Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII порталу «Патриархия.ru"
–Ваше Святейшество, многие чада Русской Православной Церкви – граждане сопредельныхс нашей страной государств отмечают сегодня Пасху Христову, пережив за последнийгод серьезные общественные потрясения.
Как бы Вы сформулировали свое отношениек тем процессам в рамках СНГ, которые поставили российское правительство перед необходимостью решать принципиально новые задачи?
– Преждевсего мне бы хотелось поздравить всех чад Русской Православной Церкви, живущихи в нашей стране, и за ее пределами, с праздником Светлого Христова Воскресения.«Христос Воскресе!» – перед этой спасительной вестью бессильно все зло мира.И если мы полнотой своего сердца приобщимся к тому торжеству над грехом и смертью,какую принесла человеку Пасха Господня, то в нашей жизни не будет места ни разделениям,ни страстным противостояниям, ни суетной борьбе. «Я победил мир» (Ин. 16, 33),– сказал Спаситель, и в свете искупительного подвига Восставшего из мертвыхХриста все наши видимые победы, замешанные на своеволии, корысти и неприятиидруг друга, суть прах и тлен.
За последнийгод в некоторых независимых государствах – бывших республиках СССР, действительно,произошли серьезные изменения. Наше отношение к этим процессам обусловлено фактомотделения Церкви от государства во всех странах, переживших подобные нестроения.Оно основано на понимании принципиального различия в призвании между светскойвластью и Христовой Церковью. Государство прежде всего берет на себя попечениеоб устроении материальной стороны жизни общества. Мир начала XXI века представляетсобой чрезвычайно сложную структуру, внутри которой взаимодействуют различныеэкономические, идеологические и социокультурные факторы. В этой ситуации неизбежнорасхождение между разными общественными группами в видении оптимальных путейразвития своих государств.
Процесс глобализации,которым сегодня охвачены и Россия, и ее соседи, обладает очень большим потенциаломконфликтности, свидетельством чему явились, в частности, острые кризисные ситуациина Украине и в Киргизии. Мы осознаем этот печальный факт и свидетельствуем о том, что Церковь Христова в силу своей Божественной природы в равной мере несетспасительную истину людям разных политических взглядов. Она противостоит как любым формам разделения, так и ложно понятому единству, основанному на умалениионтологического достоинства человека – на идеологии потребительства, на принциперавнозначности и относительности любых ценностей, на всем том, что тщится заменитьсобой традиционный духовный стержень общества.
– Ваше Святейшество,означают ли Ваши слова отказ от конкретных оценок, к примеру, событий «оранжевойреволюции» на Украине?
– Церковьне может выносить политических суждений. Такова наша твердая позиция. АрхиерейскийСобор 1994 года засвидетельствовал «непредпочитательность для Церкви какого-либогосударственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». АрхиерейскийСобор 2000 года, основываясь на 81-м Апостольском правиле, гласящем, что «не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но не упустительнобыти при делах церковных», запретил участие священнослужителей и каноническихцерковных структур в политической борьбе. Апостол Павел так определяет христианскийпринцип отношения к земным государям: «Всякая душа да будет покорна высшим властям;ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посемупротивящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекутна себя осуждение» (Рим. 13, 1–2).
Но в то жевремя мы можем и должны выносить нравственную оценку происходящему. Особеннокогда речь идет о народе, историческое бытие которого, сопровождаясь сменойразных государственных режимов, у своих истоков было освящено святой ПравославнойЦерковью и на протяжении тысячелетия сопрягалось с ее пастырским окормлением.Этим обусловлено наше отношение и к недавним украинским событиям. Нас оченьвстревожило то, что смена власти на Украине проходила в обстановке страстногопротивостояния. Порой носители частных политических амбиций пытались сыгратьна чувствах тысяч людей, выплеснувших на улицы свою усталость от житейских тяготпоследних лет и надежды на лучшее будущее. Общество оказалось расколотым надвое.
Такие событияне способствуют трезвому отношению к реалиям сегодняшнего дня. Тем более в стране,где ситуация осложняется противостоянием канонической Церкви, к которой принадлежитбольшинство населения, раскольничьим группировкам, зачастую поддерживаемым некоторымивлиятельными политическими силами. Но мы надеемся, что нынешнему украинскомуруководству достанет мудрости и чувства меры, чтобы уврачевать разделение в обществе.
– Как сегодняскладывается церковная ситуация на Украине?
– Когда в январе этого года я встречался с Президентом Украины Виктором Ющенко, он особоподчеркнул: «Мы не будем указывать пальцем, кому в какую церковь ходить». В том же меня заверил и секретарь Совета национальной безопасности и обороны УкраиныПетр Порошенко, с которым я недавно вел беседу в Москве. Подобные же уверенияпрозвучали и на встрече Президента Ющенко с митрополитом Киевским и всея УкраиныВладимиром. Нам остается уповать на то, что именно так все и будет. Однако в последние недели с Украины приходили порой тревожные вести. Были случаи – например,в Черновицкой, Херсонской, Тернопольской, Киевской епархиях – захвата храмовканонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата раскольниками-филаретовцами.Активизировались имущественные претензии со стороны лжеиерархов к УПЦ МП. Нередкоподобные деяния провоцируются властями на местах. Но мы надеемся на взвешеннуюпозицию Президента и кабинета министров Украины в этом вопросе.
Нынешниеруководители страны неоднократно подчеркивали свою ориентацию на европейскиеценности, и это дает основания рассчитывать на то, что они в своей политикебудут придерживаться принципа невмешательства во внутрицерковные дела. Церковнаяситуация на Украине сегодня слишком сложна, слишком болезненна. Любой неосторожныйшаг может обойтись очень дорого. Поэтому не могут не вызывать нашей озабоченностипериодически раздающиеся голоса о необходимости форсировать процесс автокефализацииУкраинской Православной Церкви и – что канонически невозможно – ее слияния с раскольничьими группировками. Сегодня подобное решение неизбежно оказалось бысопряженным со всплеском националистических страстей, с нарушением, быть может,не только церковного, но и политического мира в стране, большая часть населениякоторой мыслит себя гражданами независимого украинского государства, исповедующимив то же время духовное единство с полнотой Русской Церкви.
– Ваше Святейшество,не могли бы Вы прокомментировать недавнее заявление архиепископа СкопелосскогоВсеволода (Майданского), главы украинской епархии Константинопольского Патриархатав США, которое звучало так: «Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат считает,что ее дочь – Московский Патриархат – имеет ту каноническую территорию, котораясуществовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии МосковскойЦеркви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святогои Священного Синода Великой Церкви Христовой»?
– Никакойреакции, кроме недоумения, это заявление вызвать не может. К тому же пока нетоснований полагать, что оно отражает не частную – и более чем сомнительную –точку зрения, а позицию Константинопольского Патриархата. Напомню, что под грамотойПатриарха Константинопольского Дионисия от 1686 года о соединении Киевской митрополиис Московским Патриархатом стоят подписи всех членов Священного Синода, в томчисле митрополитов Халкидонского, Никомидийского, Ликийского, Фессалоникийскогои прочих. Эта грамота была направлена царям Петру и Иоанну Алексеевичам, МосковскомуПатриарху Иоакиму, гетману Самойловичу и Киевскому митрополиту Гедеону. Крометого, решение было согласовано и с Патриархом Иерусалимским Досифеем, которыйпослал на Русь собственные грамоты с одобрением воссоединения Киева с Москвой.
Провокационныедомыслы о том, что Константинополь считает Украину своей канонической территорией,высказывались раскольниками и раньше. Но Константинопольский Патриархат официальнореагировал на них вполне недвусмысленно. Так, 8 августа 2000 года КонстантинопольскийСвященный Синод издал официальное заявление, в котором эти измышления названы«совершенно ложными», а воспроизводящие их публикации — «основанными на невернойинформации». К тому же сам Константинопольский Патриарх Варфоломей еще в 1993году официально заявил, что признает только одного канонического митрополитаКиевского – владыку Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви МосковскогоПатриархата.
Мы надеемся,что и в дальнейшем Константинопольская кафедра будет строго держаться каноновв урегулировании всех спорных вопросов Православного мира. Однако в нас вызвалотревогу известие о недавнем приеме Патриархом Варфоломеем украинской делегации,прибывшей обсудить переход под Его омофор раскольничьих групп, отпавших от каноническойПоместной Церкви. В этой области скоропалительные решения могут привести к тяжкимпоследствиям. Когда в 1924 году Константинопольский Патриарх Григорий VII прервалобщение со Святейшим Патриархом Московским Тихоном и признал законным органомуправления Русской Церковью поддержанный большевиками обновленческий евдокимовскийсинод, это стало серьезной бедой для канонического Православия в нашей стране.Со временем недоразумение разрешилось, но такие страницы прошлого должны насучить взвешенности и сугубой осмотрительности, чтобы ни при каких условиях не подчинять своих деяний политической конъюнктуре сегодняшнего дня.
Добавлю,что заявление архиепископа Скопелосского погрешает не только против историии канонического права, но и против элементарного здравого смысла. Его абсурдностьстанет еще явственнее, если мы вспомним, что «до 1686 года» независимая от МосквыКиевская митрополия охватывала территорию Белоруссии и части нынешней Смоленскойобласти РФ…
– Некоторые полагают,что раскол и прочие церковные нестроения на Украине инспирируются прежде всегос Запада. В том числе с территории ближайшего соседа – Польши. Разделяете лиВы подобное мнение?
– В этоместь своя правда. Однако нам полезнее думать не о том, что делают «доброхоты»с Запада, а о том, чего не делаем мы. Каждый случай перехода простого верующегов раскольничью юрисдикцию свидетельствует о недостаточном усердии наших пастырей.О том, что мы не явили в полную меру христианской любви, не старались должнымобразом объяснить и научить, не приобщили человека к благоговейному и глубинномупониманию таинственной природы Церкви. Думаю, что и российскому государствустоит с большим тактом относиться к национальному самосознанию украинцев. Но в то же время России следовало бы многократно умножить заботы о сохранении нашегообщего духовного и культурного наследия на Украине. Нужно не на словах, а на деле способствовать утверждению объединяющих наши народы ценностей, которыесформировались в общей исторической колыбели Киевской Руси и закалялись на протяжениивеков совместного бытия в пределах одного государства.
– К сожалению,на канонической территории Русской Православной Церкви проблема раскола актуальнане только для Украины. Какова ситуация в сегодняшней Молдове?
– Окормлениеправославных верующих в этой стране осуществляет Молдавская митрополия РусскойПравославной Церкви под началом митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира(Кантаряна). Однако ситуация омрачается тем, что еще в 1992 году тогдашний архиерейМолдавской епархии епископ Бельцский Петр (Пэдерару) на волне центробежных тенденцийпосле распада СССР свои национальнополитические пристрастия поставил выше церковногопослушания и учинил раскол. Он заявил о воссоздании в Молдавии так называемойБессарабской митрополии под юрисдикцией Румынской Православной Церкви.
Это было,с нашей точки зрения, актом беззаконным, поскольку Молдова является частью каноническойтерритории Русской Православной Церкви. И все же Румынский Патриарх счел возможнымпринять запрещенного в служении епископа Петра без отпускной грамоты в своююрисдикцию и взять Бессарабскую митрополию под свой омофор. Это создало определенныесложности в отношениях между нашими Церквами-сестрами. Подавляющее большинствомолдаван остались верны канонической митрополии Московской Патриархии. Ей сегодняпринадлежит 1080 приходов, тогда как Бессарабской митрополии Румынской Церкви– лишь 24.
Добившисьв 2003-м официальной регистрации в Молдове, Бессарабская митрополия выдвинулапретензии на собственность Русской Православной Церкви в этой стране, а в концеянваря этого года объявила о создании в столице России «Московского благочиния»в составе нескольких клириков, не имеющих канонического рукоположения. К счастью,это вопиющее попрание канонов не получило поддержки со стороны румынского священноначалия.Синод Румынской Православной Церкви обязал митрополита Петра прекратить деятельностьтакого рода. Все прочие вопросы во взаимоотношениях между нашими Церквами будутобсуждаться на заседании совместной рабочей группы. Полагаю, нам удастся придтик единственно верным решениям в духе любви и братского согласия.
– Может ли сказатьсяна отношениях молдавского государства с Русской Православной Церковью изменениеприоритетов, которые явно обозначились в политике Президента Владимира Воронинав последнее время?
– Эти отношенияв прежние годы складывались на основе взаимопонимания, надеюсь, что интересыподавляющего большинства верующих молдаван будут учитываться руководством страныи в будущем.
– Абхазия и ЮжнаяОсетия в минувшем году тоже пережили серьезные потрясения. Сегодня общение православныхверующих в этих республиках с Грузинской Церковью прервано. Многие из них желали бы перейти в юрисдикцию Московского Патриархата. Как относится Русская Церковьк подобным пожеланиям?
– Мы скорбимо том, что за последние полтора десятилетия народам Абхазии и Южной Осетии пришлосьпережить столько испытаний, и молимся о водворении мира и спокойствия на этихземлях. Но мы, безусловно, считаем Абхазию и Южную Осетию канонической территориейпоместной Грузинской Православной Церкви и полагаем, что пересмотр этого положенияспособен дестабилизировать и без того неспокойную церковную и общеполитическуюситуацию в Закавказье. Русская Церковь не дерзает провоцировать новые расколыв Православии – в XX веке мы слишком хорошо узнали, что такое боль схизмы.
– Какие последствиядля религиозной жизни в Средней Азии могут иметь недавние революционные событияв Киргизии?
– Революционныебеспорядки могли помешать нормальному течению приходской жизни в некоторых храмахКиргизии. 18% жителей этой страны – русские и украинцы, в большинстве своем,естественно, православные. Конечно, нам далеко не безразлична их судьба. Многоебудет зависеть от того, удастся ли новому руководству республики воспрепятствоватьвозникновению волны исламского фундаментализма в Ферганской долине. Угрозы,которые могут быть ею вызваны, очень хорошо понимают власти и традиционное мусульманскоедуховенство среднеазиатских государств. В последние годы они принимали решительныемеры для борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Сейчас очень важнопровести четкую границу между массовыми движениями за обновление гражданскихинститутов и попытками деструктивных радикалов направить этот процесс в непредсказуемоерусло ради дестабилизации положения в сердце Евразии, что может быть чреватодуховными, культурными и социально-политическими потрясениями мирового масштаба.
– Сегодня бытуетстереотипное представление об исламе как о религии агрессии. Что Вы можете сказатьпо этому поводу? И как складываются отношения между Русской Православной Церковьюи мусульманской общиной в нашей стране?
– Не думаю,что как православный епископ я имею право давать характеристики другой мировойрелигии. Скажу лишь одно: ветхозаветной заповеди «не убий» в Коране соответствуеттакой аят: «Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех».Носители традиционного ислама, трактуя эти слова, говорят, что в очах Всевышнеголюбая человеческая жизнь дороже всей материальной вселенной. На протяжении столетийправославные русские люди жили бок о бок с мусульманами в мире и согласии. И сегодня мы находим взаимопонимание с традиционными духовными лидерами мусульманскойобщины России по основным социально-политическим вопросам.
В рамкахособой российской цивилизационной модели выработался механизм сосуществованияи культурного взаимообогащения христиан и представителей других традиционныхрелигий. Россия – крупнейшее по территории государство планеты, конгломератразнотипных национальных культур и конфессий, постепенно враставших в пространствоединой страны и органично воспринимавших ее ценностные ориентиры, не изменяясвоему историческому укладу. А ориентиры эти сформировались по ходу тысячелетнегогосударственного строительства, вдохновителем и духовным водителем котороговсегда выступала Русская Православная Церковь.
Фундаментализм,религиозный экстремизм и терроризм – явления, по сути своей противостоящие уникальнойроссийской цивилизационной модели. Они возникают в точке обрыва живой преемственностимноговекового духовного опыта. В этом смысле они прямые порождения эпохи глобализации.Глобальный натиск несет с собой идеологию тотальной секуляризации картины мираи уклада жизни. В результате тогда, когда человек традиционной культуры могподнять взор горе и соединить свое личное обращение к Богу со словами молитв,воспринятыми от многих поколений предков, наш современник зачастую ощущает лишьхолод и пустоту. Но поскольку он человек, постольку потребность веры и жертвыв нем продолжает жить. И тогда приходит подмена. Соблазн незатейливых ответовна вечные вопросы и слишком простых поступков. Мы с горечью должны признать,что сегодняшний западный мир, страдающий от терроризма, во многом пожинает плодысобственных трагических заблуждений.
– Как, с Вашейточки зрения, глобализация связана с религиозными процессами в современном мире,и каковы ее особенности на постсоветском пространстве?
– Это слишкомобширный вопрос, который нуждается в отдельном обсуждении. Ограничусь тольконекоторыми соображениями. Глобализация как следствие появления новых технологийкоммуникации, новых возможностей человеческого общения сама по себе не дурнаи не хороша. Опасно то, что сегодня это явление сопрягается с агрессивным натискомзападной пострелигиозной либеральной цивилизации. А она, в свою очередь, претендуетна создание новой Ойкумены, хранящей верность только одной заповеди – отсутствиюабсолютных истин. В последовательном насаждении своих принципов она проявляетнастойчивость, достойную порой классических тоталитарных режимов прошлого столетияи сдобренную лицемерной риторикой. В этих жерновах рискуют исчезнуть десяткии даже сотни культур, в которых запечатлено многообразие откликов человечествана промысел Божий о человеке.
Глобализацияподразумевает перестроение всей системы духовной и материальной культуры. В этом смысле Россию и иные страны, прежде составлявшие с ней единое государство,как это ни парадоксально, можно назвать одновременно и самым уязвимым, и наиболеезащищенным плацдармом глобальных экспериментов. Они уязвимы, поскольку общиедля всего мира перемены здесь предваряются внутренними процессами общественногослома, вызванными падением коммунистической системы. В результате возникаетсоблазн опробовать на бывших советских республиках – как на площадках с наименьшимсопротивлением – самые рискованные геополитические проекты, например, интеграциювосточно-христианских народов в евроатлантические структуры и т. п.
Пока ни одиниз них еще не реализовался. И есть основания предполагать, что помешает этомунаша недавняя история. Народы Советского Союза пережили взрыв традиционных основсвоей цивилизации почти на столетие раньше, чем весь остальной мир – в революционном1917-м. Семьдесят лет идеологии человекобожества и экспериментов по строительствунового Вавилона у огромной массы людей воспитали до пронзительности ясное понимание,что выход – не в поисках будущей синтетической религии, не в бездумном потребительствеи не в отчаянном протесте, как у нынешних антиглобалистов. Выход другой, и онединственный – возвращение к Православию, к святоотеческому преданию ЦерквиБожией, возвращение к Восставшему из мертвых Спасителю, к тому ликованию, с которым мы в эти светлые дни приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!»
– Воистину воскресе!Спаси Господи, Ваше Святейшество, за развернутые и глубокие ответы на наши вопросы.
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! От всего сердца поздравляю вас со знаменательным юбилеем – 60-й годовщиной Победынашего народа в Великой Отечественной войне! Для всех нас это общий и оченьдорогой праздник. Бедствие, постигшее Отечество в далекие сороковые годы, сплотилонаш народ, который в едином порыве стал на защиту Родины. В горниле испытанийочистилась и закалилась душа народная. Как уже много раз бывало в нашей истории,миру были явлены примеры высочайшего самопожертвования и беззаветной преданностиотечеству. В трудную годину множество людей обратились к отеческой вере – СвятомуПравославию, почерпнули в его сокровищнице силы и мужество и на деле исполнилизавет Христов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзейсвоих» (Ин. 15, 13).
Екатеринбург, 13 мая, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». -Владыка, мы знаем, что пасхальные дни Вы ездили в Иерусалим за Благодатным Огнем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.