Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Читатель«Православной газеты» Анатолий Михайлович Верховский готовит к изданию книгу«Мариина тетрадь» — воспоминания Марии Стакановой, духовной дочери старца СевастианаКарагандинского. При издании этой книги обнаружилось, что в ней есть свидетельствооб иконе Спасителя «Бодрствуйте», которая находится в этой книге.
Образ был послан в Верхотурье примерно в 1963 году старцем Севастианом, и сейчасместонахождение иконы неизвестно. Может быть, есть люди, которые помнят что-либоиз истории этого образа, а кто-то может и указать его нынешнее местонахождение?Более подробно о святой иконе рассказано в послесловии к «Марииной тетради»,которое и предлагается вниманию читателей.
Послесловиек «Марииной тетради» оказалось написать необычайно тяжело и сложно, и именноэто обстоятельство делает послесловие необходимым, потому что, может, кого-то еще заинтересуют мои размышления над этой тетрадью. Говоря о «Марииной тетради»,не получается ограничиться несколькими банальностями на тему «высокой духовности»,ибо ее воистину высокая духовность имеет конкретное выражение. Марии удалосьто, что мало кому вообще удается. Мария написала о любви. Да, именно так, еезаписки – это своеобразная поэма о любви. Поэма о любви во Христе, о любви Христовой,которая соединяла воедино маленькую общину в Караганде вокруг благодатного старца,«батюшки Севастиана», как называет его Мария.
Никаких собственныхвыводов Мария не делает, никаких рекомендаций или поучений не дает, то и другоенужно додумывать самому, поэтому так трудно и далось это послесловие. Послепрочтения «Марииной тетради», отчетливо представляется, почему главная заповедьХристианства – «Любите»! Эта заповедь была главным смыслом, главным содержаниемжизни общины в условиях пресловутой «советской власти» когда мiр смог открытоополчиться на Христа и Его Церковь.
Ведь этазаповедь успела превратиться в банальность, которая произносится походя, без осмысления. Но эта заповедь дала возможность выжить общине, и иного не дано– и не только для тех времен, а для любых. Не задумываться о содержании этойзаповеди мы могли позволить себе в «Константинову эпоху», в эпоху (которая закончиласьпосле свержения «проклятого царизма»), когда Церковь была под надежной защитойвласти, точнее Власть и Церковь находились в органичной симфонии. Сейчас инаявласть, иные времена, и никто не удерживает мiр, чтобы вновь не были организованыте же или еще более жестокие гонения на Церковь Христову. Мы не должны обольщаться,ибо мiр был, есть и будет враждебен Христу – «Если мiр вас ненавидит, знайте,что Меня прежде вас возненавидел ».
* * *
Никакихвнешних, т.е. привычных, признаков монашеской обители там, в Михайловке, в которойобосновался старец Севастиан со своими духовными чадами, и близко не было, –да и кто бы им это позволил! Обитель была, но не внешне, а внутренне, и подвигисовершались, но тоже как-то незаметно для внешнего взгляда. Люди, чада батюшкины,жили, точнее, выживали, как вся страна, но выживали в сопротивлении озверению,на которое толкала, к которому вынуждала государственная власть, принявшая в 1917 году звериный облик.
Если решитьсяна обобщения, которых у Марии нет, то становится понятно, как устояла Россияи почему ее пришлось завоевывать вторично в 1991 году. Не один ведь батюшкаСевастиан был в России, не один он свидетельствовал о Христе своею жизнью, а в случае необходимости и своею смертью, – была «сетевая структура», в которуюбыла объединена Церковь. Не было никакого внешнего сопротивления властям, никакойполитики. И проповеди Слова Божия тоже не было (а кто бы позволил «поповскуюпроповедь»!), была жизнь во Христе, всего то. Мы лишний раз убеждаемся, что Православие – это не учение, в обычном понимании слова, вроде арифметики или географии, которое можно вызубрить по книжке, ибо это не учение о жизни, а самажизнь. Именно такая жизнь и была свидетельством о Христе, ибо Он Сам сказало Себе: Я есмь Путь и Истина и Жизнь».
* * *
Теперь немногоо содержании «Марииной тетради». Как уже говорилось, это поэма о любви, о великойлюбви, которой была связана воедино община батюшки Севастиана, и которой преисполненасама Мария. Все это смог распознать другой известный старец – схиигумен Савва,когда к нему в Псково-Печерскую обитель приехала Мария. Встреча с известнымстарцем отцом Саввой – одно из наиболее остро переживаемых Марией состоянийрадости. С описания этого приезда начинается «Мариина тетрадь». То, как старецее встретил, как для беседы с ней зашел на кухню, где она вместе с послушницамиобители чистила рыбу, преисполнило ее великой радости. Но заметим, радоваласьона не за себя, а за батюшку Севастиана, за то, что и великий старец с такою же любовию относится к нему, как и она сама.
Мария пишеттолько о любви, поэтому мною и названа ее тетрадь «поэмой о любви», хотя внешнеее записки менее всего похожи на изысканное литературное творение, к которомуотносит литературная традиция произведения определенного жанра и стиля, но этотолько внешне. У высокой поэзии, как и высокодуховной литературы, есть односвойство – цельность, оно проявляется в том, к примеру, что из текста нельзяничего убрать и невозможно ничего добавить, невозможно пересказать «своими словами»,чтобы при этом не исказить содержания. Так и в «Марииной тетради» нельзя ни убавить, ни прибавить, ее нельзя переложить «литературным языком», не тольков основном тексте, но даже в подписях к фотографиям. «Мариина тетрадь» можетбыть издана только так, как она есть. Попросту говоря, в «Марииной тетради»нет незначащих мест.
Сам батюшкаСевастиан никаких своих собственных письменных свидетельств не оставил. «Мариинатетрадь», по сути дела, есть свидетельство его духовного опыта, только изложенноене им самим, а Марией, ибо она была его духовной дочерью и осталась таковой.Ведь батюшка Севастиан ныне прославлен Церковью, что означает, что он соединилсяс Богом в Его любви, и с ним же в этой же Христовой любви соединяется Мария,поэтому Мария излагает не только и не столько свое, сколько Севастианово. Поэтомухотелось бы закончить послесловие свидетельством от батюшки Севастиана, которое,кажется, иным путем, кроме как через «Мариину тетрадь», достичь нас не смогло бы.
* * *
В «Мариинойтетради» приводится случай, описанный ею очень кратко, вскользь, он имеет непосредственноеотношение к нашей Екатеринбургской епархии, но его значение более обширно.
Мария пишет,как в начале 60-х годов из города Верхотурья приехал священник и бухнулся в ноги батюшке Севастиану. Дело было вот в чем: церковь в Верхотурье обложилинеподъемным налогом, с угрозой закрыть ее, если налог не будет уплачен в срок.И закрыли бы, но неожиданно батюшке пришел перевод на сумму, которую необходимобыло уплатить. Перевод послал батюшка Севастиан. Священник этого храма и приехалс благодарностью.
Напомню,что в начале 60-х годов по всей стране закрывали храмы, используя любые методы.Непосильный налог был одним из них. Таким способом «либерал» Хрущев закрыл около15 тысяч храмов, т.е. две третьих из оставшихся от «людоеда» Сталина примерно22-х тысяч. К 1988 году храмов осталось только около 7 тысяч (статистика приводитсяпо памяти, может оказаться неточной, хотя и не принципиально). Небольшая кладбищенскаяцерковь в Верхотурье оказалась в числе оставшихся, ее так и не закрывали. Произошлоэто благодаря помощи от батюшки Севастиана.
Так и на нашей епархии отразился отсвет от великой святости Оптиной пустыни, ибо в Караганде,как это уже отмечено в предисловии к настоящему изданию, возник маленький ее«филиал». Есть и знак, запечатлевший это событие, или, точнее, должен быть где-то в этой церкви. Батюшка Севастиан пожаловал священника иконою Спасителя. Иконанеобычной иконографии, стало быть, легко узнаваема. Возможно, она до сих порнаходится в том же храме.
То, что этоне набор случайностей (включая и «случайность» фотографии той иконы в тетради,и прочих «мелких» обстоятельств), а подлинное чудо, сомнений быть не может.Батюшка Севастиан помог храму в Верхотурье, причем, скорее всего, он до этогои о городе таком никогда в жизни не слышал. Прислал ту именно сумму, какую нужно,не больше и не меньше. Помог он Верхотурью, а не какому-то иному городу, хотяпо всей стране стон стоял, но был избран именно этот город.
Батюшка Севастианисполнял не свою волю, а волю Господню, в чем и состоит содержание чуда. И помощь,оказанная Верхотурью, – не от силы человеческой, а от Силы Божией и от Его Премудрости.Прошло 40 лет, как икона от батюшки Севастиана по воле Божией явилась на нашуземлю, и, очевидно, подошел срок ее повторного обретения. Икона названа: «Бодрствуйте».Это название, по-видимому, связано с содержанием 24-й главы Евангелия от Матфея,в которой говорится о конце мiра: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет ». Затем, имеет значение и иконография иконы:на фоне русского пейзажа с елями изображен крест, а перед ним, на переднем плане– Христос.
Значениеэтого чуда имеет гораздо более общий характер, чем чудо для отдельного храмав Верхотурье, и даже для нашей епархии в целом. Хотелось бы понять значениеэтого чуда, или хотя бы приблизиться к этому пониманию.
Для началавспомним слово Святого Серафима Саровского о том, что «спасайтесь сами, и тысячивокруг вас спасутся». Батюшка Севастиан, спасаясь сам, помогал спастись своейобщине, – но, как видим, не только ближним, из своей общины, из своего города,но и весьма дальним, ведь до Караганды от Верхотурья не менее тысячи километров.И немало народу спаслось в Верхотурье и его окрестностях благодаря тому, что батюшка Севастиан помог сохранить храм от закрытия. Однако, говоря о дальних,мы должны иметь в виду не только пространство, но и время. Ведь с того времени,как он по Божией воле послал икону Спасителя в Верхотурье, прошло более 40 лет.Как мы знаем, всякое дело, совершенное сегодня, отдается эхом завтра, да бываеттаким могучим, что многократно превосходит по значению само дело. Тем более,что это дело совершилось по воле Божией, как чудо.
О том, что сообщает нам Господь обретением этого образа, можно будет говорить, когда совершитсяего обретение. Есть, по-видимому, непосредственная связь между этой иконой и Русской Голгофой, но рассмотрение этого вопроса превратит послесловие в целыйтрактат, поэтому подождем вторичного обретения этого образа.
Раб Божий Анатолий
Екатеринбург, 14 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Две новые выставки, организованные Отделом культуры Екатеринбургской епархии, откроются в художественной галерее Храма-на-Крови.
Архитектурные творения мастеров прошлого принято сравнивать с музыкой или поэмой, застывшей в камне. Старые здания – страницы книги, листая которые, мы знакомимся с прошлым родного города, родного края, нашей Отчизны.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.