Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Воспоминаемыйныне Церковью преподобный Даниил, в мире Димитрий, родился в Переяславле Залесскомв 1453 году от благородных родителей. Рос он кротким и добрым отроком, и ещев юных летах в нем обнаружилась наклонность к строгим подвигам.
17-ти лет от роду он постригся в иноки с именем Даниила и спустя некоторое время поселилсяв Горицкой обители, в которой прожил около 30 лет, принял здесь сан священстваи был настоятелем обители. Опытный в духовной жизни, он славился тем, что давалполезные духовные советы. И многие стали приходить к нему на исповедь и за советами.Но он, кроме того, избрал себе особый подвиг любви к ближним. Он взял на себятруд и заботу погребать всех, погибших нечаянной и прискорбной смертью – убитыхразбойниками, утонувших, замерзших, нечаянно на дороге умерших. Как только слышалон о таковых, он шел, на своих плечах переносил тело несчастного погибшего на кладбище, пел над ним погребальные песнопения и благочестно погребал его. Онпросил и других говорить ему о таких случаях, и шел отпевать и погребать покойного.Кладбище стало для него как бы родным местом; те, которые нашли на нем последнийприют себе, были ему дороги, ведь он нашел им этот приют, он проводил их на вечный покой надгробными молитвами и слезами…
ПреподобныйДаниил достиг глубокой старости и умер на 87 году жизни, 7 апреля 1540 года.112 лет почивали святые мощи его в земле, но во все это время братия верилав его святость, и задолго еще до открытия его мощей был написан его образ и сложен ему тропарь, кондак и канон. В 1652 году святые мощи его были торжественнооткрыты и ныне почивают в серебряной раке, в приделе соборного храма, сооруженномво имя преподобного.
Размыслим,братия, о подвиге преподобного Даниила, взявшего на себя труд погребать умершихнечаянной смертью, и почерпнем отсюда назидание.
Постоянноныне объявляются известия то об убитых, то об утонувших, замерзших, сгоревшихи иных несчастных, умирающих без христианского напутствия. Невольно возникаетвопрос: почему многих постигает такая страшная смерть, неестественная и насильственная?
Обыкновенносмерть скоропостижную называют «напрасной». Это выражение, если принимать егов современном значении, не совсем точно. У Бога ничего не бывает напрасно. Какие же могут быть причины ее?
Не всегда грешны те, которые так несчастно умирают. Упала некогда в Иерусалимебашня и убила восемнадцать человек. Спаситель, указав на это несчастье, спросилокружавших Его иудеев: «Или вы думаете, что те восемнадцать человек виновнеебыли всех живущих в Иерусалиме?». Этим вопросом Он предупреждает и нас, чтобымы не почитали как бы за отверженных Богом тех, которые умирают неестественнойсмертью: может она постигнуть человека и не безгрешного, но даже благочестивого.
На подобныеслучаи неповинной смерти святой Златоуст дает такое объяснение: «Если увидишь,что праведник терпит злую кончину, не упадай духом, ибо ему несчастья уготовляютсветлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнеенаказание, или совсем освободить от оного». Здесь прилично воспомянуть об одномпустыннике, которого лев растерзал. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение:какая же это справедливость, что живший неукоризненно и свято подвергся такойлютой смерти? – В следующую ночь является ему ангел и говорит: «Этот растерзанныйзверем имел один тайный грех, за который он просил себе наказание у Бога, и послал ему Господь такую кончину, ради совершенного очищения души его». Такправедные аще пред лицем человеческим и муку приимут, упование их безсмертияисполнено (Пр. Сол. 3, 4).
Между тем,всегда гибель скоропостижно умирающих направляется Промыслом к вразумлению живых.Не отрицал Господь, что грешны те, которые башней были убиты; но их несчастьемпризывал живых к покаянию: аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Поелику же иерусалимляне не вразумились этим уроком, не исправились, во Христа не уверовали,а во время суда над Ним кричали: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф.27, 25): то и сбылось над ними Его предсказание. Все упорные в неверии иерусалимлянепогибли, когда Иерусалим, как город мятежный, взят и разрушен был римлянами.И в наше время, если иные умирают внезапно и насильственно, мы не должны думать,что мы безопасны, будто мы правы. Напротив, Бог попускает около нас быть несчастнымслучаям, чтоб мы позаботились о своем исправлении.
СвятительВасилий Великий уподобляет Господа врачу, который, когда видит, что рана гниети заражает, отнимает всю больную часть тела. Так Господь «останавливает неправдупрежде, нежели разлилась она до безмерности. Поэтому бедствия, если с кем случаются,пресекают возрастание греха, и всенародные пороки уцеломудривает Он всенароднымиказнями. Отсюда землетрясения, кораблекрушения и истребление людей от воды,огня и других причин. Все это имеет началом чрезмерность греха».
Однако жене все порочные скоропостижно умирают; иные, и злодействуя, долго живут. «Когдавидишь, – отвечает Златоуст, – что некоторые или при кораблекрушении погибли,или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образомокончили жизнь, между тем как иные, или подобно им, или еще хуже грешат, однакоостаются невредимы, – не смущайся и не говори: отчего эти согрешающие одинаковоне пострадали одинаково? Бог одному попускает быть убитым, облегчая тамошнеенаказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую,не собирал большее на себя осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы,наученный казнью первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а беспечность их».
Хотя словомБожиим и учением отцев несколько разъясняются всеобщие причины насильственнойсмерти, но почему жребий этот падает на кого-либо именно, определить это весьмазатруднительно, и сколько на свете совершено убийств, тайна которых погребенав могиле убитых! Из этой таинственности судеб человеческих вытекают два намвнушения: первое, что будет суд всемирный, когда раскроется все, здесь не разгаданное,и последует полное всем воздаяние; в этой, конечно, уверенности Церковь молитсяо скоропостижно умерших. Второе – то, что не наше дело судить, кто из отшедшихбольше грешен, и для кого молитва нужнее; а наша обязанность сливать наши воздыханиясердечные с гласом святой Церкви, которая взывает: «Яже покры вода, брань пожат,трус объят, убийцы убиша, огнь попали, снедь зверем бывшия, мразом измершия,им же попустил еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вечныя,и неосужденно предстати Тебе, Слове, в пришествии Твоем сподоби» (Канон субботымясопустной, песнь 1, 3, 5 и 9). Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
В царствование Диоклетиана и Максимиана жили в греческом городе Фессалониках,или Солуни, два церковнослужителя, старец Агафопод и юноша по имени Феодул,память коих Святая Церковь совершает ныне. Первый из них был диаконом, второйисполнял в церкви должность чтеца, и оба вели жизнь честную, добродетельную,всю преданную Господу.
21 апреля
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.