Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (335) → Посетители интернет-сайта Ново-Тихвинской женской обители могут подробно узнать о том, как совершается монашеский постриг

Посетители интернет-сайта Ново-Тихвинской женской обители могут подробно узнать о том, как совершается монашеский постриг

№14 (335) / 8 апреля ‘05

Наш приход

 Екатеринбург,15 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Великоедело — пострижение во святый ангельский образ.

Велика и таинственна сила, заключающаясяв его священнодействии, направляемая к тому, чтобы человек стал ангелом по образувнутренней своей жизни, ибо ангелы бестелесны» — так говорила духовнаядочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, основательница восьми женскихобителей игумения Таисия (Солопова).
 Постриг —это как бы второе крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется.В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую.
 Когда сестратолько поступает в монастырь, она является «кандидаткой в послушницы»,то есть находится на испытании. Она и сама знакомится с монастырской жизнью,и настоятельница с сестрами смотрят, есть ли у нее искреннее произволение к монашеству, желает ли она всем сердцем служить единому Господу или же лишь хочетукрыться в обители от житейских тревог и скорбей, получить только «крови уход».
 Время такогоиспытания определяется настоятельницей по совету с духовником и старшими сестрамиобители.
 По истечениииспытательного срока, когда поступившая полностью узнает все монастырские обычаи,убедится, что в силах им следовать, и будет по-прежнему изъявлять желание вступитьв сестринство, ее зачисляют в послушницы. Для этого пишутся специальные прошенияПравящему Архиерею от лица настоятельницы и самой сестры (нужно заметить, что вообще и зачисление в обитель, и все постриги совершаются только по благословениюПравящего Архиерея). После этого сестра облекается в подрясник и полуапостольники уже официально становится насельницей монастыря.
 Следующаяступенька — пострижение в рясофор, или иночество, которое обычно совершаетсяне ранее, чем после трехлетнего пребывания сестры в обители. Однако в особыхслучаях, например, при смертельно опасной болезни, настоятельница может обратитьсяк Архиерею с просьбой о пострижении той или иной насельницы и по истечении болеекороткого времени ее пребывания в монастыре.
 О смыслеи значении рясофорного пострига духовник Ново-Тихвинской обители, игумен Авраам(Рейдман), во время одной из бесед с сестрами сказал так: «Иноческий постриг— это начало пути. Обеты еще не даются, но в то же время возвращения к мирскойжизни уже нет. Человек еще не дал монашеских обетов, как бы еще не приступилк самому подвигу, но это уже подготовка к тому, что он примет полный постриги затем все силы своей души употребит на совершенствование, на заботу о своемспасении. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственномонашество».
 Таким образом,рясофор — это «начаток святого образа». Постриженная в рясофор обычноименуется инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. Обычнопри этом постриге переменяется имя — в ознаменование начала новой жизни. По непреложной заповеди Спасителя: «Просите, и дано будет вам (Лк. 11, 9)»новопостриженной подается особая благодать, споспешествующая ей во спасение;дается и новый заступник — святой, имя которого она получает при постриге.
 В собственномсмысле монашество начинается с пострижения в малую схиму, мантию. По словамигумена Авраама, смысл пострига заключается в том, что человек возобновляетобеты, которые он нарушил после крещения, и дополнительно дает обеты нестяжания,безбрачия и послушания, чтобы сугубо служить Господу.
 Все моментыпострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемая уподобляетсяи евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем; и человеку,израненному при дороге жестокими разбойниками; и меньшему сыну, расточившемувсе свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердномуотцу.
 Она посвящаетсебя Господу, как живую словесную жертву. Однако самым важным и решающим моментомявляется принесение постригаемой великих монашеских обетов. Согласно чину пострига,игумен задает ей, смиренно стоящей пред алтарем с распущенными волосами в одномхитоне, несколько решающих вопросов: по своей ли воле приступает она ко Господу?Согласна ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудет ли в монастыреи постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве, целомудриии благоговении даже до смерти? Сохранит ли до смерти послушание к настоятельницеи ко всем во Христе сестрам? Пребудет ли до смерти в нестяжании и вольной Христаради нищете? Претерпит ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствияради Небесного? На все эти вопросы постригаемая, скорее сердцем, нежели устами,отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче», — и таким образомдает монашеские обеты.
 Произнеститакие слова, решиться на подобные обеты, можно, конечно, только имея живую,опытом стяжанную, веру в Божию помощь, из сознания своей полной немощи и вместес тем твердого упования на Всемогущего Спасителя…
 После этого,в знак своего твердого произволения, постригаемая трижды собственноручно поднимаети подает игумену ножницы, бросаемые им вниз с лежащего на аналое святого Евангелия,а затем совершается крестообразное пострижение ее власов во имя Святой Троицы.По толкованию святых отцов, через это она приносит Господу, как жертву, как бы часть своего тела, так как посвящает Христу всю себя, отвергая все излишнееи мирское. Именно в этот момент постригаемой часто вновь дается иное имя — в ознаменование того, что она оставляет свою прежнюю жизнь и начинает совершенноновую жизнь, всецело посвящая себя Богу.
 После пострижениявласов следует облечение в монашеские одежды. По объяснению отцов Церкви, черноемонашеское облачение является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченномрайском блаженстве. Все облачение является для монашествующего постоянным напоминаниемглавной его цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее,воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ.
 В конце чинапострига все сестры со свечами в руках ("в знамение веселия, и Божией благодати,и радости ангелов») поочередно троекратно лобызаются с новопостриженной,вопрошая ее новое имя и желая ей «спасаться о Господе». После этогомонахиня, не разоблачаясь, проводит несколько дней в храме, присутствуя на всехбогослужениях, пребывая в молитве и занимаясь чтением творений святых отцов.
 Сестра, немалоевремя проводившая в духовной жизни, преуспевшая в иноческих добродетелях, а главное — всей душой возлюбившая молитву и приобретшая навык подолгу пребыватьв ней, ставшая способной возносить сердечные молитвы не только за себя, но и за ближних, может быть пострижена и в великую схиму, называемую великим ангельскимобразом. Последование великого ангельского образа очень похоже на последованиемалой схимы, так как во время этого обряда только повторяются уже данные обеты,однако совершается этот чин с еще большей торжественностью. Великосхимница получаети свои особые одежды, которых нет у мантийной монахини: великий параман и кукольс аналавом; ей опять может быть дано новое имя — в знак начала новой жизни,по сравнению даже с прежней монашеской.
 Такова внешняясторона монашеского пути, однако, «если внутреннее делание по Богу не поможетчеловеку, то напрасно он трудится во внешнем», — говорит преподобный ВарсонофийВеликий.
 Суть монашества— во внутреннем полном и неразрывном соединении с Господом путем умной молитвыи покаяния.

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Наш приход

В Ново-Тихвинский женский монастырь обращается все больше людей, родственники которых были причастны к истории обители

 Екатеринбург,4 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В последнее время в Ново-Тихвинский женский монастырь обращается все больше людей,родственники которых были причастны к истории обители.

 
Наш приход

О символическом значении различных частей монашеского облачения можно узнат на интернет-сайте Ново-Тихвинской женской обители

 Екатеринбург,2 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Облачениев монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс