Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Архитектурные творения мастеров прошлого принято сравнивать с музыкой или поэмой, застывшей в камне. Старые здания – страницы книги, листая которые, мы знакомимся с прошлым родного города, родного края, нашей Отчизны.
В современном Екатеринбурге сохранилось не так много свидетельств начала его строительства, рождения его 280-летней истории. Однако, из старинных документов известно, что формировался наш город как крепость-завод и одновременно как горнозаводское поселение.
На первых порах архитектурный облик его имел несколько суровый казарменный вид. Для возведения зданий использовалось в основном дерево – самый дешевый строительный материал. В ходу также были мазанковые конструкции: песок и глина помещались в деревянный каркас, образовывая стены строения, фундамент которого зачастую был каменным.
Мазанковым был и первый городской храм во имя Святой Екатерины – ровесник нашего города. Обшитое тесом здание снаружи и внутри было обмазано глиной и побелено известью «под камень», что выделяло «знатное строение» среди прочих. Вокруг Церковной (восточной) площади, на которой стоял храм, строились деревянные одноэтажные жилые дома священнослужителей, чиновников, военных.
Храмы, производственные постройки и жилые дома из камня стали появляться в Екатеринбурге во второй половине XVIII века. В 1750–1770-х годах были возведены Иоанно-Златоустовский храм, загородный Свято-Духовский храм, а также каменный храм во имя Святой Екатерины на левом берегу городского пруда.
В 1745–1747 годах на Торговой стороне, на Главной площади Екатеринбурга, был выстроен Богоявленский Кафедральный собор, а в 1798 году на Вознесенской горке был заложен каменный храм в честь Вознесения Господня.
В числе авторов уникальных архитектурных творений были уральские зодчие, выпускники Академии художеств М.П. Малахов, И.И. Свиязев, А.З. Комаров, А.П. Чеботарев и другие.
Выдающимся зодчим Екатеринбургских заводов был Михаил Павлович Малахов (1782 – 1842). Он родился в на Украине, в Черниговской губернии. Окончил Академию художеств с аттестатом первой степени и с наградной шпагой. Малахов участвовал в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров и других зданий Санкт-Петербурга. Под руководством академика Академии художеств, бывшего крепостного графов Строгановых А.Н. Воронихина, Малахов трудился на возведении знаменитого Казанского собора северной столицы.
В 1805 году Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где работал в качестве «казенного архитектора» в течение 10 лет. В начале 1815 года, «по объявленному желанию», М.П. Малахов поступил архитектором на Екатеринбургские заводы.
Последующие 27 лет, до конца своей жизни, М.П. Малахов проектировал и строил здания в Екатеринбурге и других городах Урала. Более ста построек, созданных по его проектам, украшают многие города и заводы нашего края. Он создал целую архитектурную школу. Работы его учеников и помощников З.Гуляева, И.Галкина, Ф.Пролубникова отличались высоким архитектурным мастерством.
Многие здания и сооружения Екатеринбурга отмечены особым «малаховским» почерком. Это лучшие постройки в стиле классицизма в Екатеринбурге – контора Верх-Исетского завода (1820), ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824–1826), горная аптека (1820–1821), здание Главного горного правления (1833–1835), Александро-Невский храм (1838–1852), обсерватория (1834).
Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление «высочайше апробованного» генерального плана Екатеринбурга, составленного в 1804 году. По этому плану было предусмотрено значительное увеличение территории города, упорядочение застройки городских окраин. План предлагал строгую прямоугольную сетку, в которой было 335 кварталов. Центром города оставалась старая его часть, с Богоявленским Кафедральным собором на Главной площади. Важной особенностью нового плана была реконструкция и расширение Главного проспекта, а также создание новых площадей – Сенной, Хлебной и других.
В 1810 году генеральный план Екатеринбурга был доработан – петербургским архитектором министерства внутренних дел В.И. Гесте. Он отметил, что центральные площади Екатеринбурга придают «сей сосредоточенной части города необходимую красоту и удобство», и что «новые кварталы местами приведены в регуляторство и назначены приходские площади с церквами». В таком виде план был представлен императору Александру I, который высочайше утвердил его 22 февраля 1829 года.
Учитывая интересы духовенства и купечества, в план Екатеринбурга с равномерными по площади городскими кварталами были внесены значительные изменения. Так, огромная территория (более десятка кварталов), была выделена для строительства в юго-западной части города Ново-Тихвинского монастыря. На северном склоне Вознесенского холма раскинулась усадьба Расторгуевых-Харитоновых.
Характерной особенностью храмовой архитектуры середины XVIII – начала XIX веков была строгость композиции зданий, немногочисленность и сдержанность их декоративных украшений: портиков и колоннад. Фасады зданий оштукатуривались и окрашивались устойчивой краской теплой охристой гаммы, декоративные же элементы оставались белоснежными. Храмы уральской столицы удивительно красивы были и в летние солнечные дни, и на фоне хмурого осеннего неба, и в окружении зимних сугробов.
Церкви Екатеринбурга возводились в лучших традициях русского зодчества – на самых возвышенных или открытых местах, на площадях. Они становились архитектурными доминантами, придавая законченность облику «богоспасаемого града святой Екатерины».
Каменные дома, утопавшие в зелени садов и парков, сверкавшие белизной колоннад и портиков, казались настоящими дворцами. Красоту городских улиц, садов и парков подчеркивали сверкавшие золотом купола храмов и часовен.
Путешественники, посещавшие Екатеринбург, обязательно поднимались на вершину Вознесенского холма. Отсюда открывалась панорама города во всей его красе.
Именно эту панораму описал Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем знаменитом романе «Приваловские миллионы»:
«…Вид на город был очень хорош и приятно для глаз блестел своими садами и ярко расписанными церквами. Это был бойкий сибирский город, совсем не походивший на своих «расейских» братьев. Видно, что жизнь здесь кипела ключом на каждом шагу. В густом сосновом бору, который широким кольцом охватывал город со всех сторон, дымилось до десятка больших фабрик и заимок…»
Построенный в конце XVIII века каменный Вознесенский храм увенчал собой горку, которая в честь него стала называться Вознесенской. Колокольня храма возвышалась над стоящими слева и справа от нее нарядными каменными строениями – усадьбой Расторгуевых-Харитоновых и стоящим напротив нее домом купца Зотова.
Центральный придел и колокольня храма до наших дней сохранили декоративные детали стиля так называемого «уральского барокко» — карнизы, оконные наличники, необычные детали – «кокошники», венчающие фасад.
Ансамбль Вознесенской горки стал одним из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга конца XVII – начала XIX века. И вплоть до начала XXI века, до возведения Храма-памятника-на-Крови, Вознесенский храм оставался главной архитектурной доминантой восточной части центра нашего города.
На юго-западе Екатеринбурга в конце XVII века велось интенсивное строительство комплекса зданий Ново-Тихвинского женского монастыря. Оно продолжалось в течение всего XIX века. В первой половине столетия выросла большая часть монастырских построек – пять храмов, келии сестер, помещения мастерских.
В конце XIX века возведен шестой храм обители, здания больницы и богадельни. Монастырская территория, украсившаяся роскошным садом, была обнесена каменной стеной с круглыми башенками по углам.
Храмы и другие монастырские постройки группировались в юго-восточной части территории, принадлежавшей Ново-Тихвинской обители. Вход в монастырь с надвратным Введенским храмом носил название «Святых ворот». По обеим сторонам главного проезда симметрично располагались Феодосиевский храм и храм во имя Пресвятой Богородицы. При входе в монастырь – Успенский храм и храм в честь Всех Святых. Севернее основных построек высился главный храм обители – грандиозный пятиглавый собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Он был сооружен по проекту М.П. Малахова в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Четкая выверенность пропорций, архитектурная гармония куполов с вертикалью колокольни – все это сделало Александро-Невский собор одним из красивейших зданий Екатеринбурга.
По окончательном завершении строительных работ Александро-Невский собор стал настоящей жемчужиной столицы Урала. Храм, с его величественными куполами, многоярусной колокольней, был окружен зеленой листвой деревьев и кустарников ухоженного монастырского сада, обрамленного каменной оградой. Выложенная из кирпича и гранита, ограда придавала особую живописность всему монастырскому ансамблю.
За пределами территории обители, на углу Александровского проспекта и улицы Уктусской (ул.Декабристов и ул.8 Марта), находился принадлежащий монастырю дом для священнослужителей. Дом существует и поныне. Его легко можно отличить по «встроенной» в угловое двухэтажное здание восьмигранной каменной часовне с куполом в виде полушария.
Комплекс зданий Ново-Тихвинской обители стал естественным завершением Александровского проспекта. Архитектурный монастырский ансамбль украсил собой юго-запад нашего города, бывший дотоле невзрачной болотистой окраиной.
В XIX веке в Екатеринбурге продолжалось интенсивное строительство каменных зданий. На правом берегу городского пруда выросли строения Гостиного двора, Главное горное правление, здание горного училища с домовым Свято-Афанасиевским храмом. Ансамбль правобережья городского пруда завершал силуэт Богоявленского Кафедрального собора на Главной площади, который как бы «перекликался» с храмом во имя Святой Екатерины, стоявшем на левом берегу водоема.
Здание каменного двухэтажного четырехпрестольного Богоявленского Кафедрального собора украшало Главную площадь нашего города с 1771 по 1930 год. Высота пятиярусной колокольни с девятью колоколами была 66 метров, а самый большой колокол весил более 5 тонн. В 1860-е годы с западной стороны Кафедрального собора была устроена новая высокая галерея, в которой располагалась лестница в верхний храм. В куполе над лестницей размещалась ризница, где хранилось несколько ценных панагий, крестов и Евангелий, украшенных уральскими самоцветами, напрестольные серебряные и топазовые кресты и многое другое. К особым достопримечательностям храма в честь Богоявления относился крест с частицами святых мощей 28 угодников Божиих, привезенный из Киева. В 1820 году крест был вложен в пожертвованную купцом Бреневым икону с изображением ликов этих святых.
Каменный двухэтажный четырехпрестольный храм во имя Святой Екатерины, покровительницы нашего города, заложенный 27 августа 1758 года, был освящен в 1768-м. Как главному храму Екатеринбургского горного округа, с момента закладки указом Священного Синода ему был присвоен соборный статус. Собор, построенный по проекту архитектора Иоганна Миллера и Афанасия Кичигина, был возведен в духе «уральского барокко». Трехъярусная колокольня имела высоту 55 с половиной метров. В главном приделе находился девятиярусный золоченый иконостас, содержавший 69 икон. В Екатерининском храме пребывала часть мощей Симеона Верхотурского в серебряной раке. В числе богослужебной утвари были топазовый потир, дискос и звездица; массивная дарохранительница, украшенная драгоценными камнями.
В середине XIX века на пересечении Покровского проспекта (ул.Малышева) и Уктусской улицы (ул.8 Марта) были построены два церковных здания – Максимилиановский храм, или «Большой Златоуст», а невдалеке от него – храм в честь Сошествия Святого Духа, «Малый Златоуст».
К сожалению, многие старинные храмы нашего города ныне безвозвратно утрачены для поколений уральцев «стараниями» богоборческой власти. В 1920–1930-х годах взорван Екатерининский каменный храм, разрушен Богоявленский Кафедральный собор на Главной площади; нет уже ни Большого, ни Малого Златоуста; много десятилетий назад по приказу городской власти был разобран красивейший храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Казанская» в Нижнеисетске.
Пока еще находится в поругании храм в честь Успения Божией Матери на ВИЗе, бывший главным храмом Верх-Исетского завода. В этом храме до сих пор располагается одно из подразделений хлебокомбината, а печи для булочек и пирожных установлены прямо в алтаре.
Под светские нужды заняты и помещения многих домовых храмов в старинных зданиях. Например, в бывшем здании городской богадельни с домовым Свято-Никольским храмом располагается ныне музей изобразительных искусств, а Успенский кладбищенский храм и другие постройки Ново-Тихвинской женской обители до сих пор находятся в ведении Окружного военного клинического госпиталя №354.
Однако с каждым годом все больше жителей нашего края осознает, что Церкви необходимо вернуть всё принадлежащее ей по праву.
Хорошо понимает это руководство Уральского государственного горного университета во главе с ректором Николаем Петровичем Косаревым. Горняки взялись за восстановление полуразрушенного студенческого домового храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Реставрационные и строительные работы ведутся на пожертвования выпускников горного вуза разных лет, а восстанавливает молитвенное помещение своим трудом нынешнее поколение студентов.
История нашего города не закончена. Новые страницы в нее впишут грядущие поколения. И от нас зависит, как сделать так, чтобы Екатеринбург, стремительно обретающий черты «ультрасовременного» города XXI века, в то же время не утратил своей самобытности, не утерял своих исторических корней.
Каждый из нас, жителей уральской столицы, должен чувствовать ответственность за наследие, оставленное нашими предками – прекрасные, величественные и скромные старинные здания, которые необходимо всем миром беречь и охранять.
Историческое прошлое нашего города, летопись его старинных храмов и часовен – та крепкая духовная опора, на которой только и можем мы возрождать и строить истинно благочестивую жизнь по заповедям Господним.
Наталья Зырянова
Читатель«Православной газеты» Анатолий Михайлович Верховский готовит к изданию книгу«Мариина тетрадь» — воспоминания Марии Стакановой, духовной дочери старца СевастианаКарагандинского. При издании этой книги обнаружилось, что в ней есть свидетельствооб иконе Спасителя «Бодрствуйте», которая находится в этой книге.
Екатеринбург,11 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 11марта 1726 года состоялось важное событие в истории Екатеринбурга — освящениепервого городского храма во имя Святой Екатерины.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.