Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
10июня 1990 года в Богоявленском патриаршем соборе прошла церемония интронизациипятнадцатого в истории Русской Церкви Патриарха Московского и всея Руси. НовопоставленныйСвятейший Патриарх Алексий произнес слово, прочитать которое сейчас, спустяпятнадцать лет, особенно интересно.
О чем говорилновый русский Патриарх при своем избрании, какие цели и задачи намечал он в своем служении тогда, какие трудности предвидел? В чем действительность превзошлаожидания Первоиерарха – как в позитивном, так и в негативном плане? Обратимсяк слову Святейшего Патриарха, произнесенному им пятнадцать лет назад.
«В сейдень, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетомвступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делами заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас ПастыреначальникаГоспода Иисуса Христа. Исповедуя свою немощь, возлагаю всю мою надежду на врачующуюблагодать Божию, даруемую нам в Духе Святом», – говорил тогда СвятейшийПатриарх.
Напомним,тогдашний ленинградский митрополит Алексий был избран Собором на Патриаршееслужение, не будучи явным претендентом: большинство голосов поначалу распределилисьмежду митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко; теперь он лишенсана и монашества за учинение раскола) и митрополитом Ростовским и НовочеркасскимВладимиром (Сабоданом).
Подобныепримеры в церковной истории встречаются не так уж редко: при выборах новогоПредстоятеля Поместной Церкви порой явные кандидаты так и не становятся Патриархами.Стоит вспомнить хотя бы Поместный собор 1917 года, когда митрополит Тихон (Белавин),имея наименьшее количество голосов в первых турах выборов, в конце концов жребием(древнейшим способом избрания, известным уже из Деяний Апостольских) был избранна Патриаршество.
«Усердномолюсь и взываю ко Господу об укреплении духовных и телесных сил, – говорилперед Собором новоизбранный Патриарх Алексий. – Уповаю на покров и предстательствоПречистой Божией Матери. Молитвенно обращаюсь также ко всем святым, нашим ходатаямперед Престолом славы Божией, а наипаче к святым предшественникам моим, осеняющимЦерковь нашу своими богоугодными молитвами».
Упованиеэто оправдалось в полной мере. В годы патриаршества Святейшего Алексия II состоялисьтакие важнейшие для Церкви и для страны в целом события, как привезение в Москвусписка чудотворной Иверской иконы, возвращение в Россию древней Тихвинской иконыБожией Матери, фактическое возвращение из музейного «плена» величайшей святыни– чудотворной Владимирской иконы. Одним из наиболее ярких событий последнихлет стало прославление на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году целого сонмановомучеников и исповедников Российских – нескольких сотен святых, пострадавшихв годы гонений.
«Своюпервоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духоноснойжизни Церкви», – говорил Святейший Патриарх в 1990 году. Сейчас мы воочиюубеждаемся, что эти ожидания и надежды оправдываются. Так называемая «внутренняямиссия» Церкви, проповедь среди огромной аудитории «этнических» православныхвозымела успех: пусть статистические данные вызывают у недоброжелателей скепсиси раздражение, но факт остается фактом: Россия не изменила своим историческимкорням, и большинство населения страны по-прежнему считает себя принадлежащимк Православию.
Кроме того,в лучшую сторону изменилось само «качество» веры: благодаря просветительскойработе Православной Церкви, открытию десятков и сотен церковных учебных заведений,начиная с воскресных школ и заканчивая православными семинариями и академиямии даже церковными вузами, мы стали гораздо лучше понимать суть своей веры, болееглубоко воспринимать смысл церковной жизни, саму необходимость такой жизни.Когда в своей речи на интронизации Святейший Патриарх говорил: «…Мы видимперед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей созданиеширокой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовноговозрастания», – он хорошо понимал, что дело восстановления почти полностьюутерянных духовных традиций потребует больших трудов и долгих лет упорной работы.«Мы сознаем, что движение к этим целям потребует от нас увеличения числадуховных школ, углубления духовного образования будущих пастырей, развития стольславной в прошлом отечественной богословской науки».
Тогда, в 1990 году, еще совсем не ясно было, насколько свободной будет Церковь в своемстремлении вернуть народу духовную основу, внутренний стержень, утраченный за десятилетия антирелигиозной пропаганды. Но то, что в разворачивавшихся тогдаобщественно-политических процессах Русская Православная Церковь будет игратьважнейшую роль, было понятно: «Церковь наша – и это мы явственно видим,– говорил Святейший Патриарх, – вступает на путь широкого общественного служения.На нее, как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей,исторической памяти и культурного наследия, с надеждой взирает все наше общество.Дать достойный ответ на эти надежды – наша историческая задача».
Но все жедействительность превзошла ожидания, причем в лучшую сторону. За прошедшие полторадесятилетия взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной властьюи сотрудничество с различными институтами гражданского общества развилось настолькомощно, что порой ощущается, что от Церкви, от ее служителей, лично от СвятейшегоПатриарха ждут поистине «соломонова решения» по самым различным, порой оченьспециальным, вопросам. К авторитету Православной Церкви прибегают политики и ученые, историки и военные. Мнение Патриарха в любой аудитории встречает оченьвнимательное к себе отношение; к нему прислушиваются, на него ссылаются.
В выступленииСвятейшего Патриарха в июне 1990 года, например, ничего не было сказано об отношенияхЦеркви и государства. Отчасти причиной тому были опасения ревизии предоставленныхтрадиционным конфессиям религиозных свобод – слишком свежо было «послевкусие»коммунистической идеологии. С другой стороны, 90-е годы прошлого века – время,заслуженно получившее в современной публицистике название «новой смуты»: слишкомощутимо зашатались тогда сами основы государства, слишком слабыми оказалисьлюди перед лицом искушения безграничной свободой – таким же идолом западногообщества, каким в советском обществе была, например, идея «светлого будущего».
Приход во власть новых людей вовсе не означал автоматическое потепление отношений между светской властью и Церковью. «Во время трудных, судьбоносных преобразованийв стране Церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий,– подчеркивал в своем выступлении Патриарх, – она поддерживает благие и гуманныеустремления нашего общества».
О неблаговидныхи недостойных устремлениях не было сказано, но история России последующих лет,к сожалению, засвидетельствовала, что власть иногда не была свободна от подобныхзаблуждений или соблазнов. Недаром в 2000 году появился уникальный для церковнойпрактики документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»,одним из самых обсуждаемых фрагментов которого стало упоминание о возможностии даже необходимости неподчинения власти: «Если власть принуждает православныхверующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевреднымдеяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Остается благодаритьБога за то, что причин для таких серьезных шагов не появилось в прошлом, и надеяться,что они не появятся в будущем.
Когда СвятейшийПатриарх упомянул в своем выступлении о необходимости сохранения нормальныхмежнациональных отношений, – «Русская Православная Церковь вместе с другимихристианскими Церквами и религиозными объединениями нашей страны призвана врачеватьраны, наносимые национальной рознью», – он, видимо, не мог предположить,насколько тяжелыми окажутся эти раны: до первой Чеченской войны оставалось ещепочти пять лет. Теперь, когда православные священники ездят во «фронтовые командировки»,когда перед нашими глазами стоят примеры мужественного стояния в вере казненногобоевиками воина Евгения Родионова или сгинувшего в водовороте войны настоятелягрозненского храма священника Анатолия Чистоусова, становится понятным, что сотрудничество Православной Церкви с армией – не очередное «рейтинговое» мероприятие,не пустые слова, но насущная необходимость для многих и многих наших солдати офицеров. В конце концов, воинская служба и церковное служение – понятия во многом близкие и по смыслу, и по целям.
В выступленииСвятейшего Патриарха также не была упомянута проблема налаживания контактовс Русской Православной Церковью За-границей – просто по причине отсутствия такихконтактов в то время. Присутствие Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополитаЛавра на Патриаршем богослужении в прошлом году в Бутове – свидетельство огромныхпозитивных изменений, произошедших в отношениях РПЦ и РПЦЗ.
Осталисьнесколько пунктов в том памятном выступлении Святейшего Патриарха Алексия, которые,к сожалению, за прошедшие пятнадцать лет не потеряли актуальность – это католическаяэкспансия и прозелитизм на канонической территории Украинской Православной Церкви,а также деятельность украинских раскольников-самосвятов: «С горечью свидетельствуемо всевозрастающем беззаконии, чинимом в Западной Украине католиками восточногообряда, – отмечал Патриарх. – Положение там усугубляется расколом, возникшимв результате незаконного объявления так называемой Украинской автокефальнойправославной Церкви. Мы прилагаем всемерные усилия для устранения этих мучительныхдля Тела Христова недугов».
Что касаетсяпроблем в православно-католическом диалоге, последние высказывания представителейВатикана и прежде всего новоизбранного папы Бенедикта XVI дают некоторую надеждуна достижение взаимопонимания. В остальном – в отношении раскольнических сообществ– ситуация по меньшей мере не улучшилась. В ближайшее время уврачевание церковногоконфликта вряд ли возможно, учитывая, во-первых, одиозную личность «патриарха»Филарета, а во-вторых, политическую составляющую проблемы, то есть очевиднуюзаинтересованность антироссийских кругов на Западе в существовании «религиозногофактора», который можно было бы использовать для дальнейшего разобщения братскихславянских народов.
Хорошо, что на протяжении пятнадцати лет не изменилось главное – наша вера и надежда: «Да пребывает над всеми нами благословение Господне. И да прославится через насСвятое имя Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава, честь и поклонениеныне и присно, и во веки веков. Аминь».
«Патриархия.ру"
Екатеринбург,8 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Престольныйпраздник храма в честь ВознесенияГосподня в селе Большие Брусяны Белоярского района начнется уже сегодня. Как рассказалнастоятель прихода иерейИоанн Лозовой, с 15 часов состоится Всенощное богослужение. Завтра, на Божественнуюлитургию и Крестный ход, в приходе ожидают большое количество гостей, в томчисле священнослужителей и богомольцев из соседних приходов.
Приветственный адрес Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму по случаю15-летия его Патриаршей интронизацииВаше Святейшество, Святейший Владыко! В этот знаменательный день примите от лица Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви сердечные поздравления с днем Вашей интронизации.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.