовно-нравственныйпрорыв, который приведет в подлинному возрождению сильной России. Только в Православиинужно черпать силы для выхода нашего Отечества из сегодняшнего кризиса. Как в годы становления нашего государства христианство сыграло решающую роль в развитиии преображении России, так и сейчас, после отступления от христианских идеаловтолько обращение к Православию и жизнь по его идеалам и заповедям Господнимможет сделать возможным новый прорыв к сильной России.
 ПризываюБлагословение Божие на деятельность наших чтений и на ваши усилия, направленныек подлинному духовно-нравственному преображению нашего Отечества, о чем мечтали молился Иван Александрович Ильин».

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Первосвятитель

Архиепископ Викентий принял участие в торжествах по случаю 15-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

 Екатеринбург,8 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 10июня 2005 года исполняется 15 лет со дня интронизацииСвятейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В честь этого знаменательногособытия в Москве состоятся торжественные богослужения и праздничные мероприятия. 8 июня 2005года в 17 часов Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершитВсенощное бдение в Храме Христа Спасителя.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил Божественную литургию в храме Святителя Луки Исповедника в поселке Компрессорного завода

 Екатеринбург,10 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В течение долгого времени екатеринбургский жилой район Компрессорного завода —один из самых отдаленных от города, но с большим числом жителей — не имел своегохрама.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс