Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (335) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 2 апреля 2005 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 2 апреля 2005 года)

№14 (335) / 8 апреля ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 14 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 -«Владыка, как Вы считаете: все природные катаклизмы закономерны? Я считаю, что все наводнения – за грехи наши, за безобразное отношение к природе», – обращаетсяМария.


 - Да, конечно,есть какая-то закономерность. И зачастую все катаклизмы – за грехи человеческие,потому что грех очень негативно влияет на душу человека и на всю природу. Дажеученые это доказали, когда проводили подобные исследования. Если человек рядомс растением говорит гневные, плохие или даже неприличные слова, то это отрицательновлияет на структуру этого растения. А если мы говорим ласковые, красивые, добрые,хорошие слова, то это тоже влияет на растения, но уже положительно. И если однослово имеет такое влияние, то поступки воздействуют еще больше. Плохие поступки,грехи и особенно разврат, процветающий сегодня, очень негативно влияют на природу,и она отвечает нам наводнениями, землетрясениями и другими катаклизмами. Почтикаждый день мы слышим о новых бедах. Эти катастрофы свидетельствуют о греховностичеловечества. Они призывают нас, чтобы мы раскаялись, изменились бы в лучшуюсторону и направили бы свою жизнь по тому руслу, которое ведет человека к добру,к нравственной жизни.
 Мы обычноговорим, что мы должны жить по общечеловеческим ценностям. Но эти ценности ужепотеряли свою значимость в современном мире, ценностью стала безнравственнаяжизнь! Нужно внимательно рассмотреть свою жизнь, прислушаться к голосу совести,посмотреть Евангельское учение – и стараться направить свою жизнь по Евангельскимзаповедям. И тогда высокие нравственные ценности вновь будут значимы в нашемобществе. А это благотворно повлияет на природу, и она перестанет стенать и мучаться, как сейчас, – есть в Священном Писании такие слова, которые говорят,что за грехи человеческие природа «стенает и мучается». Эти мучения и выражаютсяприродными катаклизмами.
 - «Можно ли будетв следующем году в ночь с 31-го декабря на 1-е января посетить Божественнуюслужбу в любом храме нашей Епархии?»
 - Очень приятно,что людям понравилась возможность встретить Новый год в храме. В этом году во многих храмах совершались богослужения, молебны, Литургии. И люди, которые не хотели находиться в эпицентре новогодних увеселений и шума, смогли провестиэту ночь в молитве, в церковной жизни. Люди молились о том, чтобы Господь даровалнам прожить наступающий год в благочестии, в страхе Божием, в добродетельнойжизни.
 - Звонок в прямойэфир от Татьяны: «Владыка, подскажите. У меня отец умер от ракового заболевания28-го числа, и дней за двадцать до смерти к нам приходил батюшка, исповедовал,причастил умирающего. За четыре дня до смерти снова его исповедовал, но грехиза отца писала мама. Правильно ли это?»
 - Конечно.Ведь ваш отец, наверное, сознавал свои грехи, каялся в своей душе о своих грехах.Очень хорошо, что он сподобился такой чести, что перед смертью смог исповедаться,пособороваться и причаститься. Это великое дело. Дай Бог, чтобы Господь принялего молитвы, покаяние и вселил в Селения Праведных.
 - СпрашиваетМария: «Хочу второго ребенка, но муж против, говорит, что нет средств на еговоспитание. Кому молиться, чтобы все разрешилось?»
 - Если нетжелания рожать детей, то не надо жить вместе, как муж и жена. Святитель ИоаннЗлатоуст говорит, что когда супруги живут вместе не с целью деторождения, то это есть грех. Поэтому, если не хочет человек совершать грех, то надо жить вместе,жить ради деторождения. Тогда Господь поможет содержать ребенка материально.Наши предки не думали, как сегодня думают некоторые: как кормить и одевать ребенка.Они всех детей рожали, даже при худшем, чем у нас, материальном положении, находиливозможность кормить, одевать и воспитывать своих детей. И все было хорошо. Поэтомусмущаться и бояться, что не на что будет содержать ребенка, не надо. Это ложныйстрах, который надо преодолевать. Нужно не идти на грех, а стремиться к добродетельнойжизни, к которой нас призывает Господь. Ибо жена спасается деторождением, а муж спасается тем, что добывает своим трудом хлеб и содержит семью.
 - Еще один звонокв прямой эфир: «Владыка, благословите добавить к Вашему ответу такие слова.Вы говорили, Владыка, что существует сегодня такой миф: «Зачем плодить нищету?».Я тоже считаю, что все это мифы, а на самом деле просто нежелание людей рожатьдетей. В моей семье пока два ребенка, одному 2, 5 года, другому четыре месяца.И после рождения второго ребенка мы не испытываем трудностей в его содержании.Вещи и одежда остались от первого, плюс мы, молодые прихожане, помогаем другдругу.
 - Дай Богздоровья вам и вашим детям. Спаси вас Господи, что поддерживаете такое направление,чтобы в православных семьях было много детей. Нам как-то даже неудобно, что мы живем в православной стране, но не по-православному. Святейший Патриарх говорит:Как это так!? Почему в нашей стране совершается так много детоубийств? – многиелюди не дают себе отчет, что совершают страшный, смертный грех убийства ребенкаво чреве. Если мы будем бояться Бога, то не будем бояться и рожать детей!
 - СпрашиваетЕлена: «Владыка, дерзновенно прошу помолиться за меня, многогрешную Елену. Господьпопустил мне помимо раковой болезни, в меня вселилось «гнилое слово», котороемешает мне. В церковь не хожу, так как не встаю».
 - Все равнонадо будет преодолеть это состояние и молиться, несмотря на то, что есть какие-то мысли, которые мешают чистосердечной молитве. Но молиться нужно, чтобы черезэто очистить свой ум, свое сердце от грязных слов или мыслей. Нужно молиться,чтобы Господь через молитву освятил и укрепил, чтобы дал силы нести до концасвой крест, тяжелый крест болезни. Нужно молиться, чтобы эта болезнь была во очищение души от грехов, и чтобы в иной мир уйти с чистой душой, и там Господьза это страдание, за это долготерпение введет в Царство Божие, в обители небесные.Нужно стараться молиться, чтобы Господь даровал донести этот крест до конца.
 - Ольга позвонилана радио «Воскресение» с такой просьбой: «Владыка, почему бы священникам перед началом постов не читать проповеди о крестном знамении, о поклонах и другихособенностях постного времени? Люди часто не знают этих правил и нарушают их».
 - Мы стараемсяв начале каждого поста говорить о значимости поста, о том, как нужно поститься.В наших газетах мы тоже пишем о трапезе постной. И в наших теле- и радиопередачахговорим об этом. Конечно, будем стараться говорить и в храмах, чтобы люди знали,как поститься, и знали все правила постной жизни.
 - СпрашиваетАндрей: «Владыка, скажите: где находится грань, за которой обсуждение человека,переходит в осуждение?».
 - Во-первых,нужно критически относиться к себе, себя осуждать. Святые отцы говорят, что осуждать нужно себя, думать, что ты хуже всех. Других же нужно оправдывать,не осуждать. Осуждение получается тогда, когда мы твердо говорим, что человек,например, лжет. Осуждение получается тогда, когда мы непосредственно определяем,какой есть человек. Если мы говорим, что он подвергается некоторым слабостями искушениям, то мы рассуждаем об этом. А если мы говорим прямо, то это естьуже осуждение.
 - Звонок в прямойэфир от Наталии: «Владыка, я хочу продолжить тему о детях. Моя дочь часто летаетза границу, сейчас она снова там. И вчера она мне позвонила и говорит, что за границей очень много детей из России, их продают иностранцам. Она сказала, что даже из нашего города вывезли мальчика, его звали Егорка, ему был год, а теперьего будут звать то ли Джон, то ли еще как-то. Очень грустно, что так происходит:таких ангелочков увозят из страны. За границей, большая проблема с деторождением,а у нас, получается, такой проблемы нет. И наших детей вывозят. Владыка, как Вы думаете, что надо сделать, чтобы прекратить вывоз наших ангелов, чтобы ониоставались у нас?».
 - Это оченьбольшая проблема. Нам очень неприятно слышать, что много детей увозят за границу.Святейший Патриарх призывает нас к тому, чтобы мы, православные люди, взялик себе, в свои семьи, этих брошенных детей. К сожалению, много матерей, которыепо своей глупости, нерадивости совершают такое преступление, что бросают своихдетей. И потому много детей остаются без родительской ласки, без семейного уюта.Вот этих детей желательно, во искупление своих грехов, которые мы совершаем,взять в свои дома и воспитывать их в духе Православия, в духе благочестивойжизни. Если нет возможности брать детей домой, то можно хотя бы навещать их в детских домах, облегчать им жизнь, с ними находиться, чтобы они почувствовалитеплоту, увидели любовь. Если мы так будем делать, то за границу дети наши не попадут, они останутся у нас и будут полезными нашему обществу.
 - Звонок в прямойэфир: «Я давно обращаюсь в Миссионерский отдел, чтобы взять под опекунство детскийдом № 16. Но мне никак не дают ответа».
 - Мы можемвзять под духовное окормление детский дом, чтобы помогать духовно, а иногдаи материально. Мы можем так сделать, если представителей нашей Церкви будутпускать в этот детдом. Если вы знакомы с людьми, которые отвечают за этот детскийдом, то мы можем организовать это окормление.
 - «Если по ошибкев записке имя человека записали «за упокой» вместо «за здравие» и записки ужепрочитали за Богослужением, то что делать?»
 - Надо покаятьсяперед духовником и надеяться на милосердие Божие, что Господь знает каждогоиз нас и знает наши нужды, знает наше состояние, в котором мы находимся. Нужнонадеяться, что Господь воспримет нашу молитву как молитву о здравии того человека,и он будет окружен благодатью Божией в этой жизни.
 - «Если в постприглашают на праздник, то можно ли идти? Приглашают на воскресенье».
 - Если праздникпроходит в благочестивой атмосфере, так, как положено православному христианину,то, конечно, можно. А если там совершаются неприличные торжества, то лучше отказываться.
 - «Когда можноосвящать дом после смерти человека, который при жизни пил, дрался и ругался?»
 - Можно освящатьв ближайшие дни после погребения.
 - «Мой муж сломалнательный крестик, купил новый. Что делать со старым?»
 - Старыйкрестик можно сохранить, оставить на память.
 - «В день рожденияположено прийти в храм, но нужно идти на работу. Можно ли отложить посещениехрама на воскресенье?»
 - Можно.
 - «Мама былаправославной. Ее звали Станиславой. А в храме говорят, что такого имени нет.Как ее поминать?»
 - Всех, ктобыли крещены и были названы в крещении неправославным именем, нужно записыватьв церкви под тем именем, какое есть.
 - «Нужно ли поминатьусопших в нескольких храмах, или можно в одном?»
 - Можно поминатьв разных храмах. Есть такая практика, когда люди поминают своих усопших в несколькиххрамах, до сорока храмов. Думаю, что поминание усопшего в нескольких храмахочень полезно, когда творится сугубая молитва о душе, которая находится в тяжеломположении, когда она покинула этот мир.
 - «В акафистеИмператору Николаю Второму есть слова, которыми он называется искупителем. Некоторыелюди вообще называют Царя искупителем грехов. Правы ли они?» – спрашивает Дарьяиз Екатеринбурга.
 - Не правы.У нас есть один Искупитель всего мира, всего человечества – Господь наш ИисусХристос. И поэтому никто из людей не может быть искупителем. К сожалению, некоторыелюди в пафосе, что ли, канонизации Царской Семьи возвышали Императора до высотыспасителя всего русского народа, всей России. На самом деле он не может бытьтаким, а только может быть молитвенником перед Богом о России. Мы молимся ЦарюНиколаю, чтобы он умолил Бога даровать нам спасение, жизни вечной.
 - СпрашиваетИгорь из поселка Бобровский: «При Епархии был создан недавно Спортивный отдел.Но ведь в Писании нигде не сказано, чтобы люди занимались спортом, следили за красотой своего тела. Почему возникают такие разногласия со Священным Писанием?».
 - Нет никакихразногласий. Мы смотрим на людей, которые уже занимаются спортом. Мы должныидти к ним, чтобы дать им духовное направление в жизни, чтобы они, занимаясьспортом, укрепляя свое тело, были здоровы и душой. Будем ли мы среди них или нет, они все равно будут заниматься спортом. Поэтому наша задача помочь им,укрепляя свое телесное здоровье, укрепить и свою душу, чтобы стать добродетельными,милосердными и любвеобильными. Спортивный отдел создан для того, чтобы помочьспортсменам ту силу, которую они аккумулируют в своих занятиях, применять во благо ближнего. Вот какая наша задача.

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина Ефремова. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна Пепеляева.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 
 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил с избранием новый состав Екатеринбургской городской думы

 Екатеринбург,1 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Свойглавный документ — мандат, получили новоизбранные депутаты Городской Думы Екатеринбургачетвертого созыва.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс