Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (335) → О символическом значении различных частей монашеского облачения можно узнат на интернет-сайте Ново-Тихвинской женской обители

О символическом значении различных частей монашеского облачения можно узнат на интернет-сайте Ново-Тихвинской женской обители

№14 (335) / 8 апреля ‘05

Наш приход

 Екатеринбург,2 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Облачениев монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке.

Ты надеваешьмонашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девствадо конца жизни». Так говорил старец Иосиф Афонский.
 Черное монашескоеоблачение… У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы:по какой причине отличается оно от обычной мирской одежды; почему имеет черныйцвет; что символизируют части облачения. Святые отцы учат: подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаютсяв воинские, так и монах, как добр воин Христов, облекается в особые одежды,«во вся оружия Божия». Кроме того, черное монашеское облачение являетсясимволом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.Все части его имеют определенное символическое значение.
 Сестры Ново-Тихвинскойженской обители решили помочь людям, интересующимся монашеской жизнью, подробнееузнать о монашеском облачении — из каких частей оно состоит, в каком порядкеони надеваются во время пострига и что символизируют…
Власяница или хитон (длинная рубашка), раньше ткалась из верблюжьего волосаили овечьей шерсти — отсюда и ее название. Она  надеваласьна тело, и жесткий волос все время больно его колол. Это служило для монаханапоминанием о необходимости безропотного терпения всех жизненных трудностей,скорбей и бед.
 Поверх власяницыигумен, совершающий пострижение, надевает на постригаемого параман — небольшойчетырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя.Вместе с параманом надевается на постригаемого и простой деревянный крест —в воспоминание крестных страданий Господа и в знамение последования Ему в несениисвоего креста, то есть терпения всех случающихся скорбей и страданий.
 Затем надеваетсяподрясник (черное платье), — в знак монашеского обета добровольной нищеты.
 Пояс являетсясимволом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.Ведь и в обычной жизни мы, желая приступить к какому-либо делу, сначала опоясываемсяи уже потом начинаем трудиться; недаром и Господь в Евангелии говорит: «Да будут чресла ваша препоясана» (Лк. 12, 35).
 Следующаяодежда — ряса, называемая в чине монашеского пострига «ризой веселия и радования». Это одеяние знаменует собой отложение всех печалей и смущений,которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанноедуховное радование, приобретаемое монашествующими благодаря стяжанию благодатиСвятого Духа через исполнение обета послушания.
 Вслед за рясой надевается мантия, именуемая в чине пострига «ризой спасения»или «одеждой нетления и чистоты». С одной стороны, она означает охраняющуюи покрывающую силу Божию, с другой, — неуклонное исполнение монахом правил избранногообраза жизни. У мантии нет рукавов, она очень просторна и может свободно развеваться,чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и означает, что монах, как ангел,должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
 Клобук в чине пострига именуется шлемом спасения и непостыдного упования.
 Обуваетсяпри пострижении монах и в сандалии, «чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому»,— говорит святитель Симеон Фессалоникийский.
 Наконец,вручаются монашествующему четки, называемые при этом мечом духовным, и завещаетсянепрестанное моление молитвою Иисусовою: «Приими, брате, меч духовный,иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: «Господи, ИисусеХристе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
 Принимаетмонашествующий при постриге также крест и свечу. Крест — как символ веры и напоминаниеслов Господа: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крестсвой, и последует Ми» (Мф. 16, 24). Свеча же — как символ того, что новопостриженныйдолжен чистым и добродетельным житием стать «светом миру».
 Таково облачениетех, кто сподобился пострижения в малую схиму или мантию. Те же, кто принялпостриг в великую схиму или великий ангельский образ, принимают еще куколь с аналавом и великий параман.
 Куколь —это маленькая остроконечная шапочка, наподобие тех, какие одевают на младенцев.Она напоминает монашествующим о необходимости стяжания младенческого незлобия,ведь, по слову Господа, «аще не обратитеся и будете яко дети, не внидетев Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Также куколь — это символ благодати Божией,покрывающей ум подвижника и помогающей ему молиться и противоборствовать страстям.
 Аналав же,или малая схима, — это схимническое облачение, спереди и сзади крестообразноимеющее знамение креста, и символизирующее полную смерть для мира и всего мирского.
 Схимническийпараман отличается от монашеского бoльшими размерами и «многокрестием»(включает в себя 40 крестов).
 Итак, можносказать, что все облачение указывает монашествующим на обязательные для нихдобродетели: подражание Господу нашему Иисусу Христу в смиренном и безропотномперенесении всех скорбей и страданий, кротость, незлобие, всепрощение, целомудриеи, конечно же, непрестанную молитву.
 Подробнеепрочесть о монашеском облачении и увидеть изображения его составных частей можнона интернет-сайте Ново-Тихвинской обители, по адресу www.sestry.ru/church

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Наш приход

Посетители интернет-сайта Ново-Тихвинской женской обители могут подробно узнать о том, как совершается монашеский постриг

 Екатеринбург,15 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Великоедело — пострижение во святый ангельский образ.

 
Наш приход

По просьбе жителей села Исетского начались службы в полуразрушенном Свято-Никольском храме

 Екатеринбург,11 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По просьбе жителей села ИсетскоеКаменского района, в текущем месяце начнутся службы в полуразрушенном храмево имя Святителя Николая, в честь которого освящен и недавно созданный здесьприход. По словампомощника Правящего Архиерея по строительству и миссионерской работе в Каменскомрайоне иерея Алексия Носкова, первая служба намечена на 24 февраля.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс