Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (329) → Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископа Викентия и епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в студии телеканала Екатеринбургской епархии «Союз» 11 февраля 2005 года

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископа Викентия и епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в студии телеканала Екатеринбургской епархии «Союз» 11 февраля 2005 года

№8 (329) / 22 февраля ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 24 февраля, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».

 -Владыка Климент, Вы приехали для участия в форуме «Духовно-нравственные основыдемографического развития России.

Уральский регион». Каково Ваше мнение о демографическойситуации в нашей стране.
 Владыка Климент:

 - Демографическаяситуация сегодня немного печальная, по той причине, что на протяжении уже довольноприличного времени уменьшается наше население. Сокращение началось в семидесятыегоды, когда стало меньше рождаться россиян, которые бы потом вырастали и занималирабочие места. Но в девяностые годы произошел демографический обвал. В Россиирождалось всего миллион с небольшим детей. И, несмотря на то, что 200–300 тысяччеловек приезжали ежегодно в нашу страну, население России сокращалось на 700–600тысяч человек, а в некоторые годы на целый миллион. Мы за последние пятнадцатьлет потеряли 9 миллионов человек! Причин этому очень много. Во-первых, у насочень короткая продолжительность жизни, средний возраст жизни мужчины – 58 лет.Разные причины влияют на это. У нас каждый год около 40 тысяч человек гибнетв результате дорожно-транспортных происшествий, в основном гибнут трудоспособныелюди. Каждый год от наркомании умирает примерно 30 тысяч человек. Каждый годсмерть забирает несколько сот тысяч человек, убитых алкоголем или болезнями,вызванными употреблением не только крепких напитков, но и пива. Это все люди,которые должны бы работать. Но самое страшное, самая большая проблема в том,что в нашей стране ежегодно совершается от 2 до 3-х миллионов абортов. Убиваютсяв утробе матери те, кто должны бы стать Ломоносовыми, Менделеевыми, Пушкиными,защитниками нашего Отечества… Убиваются те, кто должен заботиться о пожиломпоколении. Это все приводит к трагической ситуации.
 - Владыка, но ведь матерям тяжело растить детей. Как быть?
 Владыка Климент:

 - Да, естьэкономические трудности для матерей, семей, воспитывающих детей. Но эти трудностине у всех! Я скажу, что причина демографического кризиса кроется больше не в материальном. Благополучные западные страны тоже переживают демографическийкризис, коренное население там сокращается, а его замещают люди, которые приезжаютиз других стран, иммигранты. То же самое и у нас. Давайте вспомним послевоенныегоды, когда у людей было трудное материальное положение, когда страна находиласьв полуразрушенном состоянии. Но тогда семьи рожали детей – по три, четыре ребенка,и не боялись… Я рос в семье, и помню, как мы ждали зарплаты отца, чтобы купитьхлеба! Мы не думали об икре, хоть она и стояла на прилавках. И не одни мы такжили, и все было нормально. Прежде всего демографический кризис происходит от самосознания человека. Сейчас люди, которые начинают супружескую жизнь, планируютиметь машину, отдыхать за границей, но не думают о детях. Говорят, что еслии будут иметь детей, то одного, может, двоих. А для того, чтобы Россия поддерживаланормальную численность населения, каждая семья должна иметь не менее троих детей.
 Мы можемпосчитать: начиная с девяностого года самая высокая рождаемость была в 1456тысяч, притом большая детская смертность, много детей-инвалидов. И еще печальнаястатистика: по разным источникам, от одного до трех миллионов в нашей странедетей-беспризорников. А разве они в будущем будут способны создать семью, скитаясьпо помойкам, бомжуя? Это одно. Другое: у нас очень большая детская преступность.И опять, смогут ли эти дети создать семью? Если арифметически рассчитать: сколько же из миллиона четырехсот родившихся детей смогут создать семью? Сколько появитсядетей, если шестьсот тысяч семей будет создано. Для кого-то это, может, и хорошо,но для России – плохо! Чтобы россиянам удержать свою страну, нас должно быть160 или 180 миллионов. А если средняя продолжительность жизни – 58 лет, предложим,сколько у нас через 60 или 65 лет будет населения, если состоится всего 600тысяч браков каждый год? И в семье будут рожать по одному ребенку?… Тем, ктородились в 90-е годы, надо будет иметь в семье по четыре или пять детей, чтобыподдерживать нормальную численность населения.
 Церковь считает,что разрушение нравственности, проповедь на отдельных телеканалах вседозволенности,культивирование греха, – все это привело к печальной ситуации. Принцип, которыйнасаждался в 90-е годы, – «бери от жизни все!». Тогда внушали, что жить надодля себя, искать пути легкой жизни. Эти молодые люди вырастают и не думают о будущем России, о том, что останется после них. Они думают о том, чтобы прожитькак можно лучше для себя. Но совсем скоро мы почувствуем, что у нас недостаетработоспособного населения.
 В этом годумы отмечаем 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. После войны был «бум»рождаемости. В скором времени люди, родившиеся в послевоенные 1946/47 и последующиегоды, будут уходить на пенсию. А кто займет их рабочие места? Должны прийтите, кто родился в девяностые годы. Но мы каждый год теряли миллион! Значит,у нас не будет хватать миллиона человек, которые бы могли встать у станка, водитьмашины, стать инженерами, учеными…
 Есть в народепоговорка «свято место пусто не бывает». Вот и Россия – святое место – пустымне будет! Сюда приедут люди из других стран, с другой ментальностью, другимидуховными традициями. И мы тогда почувствуем всю тяжесть той проблемы, которуюмы сейчас переживем. На Дальнем Востоке уже возникают эти сложности. ЕпископЧитинский ставил вопрос на Архиерейском Соборе, когда мы встречались с Президентом,что уже большое количество китайцев живет в Читинской области, и не только там.Он ставил вопрос в том плане, что государство должно предпринимать какие-то меры, решать вопросы демографии. А пока в стране ничего не делается! Когда родителиполучают пособие на ребенка в размере 70-ти рублей в месяц… Что можно купитьна эти деньги? Носки? Но ведь ребенок не ходит в одних носках…
 - Уважаемый Владыка,Вы искренне обрисовали ситуацию. Действительно, сложно одеть, обуть и накормитьна такие деньги наших детей. Но все-таки Вы думаете, что, несмотря на трудности,нам надо рожать детей…
 Владыка Климент:

 - Я считаю,что, во-первых, государство должно принять какие-то меры. На форуме в Москвегубернатор Белгородской области предложил, чтобы матерям, родившим третьегоребенка, выплачивать сто или двести тысяч на его воспитание. Сам белгородскийгубернатор ввел своим распоряжением такую материальную поддержку матерям. Естьряд подобных программ в ряде регионов. У нас, в Калужской области, губернатортоже думает об этом. Он списывает 25 процентов кредита за квартиру, если в семьеродился второй ребенок; если третий – то еще 25 процентов; а если в семье рождаетсячетвертый ребенок, то и вовсе гасит кредит. То есть, если в семье четыре ребенка,то она может взять трехкомнатную квартиру бесплатно, за счет области. Следовательно,есть разные пути. Я думаю, что нужно повысить пособия на детей. Тем матерям,которые имеют, например, пятерых детей, должно быть особое внимание от государства.Раньше был орден «Мать-героиня», и сейчас нужно многодетных матерей поддерживать.Когда проходил демографический форум в Москве, Святейшему Патриарху подали записку:«Я имею двенадцать детей. Но мне никто даже спасибо не сказал. Я не прошу материальнойпомощи, пусть хотя бы как-то государство или Церковь обратят на меня внимание,– будет облегчен этот подвиг воспитания».
 Это однасторона. Другая состоит в том, что каждый должен задуматься. У нас же многолюдей, которые в состоянии воспитывать и трех, и четырех, и более детей, имеютдве машины, а ребенка одного, имеют квартиру и дачу, а думают – иметь или нетвторого ребенка. Это тем, кто плохо обеспечен, должна быть поддержка, а ведьесть люди, которые обеспечены и могут содержать детей. Мне как-то в Москве одинчеловек сказал: «Владыка, демография, это чисто экономический вопрос!». Я ответил:«Дорогой, у нас у подъездов появляется больше иномарок, чем детей»… Это былов Москве. А на деньги от покупки одной иномарки, можно вырастить одного ребенка.Если в Москве, не говоря уже о Екатеринбурге, на ребенка тратить пять тысячрублей в месяц, то в год это около шестидесяти тысяч рублей, всего две тысячидолларов. Иномарка стоит сорок, семьдесят, а то и больше тысяч долларов! А выраститьребенка до двадцати лет, дать ему достойное образование, имея такие деньги,легко.
 - Звонок от телезрителя:«Спасибо Владыка, что Вы поднимаете такие вопросы, как демография, они оченьважны. Но не кажется ли Вам, что их должно поднимать государство, а не Церковь?Ведь Церковь от государства отделена».
 Владыка Климент:

 - Абсолютноне кажется. Мы отделены от государства, но не отделены от общества. Каждый,живущий здесь, например, в Первоуральске, – потенциально наш прихожанин, и Церковьпризвана заботиться о нем. Если человек вынужден совершать аборт, совершатьгрех, то Церковь должна помочь, и если есть возможность, сохранить жизнь того,кого женщина носит в своей утробе. Сейчас ученые говорят, что уже в недельном,двухнедельном возрасте ребенок уже реагирует на те или иные моменты, происходящиес его матерью. Он тоже имеет право на жизнь, и Церковь должна его защищать и выступать за жизнь этого человека, пусть не родившегося еще. Когда мы защищаемобщество от этого греха, мы защищаем человека, потому что аборты приносят ещеи физический вред той женщине, которая идет на него. Церковь разве не должназаботиться о людях? Должна! Наша прямая обязанность – как раз социальная сферадеятельности.
 А то, что мы ставим вопросы перед государством… Церковь всегда была печальницей за свойнарод. Святейший Патриарх обратился к Президенту с этой проблемой по праву печальниказа русский народ. Мы должны думать о будущем России!
 - Хотелось быузнать, с кем Вы встречались на уральской земле? Как люди воспринимают ту информацию,с которой Вы их знакомите?
 Владыка Климент:

 - Думаю,о том, с кем я встречался, лучше расскажет Владыка Викентий.
 Владыка Викентий:
 - Мы встречалисьс губернатором нашей области, Эдуардом Эргартовичем Росселем. Когда ВладыкаКлимент говорил об этой проблеме, то глава области был полностью согласен с мнением Церкви. Он говорил, что это действительно самый важный вопрос в нашейжизни, что мы находимся на грани жизни и смерти нашего Отечества. Губернаторрассказал, что в нашей области что-то уже делается, есть некоторые результаты.Он уже ознакомился с документами, принятыми на форуме, и постарается вместес нами выполнить все принятые решения.
 Владыка Климентвыступил по нашему радио «Воскресение», отвечал на многие звонки, общался с жителями нашей области. Вопрос демографического кризиса широко обсуждается,люди озабочены этой проблемой. Причем, как мы говорили на «круглом столе» в резиденции губернатора, проблему демографии не может решить одно государство,или одна общественная организация, или одна Церковь. Нужно решать проблему в единстве трех сил, общественных организаций, Церкви и государства! Каждый в своем направлении, помогая друг другу, должен решать эту проблему – и в итогевсе трудности можно преодолеть, только нужно заинтересованное сотрудничество.
 - У нас сегодняв гостях Владыка Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Владыка, как в Вашей епархииобстоят дела?
 Владыка Феодосий:

 - Знаете,Тамбовский регион мало отличается от России, – проблемы, которые есть в нашейстране, затрагивают каждый регион, в том числе и Тамбовскую область. Затронуланас и демографическая проблема. Сегодня проводятся и в Москве, и в других городахфорумы, которые ставят проблему демографии. Общество начинает прислушиваться.Мы тоже на региональном, местном уровне так или иначе пытаемся решать эти вопросысовместно с руководителями городов и районов. Проводим и конференции, различныефорумы, привлекаем СМИ и встречаемся в больницах с врачами, проводим разъяснительнуюработу. Кстати говоря, очень заинтересованно все подходят к нашим инициативам,ибо все знают об этой проблеме, но только Церковь, по благословению СвятейшегоПатриарха, говорит об этом активно. У нас в городе есть больница имени АрхиепископаЛуки, который во время войны проводил лечение. Сегодня в этой больнице живутего пациенты. В год 60-летия Победы нужно говорить об участии этого архипастыряв Победе, чтобы здоровым выросло поколение. Многие сегодняшние врачи учатсяу святителя Луки, читая его труды. Они стараются осуществлять его добрые советыв жизни, в том числе и поднимая тему абортов. В общем, действительно нужно,чтобы сегодня возвращались христианские ценности, чтобы эти заповеди были не только по названию. Не убий! – это относится ко всем. И врач, который делаетэту операцию, должен подумать о том, что он совершает: убийство или операцию?Думаю, что задача Церкви – привлечь внимание всех людей, самых разных слоевобщества, к проблеме духовности, чтобы нравственность вернулась в нашу жизнь.Может быть, тогда нам удастся совместно решить демографическую проблему.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыки, вы так хорошо говорите, что аборт – это плохо. Но как быть нам,матерям? Хочется дать своему ребенку лучшее образование, лучшее питание. А еслия из нищенской среды, почему я не могу задуматься над тем, чтобы мне сделатьаборт, чтобы не мучить дитя, которое еще не родилось?
 Владыка Климент:

 - Я думаю,если ребенок, которому грозит убийство в процессе аборта, все же родится, –то он будет более счастлив, чем убитый в утробе матери. Даже если человек имееттрудности, живет небогато, – он счастлив, что живет. А мы лишаем жизни тех,кто вообще еще не видел солнца, тепла. Мы беремся решать за того, кто еще не родился, жить ему или нет, а он ведь такой же человек! Я не знаю, какая матьможет думать, что, убив собственного ребенка, делает его счастливее. Это внутренняяпроблема человека!
 Владыка Викентий:
 - Я хотелдобавить, что такое отношение к жизни человека, пусть еще и не родившегося,неправильное. Мы, люди верующие, понимаем, что душа живая после такого убийстваво чреве уходит в иную жизнь, и там она еще больше мучается, чем если бы родиласьна этой земле. Пусть и кажется, что нищенская ситуация, тяжелая, но через трудности,которые человек будет нести в этой жизни, он будет зарабатывать себе счастливуювечность, блаженную вечность, на радость себе и матери, которая его родила.Потому что он будет молитвенником за свою мать. А когда несчастная душа послетакой смерти уходит в иной мир, она будет вечно мучиться в неопределенном состоянии:не в свете и не во тьме, не в радости и утешении. Вот, что дает мама, не понимая,что делает таким убийством. Она и себе приносит болезни душевные и телесные,и ребенку. Это сейчас, пока женщина еще молодая она не дает себе отчета в том,что делает, а когда станет постарше, то поймет всю тяжесть этого греха и будетстрадать и мучиться. Многие наши женщины приходят к нам со слезами. Такая психическаянапряженность приводит к тому, что женщина уже не находит себе места.
Часто спрашивают: что делать? Какие есть способы искупить этот грех? «Я чувствуюкрик этого младенца, я чувствую страдания своего младенца в том, очень плохомсостоянии. Он мне снится, и кричит!», – вот что говорят женщины, которые приходятк нам. Поэтому не нужно заблуждаться, что если ребенок не родится, то будетсчастливее. Мы не делаем его счастливее, а наоборот – делаем хуже и его жизнь,и свою. Поэтому мы, как люди церковные, глубоковерующие, понимающие, не советуемделать эти страшные грехи, которые приносят страдания и в этой жизни, и в будущей.
 - Владыка, можетбыть, телезрительница имела в виду, что она может сделать счастливым одногоили двух, но не трех, не четырех…
 Владыка Климент:

 - И десятьбудут счастливыми! Я скажу про себя, что у нас в семье порой неделями не елиничего кроме картошки и постного масла. Но все равно счастливы и благодарнысвоим матерям, что нас было четверо ребят, и она не делала ни одного аборта.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыки, вы говорите о традиционных духовных ценностях, а как другиерелигии смотрят на это? Общие ли это ценности?»
 Владыка Климент:

 - У нас оченьхорошее отношение с традиционными религиями. Когда мы говорим о нравственномвоспитании, то не говорим о конфессиональном воспитании, наоборот, поддерживаемпредставителей ислама, а они нас поддерживают в этом вопросе. Очень важно, чтобыс юного возраста детям преподавали основы нравственности, заповеди, а они даныБиблией – Священной книгой как для мусульман, так и для христиан, и для иудеев.Нужно, чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы могли отличитьзло и отказаться от совершения зла, выбрать добро и совершать добро. Мы отстаиваем,чтобы преподавалась наша российская культура, а не какая-то западная культура,по сути бездуховная, безнравственная. Посмотрите общероссийские телеканалы,сколько там безнравственности, сколько там насилия! Вечером, когда вы приходитедомой с работы, садитесь за стол, с вами садятся ваши дети, вы включаете телевизор,а там смотреть нечего. Правда, сейчас появились российские фильмы, но и онисняты по типу западных боевиков. Маленькие дети смотрят, а родители оправдываютсебя: мол, маленькие еще, ничего не понимают. Это не так, подсознание ребенка«пишет». Сейчас особо остро стоит проблема отцов и детей, потому что у молодыхсовершенно другая ментальность, они выросли на этих боевиках, они выросли на фильмах, где разврат, распущенность. Реклама пива и прочего у них подсознательно«записана», и думают они совсем по-другому.
 Мы выступаемза то, чтобы наше образование сделало акцент на нашу традиционную культуру!Особенность России в том, что она многонародная, многонациональная, и никогдау нас не было межнациональных или межрелигиозных конфликтов. И здесь, в вашейобласти, живут представители многих национальностей, различных конфессий, и все живут мирно. Православная Церковь выступает за уважение к другим религиям.Есть Межрелигиозный совет, в котором мы обсуждаем эти вопросы и находим пониманиес представителями ислама, буддизма в том, что общество находится в беде. Надовозрождать нашу молодежь.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыки, подскажите. Когда я несколько лет назад выходила замуж, то принялаисламскую веру, чтобы угодить свекрови. А сегодня у нас двое детей, младший– мусульманин, а старшую дочь я не отдаю, вырастет – сама решит. Подскажите,как мне быть, как мне вернуться обратно в Православие, которое мне и ближе,и родней».
 Владыка Викентий:

 - Если естьтакое твердое решение – вернуться в Церковь Православную, то никто этому не препятствует. Мы рады с вами встретиться и рассказать, как можно приступитьк таинствам церковным. Подойдите к настоятелю ближайшего храма, и он вам всерасскажет. Вы не смущайтесь, приходите, и мы все обсудим.
 Владыка Климент:
 - Поймите,что Крещение – это не вступление в какую-то партию: получили партийный билет,а потом его можно выкинуть. Коли вы крещены, вы получили благодать от Господаи она присутствует в вас. Нет человека, который бы жил и не согрешил, так и вы, если изменили в чем-то Православной вере, то есть путь покаяния. Я думаю,что и семью можно сохранить – если муж любит свою жену, то он не будет заставлятьее отказаться от своей веры.
 - Владыка Климент,скажите о Вашем отношении к первому православному телеканалу России. КаковоВаше видение задач журналистов?
 Владыка Климент:

 - В первуюочередь, я хочу поздравить первоуральцев с тем, что у них есть такая замечательнаятелекомпания. Это первая в России такая телекомпания, и не случайно вы называетесьПервоуральском, первые – и не только на Урале, но и во всей России. Я думаю,этот канал будет приносить пользу людям, люди всех возрастов смогут получитьответы на волнующие вопросы. Будет польза и для молодежи, которая сможет духовно,нравственно укрепиться, осознать смысл своей жизни, полюбить русскую культуру,лучше понимать, как жить в этом мире, научиться противостоять греху, научитьсясовершать добро. А чем больше мы бережем свое сердце от всего греховного, темлучше для нас.
 Каким жедолжен быть журналист? Журналист должен служить духовному, нравственному становлениюРоссии. Журналист должен быть, в первую очередь, сам нравственен. Если он самне имеет нравственности внутри себя, то он не может научить людей нравственности.Я также говорю и священникам: если священник не имеет веры, то он не может привитьее людям. Каждый журналист должен быть высоконравственным и говорить «не по бумажке», а от сердца. Как он понимает жизнь человека в этих условиях, как можноизбежать греха. Нужно журналисту помнить главную заповедь: «Горе тому человеку,через которого в мир входит грех!» Журналист не должен делать так, чтобы егопередачи, его телеканал, его фильм вводили в грех людей. Нет ничего случайногов жизни, и даже самое малое соприкосновение человека с чем-то оставляет глубокийвнутренний след. Поэтому журналист должен это понимать и осознавать, что журналистытакже созидают Россию крепкую, здоровую, целостную. За будущее России ответственнывсе мы вместе, и если учитывать то, что журналист влияет на сознание людей,он особо ответственен в этом.
 - Звонок в прямойэфир: «Я была участницей форума, было очень интересно слушать Вас, Владыка Климент.Я педагог, и мне хотелось бы услышать Ваше мнение о деградации нашего населения.Я наблюдаю, что умножается население неблагополучное, то есть в семьях неблагополучныхбывает и пятеро, и шестеро детей».
 Владыка Климент:

 - Скажу такуювещь, что те семьи, которые имеют одного или двоих детей, они тоже не могутназываться благополучными. Если семья отказывается от рождения ребенка, значит,что-то есть в сознании, мешающее рождению детей. Может быть, другая семья –с тремя или четырьмя детьми внешне и не благополучна, а внутренне она – целостна.Мы не должны делить на благополучные и неблагополучные семьи только по внешнему,материальному признаку. Отказ от детей уже говорит о каком-то внутреннем неблагополучии,здесь надо менять ситуацию. Эти хорошие семьи, хорошие родители, должны задуматьсяи завести еще детей. А что касается «неблагополучных» семей, то нужно подумать,почему мы называем эту семью неблагополучной. Какие условия, какие обстоятельстважизни сделали ее такой? И даже если в семье есть какие-то проблемы, то мы должнысообща ей помочь, помочь таким детям стать благополучными.
 У нас ещеесть такое разделение в сознании: «этот инвалид – значит, он неблагополучный!».Я восемь лет служил в Америке, и увидел, какое там отношение к инвалидам. Там даже для людей, которые имеют некую недоразвитость, есть специальные школы,их учат, и они живут, получают профессию и работают. Их учат жить правильно.И мы тоже можем научить человека жить правильно, надо только обращать вниманиена это.
 Есть ещеодна проблема в нашем обществе: мы делим детей на «мой ребенок» и «не мой ребенок».Мы должны запомнить, что чужих детей не бывает в нашей России, это все нашидети. А мы говорим: «Это мой ребенок, я о нем думаю. А это чужой, пускай ведетсебя, как хочет…». Мы проходим мимо десятилетнего ребенка, который курит, и думаем: «Слава Богу, не мой»… Но через год или два наш сын или наша дочь будетстоять в подъезде и курить вместе с ним. Мы не думаем, что, когда он вырастет,то он подойдет к нам и попросит деньги на наркотик! Не дадим – он применит силуи станет асоциальным элементом. Есть евангельская притча, которая рассказываето том, как человек попал в беду. И только самарянин, который был чужд иудейскомународу, помог ему: привез больного в город, разместил в гостинице, ухаживалза ним и заплатил гостиничному, чтобы тот ухаживал. И даже сказал: «Если большеистратишь, то я возмещу убыток». Этот самарянин к чужому человеку проявил любовь.А мы порой не проявляем любви к юному человеку, который рядом с нами живет.Из неблагополучной семьи могут вырасти и хорошие дети. И не нам определять,жить ребенку или нет. Если Господь дал жизнь, то мы должны сделать так, чтобыон жил хорошо, правильно, жил по Евангелию. Господь сказал, что христиане должныбыть солью земли, поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы наше общество жилопо нравственным законам.
 - Звонок в прямойэфир: «Не пора ли нам открывать в школах уроки богословия?»
 Владыка Викентий:

 - Дело в том, что никто не запрещает преподавать в школах основы православной культуры.Нужно только, чтобы родители проявили это желание, написали коллективное письмона имя директора, выразив желание, чтобы преподавались уроки Православия. Тогдафакультативно этот предмет преподавать можно. Все зависит от родителей.
 - Владыка Феодосий,в завершение нашей беседы, скажите добрые слова нашим читателям, слушателям,телезрителям.
 Владыка Феодосий:

 - Мы познакомилисьс работой православного телеканала, и это отрадно, что у Церкви сегодня естьвозможность иметь собственный телеканал, и голос Церкви может звучать в прямомэфире, входить в дома и семьи граждан. Я думаю, что это направление должно бытьнами использовано. Мы должны доносить до большого круга людей озабоченностьпроблемами, существующими в нашем обществе, и предлагать решения, которые вырабатываютсяна подобных форумах. Церковь сегодня использует все возможности, чтобы нравственностьи духовность в обществе была выше. Проповедь в храме, учеба в православной школе,православные гимназии… Думаю, что телеканал тоже будет максимально использовандля того, чтобы мы говорили о нашей культуре, о высоких моральных, нравственныххристианских ценностях. Телеканал будет содействовать тому, что общество нашебудет чище, добрее, от этого будет всем лучше, может быть, и демографическаяпроблема будет решена. Я желаю вашему телеканалу помощи Божией, развития! Думаю,что другие регионы будут приезжать к вам, чтобы использовать ваш положительныйопыт.
 - Владыка Климент,Ваше заключительное слово.
 Владыка Климент:

 - Я хотелвсех телезрителей и жителей области поздравить со 120-летием основания Епархии!Желаю чтобы каждый из вас, кто живет на уральской земле, с каждым днем становилсявсе крепче в вере, берег себя от всего греховного, становился чище, стремилсястяжать в своей жизни, в своем сердце мир Христов. Мы все знаем и любим ПреподобногоСерафима Саровского. Он сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».Стяжи, применяя усилия. Не просто – вот он лежит, а ты возьми и положи его за пазуху. Обрети в своей жизни мир – и спасутся люди вокруг тебя. Я желаю всеммолодым людям найти путь к Богу, принять Христа в свою жизнь, стремиться к тому,чтобы заповеди Евангелия были для нас нормой жизни.
 Мы должнылюбить Россию, любить нашу культуру, любить наш народ! Если мы будем все стремитьсяк тому, чтобы быть лучше, то и Россия, любимая нами Россия, будет лучше. Помогайвам всем Господь!

 С гостями беседовала журналист Юлия Башкирцева. Расшифровка аудиозаписи — ТатьянаПепеляева.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
 На телеканале «ТВЦ»– по вторникам и пятницам в 07.00, в четверг – в 17.30.
 На телеканале «Отечество»(в области) – в четверг, в 07.00, и в воскресенье, в 18.30.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!


 
 
Архипастырь

Выступление архиепископа Викентия на XIII Рождественских чтениях (г. Москва)

Екатеринбург, 1 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».  «Сегодняздесь на конференции обсуждаются темы, которые являются очень важными, оченьвесомыми.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс